Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. И. Павлова, Ю. Г. Камскова, Н. В. Мамылина↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В.И.Павлова, Ю.Г.Камскова, Н.В.Мамылина Физиологические механизмы рефлекторной деятельности, обучения человека Челябинск
Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Мамылина Н.В. Физиологические механизмы рефлекторной деятельности, обучения человека. Учебно-методическое пособие. Челябинск: изд-во ЧФ УРАО, 2008.- с.
В данном учебно-методическом пособии рассмотрены анатомические, физиологические механизмы безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе высшей нервной деятельности человека. Дано общее представление об этих процессах, механизмы формирования и торможения условных рефлексов, современные подходы к проблеме научения, рассмотрены формы поведения и формы обучения человека. Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего образования и предназначено для студентов факультета физической культуры и БЖ, а также РИПОДО. Рецензент: доктор биологических наук, профессор ЮУрГУ Исаев А.П.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность коры полушарий большого мозга направлена на постоянный анализ и синтез поступающих в нее сигналов (нервных импульсов), поступающих в мозг от органов, систем и аппаратов. В процессе аналитической деятельности все раздражения, которые воспринимаются организмом, в коре дифференцируются по их особенностям, силе и характеру воздействий. Синтетическая деятельность коры полушарий большого мозга обеспечивает объединение сигналов, поступающих от различных анализаторов, от органов чувств, от функциональных центров нервной системы. Такая синтетическая деятельность мозга человека возможна благодаря многочисленным и разнообразным ассоциативным связям между различными отделами центральной нервной системы. На основе анализа и синтеза поступающей в мозг информации создаются поведенческие акты, которые могут иметь различную сложность. Поведенческие акты могут быть в виде защиты от опасностей, поиска пищи при чувстве голода, действия, обеспечивающего продолжение жизни, и многие, -многие другие. В зависимости от поступившей по чувствительным путям в высшие отделы мозга информации принимаются соответствующие решения, которые реализуются в виде различных действий. В каждый такой момент организм и его мозг сосредоточивают все свое внимание на главном, как бы отодвигают в сторону все менее важные вопросы. Деятельность мозга, его высших аппаратов направлена на достижение конечных результатов. При необходимости проводится поиск дополнительной информации из окружающей среды, из «запасников» памяти. В поведенческих реакциях действуют функциональные системы. Нервные импульсы от рецепторов следуют по цепям нейронов рефлекторных дуг до эффекторов (рабочих органов), а от них по рефлекторному кругу, который проводит новые сигналы об исполнении, о достижении конечного результата. Аналитическая и синтетическая деятельность коры полушарий большого мозга не являются изолированными процессами, они взаимосвязаны друг с другом и протекают во взаимодействии и функциональном единстве различных отделов мозга, анализаторов и ассоциативных систем.
В данном учебно-методическом пособии рассмотрены физиологические механизмы условнорефлекторной деятельности человека, механизмы торможения условных рефлексов, формы поведения и обучения человека.
Инстинкты Донастоящего времени не существует общепринятого определения понятия инстинкт, которое бы в полной мере отражало все стороны этого сложного физиологического явления, в котором переплетаются врожденные и приобретенные в процессе индивидуального развития организма компоненты. Нет также четкого понимания различия терминов «инстинкт» и «инстинктивное поведение», в связи с чем многие авторы предпочитают не дифференцировать эти понятия. Ведущими российскими физиологами (Словарь физиологических терминов, 1987) предлагается рассматривать инстинкт (лат. instinctus - побуждение) как жизненно важную целенаправленную адаптивную форму поведения, обусловленную врожденными механизмами, которая реализуется в ходе онтогенетического развития и характеризуется строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающая на специфические раздражители внешней и внутренней среды организма. В литературе даются и другие определения этого термина. Например, инстинкты - это генетически детерминированные формы поведения, направленные на удовлетворение биологических, социальных и идеальных потребностей. Инстинкты - это та часть поведения животных и человека, которая характерна для организмов данного вида и закреплена за ними генетически. Инстинкт - это комплекс безусловных рефлексов. Инстинкты - это комплекс фиксированных (т.е. сложных, стереотипных) действий, отражающих видовой опыт поколений. Инстинкт - это комплекс двигательных актов, или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившихся в данной ситуации условий. Инстинкт - это врожденная и строго координированная форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей и отражающая полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида. Важно подчеркнуть, что все инстинкты, реализуемые в поведенческих реакциях животного, направлены на получение полезного результата. Все авторы едины в том, что способность к инстинктивному поведению передается по наследству, причем, как отмечал Ч. Дарвин, особенности этих жестко запрограммированных действий столь же характерны для животных определенного вида, как и особенности строения их тела. Необходимо отметить, что инстинктивная деятельность человека, в силу того, что его поведение во многом определяется социальными законами общества, значительно преобразована и находится под контролем сознания. Однако, в ряде случаев, когда контроль со стороны коры головного мозга за нижележащими подкорковыми структурами ослабевает (например, в состоянии сна, опьянения, при действии наркотиков и т.д.), инстинктивная деятельность людей проявляется в яркой форме (например, в форме повышенной сексуальности, агрессивности и т.д.).
