Специфика данной формы состоит в том, что она, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика данной формы состоит в том, что она,



во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы;

во-вторых, предполагает активные действия субъектов;

в-тре­тьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санк­ции;

в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные дей­ствия так или иначе фиксируются, оформляются.

Третья форма ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВ выражается в реализации возможностей, которые предоставляются нормами права участникам общественных отношений.

При этой форме реализации права субъекты по собственному усмотрению и желанию используют предостав­ленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право- и дееспособность.

Характерный признак данной формы — добровольность. Никто не может заставить гражда­нина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные пра­воотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, всту­пают в брак, разводятся и т.д.).

Таким образом, использование права действительно предполагает активное, сознательное отношение к своим правам и свободам. Субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения.

Указанные три вышеназванные формы реализации норм права (соблюдение, исполнение и использование) считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений

Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные нормой права, возникает необходимость четвертой особой формы реализации права, которая называется применения права.

 

41. Применение права как форма его реализации.

Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Субъектами правоприменения (правоприменителями) являются органы исполнительно, судебной власти, администрация предприятий, прокуратура, различные инспекции, общественные организации (при делегированиии им полномочий) и т.п.

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Важно различать применение права, когда право выступает как регулятор позитивных норм и охранительных норм. В силу этого применение права подразделяется на такие формы (виды) как:

- оперативно-исполнительская,

- и правоохранительная деятельная деятельность.

Оперативно-исполнительская деятельность - есть организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов, например:

- прием на работу,

- регистрация брака,

- награждение правительственной наградой,

- назначение на должность и т.п.

При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Для правового государства эта форма применения права является основной, профилирующей. Посредством этой формой реализации права объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, обеспечивается нормальная жизнедеятельность общества.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем.

Такая деятельность характерная в первую очередь для суда, прокуратуры, для органов контроля и арбитража. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:

(1) правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства,

(2) деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда или следователя.

(3) содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты адресуются конкретным лицам.

(4) применение норм права осуществляется в строго установленном порядке. Особенно это касается таких отраслей права как гражданское, уголовное право.

Основные стадий процесса применения норм права. Теория права выделяет ШЕСТЬ стадий.

(1). Установление и исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показание свидетелей, потерпевших и др.) является первым этапом в деятельности любого правоприменительного органа. Пока нет фактов, урегулированных правовой нормой, нет и основания для ее применения. Но факты не просто надо установить, их еще надо закрепить, собрать. Здесь действуют различные процедуры: составление протоколов, видеосъемка, фотографирование и иные формы фиксации.

Затем надо исследовать факты, определить их достоверность, а также достаточность для применения права.

И, наконец, на этой стадии решается вопрос ключевой - истины или ложны оценки тех или иных фактов для применения права. Оценка фактов (обстоятельств) с позиций их истинности - это особый предмет теории права, той ее части, которая выделяется как теория доказательств. Сфера использования этих теоретических знаний это уголовный процесс и гражданское судопроизводство.

(2). Выбор нормы права. С установлением фактических обстоятельств тесно связана другая стадия - правильный выбор нормы права. Иногда обе эти стадии тесно переплетаются.

Установленный факт нужно юридически квалифицировать, что возможно лишь на основе знания правовых норм.

Выбор правовых норм для их применения к рассматриваемым фактам иногда очень сложен. Эта сложность может быть порождена несовершенством законодательной техники, что приводи к коллизиям норм.

Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему:

- если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа;

-если такие нормы приняты одним органом, то используется норма, изданная позднее;

- если обнаруживается противоречие между нормой международ­ного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма между­народного права

(3). Проверка подлинности теста нормы права, а также ее юридической силы.Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. У правоприменительного органа во избежание ошибок при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права.

Проверка юридической силы нормы права складывается из:

- выяснения действия нормы права во времени,

- в пространстве и по кругу лиц.

Это означает, что каждую избранную норму нужно исследовать:

а) действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

б) действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

в) распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения.

(4) На четвертой стадии осуществляется толкование нормы права, уяснение ее смысла. На этой стадии завершается процесс изучение конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается

- действительный смысл нормы,

- содержание государственной воли, выраженной в нем.

(5) Вынесения решения компетентным органом. Пятая стадия применения норм права заключается в оформлении государственным органом акта применения правовой нормы. Именно в принятии на основе нормы права индивидуального акта властного решения (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова. Все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения.

Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем. Этот акт индивидуального значения. Он приводит к возникновению, изменению или прекращении, конкретных правоотношений.

(6). Наконец в отдельную стадию выделяют процедуру доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций, например, оглашение приговора, либо решение руководителя учреждения по факту нарушения трудовой дисциплины работником, решения суда по иску организации. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место.

Ко всем шести стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к применению права. Они таковы.

ЗАКОННОСТЬ предполагает соблюдение всех процедурных требований при квалификации обстоятельств дела, при выборе и использование нормы права. Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой.

ОБОСНОВАННОСТЬ означает, что

- должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

- такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

- все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

Следовательно, обоснованность требует, что обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ предполагает оценку конкретного правоприменения по критерию: а надо ли вообще применять право, социально полезно ли это? Тут могут быть две крайности.

С одной стороны, целесообразность иногда подменяет законность и остается ненаказанным тот или иной правонарушитель. А известно, что эффективное применение права заключается не в жестокости, а в неотвратимости.

С другой стороны, из-за ложно понятой целесообразности мера применения права всячески нарушается. Правонарушитель подвергается сверхжесткому наказанию. Так, напр., в 30-е годы в России под предлогом защиты социалистической собственности подвергались жесточайшему наказанию (10 годам л/с) те лица, которые собирали для себя колоски, оставленных на полях после уборки зерновых.

Таким образом, целесообразность, это с одной стороны, недопустимость прикрытие нарушение законности ссылками на целесообразность, а с другой - в пределах содержания нормы следует выбрать решение, наиболее полно и правильно отражающее смысл закона и цели правового регулирования.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Справедливость как критерий это требование к актам применения права. Именно в них закладывается идея о социальной справедливости. Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению, согласованность его содержания с моральными убеждениями людей и общества в целом. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА. Деятельность компетентных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой категорическое, обязательное к исполнению веление.

Акт применения права - официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Так как акт применения права носит официальный характер, он должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, иметь определенные внешние реквизиты. Несоблюдения формы издания такого акта может повлечь за собой его отмену.

Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т.д. Акты применения права отличаются от нормативно-правовых актов, так как они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта.

Если взять в обобщенном виде, то акты применения норм права характеризуются следующими основными признаками:

(1) Акт применения права имеет властный характер, так как исходит от компетентных органов и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

(2) Акт применения права – индивидуальный (персонифицированный) правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. В силу этого акты применения права к источниками права не относятся.

(3). Акты применения права должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

(4) Акты применения права должны издаваться в установленной законом форме и иметь точное наименование.

Каждый правоприменительный акт должен иметь строго определенное наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение и т.д.

Классификация актов применения права производится по различным основанием.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, — на акты государственных и него­сударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-пра­вовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.036 с.)