Правовая культура культуры и складывается 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура культуры и складывается



- с правовой культы общества ( как разновидности общественно культуры, отражающей определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающей ее ценности, которые созданы людьми в области права);

- и правовой культуры личности.

Правовая культура общества проявляется в многообразных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:

уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;

• совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации норма­тивных правовых актов);

качество законодательства, степень сбалансированного от­ражения в нем интересов индивидов, социальных групп, обще­ства в целом;

состояние в сфере реализации права, уровень работы право­охранительной системы;

• правовое закрепление и реальное обеспечение прав и сво­бод личности;

состояние законности и правопорядка;

профессионализм и высокий общественный статус юриди­ческих кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических про­цедур;

состояние правовой науки и юридического образования.

Показатели правовой культуры дают возможность опреде­лить,

- насколько высоко оценивается в обществе право как регу­лятивная социальная система, функционирующая на основе прин­ципа справедливости,

- признается ли примат права по отноше­нию к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, его цивилизованность.

Однако правовая культура немыслима без человека и его деятельности.

Индивидуальная правовая культура характеризуется степе­нью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это - глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности.

Индивидуаль­ная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предпи­саний, но и положительное к ним отношение, а также высокосоз­нательное их исполнение.

Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение сви­детельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о ее наличии. Показателем правовой культуры является актив­ное правомерное поведение личности, что предопределяется уров­нем ее правосознания.

Не может считаться культурным в правовом отношении и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но ис­пользует это знание в противоправных целях.

Структурно правовая культура личности состоит, таким об­разом, из двух основных элементов: правосознания, отражаю­щего прогрессивные правовые взгляды, и правомерного поведе­ния, причем в первую очередь социально активного правомерно­го поведения.

Правовую культуру можно рассматривать и на групповом уровне (например, правовая культура сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры, судейского корпуса и т.д.).

Следовательно, правовую культуру, как и правосознание, можно, таким об­разом, подразделить на

- общественную,

- индивидуальную и

- груп­повую,

т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъек­тов, ее носителей.

Применительно к оценке уровня правовой культуры лично­сти можно выделить ее

- обыденный уровень, который характери­зуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется в правопослушании, активном поддержании пра­вопорядка;

- п рофессиональный уровень правовой культуры складывает­ся у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в по­вседневной практической деятельности;

- и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных науч­ных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества.

Правовой идеализм, представляет собой гипертрофированное понимание

-роли права, правовых институтов и юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей.

Это безоглядная вера в силу правовых норм, которая находит воплощение в идее, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно соответствующие проблемы будут решены"

53. Законность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок и общественный порядок.

1.1. Понятие законности

Понятие законности имеет долгую историю. Первым юристом, который упоминал это понятие был римский юрист Ульпиан (жил около 170-228, сторонник естественного права), который в своих трудах упоминал понятие justitia (справедливость), которая стала позже называться законностью.

Проблема законности – одна из центральных в общей теории государства и права. Ее актуальность очевидна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Законность - явление сложное и многогранное. Это нахо­дит свое отражение в ее оценках. Так, например, законность рассматривается:

§ и как принцип правового регулирования общественных отношений,

§ и как метод государ­ственного руководства обществом,

§ и как требование соблюдения и исполнения правовых норм,

§ и как режим общественно-поли­тической жизни.

Существует множество различных определений законности. Но практически в каждом из них выделяют то главное, что образует ее суть, основу.

Законностьэто строгое и неуклонное соблюдение, исполнение правовых предпи­саний участниками общественных отношений.

Перечисленные черты (соблюдение, исполнение правовых предписаний) присущи законности любого ИСТРИЧЕСКОГО периода.

В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется

§ конкретным содержанием и

§ приобретает соответствующие формы.

Так, законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа деятельности всех органов государства, уч­реждений, общественных организаций, должностных лиц и граж­дан.

