Правовая идеология включает в себя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая идеология включает в себя



- понятия, принципы, убеждения, выра­жающие отношение людей к действующему или желаемому праву;

-это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характери­зующее более рациональный уровень правовых оценок.

Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука. Научная теория определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права.

Освоение правовой теории, рацио­нальное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

Правовая идеология главный элемент в структуре правосоз­нания.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты.

Первый элементинформационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элементоценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре.

На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется третийэлементволевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

По содержанию правосознание подразделяется на:

Первый уровеньобыденное (массовые представления людей, настроения по по­воду права, возникающие под влиянием жизненного опыта);

профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складываю­щиеся у юристов на основе юридической практики);

Второй уровень — научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретичес­кое освоение права).

Третий уровеньэто научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на коллективное и индивидуальное.

Одним из видов коллективного правосознания является груп­повое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социаль­ной группы может существенно отличаться от правосознания дру­гой.

Например, можно увидеть различия в правосо­знании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональ­ном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Таким образом, с одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом;

- с другой стороны, само право за­висит от правосознания

а) как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосо­знания общества и отдельных групп населения),

б) так и на уровне правореализации (- правосознание обеспечивает добровольное соблюде­ние норм права и помогает правоприменению;

- правосознание необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).

Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, а именно:

¨ существенным разрывом между конституционными нормами и реально сложившимися в обществе отношениями;

¨ отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса;

¨ системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.

Кризис правосознания проявляется в несовершенстве действующего законодательства.

Правовая система страдает об избыточности и несогласованности нормативного материала. В ныне действующем законодательстве трудно разобраться даже юристу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно.

Все эти причины осложняют осмысление необходимости права, его ценности, а также восприятие процессов правоприменения.

Достаточно привести пример с обманутыми вкладчиками финансовых компаний, которых заиксировано более 40 млн. человек.

Правовой нигилизм. Современное российское общество характеризуется множест­вом различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение:

- с одной стороны, тоталь­ный правовой нигилизм, когда законы откровенно игнорируются, наруша­ются, не исполняются, их не ценят, не уважают;

- а с другой,наивность правового идеализма, когда им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу.

Как ни странно, оба эти казалось бы разновекторные и несовместимые явления, мирно уживаются и образуют вмес­те общую безрадостную картину юридического бескультурья.

Указанные крайности — следст­вие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм вообще (в переводе с латинского — ничто ) выража­ет отрицательное отношение субъекта (группы, класса):

- к опреде­ленным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным,

- а подчас и всем, сторонам человеческого бытия.

Нигилизм многолик, он может быть нравственным, право­вым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зави­симости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере зна­ний и социальной практики идет речь: культуре, науке, искус­стве, этике, политике, экономике.

Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого те­чения имеет свою историю.

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание.

Сущность правового нигилизма заключается:

- в негативно-отри­цательном, неуважительном отношении к праву, законам, нор­мативному порядку,

- а с точки зрения корней, причин — в юриди­ческом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитан­ности основной массы населения.

Одним из ключевых моментов в правовом нигилизме выступает:

¨ надменно-пре­небрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права,

¨ оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей,

¨ что, в свою очередь, характеризует меру цивилизо­ванности общества, состояние его духа, умонастроений, соци­альных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в возможности и необходимости права — такова сущность правового нигилизма.

Наконец, отношение к праву может быть просто индиф­ферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетель­ствует о неразвитом правовом сознании людей.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожай­ных» лет практически не было.

Как и раньше, живем в море безза­кония, которое подчас принимает характер национального бед­ствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.

Сегодня главный источник правового нигилизма кроется:

- в кризис­ном состоянии российского общества

- в социальной напряжен­ности,

- экономической неурядицы,

- распаде некогда единого жиз­ненного пространства,

- в региональном сепаратизме,

- дезинтегра­ции,

- морально-психологической неустойчивости общества

- и многое другое не только не способствуют преодолению правово­го нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его.

Правовой идиализм. В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют право­вой идеализм, или юридический фетишизм (юридический романтизм).

Правовой идеализм представляет собой гипертрофированное отношение к юридиче­ским средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Элементы идеализма и правового романтизма содержит россий­ская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., ибо многие положения в нынешних кризисных условиях неосуществимы. Она долгое время будет восприниматься обществом как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода тор­жественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ.

Известным правовым романтизмом можно считать ст. 1 Конститу­ции, гласящую, что Россия уже сегодня является правовым государ­ством. Здесь явно желаемое принимается за действительное. Это, скорее, цель, лозунг, перспектива, а не состоявшийся факт.

Сегодня принято немало беспо­лезных или неэффективных законов. В то же время многие важней­шие сферы жизни до сих пор остаются вне юридической регламента­ции, хотя остро нуждаются в этом.

Законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что многие из них не достигают конечных целей и «уходят в песок».

Таким образом, власть не в состо­янии заставить законы работать, поэтому она их просто издает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.018 с.)