ТОП 10:

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ



Понятие личности используется в различных науках. Первоначально слово “личность” обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре. (В русском языке имеется слово “личина”.) В размышлениях о бытии жизнь уподоблялась сцене и человеку, желающему сыграть определённую роль, требовалось приложить большие усилия, чем просто одеть маску на лицо.

Обыденное сознание отождествляет понятия “человек” и “личность”, хотя уже на уровне этимологии видно их различие. Человек - биологический вид, личность - продукт сознательной социальности. Не все люди являются личностями. Ребёнок ещё не личность, алкоголики и наркоманы (в последней стадии), психически больные люди, которые не контролируют своё поведение, лица, поражённые старческим склерозом - уже не личности.

Социологическое понимание личности легче усваивается при сравнении его с пониманием личности в других науках.

Психология. Для психолога личность начинается с индивидуальности человека, которая показывает отличия данного человека от других людей. Однако признак индивидуальности сам по себе недостаточен: индивидуальны и животные. Другая важная черта психологического понимания личности - самосознание, появляющееся у ребёнка в возрасте 3-4 лет. Самосознание- сознание, обращённое на самое себя. Человек осознаёт своё отличие от других людей, игрушек, вещей и осмысленно обозначает себя словом “Я”.

Близким ему понятием выступает рефлексия - изучение и осмысление чего-либо при помощи сравнения и анализа. Почему я решил эту задачу и не решил другую? Любой ответ на этот вопрос показывает человека рефлектирующим существом. Важен в данном случае не ответ, а вопрос, сам факт постановки вопроса. Рефлексия - показатель психологического развития личности в любом возрасте. Существует немало людей, не задающих себе вопрос “почему?”. Они действуют, благодаря навыкам и умениям, не утруждая себя размышлениями, не зная колебаний и сомнений, отбрасывая всякие “копания в душе”. Они могут быть отличными работниками, но не умеют передать свои знания, умения, навыки ученикам.

Философия. Личность в философии - более сложное образование. Оно включает в себя психологические черты, но вводит и новые. Личность в философии - это “качество” поведения человека, проявляющееся в ряде свойств субъективного плана. Это, прежде всего, свобода воли –способность принимать решения и нестиза них ответственность. Чем сложнее принимать решения, тем в большей мере раскрывается состоятельность человека как личности. Осознание и признание ответственности за принятие тех или иных решений также характеризуют человека как развитую личность. Обязательной чертой личности является критичность и самокритичность. Мировоззренчески развитый человек не примет на веру очередную пропагандистскую утку, он критичен к другим и требователен к себе. Ещё одна характерная черта личности в философском плане - способность к творчеству. Творчество есть создание чего-либо нового данным человеком, рутина ему противопоказана. Способность к творчеству показывает реальную образованность. Мировоззренчески развитый человек высокоморален, его сознание развито настолько, что он видит себя в других людях.

Отсутствие или недостаточная развитость какой-либо из указанных черт показывает степень ущербности личности, либо, если смотреть с других позиций, степень её развитости. В обоих случаях речь идёт о мере душевного и духовного развития личности. С этой мерой связывается понятие интеллигентности человека. Интеллигентность - не поза сноба, не умение держать в руках вилку и нож, а способность жить своими мыслями и чужими чувствами. Интеллигенты времён Чехова давали читать свои книги кухаркиным детям, не боясь, что те запачкают книги, будили население, поднимали его на борьбу с несправедливостью, жертвовали жизнью ради Отечества. Сейчас таких людей осталось очень мало, их самих надо защищать от тьмы обладателей всевозможных дипломов, “образованцев”, как говорил А.Солженицын.

История. Историческая наука также активно использует понятие личности, но из него исключается большинство населения. Имеется в виду не концепция “героев и толпы”, согласно которой историю творят только выдающиеся личности, опирающиеся на постамент из согнутых спин людей “толпы”. Историки считают личностью всякого, чья деятельность обладает значимостью для других людей в том или ином масштабе и контексте. Например, каждый президент Украины, несомненно, войдёт в её историю и историю какого-либо населённого пункта. В то же время в историю данного города или села войдут и другие лица, чьи имена, вряд ли, встретятся в учебнике истории Украины. Лица, не оставившие следа в истории, обозначаются обобщающими словами “народ”, “народные массы”, “население” и т.п.