Но вместе с тем, в силу различных причин, законность (как соблюдение норм права) проявляется и как метод государственного руководства обществом, предусматривающий

- издание в установленном порядке нормативных актов,

- строгий контроль за их исполнением,

- обеспечение их неукоснительного соблюдения;

В результате возникает режим общественно-политической жизни, заключающийся в том, что все сферы общественных отношений, деятельность всех органов государственной власти, организаций, общественных формирований, граждан в достаточной степени урегулированы нормами права, причем последние строго соблю­даются всеми участниками общественных отношений.

Вот почему законность рассматривается и как режим, и как принцип, и как метод деятельности государственных органов по руководству обществом.

Законность рассматривается и как своеобразный политико-правовой режим общественной жизни.

И, наконец, это строгое требование, состоящее в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, в самом общем виде

законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, частными структурами, гражданами ).

Для законности необходимо два условия:

v наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

v их выполнение, ибо наличие даже самых совершенных законов будет недостаточно для законности (фактическая сторона).

Законность - явление, несомненно, историческое и своими корнями уходит вглубь веков, а поэтому тесно вплетается в процессы происхождения государства и права.

В правовой науке выражаются различные мнения относительно времени возникновения закон­ности.

Одни ученые полагают, что законность возможна только в условиях демократии и поэтому не была присуща добуржуазным государствам (С.Л. Зивс, И.С. Самощенко, В.М. Чхиквадзе и др.).

Другие ученые, считают, что она свой­ственна любому государственно-организованному обществу (О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, П.М. Рабинович и др.).

В обеих позициях видится определенная доля истины. Дело в том, что требования соблюдать и исполнять правовые предпи­сания возникают вместе с появлением права и государства.

Но правда и то, что реализация идеи законности в отношении всех субъектов общественных от­ношений происходила только со времени становления буржуаз­ной конституционности, формирования демократии в современ­ном ее понимании.

Следовательно, образование законности исторически связано с возникновением права и не должно от него отрываться.

Другое дело, что степень развития законности определяется уровнем развития правовой системы государства в различных общественно-экономических формациях.

И если мы признаем существование ра­бовладельческого, феодального и буржуазного права, то должны признать также существование законности в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах.

Разумеется, степень раз­вития законности в разных общественно-экономических форма­циях различна. Понятно также, что в условиях феодального «ку­лачного» права она чрезвычайно низка, но все же присутствует, как присутствует и соответствующий ей правопорядок.

Как общий вывод следует, что соблюдение требований законов, которые издаются государством, начали формироваться с зарождения государства и права.

Еще римские юристы говорили о безусловной необходимости соблюдать законы (“ закон суров, но это закон утверждали они).

Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность. Хотя, если нет законов, то и о законности речи не может быть. Законы - основа законности.

Так что же составляет СОДЕРЖАНЕ законности?

Для понимание законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права, их аксиологическая (греч. аксиология аксио – ценность, логия – учение; учение о ценностях)оценка.

Содержание законности составляет не само наличие законодательства (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство которое адекватно воплощает:

- правовые принципы,

- общечеловеческие идеалы и ценности,

- насущные потребности и интересы человека,

- объективные тенденции социального прогресса.

Законность действи­тельно не может существовать в отрыве от законодательства, поскольку субъекты права в своей деятельности реализуют не абстрактные рекомендации или лозунги, а определенные право­вые предписания.

Иными словами, именно правовые нормы, законодательство в целом определяют содержание законности.

Следовательно, законность - это совокупность многообразных требований, связанных:

- с отношением к законам и проведению их в жизнь;

- с требованием точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы;

- с требованием соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов;

- с требованием того, что бы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).

При рассмотрении содержания законности неизбежно как с теоретической, так и с практической точек зрения возникает воп­рос:

§ предполагает ли законность соблюдение только законов или же всех действующих нормативных правовых актов?

Например, профессор Строгович М.С. полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно ЗАКОНОВ. Из этого, по его мнению, вытекает необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнения закона.

