Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется



¨ конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты.

¨ Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.

 

Во-вторых, субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях.

В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекту федерации (например, Индия).

В ФРГ ведение внешних сношений с иностранными государствами принадлежит федерации, однако земли с согласия федеральных властей иногда могут заключать международные договоры.

В-третьих, в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.

Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран.

В-четвертых, управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных осо­бенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на террито­рии отдельных государств, образующих федерацию.

Национальная федерация независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками:

(1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.

(2). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять, на решение задач общества и государства.

(3). Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие.

Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета.

Они имеют свои высшие

¨ представительные органы государственной власти (парламент)

¨ самостоятельную исполнительную власть (в лице президента, кабинета или совета министров),

¨ независимую национальную судебную систему.

Национальные государства, объединившиеся в федерацию, устанавли­вают

¨ свое гражданство,

¨ границы государственной территории,

¨ имеют свои представительства в международных организациях,

¨ самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.

(4). Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации. Федеративное государство отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав.

Депутаты, работающие в парламентах национальных федераций, представляют все нации и народности страны.

На таких же принципах формируются и функционируют общефедеральные исполнительные и судебные органы.

Это позволяет учитывать особенности развития каждого национального государства, обеспечивать их экономическую самостоятельность, независимость в межгосударственных отношениях.

Центральная власть, таким образом, призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит

¨ в различной степени суверенности их субъектов.

Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации

Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь

¨ координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность.

Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут

¨ устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества,

¨ заключать политические, экономические и другие договоры.

Россия имеет уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки

¨ и территориальной,

¨ и национальной федерации.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации» (ст. 5, п. 1).

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ст. 5, п. 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.008 с.)