Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая идеология включает в себя
- понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; -это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма. Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется третийэлемент — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
По содержанию правосознание подразделяется на: Первый уровень — обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта); — профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики); Второй уровень — научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на коллективное и индивидуальное. Одним из видов коллективного правосознания является групповое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД. Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа). Таким образом, с одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; - с другой стороны, само право зависит от правосознания а) как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения),
б) так и на уровне правореализации (- правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; - правосознание необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, а именно: ¨ существенным разрывом между конституционными нормами и реально сложившимися в обществе отношениями; ¨ отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса; ¨ системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц. Кризис правосознания проявляется в несовершенстве действующего законодательства. Правовая система страдает об избыточности и несогласованности нормативного материала. В ныне действующем законодательстве трудно разобраться даже юристу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно. Все эти причины осложняют осмысление необходимости права, его ценности, а также восприятие процессов правоприменения. Достаточно привести пример с обманутыми вкладчиками финансовых компаний, которых заиксировано более 40 млн. человек. Правовой нигилизм. Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение: - с одной стороны, тотальный правовой нигилизм, когда законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; - а с другой, — наивность правового идеализма, когда им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Как ни странно, оба эти казалось бы разновекторные и несовместимые явления, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Нигилизм вообще (в переводе с латинского — ничто ) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса): - к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, - а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю. Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание. Сущность правового нигилизма заключается: - в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, - а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Одним из ключевых моментов в правовом нигилизме выступает: ¨ надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права,
¨ оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, ¨ что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек. Стойкое предубеждение, неверие в возможности и необходимости права — такова сущность правового нигилизма. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было. Как и раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Сегодня главный источник правового нигилизма кроется: - в кризисном состоянии российского общества - в социальной напряженности, - экономической неурядицы, - распаде некогда единого жизненного пространства, - в региональном сепаратизме, - дезинтеграции, - морально-психологической неустойчивости общества - и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Правовой идиализм. В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм, или юридический фетишизм (юридический романтизм). Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Элементы идеализма и правового романтизма содержит российская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конституции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.
Сегодня принято немало бесполезных или неэффективных законов. В то же время многие важнейшие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламентации, хотя остро нуждаются в этом. Законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок». Таким образом, власть не в состоянии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.018 с.) |