В целом, в эволюционном аспекте, инстинкты следует рассматривать как переход от безусловнорефлекторной деятельности к условнорефлекторной. Критерии инстинкта. В 1964 году немецкий зоолог Г.Э. Циглер описал следующие критерии инстинкта: 1) в основе инстинкта лежат побуждение и способность к действию, являющиеся наследственными свойствами вида; 2) инстинкт не требует предварительного обучения; 3) инстинкт выполняется одинаково у всех нормальных представителей вида; 4) инстинкт соответствует морфологической и физиологической организации животного; 5) инстинкт приспособлен к экологическим условиям обитания вида. Как уже отмечалось выше, в инстинкте сосредоточен опыт поколений, т.е. инстинкт представляет собой своего рода квинтэссенцию видового опыта. Но если под инстинктом понимать лишь генетически детерминированную программу сложных поведенческих действий, то в строгом смысле слова инстинктивные акты можно наблюдать у животных только при первом проявлении инстинкта. При каждой последующей реализации инстинкта добавляется множество новых только что приобретенных условных рефлексов, которые приводят к индивидуальной модификации наследственно запрограммированного поведенческого акта. Таким образом, сложное инстинктивное поведение - это сплав наследственно закрепленных стабильных актов и актов, приобретенных в ходе индивидуального развития, т.е. индивидуальная адаптация видового опыта. Другими словами, животное рождается с заложенной в нем наследственной поведенческой программой, но на протяжении всего периода постнатального онтогенеза оно учится правильно применять эту программу соответственно требованиям окружающей среды. Многие наблюдения показывают, что инстинкты способны к индивидуальной изменчивости. Принято выделять наиболее «ритуализированные» действия и наиболее изменчивые его элементы.
Целесообразность инстинктов. Как правило, инстинктивные реакции целесообразны, но эта целесообразность проявляется в относительно постоянных условиях существования. При резком изменении условий окружающей среды инстинкты становятся нецелесообразными. Например, инстинктивная оборонительная реакция ежа (свертывание в колючий клубочек) теряет свое назначение, когда он оказывается застигнутым автомобилем на шоссе. Морфологически инстинктивная деятельность высших животных и человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой головного мозга. На этой основе образуются в индивидуальной жизни различные новые связи, накапливается жизненный опыт, формируется высшая нервная деятельность. Любая форма обучения человека и животных строится на основе инстинктов, которые постепенно отступают на задний план, а ведущую роль начинают играть уже приобретенные формы деятельности, т.е. условные рефлексы. С этих позиций воспитать человека - означает, прежде всего, выработать способность подавлять и направлять инстинктивную деятельность в необходимое русло. Этапы осуществления инстинктов. В основе инстинктивного поведения сложного характера выделяют три основных этапа его осуществления - подготовительный, поисковый и завершающий. Прежде всего, для реализации инстинкта необходимо формирование соответствующего биологического влечения, т.е. мотивации. Например, появление чувства голода. Это является подготовительным этапом инстинктивной деятельности, направленной на удовлетворение потребности в пище. Затем животное начинает активно исследовать окружающую среду, отыскивая с помощью органов чувств внешние сигналы, которые бы свидетельствовали о наличии пищи в окружающей среде. Это - поисковый этап инстинктивного поведения, направленного на добывание пищи, который продолжается до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель - внешний сигнал, запускающий жестко запрограммированную и строго координированную инстинктивную деятельность, т.е. завершающий этап. Например, вид или голос добычи является тем пусковым раздражителем, который вызывает у хищника определенную последовательность двигательных реакций (подкрадывание, нападение, схватывание, умерщвление жертвы, а иногда и перенос туши в другое место). Инстинктивные действия, происходящие на завершающем этапе, т. е. собственно акт еды, практически одинаковы для всех животных данного вида.