Здесь, по-видимому, правы те правоведы, которые полагают, что в этом отношении не должно быть места двусмысленности, а тем более завуалированию сути дела с помощью терминологических ухищрений.

Если при определении законно­сти « речь идет

о соотношении правовых актов,

об их юридической силе,

об их иерархии и требованиях первоочередного исполнения и со­блюдения,

то о законах надо вести речь только как о парламент­ских актах. Их совокупность образует законодательство в стро­гом смысле этого слова».

Законность означает исполнение, преж­де всего законов. А главный закон страны, Основной ее закон - Конституция.

Если уполномоченные на то органы государства принимают нормативные (подзаконные) акты на основе закона и в соответ­ствии с ним, то тем самым соблюдается одно из требований законности - верховенство закона.

Однако посредством одних только законов все вопросы, требующие правового урегулирования общественных отношений, решены быть не могут. По­этому всегда присутствует необходимость в нормативных, подзаконных право­вых актах

v исполнительно-распорядительных,

v контрольно-над­зорных и

v судебных органов.

Но такие акты сохраняют свое правовое значение только при том условии, что они не противоре­чат закону, не подменяют и не обходят его.

Необходимым условием успешного нормативного разреше­ния затронутых вопросов является недопустимость существова­ния в стране нормативных правовых актов различных государ­ственных органов, обладающих одинаковой юридической силой (конкурирующих актов).

В правовом государстве устанавливается строгий порядок

разработки, принятия, вступления в силу и отмены норматив­ных правовых актов,

определяется их субординация,

возмож­ность применения содержащихся в них норм по аналогии,

четко формулируются условия, при которых допускается и обязатель­но имеет место обратная сила нормативного правового акта,

а также правила разрешения коллизий норматив­ных актов.

Сущностное понимание законности связано еще с одним важным критерием. Это касается определение субъектов законности.

Принципы (требования) законности

Если посмотреть на наше определение законности, то через его содержание красной нитью проходит термин “ требование”.

В научной и учебной юридической литературе принято раз­личать принципы и требования законности.

Однако то, что в одних источниках рассматривается в качестве принципов, в дру­гих трактуется как требования законности, и наоборот. При этом не только соотношение, но и количество принципов и тре­бований законности, а также их содержание преподносятся в многообразных вариантах. Некоторые правоведы то, что чаще называется принципами или требованиями законности, рассмат­ривают как ее черты.

Представляется, что наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы (требования):

(1)единство законности;

(2) вер­ховенство закона;

(3) всеобщность законности;

(4) недопустимость про­тивопоставления законности и целесообразности;

(5) неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершенное правонарушение;

(6) неразрывная связь законности и правовой культуры.

(1) Единство законности. Состоит в распространении этого требования на всю территорию РФ, в части понимания и применения законов. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности в правовом регулирова­нии, законность должна быть единой для всего государства, всех его регионов. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации.

Противопоказаны любые попытки создать в отдельных частях государства, а тем более в отдельных организациях «свою» законность, отличную от обще­государственной, определяемой нормативными актами высших (центральных) органов государственной власти. «... Законность, - убедительно утверждал в свое время В.И. Ленин,— не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийс­кая и даже единая для всей федерации Советских республик» (Ленин В.И. Пол», собр. соч. Т. 45. С. 198.).

Это утверждение остается тем более актуальным для Россий­ской Федерации. Принцип единства законности не предполагает формальное однообразие и единый шаблон в правотворчестве и применении законов и тем более ущемление самостоятельности местных госу­дарственных органов и органов местного самоуправления.

Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества - противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

Конкретиза­ция и учет местной специфики не означали бы отступление от пред­писаний общегосударственных нормативных актов, не были бы на­правлены на обход действующих законов, нормативных актов Президента, постановлений Правительства.

(2) Верховенство закона. Этот принцип предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативных правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов (норма­тивных и правоприменительных). Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением закон­ности.

Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция - Основной Закон государства. В ст. 4 Конститу­ции России записано, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Реализацией принципа верховенства за­кона обеспечивается иерархическая стройность системы норма­тивных актов, исключающая возможность коллизий, противоре­чий между ними. Недопустимо существования нормативных правовых актов различных государственных органов, обладающих одинаковой юридической силой.

(3) Всеобщность законности. Требование всеобщности закон­ности означает, что в обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций, должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались, выпадали из сферы законности, не находились под воздействи­ем права.

Никто не может уклониться от выполнения требований, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Поэтому приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства.

Всеобщност ь, как черта законности, означает равенство перед законом всех и государства, и граждан. Государство ответственно перед гражданином, так и гражданин ответственен перед государством.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний - задача государства и его органов. Государство обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, признано надежно охранять законные права и интересы своих граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19).

Государство должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

(4) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Особая значимость этого требования определяет­ся его повышенным практическим содержанием. Дело в том, что наибольшие отклонения от законности происходят под предлогом того, что реализация, применение того или иного норма­тивного акта с чьей-то точки зрения нецелесообразны в силу его неэффективности, несправедливости, устарелости.

Действовать целесообразно - это значит действовать в рамках закона, на основе закона, во исполнение закона.

Следует отметить, однако, что в рамках, очерченных законом, исполнитель вправе и обязан избрать наиболее разумный, оптимальный, эффективный, экономный, целесообразный путь действий.

Если реально смотреть на жизнь, то законотворчество не успевает за изменениями в обществе, в особенности в период ломки существующих общественных отношений. Вследствие своей формальной опреде­ленности и стабильности закон или иной нормативный акт не может изменяться одновременно с быстро текущей жизнью, раз­вивающимися общественными отношениями. Он устаревает, в какой-то мере утрачивает свою эффективность и даже справед­ливость.

Нередко законы оказываются несоверешенными, пробельными. А главное они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. Тем не менее, любые отступления от требований зако­на, чем бы они ни мотивировались, не могут быть оправданы.

Отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Наиболее целесообразное решение должно быть основано только на законе, и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.

Однако вопрос о соотношении и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества.

История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не “мертвой буквой статьи закона”.

Так, например, Л.М. Каганович выступая в Институте советского строительства при Коммунистической академии по случаю 12-й годовщины Советской власти в своем докладе сказал: «... У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент » (С.А.Комаров. Общая теория государства и права, 1995, с.131)

Целесообразность вступает в противоречие с законностью при несовершенствах нормативных установлений: их устарелости, ошибках в праве и пр. Именно здесь возникает спор о том, чему отдать предпочтение.

Давайте выделим факторы, создающие противоречие между законностью и целесообразностью. Среди этих факторов отметим:

§ уровень законодательных работ и степень совершенства законодательства;

§ уровень общей культуры и специальной подготовки применяющих право;

§ единство целей законодательной и правоприменительной практики;

§ степень доверия правоприменителя законодателю и граждан;

§ эффективность контрольно-надзорных мер в сфере применения права.

Коль общество управляется не только с помощью предписаний общего характера, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности.

Надо всегда помнить, что именно закон обладает высшей целесообразностью, потому что он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

Если же закон устарел, отстает от потребностей общественного развития, он должен быть изменен или заменен в установленном порядке.

Но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписание в равной мере обязательны для всех

Устаревший закон отменяется только законным порядком, и никакие местные органы или индивидуальные лица не могут нарушить закон, ссылаясь на его нецелесообразность. Мудрый же законодатель всегда отменит или заменит устаревший закон.

Законодательство, которое само формируется с учетом тре­бований законности, предоставляет правоприменительным орга­нам широкие возможности принимать целесообразные решения, не противоречащие правовым принципам. Сами нормы права (прежде всего диспозитивные допускают возможность принятия различных вариантов решений, учитывающих все субъективные особенности рассмат­риваемого дела, в том числе с точки зрения справедливости. Не случайно, скажем, правовые нормы, предусматривающие юриди­ческую ответственность, содержат относительно определенные или альтернативные санкции.

