Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство и гражданское общество взаимосвязь осуществляют на различных уровнях –на
- общегосударственном - региональном - местном. Так, с политическими партиями, другими общественными объединениям государство взаимодействует через право. Закрепляя в праве порядок формирования и деятельности, государство как бы определяет рамки дозволенного поведения объедини граждан и осуществляет контроль за соблюдением ими предписаний права. В случае нарушения законодательства государство применяет к правонарушителям предусмотренные правом меры. Важное значение в сохранении стабильности и правопорядка в обществе играют взаимоотношения государства и религии. В современных цивилизованных странах религия отделена от государства и существует самостоятельно как одна из структур гражданского общества. Религия — это особая идеологическая сила, основанная на вере в Бога. Религия оказывает положительное влияние на формирование гражданского общества, главным образом путем внедрения в сознание людей норм морали, нравственности, уважительного отношения к старшим, послушания, ответственности за свои неправильные поступки. Еще одним важным институтом гражданского общества признающимся в определенной степени его основой, является семья. Внутренние отношения в семье регулируются нормами права, морали, нравственности, взаимным уважением. Руководство семейной жизнью осуществляют родители, которые одновременно обязаны содержать и воспитывать малолетних и несовершеннолетних детей. В свою очередь взрослые трудоспособные дети обязаны оказывать помощь престарелым родителям. Государство с помощью права регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественные отношения между членами семьи, в первую очередь между супругами, порядок наследования, обязанность трудоспособного супруга оказывать помощь нетрудоспособному. Принципиальное значение имеет взаимодействие государства сэкономическими и предпринимательскими структурами, не зависимыми от государства и являющимися частью гражданского общества. Их деятельность имеет очень важное значение, поскольку создает материальную основу существования общества и государства. Главным средством воздействия государства на частные предпринимательские фирмы и предприятия является право.
Основным рычагом, способствующим активной и эффективной деятельности частных предпринимателей, выступает - их материальная заинтересованность, - получение прибыли. Поэтому государство обязано - обеспечить полную свободу предпринимательству отдельных граждан или их объединений, - искать и находить формы и способы честного зарабатывания денег, независимо от государства, которое не может иметь никаких прав на вмешательство в предпринимательскую деятельность за исключением случаев совершения правонарушений предпринимателями. Деятельность государственных органов по отношению к хозяйствующим структурам может иметь только регистрационный характер Таковы направления взаимосвязи государства и гражданского общества.
20. Социальное государство: понятие, условия формирования и проблемы функционирования. Формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно используется в политическом и юридической обиходе. В ч.1 ст. 7 Конституции РФ сказано, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Признание о том, что государство является социальным требует от этого государства обеспечить каждому достойный уровень жизни, создать условия для гармоничного развития личности. Международно-правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека, Европейская социальная хартия и др.), определяют социальную деятельность государства как заботу государства о том, чтобы каждый человек имел такой жизненный уровень (включая пишу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Так, в ч.2 ст. 7 Конституции записано, что в «РФ охраняется труд и здоровье населения, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства сами добровольно возлагают на себя обязанность заниматься социальной деятельностью. Она, эта деятельность, должна быть направлена на достижение определенных конкретных задач и реализаций важных принципов. Существует ряд общих задач, к достижению которых стремятся все социальные государства: а) поддерживать определенный, доступный для всех уровень жизни членов общества как непреложное условие существования и функционирования самой государственности; б) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные расколы и конфликты в нем; в) соблюдать (как участнику мирового сообщества государств) гуманитарные нормативы цивилизованного общежития; г) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки-принципы: альтруизм, милосердие, благотворительность и т. п. Реализация этих задач достигается на основе следующих основных принципов. (1) Принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лип наемного труда и их профсоюзов на автономию. Этот принцип лежит в основе регулирования социально-трудовых отношений посредством переговорного процесса и выработки соглашений и коллективных договоров, через систему социального партнерства, при непременном участии государства в создании правового обеспечения условий для этого. (2) Принцип участия в управлении (его еще называют экономической демократией). Его реализация позволяет работникам участвовать в выработке и реализации социально-экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, перспектив развития своей организации и др., что создает условия сопричастности и заинтересованности работника в коллективных результатах. (3) Принцип ответственности всех членов общества за положение дел в обществе. Этот принцип предполагает солидарное участие и заботу всего общества о тех, кто еще не работает — детях, или уже не работает, т. с. нетрудоспособных по разным причинам. С помощью правового регулирования социальное государство не допускает неправомерных разрывов в доходах разных категорий своих граждан и поддерживает их высокую социальную защиту. (4) Принцип ответственности государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, не допуская разрушительного действия рынка прежде всего на социальную сферу — занятость, доходы, уровень жизни, образование, науку, культуру, здравоохранение и др. На основе этих задач и принципов можно сделать вывод, что социальным можно считать лишь то государство, которое будет (в этом и заключаются его социальные ценности): (1) опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека; (2) создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал, с тем чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
(3) осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную государственную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения; (4) распределять между всеми хозяйствующими субъектами и собственниками средств производства определенную социальную нагрузку; (5) создавать благоприятные условия для реального участия работников в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях управления и власти; (6) признавать и реализовать систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений; (7) ориентироваться на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.
21. Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей. Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах. Однако в характеристике социальной сути человека принципиально важным является его понимание как гражданина, т.е. лица, которое имеет правовую принадлежность к тому или иному государству, подпадает под действие его законов, иных нормативно-правовых актов и сообразует свое поведение с правовыми установлениями этого государства. Гражданство характеризует взаимные ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вред окружающей природной среде, защищать общество, государство от нападений извне.
Таким образом, гражданин — это человек, взятый в его соотношении с государством, политической властью в обществе и законом, основанным на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Государственно-правовыми связями гражданина с государством не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, культуры, экономики. Для этого используется специальное понятие «личность». Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. «Сущность «особой личности», — писал К. Маркс, — составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. Так, личностью не являются ребенок и душевнобольной человек. Таким образом, понятия «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого — отдельного индивидуума, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности. Личность, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных социальных и биологических черт и, в частности, включает в себя: — признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые, юридические, моральные и др.); — приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень; — биологически обусловленные черты: инстинкты, темперамент, чувства, элементарные потребности, состояние здоровья; — черты индивидуальной психики и мышления, способности познавать мир, создавать произведения литературы, науки и искусства. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Правовой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми обладает личность в соответствии с действующими нормами международного и внутринационального права. В зависимости от уровня норм права, предоставляющих соответствующие права и закрепляющих обязанности, правовой статус личности подразделяется на такие виды статуса как: - общий (конституционный); - специальный (родовой); - индивидуальный статус; - статус иностранных граждан и лиц без гражданства или с двойным гражданством; статус беженцев; - статус российский граждан, находящихся за рубежом; - профессиональные и должностные статусы (например, статус депутата, министра, судьи, прокурора); статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). С приведено перечня статусов видно, что набор правовых статусов велик. Но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют пять видов:
1) международно-правовой; 2) конституционный; 3) отраслевой; 4) специальный и 5) индивидуальный.
Международно-правовой статус личности образуют права и свободы, закрепленные нормами международного права. Основополагающим документом по этому вопросу является Всеобщая декларация прав человека, обязывающая все государства — члены ООН, предоставлять своим гражданам закрепленные ею права и свободы. Каждый житель земного шара имеет право на труд, на отпуск, на образование, на свободное передвижение в пределах государства и т.д. Права и свободы гражданам государств — членов Совета Европы — дополнительно закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный правовой статус личности образуют ее права, свободы и обязанности, закрепленные конституцией страны. Все современные демократические государства своими конституциями предоставляют гражданам большую часть прав, закрепленных нормами международного права, в том числе Всеобщей декларацией прав человека. Однако полного совпадения между международно-правовым статусом и конституционным статусом личности, как правило, не наблюдается. Во-первых, конституция страны может предоставлять гражданам более широкий по содержанию и объему спектр прав и свобод. Например, Всеобщая декларация прав человека требует от каждого государства обеспечения общеобязательного и бесплатного начального образования. Однако большинство современных демократических государств предоставляет своим гражданам право получить на бесплатной основе не только общее, но и высшее профессиональное образование. Во-вторых, отдельные права личности, предусмотренные нормами международного права, могут отсутствовать в конституции страны. Например, в Конституции РФ отсутствует право человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека. В-третьих, конституцией страны могут возлагаться на личность определенные обязанности, которых вообще нет в международно-правовых актах. Согласно Конституции РФ граждане и иные лица обязаны платить законно установленные налоги и сборы, беречь памятники истории и культуры, бережно относиться к природным богатствам. В силу названных отличий, выделение конституционного статуса личности наряду с международно-правовым является оправданным и правомерным. Отраслевой статус личности составляют ее права, свободы и обязанности, предусмотренные гражданским, трудовым, семейным и другими отраслями права. Каждая отрасль права сообразно своему предмету закрепляет правовой статус личности, меру ее свободы в соответствующей сфере общества. Например, в избирательном праве закреплен статус депутата. Гражданское право определяет правовые возможности личности в сфере пользования, владения и распоряжения имуществом, защиты чести и достоинства, охраны и защиты авторских прав. Трудовое право