Условия реализации инстинктов. Для проявления инстинктивного поведения необходимо действие внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы - это нарушение гомеостаза, или постоянства внутренней среды организма, которое может проявляться, в частности, в нарушении содержания гуморальных компонентов организма. В процессе эволюции роль внутренних факторов в индукции инстинктов постепенно снижается. Внешние факторы - это так называемые ключевые, или пусковые, стимулы (релизеры). Очень часто при отсутствии таких ключевых стимулов, но при наличии соответствующей потребности животное активно ищет эти стимулы (например, поиск партнера в период полового возбуждения, поиск материала для построения гнезда и пр.). Таким образом, инстинктивное поведение животных в полной мере реализуется только при наличии внешних и внутренних факторов. Классификация инстинктов. П.В. Симонов разделил все инстинкты на три группы - витальные (биологические), социальные (зоосоциальные, или ролевые) и идеальные, или инстинкты саморазвития. Таким образом, в основу классификации положены виды потребностей, которые удовлетворяются при реализации соответствующих инстинктов. Витальные инстинкты Реализация витальных инстинктов обеспечивает сохранение индивидуума ивида. К нимотносятся пищевые, питьевые, оборонительные инстинкты, инстинкты, направленные на регуляцию цикла «сон - бодрствование», инстинкты экономии силы идругие. Для данной группы инстинктов характерно, что неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи и что удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида. Достаточно подробно изучен пищевой инстинкт (инстинкт пищедобывания, инстинкт питания), который направлен на активный поиск пищи и ее потребление. Для этого инстинкта большое значение имеет условно-рефлекторный компонент пищевого поведения, приобретаемый животным и человеком в процессе индивидуального развития. Важными для многих животных являются оборонительные инстинкты, в основе которых лежит потребность в самосохранении, а также борьба за самку, за территорию или потомство. Реализация этих инстинктов зависит от вида животного и конкретных условий среды. Так, функцию защиты от нападения выполняют некоторые подстерегающие действия, например звуки, издаваемые гремучей змеей, или агрессивные позы, принимаемые многими млекопитающими (при этом следует отметить, что у животных не существует агрессивности ради агрессивности). Особо выделяют в группе витальных инстинктов рефлексы экономии сил. Если установить в клетке два рычага, нажатие на которые требует разных усилий, но дает одинаковое количество пищи, то крысы выбирают более легкий рычаг.
Инстинкты саморазвития К этой группе относятся разнообразные проявления ориентировочно-исследовательского поведения, инстинкты сопротивления (или рефлекс свободы, по И.П. Павлову), а также инстинкты превентивной «вооруженности» - имитационные и игровые. Инстинкты саморазвития не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей среде обитания в данный момент, а обращены к будущему; кроме того, они самостоятельны и невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим ранее упомянутым группам инстинктов. Ориентировочно-исследовательское, или поисково-исследовательское, поведение (информационные инстинкты) побуждается потребностью в непрерывном получении новой информации из внешней среды. Реализация этой потребности в значительной степени осуществляется благодаря индивидуальному опыту - каждое животное вынуждено самостоятельно выучивать значимые лишь для него внешние сигналы. Выдающаяся роль информационных инстинктов доказывается драматическими последствиями «информационного голода», особенно для развивающегося организма. Воспитание молодых животных в «обедненной» среде, в изоляции и в условиях ограничения движений приводит не только к расстройствам их поведения, но и влияет на массу мозга, толщину коркового вещества и уровень метаболических процессов. В целом, поисково-исследовательское поведение служит базой для выработки условных инструментальных рефлексов. В самостоятельную группу инстинктов саморазвития выделяют инстинкты, направленные на удовлетворение потребности в приобретении опыта, навыков, умений, необходимых индивидуумам в будущей самостоятельной жизни - подражательные и игровые инстинкты. Подражательные инстинкты, которые в основном присущи приматам, лежат в основе подражательного действия. Эти инстинкты проявляются в копировании поведенческих актов, которые не могут возникнуть другим путем, т.е. которые приобретаются лишь в процессе индивидуального развития. Таким образом, они обеспечивают передачу опыта от одного поколения к другому и лежат в основе «сигнальной», т.е. негенетической наследственности. Среди различных форм подражательного поведения можно выделить такие видоспецифические формы, при которых поведение одних животных является побуждающим фактором для других. Например, если одна овца из стада, увидев и испугавшись чего-нибудь, бросается бежать, то другие члены стада, не видевшие опасности, тоже следуют ее примеру. Вариантом инстинктивного видоспецифического подражания является паника. Однако такому слепому подражанию неизменно противостоит индивидуально приобретенный опыт. Игровые инстинкты лежат в основе игровой деятельности, которая представляет собой генетически передаваемый комплекс упражнений для тренировки всех систем организма, особенно опорно-двигательного аппарата, для развития сложных движений, манипуляций с предметами, для развития систем дыхания и кровообращения. За счет игрового поведения молодые животные усваивают сложные двигательные акты, необходимые им в соответствующих жизненных ситуациях - бегстве, борьбе, добыче пищи, размножении и т.