(5) Неотвратимость наказания за совершенное правонаруше­ние. Суть этого требования заключается в том, что любое проти­воправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а лица, виновные в его совершении, должны понести предусмотренное законом наказание. Требование неотвратимости наказания за правонарушение определяет, ориентирует деятельность не толь­ко правоохранительных органов, но и всех других государствен­ных учреждений, общественных организаций и должностных лиц в направлении постоянного обеспечения законности путем при­менения в необходимых случаях карательных мер воздействия. При этом меры ответственности должны применяться в стро­гом соответствии с законом, только в индивидуальном порядке и на основании достаточных доказательств совершения право­нарушения определенным лицом.

(6) Неразрывная связь законности и правовой культуры. За­конность - одно из величайших достижений не только право­вой, но и общечеловеческой культуры.

Важнейшая сторона связи культуры и законности - не­обходимость бороться за законность культурно. Культурно бороться за законность - это значит использовать в такой борьбе только законные средства, руководствуясь выработанными человечеством правовыми прин­ципами и презумпциями.

Эти принципы и презумпции («верхо­венство закона», «да будет выслушана другая сторона», «никто не должен свидетельствовать против себя», «презумпция невиновности» и т.д.) в той или иной форме тоже получают правовое закрепление.

Разрушительное воздействие на законность оказывают не устраняемые долгое время противоречия в действующем зако­нодательстве, пристрастное толкование правовых норм, примене­ние противоречащих законам подзаконных и правоприменитель-ных актов, воздержание от исполнения предусмотренных зако­нодательством служебных обязанностей и т.п. Свидетельствуя о низкой правовой культуре должностных лиц государственного аппарата, эти и подобные им явления снижают правовую куль­туру населения. Поэтому они не могут быть терпимы.

Исходя из изложенного можно сформулировать понятие принципов законности.

Принципы законности - это исходные положения, выработанные правовой наукой, лежащие в основе реа­лизации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируе­мых правом общественных отношений.

1.3. Гарантии законности

Принципы, требования законности при всей своей значимос­ти не претворяются в жизнь сами по себе, автоматически.

Чтобы они не оставались лишь теоретическими положениями, а действительно предопределяли функционирование права, необходи­мы определенные условия, принимаемые государством и обще­ством организационные меры, а также специальные юридичес­кие способы и средства их реализации.

Такие условия (объек­тивные и субъективные), меры и средства рассматриваются в качестве гарантий законности. Это значит, что они призваны сделать режим законности реальным, устойчивым, незыблемым.

Под гарантиями законности принято понимать объектив­ные и субъективные условия (факторы), организационные меры, а также специальные (юридические) способы и средства, в со­вокупности своей обеспечивающие режим законности.

Гарантии законности подразделяются на две группы - об­щие и специальные.

К общим гарантиям относят социальные усло­вия, обеспечивающие законность (экономические, политические, идеологические, общественные).

К специальным гарантиям - организационные и собственно юридические способы и средства ее обеспечения.

1.Общие гарантии законности - реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Рассмотрим важнейшие из них.

1.1. Экономические гарантии. К ним относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов организации производства, ритмичное и бескризисное развитие хозяйствен­ных комплексов, высокая степень занятости населения в обще­ственно полезном труде, постоянное повышение производитель­ности труда и объема производства, устойчивая финансовая сис­тема, неуклонный рост материального благосостояния населе­ния и совершенствование его социального обслуживания. Эти объективные факторы положительным образом влияют на со­стояние законности. И наоборот - разрушение хозяйственных связей, создание теневой экономики, снижение производительно­сти труда и сокращение объемов производимой продукции, рост безработицы при безостановочной инфляции, падение жизненно­го уровня населения ведут к усилению социальной напряженно­сти, разрушению позитивного правосознания, росту преступнос­ти во всех структурах общества.

