Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.



Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, или чаще – как возраст полового созревания. (Выготский различал 3 точки созревания: органическое, половое и социальное).

Отцом психологии переходного возраста называют Ст.Холла – он первый предложил концепцию, объясняющую явление подростничества и очертил круг проблем этого возраста. Холл назвал этот возраст периодом «бури и натиска», отрочество насыщено стрессами и конфликтами, доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов. Содержание подросткового периода Холл описывал как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности».

В теории Э. Эриксона идентичность — это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: «Я тот же самый».

По отношению к психологии подростка понятие «идентичность» включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение.

Концепция Ж. Пиаже — в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие формального мышления.

В возрасте от 11 — 12 лет и до 14—15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Пиаже назвал ее «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности.

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес.

Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые назвал доминантами, а именно:

«эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности;

«доминанта дали» — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

«доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;

«доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

Главное в развитии мышления, по Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. «Мышление ребенка — это рассудочное мышление. Мышление подростка — разумное мышление». В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Выготский определяет как «понятие в действии».

В концепции Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении.

Формирование личности Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понима­нии Выготского — это отражение собственных процессов в сознании подростка. Возникновение самосознания, по Выготскому, означает переход к новому принципу развития — к овладению внутренней регулировкой психичес­ких процессов и поведения в целом. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Теперь, по его словам, «функции вступили в новую связь че­рез личность». Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Выготский, зависит от куль­турного содержания среды.

А.Н. Леонтьев В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений.

В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Эльконину — Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся.

Особенности развития в переходном возрасте проявля­ются в следующих симптомах:

• вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;

• появляются компании (поиски того, кто может тебя понять);

• ребенок начинает вести дневник.

Центральное новообразование переходного возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке». Д.Б. Эльконин различал в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.

Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростко­вом возрасте обнаруживают себя:

• в интеллектуальной сфере — самостоятельность в усво­ении знаний, стремление к самообразованию;

• социально-моральной сфере — помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответ­ствие морально-этических представлений реальному пове­дению подростка;

• в романтических отношениях со сверстниками другого пола — формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

• во внешнем облике — следование моде в одежде, в поведении, в речи.

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как ко взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

• проявления потребности в уважении, доверии, призна­нии самостоятельности;

• желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

• наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых пли сверстников

Социальная ситуация развития. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток — ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, — это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Д.Б. Эльконпн выделил и описал своеобразный морально-этический кодекс, присущий этому возрасту: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, верность в дружбе.

Основное противоречие возраста (задача развития). Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д.Б. Эльконина, у подростков существует тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым. Однако стремление быть взрослым вызывает сопротивление со сто­роны окружающих.

Ведущий тип деятельности в этом возрасте общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Основные психологические новообразования подросткового возраста. В деятельности общения формируется основное новообразование подросткового возраста — самосознание ( социальное сознание, перенесенное внутрь).

Л.И. Божович Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов харак­теризуется иерархической системой, наличием определен­ной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и став­ших ценными для личности мотивов. Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях.

Подростковый возраст относится к так называемым периодам возрастных кризисов. Многие авторы подчеркивают возможность бескризисного протекания этого периода. По мнению Ремшмидта «кризис в этом случае часто рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами».

Весомым аргументом в пользу бескризисных теорий является то, что данные исследования часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого этапа развития, о готовности подростков безоговорочно слушаться и подчиняться своим родителям и о готовности родителей понимать своих детей (Эльконин, Кле, Раттер).

Другая точка зрения состоит в том, что характер протекания, содержания и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Противопоставляя себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка.

Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально принуждает родителей к ним, чтобы затем иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Родителям очень важно понимать и относится к данным проявлениям терпимо и не ущемлять прав своих детей. В тех случаях, когда это не происходит, когда отрочество осуществляется по принципу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно бурно протекающий кризис 17-18 дет и даже позже, затяжная инфантильная позиция «ребенка» в зрелом возрасте.

Позитивный смысл подросткового возраста в том, что через борьбу за независимость, происходящую в безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способности полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Существует два основных пути протекания кризиса. Первый - это кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, протест к их требованиям. Симптомы кризиса зависимости следующие: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения, вкусам. Родители, как правило, поощряют такое поведение, не понимая того, что «без кризиса невозможно развитие».

Кризис. Эриксон. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризис идентичности. В подростковом и раннем юношеском возрасте стоит задача цельного осознания своего места в мире (идентичность) или неуверенность в понимании собственного Я (диффузия идентичности). Пятую стадию характеризует самый глубокий кризис – детство подходит к концу. Ее завершение – формирование первой цельной формы идентичности. Острота этого кризиса зависит от разрешенности ранних кризисов и от атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию диффузии идентичности, составляет основу синдрома патологии идентичности. Это инфантильность, желание продлить детство, тревожность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.5.1 (0.016 с.)