Приведенные определения личности в других науках создают фон для уяснения собственно социологического понимания данного свойства человека. К сожалению, в научной литературе нередко происходит подмена социологической трактовки личности психологической и, особенно, философской. Бывает и обратная подмена, когда философскому пониманию приписывались социологические черты. Контекст употребления слова “личность” показывает имеющему глаза, о каком свойстве человека идёт речь. Психология, философия и история представляют личность как выражение субъективности, индивидуальности человека. Коренное отличие социологии от них в данном вопросе состоит в том, что социология включает в понятие личности объективное содержание деятельности человека. Он может быть благородным или подлецом, однако социолога интересуют не столько личные качества, сколько объективные социальные роли, образующие его социальное качество.

Личность в социологии - это определённое социальное качество человека, определяющее его связи с другими людьми в данное время. Как писал К.Маркс, сущность человека составляют не его кровь, борода и усы, а его социальное качество.

Социальное качество есть способность осуществлять социально значимую деятельность, пусть даже отрицательно оцениваемую как, например, преступление. Человек начинается как личность в социологическом смысле в тот момент, когда он обретает способность к исполнению социально значимой деятельности - хотя бы одной достигаемой социальной роли. Дети до определённого возраста, умалишённые, склеротики, алкоголики и наркоманы в последней стадии лишены такой способности. Они не могут совершить даже преступления, потому что для любого целенаправленного действия требуется активная работа сознания.

Наибольший интерес для ряда наук, в том числе и для социологии, представляют дети. Как куколке предстоит превратиться в бабочку, так и ребёнок должен стать личностью. Процессобретения ребенком свойства личности есть социализация. Это процесс усвоения человеком знаний, ценностей, необходимых навыков и умений. Он начинается с первого дня жизни и заканчивается со смертью человека (“Век живи - век учись”). Однако, интенсивность социализации в разные периоды жизни неодинакова. Она очень напряжённа в подростковом возрасте, когда куклы и игры не кажутся больше интересными, а к участию в жизни взрослых ребёнок ещё не готов. Довольно бурно протекает социализация и в молодёжном возрасте (после 18 лет), когда человек приобретает специальность, крышу над головой и создаёт семью.

В относительно недалёком прошлом у славян (а у некоторых народов и по сей день) социализация обставлялась различными ритуалами. Испытания на зрелость назывались инициациями. В современном обществе инициации приняли форму всевозможных экзаменов, хотя по содержанию и значению экзамены нельзя ставить в один ряд с инициацией. Экзамен - это испытание на владение информацией, а не на умение жить. Современная школа учит чему угодно, только не умению жить. Это знание-умение считается государством делом, видимо, второстепенным. Продление срока обучения до 12 лет - плохая услуга молодёжи. Это консервация инфантильности, потакание близорукому мировоззрению, согласно которому надо продлить как можно дольше время безмятежной юности. Время продлить можно, только выполнение “нормативов” социализации никто не отменит. Не так давно человек в возрасте 16-18 лет считался взрослым, поскольку работал как взрослый. Теперь же “аттестат зрелости” может свидетельствовать лишь о половой зрелости, а не социальной.

Социология исследует ценности и ценностные ориентации членов общества, но исследует не столько их происхождение, сколько их значение для общества. Социолог как учёный, а не как публицист, исследует объективные характеристики явлений. С такой же меркой он подходит и к явлению личности. На второй план отходят все субъективные характеристики, в том числе и этические. Тупое, безнравственное существо в социологическом плане есть личность, если оно способно управлять трактором или строчить доносы после работы.

С овладением первой социальной ролью человек начинается как личность, а с обретением полной материальной независимости от родителей или иных лиц он в основном становится личностью. Пока студент - иждивенец у родителей, он ещё не состоялся как личность. Свойство личности он приобретает, когда начинает жить за счёт собственного труда. Трудовая деятельность изменяет и духовный мир человека: он получает знания и разделяет ценности большинства самодеятельного населения. Поэтому можно сказать: личность есть взрослость, личность есть взрослый человек.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.008 с.)