закрепляет права и обязанности, которые имеет, личность, осуществляющая свою трудовую деятельность по найму. Таким образом, в отраслевом статусе личности получает развитие и конкретизация ее конституционных прав, свобод и обязанностей применительно к отдельной сфере жизнедеятельности общества. Специальный правовой статус образуют права, свободы и обязанности, которые характерны для отдельных социальных слоев, социальных групп общества в силу специфики их социального, политического и даже географического положения. Например, жители районов Крайнего Севера имеют право на получение надбавки к заработной плате, на удлиненный оплачиваемый отпуск и другие социально-трудовые льготы, которые отсутствуют у жителей других регионов Российской Федерации. Индивидуальный правовой статус составляют права, свободы и обязанности личности, которые она приобретает в процессе активного участия в делах общества и государства, вступая в конкретные правоотношения. Каждый человек является уникальным и характеризуется множеством конкретных только ему присущих социальных связей, обусловленных спецификой его пола, возраста, отношением к работе или учебе, семейным и материальным положением, иными социальными свойствами. Совокупность социальных связей, возможностей личности определяет и ее индивидуальные правовые возможности. Личность, будучи равной с другими в конституционном, отраслевом и специальном статусах, оказывается способной реализовать далеко не все предоставленные ею абстрактные права. Например, человек, имеющий слабое здоровье, не может стать летчиком, сталеваром и даже шофером. Лица с незначительным материальным достатком не могут приобрести в личную собственность ценные вещи, купить предприятия, оборудование, поехать в отпуск за границу. Совокупность конкретных прав и обязанностей, которую личность приобретает, вступая в конкретные правоотношения, либо способна реально приобрести, образует ее индивидуальный правовой статус. Индивидуальные правовые статусы весьма сложны и многообразны. Их насчитывается в стране ровно столько, сколько в ней проживает граждан и иных лиц. Права и свободы личности, закрепленные конституцией страны, отдельными отраслями права, а также составляющие ее специальный и индивидуальный статус, охраняют от нарушений государством, его органами. Международно-правовой статус личности также может защищаться и охраняться государством, его органами. Но государство может и нарушать права личности, поэтому в настоящее время созданы и действуют различные международные организации, призванные защищать права человека, закрепленные нормами международного права. 22. Государство и церковь: формы взаимоотношений. Церковь — это религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношении между ее членами и подразделениями религиозного объединения, а также для поддержания связи со светскими организациями. Конституции большинства современных государств провозгласили самостоятельность и независимость церкви. Таким образом, отделение церкви от государства — черта современного мира. В Российской Федерации Государственной Думой 19 сентября 1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с данным законом, религиозное объединение — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организаиионных формах: - религиозной группе и - религиозной организации. Религиозная группа — добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация — добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории государства, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица. В современном мире в зависимости от отношения к религии выделяются государства - светские, теократические, - клерикальные и атеистические. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, не является элементом политической системы общества. Церковь не вмешивается в государственные дела, она реализовывает духовную функцию, удовлетворяет религиозные нужды общества. Государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, оно охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом (Российская Федерация, Республика Беларусь, Франция, Германия и др.). Теократическое государство является противоположностью светского, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии. Религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни. Глава государства является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством сегодня являются Ватикан, Иран, Пакистан и др. Клерикальное государство — это промежуточный вариант между светским и теократическим государством. Государственная власть сливается с церковью. В таких государствах одна религия по отношению к другим имеет статус государственной, получая от государства налоговые льготы, субсидии. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль, почти три десятка исламских государств. В Италии в 1984 г. правительство и Ватикан подписали соглашение, отменяющее статус католической религии в качестве единственной государственной. Однако позиции католицизма в этом государстве попрежнему очень сильны. Атеистическое государство — это государство, в котором религиозные сообщества преследуются властями. Они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем. В таких государствах церковь лишается имущества, запрещено издание и распространение религиозной литературы. Любая религиозная агитация наказывается. Верующие и священнослужители подвергаются репрессиям. Нередко применяется открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем. Таким государством был Советский Союз и другие так называемые страны народной демократии, Китай в 50—60-е гг. прошлого столетия. 23. Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь. Исследование процесса соотношения этноса и государства необходимо начинать с определения понятия «этнос». (Нация о лат. слова племя, народ – это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Нация складывается от различных племен и народносте. БЭС). Термин "этнос" ввел в международный обиход в 1921 г. русский ученый С. М. Широкогоров в качестве собирательного термина для обозначения этнических общностей. В научной литературе сложилось два основных подхода в определении этноса. Первый состоит в том, что этнос — это исторически возникшая общность (форма социальной группировки) людей, которая обладает общностью территории, языка, культуры, религии, другими общими признаками. Сторонники данного подхода исходят из того, что этнос — явление социальное, ибо он не существует вне собственных социальных институтов различных уровней — от семьи до общества. Следовательно, этнос подчинен законам развития общества и потому не имеет собственных закономерностей. Социальное в широком значении, утверждают они, включает в себя и этническое. Значит, сами этносы представляют собой социальные институты. Согласно второму подходуэтнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем другим аналогичным коллективам. Сторонники этого подхода исходят из того, что этнос — явление биологическое (природное). Согласно БЭС этнос - это исторически возникающий вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этнос близок понятию «народ». Как соотносится этнос и государство? Процесс соотношения этноса и государства можно рассматривать с двух позиций. Первая — в рамках взаимоотношений «государство — общество», вторая — «государство — природа». В первом случае исследователь понимает под этносом социальное явление, во второ м — биологическое. Сторонники первого подхода считают, что этносом можно управлять путем: - разработки оптимальндй социальной политики в национальных отношениях; - целенаправленного руководства ее развитием, в том числе планирования, организации, регулирования и контроля; - обнаружения и преодоления национальных противоречий; - обеспечения стабильности и совершенствования структурно-функционального единства этноса. Такое видение процесса соотношения этноса и государства, с одной стороны, предполагает очень сильную зависимость этноса от государства, изначально допускает субъективное воздействие на этнос со стороны лиц, стоящих во главе государства и его органов, а с другой — не раскрывает особенности этого соотношения на различных фазах развития этноса. Имеющий, на первый взгляд, положительные и привлекательные цели такой подход на практике имеет и негативные последствия. Примеров этому в истории человечества более чем достаточно. Это и уничтожение эксплуататорских классов в социалистических странах, кланов в среднеазиатских республиках Советского государства, и депортация наций, и произвольное изменение ландшафтов — места проживания этносов. При таком понимании государство по существу вправе произвольно определить грани взаимоотношений с этносом, какие его элементы пригодны, а какие — нет. В результате не учитывается, что этнос — система взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции. Ликвидировав один из элементов этноса, объективно возникает необходимость осуществления его функций другим элементом. Так, в результате уничтожения эксплуататорских классов в социалистических странах их функции начала выполнять партийная номенклатура. Не имея исторического опыта управления, коммунисты превратили отношения внутри этноса в тоталитарные. Сторонники второго подхода утверждают: - в этносе, в отличие от общества, работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы; - поведение каждого этноса — это способ его адаптации к своей географической и этнической среде; - недопустимо противопоставление одних внутриэтнических единиц (элементов этноса) другим, все они выполняют конструктивные функции; - этнос динамически изменяется, проходит в своем развитии ряд фаз, каждая из которых имеет свои особенности как строения (этнической иерархии), так и функциональных связей. Согласно этому подходу соотношение этноса и государства следует рассматривать лишь в рамках конструкции «этнос — природа — государство». Конструкция же «этнос — общество — государство» нежизнеспособна и бесперспективна, поскольку этнос существует и взаимодействует с окружающим миром как часть природы, а не как часть общества. Процесс соотношения государства и этноса зависит - от фазы развития самого этноса и проявляется в воздействии, с одной стороны, государства на этнос — его защита или разрушение посредством разработки и проведения соответствующей политики, изменения ландшафта и т.п., а с другой стороны — этноса на государство — влияние на его формы, функции, особенности развития. Исследуя процесс взаимоотношений современных народов государств, американский ученый С. Хантингтон отметил по этому поводу, что современная история будет твориться на границах цивилизационных разломов, и главный аспект взаимоотношений между народами перенесется с экономики на этнический уровень, уровень неизбежного столкновения цивилизаций. Это высказывание есть признание того, что в ближайшее историческое время отношения между суперэтносами и государствами, их представляющими, станут определяющими. Познание процесса этноса и его соотношения с государством трудно переоценить. Оно имеет огромное значение и в зависимости от целей субъекта, обладающего этим знанием, может иметь как положительные, так и негативные и даже катастрофические последствия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.12 с.) |