Поэтому создание и укрепление экономических гарантий законности - важнейшее условие ее обеспечения.

Иногда отдельно от экономических гарантий законности рассматривают ее социальные гарантии. При этом имеется в виду поддержание определенного уровня жизни населения, пре­одоление безработицы, оказание необходимых социальных ус­луг. Действительно, прочная законность возможна лишь в усло­виях социальной обеспеченности, уверенности граждан в незыб­лемости своих социальных прав, но эти условия неразрывно свя­заны с экономическими гарантиями и должны рассматриваться как их разновидность.

1.2. Политические гарантии. К политическим гарантиям от­носятся эффективное и, как говорят, сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное учас­тие народа в управлении государством.

Сила государственной власти заключается не в мощном реп­рессивном аппарате, не в подавлении инакомыслия и свободы средств массовой информации, не в устрашающих санкциях пра­вовых норм и их применении, а в способности обеспечить осоз­нанное исполнение населением принимаемых правовых актов.

Сильная государственная власть - это легитимная, устойчи­вая, пользующаяся поддержкой народа, международным призна­нием и уважением демократическая власть. Такая власть спо­собна обеспечить стабильное развитие общества, его экономики и культуры, социальную защищенность всех слоев общества, бе­зопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, бюро­кратизмом и другими антиобщественными явлениями.

Сильное государство предполагает последовательное разде­ление властей, децентрализацию исполнительно-распорядитель­ных функций, безоговорочное подчинение государства праву и признание верховенства закона, высочайшую ответственность служащих государственного аппарата. Такое государство долж­но опираться на развитую многопартийную систему, исключаю­щую политическую монополию, господство одной идеологии, тота­литарные формы и методы управления обществом, всемерно спо­собствовать развитию и укреплению местного самоуправления.

Особую опасность для государства представляет бюрокра­тизм, который неизбежно приводит к противопоставлению от­дельного чиновника государству, коррумпированности и сращи­ванию государственных структур с преступными группировками, игнорированию общественных и государственных интересов, прав и свобод личности. В таких условиях государство утрачивает способность обеспечивать полную реализацию принимаемых нор­мативных актов и управленческих решений, добиваться строгой законности и исполнительской дисциплины.

Поэтому борьба с бюрократизмом, с одной стороны, а также предупреждение авторитарных тенденций, чрезмерной централи­зации государственной власти - с другой, являются необходи­мыми условиями укрепления политических гарантий законнос­ти в стране.

1.3. Идеологические гарантии. Состояние законности в обще­стве во многом определяется уровнем правовой культуры насе­ления, общественного правосознания, поэтому нельзя игнорировать идеологический фактор в ее обеспечении. Первостепенное значение имеет организация правового информирования населе­ния, доступность каждому основных нормативных правовых ак­тов, ведение в различных формах правовой пропаганды.

Речь идет не об установлении идеологических приоритетов, а о том, что всякая научная и нравственная, в том числе религи­озная, идеология должна превалировать над попытками культи­вировать насилие, национализм, расовое превосходство, цинизм, безразличие к социальным ценностям, в том числе и к праву.

Чрезвычайно опасно безучастно наблюдать, как в условиях разрушения системы коммунистического воспитания идеологи­ческий вакуум заполняется не только безудержной и сомни­тельной рекламой, преследующей только меркантильные цели, но и вредными для общества безнравственными воззрениями, способствующими росту правонарушений и подрывающими и без того ослабленный режим законности.

1.4. Общественные гарантии. Упрочение законности - задача не только государственных органов и учреждений, но и обще­ственных формирований (партийных, профсоюзных и др.). Их роль велика в деле защиты прав и свобод граждан, правового воспитания населения, вовлечения трудящихся в правотворческую деятельность государства. Многообразные формы и сред­ства, используемые общественностью для поддержания и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.098 с.)