Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные закономерности психического развития в подростковом возрасте. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, или чаще – как возраст полового созревания. (Выготский различал 3 точки созревания: органическое, половое и социальное). Отцом психологии переходного возраста называют Ст.Холла – он первый предложил концепцию, объясняющую явление подростничества и очертил круг проблем этого возраста. Холл назвал этот возраст периодом «бури и натиска», отрочество насыщено стрессами и конфликтами, доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов. Содержание подросткового периода Холл описывал как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности». В теории Э. Эриксона идентичность — это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития. Это субъективное переживание: «Я тот же самый». По отношению к психологии подростка понятие «идентичность» включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего «Я», самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение. Концепция Ж. Пиаже — в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания программы жизни необходимо развитие формального мышления. В возрасте от 11 — 12 лет и до 14—15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Пиаже назвал ее «наивным идеализмом» подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям: пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности. Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Возникновение интересов в большей степени составляет содержание социокультурного развития ребенка, чем его биологического формирования. По словам Выготского, механизмы поведения подростка начинают действовать в совершенно ином внутреннем и внешнем мире, в этом возрасте происходит превращение влечения в интерес.
Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые назвал доминантами, а именно: • «эгоцентрическая доминанта» — интерес подростка к собственной личности; • «доминанта дали» — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; • «доминанта усилия» — тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях; • «доминанта романтики» — стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму. Главное в развитии мышления, по Выготскому, заключается в овладении подростком процессом образования понятий, что ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. «Мышление ребенка — это рассудочное мышление. Мышление подростка — разумное мышление». В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Выготский определяет как «понятие в действии». В концепции Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Формирование личности Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия в понимании Выготского — это отражение собственных процессов в сознании подростка. Возникновение самосознания, по Выготскому, означает переход к новому принципу развития — к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Теперь, по его словам, «функции вступили в новую связь через личность». Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Выготский, зависит от культурного содержания среды.
А.Н. Леонтьев В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений. В начале подросткового возраста в системе развивающего обучения (по Эльконину — Давыдову) учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся. Особенности развития в переходном возрасте проявляются в следующих симптомах: • вновь возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы; • появляются компании (поиски того, кто может тебя понять); • ребенок начинает вести дневник. Центральное новообразование переходного возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке». Д.Б. Эльконин различал в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте обнаруживают себя: • в интеллектуальной сфере — самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию; • социально-моральной сфере — помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; • в романтических отношениях со сверстниками другого пола — формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы); • во внешнем облике — следование моде в одежде, в поведении, в речи. Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как ко взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат: • проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; • желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; • наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых пли сверстников Социальная ситуация развития. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития: подросток — ровесник. Идеальная форма, т.е. то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, — это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Д.Б. Эльконпн выделил и описал своеобразный морально-этический кодекс, присущий этому возрасту: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, верность в дружбе. Основное противоречие возраста (задача развития). Помимо чувства взрослости и его видов, по мнению Д.Б. Эльконина, у подростков существует тенденция к взрослости — стремление быть, казаться и считаться взрослым. Однако стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ведущий тип деятельности в этом возрасте общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Основные психологические новообразования подросткового возраста. В деятельности общения формируется основное новообразование подросткового возраста — самосознание ( социальное сознание, перенесенное внутрь).
Л.И. Божович Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Именно в мотивационной сфере находится главное новообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Подростковый возраст относится к так называемым периодам возрастных кризисов. Многие авторы подчеркивают возможность бескризисного протекания этого периода. По мнению Ремшмидта «кризис в этом случае часто рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами». Весомым аргументом в пользу бескризисных теорий является то, что данные исследования часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого этапа развития, о готовности подростков безоговорочно слушаться и подчиняться своим родителям и о готовности родителей понимать своих детей (Эльконин, Кле, Раттер). Другая точка зрения состоит в том, что характер протекания, содержания и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Противопоставляя себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка. Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально принуждает родителей к ним, чтобы затем иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Родителям очень важно понимать и относится к данным проявлениям терпимо и не ущемлять прав своих детей. В тех случаях, когда это не происходит, когда отрочество осуществляется по принципу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно бурно протекающий кризис 17-18 дет и даже позже, затяжная инфантильная позиция «ребенка» в зрелом возрасте.
Позитивный смысл подросткового возраста в том, что через борьбу за независимость, происходящую в безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способности полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Существует два основных пути протекания кризиса. Первый - это кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, протест к их требованиям. Симптомы кризиса зависимости следующие: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения, вкусам. Родители, как правило, поощряют такое поведение, не понимая того, что «без кризиса невозможно развитие». Кризис. Эриксон. Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризис идентичности. В подростковом и раннем юношеском возрасте стоит задача цельного осознания своего места в мире (идентичность) или неуверенность в понимании собственного Я (диффузия идентичности). Пятую стадию характеризует самый глубокий кризис – детство подходит к концу. Ее завершение – формирование первой цельной формы идентичности. Острота этого кризиса зависит от разрешенности ранних кризисов и от атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию диффузии идентичности, составляет основу синдрома патологии идентичности. Это инфантильность, желание продлить детство, тревожность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.014 с.) |