д. В процессе игровой деятельности индивидуум тренирует жизненно необходимые поведенческие стереотипы, обогащается информацией об окружающей среде, практикуется во взаимодействии со сверстниками, усваивает нормы группового поведения. Игровое поведение имеет большое разнообразие своих проявлений и самостоятельные мотивационные механизмы. Как правило, игровые инстинкты у детенышей высших животных и у человека реализуются на ранних этапах онтогенеза, в том числе в ювенильном периоде, т.е. до завершения полового созревания. В заключении этого раздела следует подчеркнуть, что вопрос о механизмах передачи по наследству инстинктов (как и в целом, безусловных рефлексов) остается до настоящего времени открытым. Так как в геноме содержится информация только о структуре белков организма, то можно предположить, что для каждого вида животных и человека существуют специфические белки, организующие в пренатальном и постнатальном периодах рефлекторные дуги, в том числе необходимые для реализации инстинктов. Когнитивное обучение Образное (психонервное) поведение. И.С. Бериташвили в процессе изучения поведения животных по разработанному им методу свободного перемещения в экспериментальном манеже установил, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии местоположения пищи создается образ или конкретное представление о пище и ее местоположении в данной среде. Этот образ сохраняется длительное время без повторного воспроизведения. Каждый раз, когда он репродуцируется при восприятии данной среды или ее компонента, животное ведет себя точно так же, как и при непосредственном восприятии. Такое поведение, направляемое образами (психонервное поведение), стали называть произвольным - в отличие от автоматизированного условно-рефлекторного поведения. При данной форме обучения устанавливаются временные нервные связи между психонервным образом и двигательными нервными центрами. Непосредственная активность образа реализуется через ориентировочную реакцию, которая регулирует направление поведения животного. Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем законам условнорефлекторного обучения. Элементарная рассудочная деятельность животных. Л.В. Крушинский (1977) в качестве самостоятельной формы поведения выделял элементарную рассудочную деятельность животных, которая заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и в возможности оперирования этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях. Другими словами, важнейшая функция рассудочной деятельности состоит в отборе той информации о структуре окружающей среды, которая необходима для построения программы наиболее адекватного поведенческого акта в данных условиях. К проявлениям элементарной рассудочной деятельности животных относят способность к экстраполяции направления движения раздражителя и так называемое иивайт-обучение (от англ. инсайт - проницательность, понимание, интуиция). Экстраполяции возможны: 1) в параметрах размера; 2) в плане объема; 3) в плане проницаемости; 4) во времени, перемещение в пространстве с определенной скоростью. Согласно представлениям Л.В. Крушинского, животные, осуществляющие экстраполяционную деятельность, заранее знают, что 1) предметы не исчезают и не возникают ниоткуда (выход за пределы - срыв); 2) если на пути встречается непрозрачная перегородка, то она непроницаема; 3) меньший предмет можно вставить в больший (на основе представлений больше-меньше и объемности); 4) если один предмет вставлен в другой, то они перемещаются вместе; 5) нельзя объемную фигуру поместить в плоскую фигуру. Вероятностное прогнозирование. Под вероятностным прогнозированием понимают предвосхищение будущего. Этот прогноз основывается на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. В соответствии с вероятностными гипотезами осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, благодаря которым повышается вероятность достижения цели (Н.А. Бернштейн, 1966). Высшие позвоночные и человек в своей деятельности непрерывно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги. А водитель транспорта в это время прогнозирует поведение пешеходов, смену сигналов светофора и свои собственные действия по управлению автомобилем. Животные прогнозируют вероятность поиска пищевого объекта. Одновременно они прогнозируют поведение хищника, чтобы не стать жертвой собственной беспечности. Согласно И.М. Фегенбергу и Г.Е. Журавлеву (1977), вероятностное прогнозирование деятельности может иметь следующие формы: 1) прогнозирование разных форм событий, независимых от субъекта; 2) прогнозирование своих ответных активных действий; 3) прогнозирование целенаправленных действий с их актуальной значимостью и предполагаемым результатом; 4) использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих активных партнеров при осуществлении поведения в общении с другими; 5) прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат. Таким образом, когнитивные формы обучения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного обучения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека.
Вопросы для повторения и самоконтроля: 1. Дайте общую характеристику безусловных рефлексов человека и животных. 2. Дайте общую характеристику условных рефлексов человека и животных. 3. Расскажите о разновидностях условнорефлекторной деятельности человека и животных. 4. Дайте общую характеристику процессов возбуждения и торможения, анализа и синтеза в коре больших полушарий человека. 5. Расскажите о физиологических процессах, лежащих в основе формирования условных рефлексов. 6. Дайте общую характеристику процессов торможения условных рефлексов человека и животных. 7. Каковы механизмы, лежащие в основе торможения условных рефлексов? 8. Перечислите современные подходы к проблеме научения. 9. Дайте общую характеристику формам поведения человека и животных. 10. Дайте общую характеристику неассоциативного обучения. 11. Каковы физиологические механизмы поведенческой деятельности человека и животных? 12. Охарактеризуйте ассоциативное, или факультативной обучение. 13. Дайте общую характеристику когнитивному обучению человека. Литература 1. Анатомия человека (в двух томах) /под ред. М.Р. Сапина. М.: «Медицина», 1993. 2. Агаджанян Н.А., Власова И.Г. и др. Основы физиологии человека: учебние.-М.:изд-во РУДН,2000.-408 с. 3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. -М.: Высшая школа,1991.-256 с. 4. Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология.-М.:Просвещение,1970.-224 с. 5. М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 448 с. 6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.-М.: Изд-во МГУ,1989.-398 с. 7. К.В.Маринова Вопросы общей и возрастной физиологии нервной системы. М., 1992.- 136 с. 8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: учебное пособие.-М.: изд-во УРАО,1988.-240 с. 9. Основы психофизиологии: учебник /Отв. ред. Ю.И.Александров.-М.:ИНФРА,1998.-432 с. 10. В.И.Циркин, С.И.Трухина Физиологические основы психической деятельности и поведения человека.-Н.Новгород:изд-во НГМА,2001.-305 с.
Оглавление Введение…………………………………………………………………………. Глава I. Безусловные рефлексы. Инстинкты………………………………….. 1.Инстинкты…………………………………………………………………….. 2. Витальные инстинкты………………………………………………………. 3. Социальные (зоосоциальные, или ролевые) инстинкты…………………. 4. Инстинкты саморазвития…………………………………………………… Глава II. Общая характеристика условных рефлексов……………………… Глава III. Разновидности условнорефлекторной деятельности человека и животных……………………………………………………………………… Глава IV. Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Анализ и синтез в коре…………………………. Глава V. Особенности условнорефлекторной деятельности человека……….. Глава VI. Механизмы формирования условных рефлексов………………….. 1.Представления о физиологическом механизме, лежащем в основе формирования условного рефлекса…………………………………………… 2. Механизмы внутреннего торможения условных рефлексов……………… Глава VII. Общие представления о торможении условных рефлексов…….. Глава VIII. Современные подходы к проблеме научения………………….. Глава IX.Формы поведения и формы обучения……………………………. 1. Неассоциативное, или облигатное обучение……………………………….. 2. Ассоциативное, или факультативное обучение……………………………. 3.Когнитивное обучение………………………………………………………..
В.И.Павлова, Ю.Г.Камскова, Н.В.Мамылина
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.017 с.) |