ТОП 10:

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ В СОЦИОЛОГИИ



В XX веке центр социологических исследований перемещается из Европы в Америку, в США. Это происходит благодаря бурному развитию прикладных исследований. Фундаментальные исследования подвергаются критике, однако вскоре становится ясной и ограниченность эмпиризма. В любой науке имеется определённое противостояние фундаментальных и прикладных исследований, но ни в одной науке оно не приняло столь явно выраженного взаимоотрицания. Споры “схоластов” с “ползучими эмпириками” не способствовали повышению авторитета социологии.

Крупнейший американский социолог Роберт Мертон предпринял попытку найти “золотую середину” между фундаментальными и прикладными исследованиями. В 1947 г. в книге “Социальная теория и социальная структура” он выдвигает идею теорий среднего уровня (значения, радиуса действия). Смысл таких теорий, по замыслу Р. Мертона, состоит в том, чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследованиями. С этой целью от фундаментальных исследований берётся теоретическое обоснование, а от прикладных - метода исследования. В результате получается теория, которая описывает и объясняет всё общество, но под одним лишь определённым углом зрения. Теории среднего уровня, по словам Р. Мертона, выполняют роль “посредников между малыми рабочими гипотезами, развёртывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими спекуляциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения”.

Если какой-либо факт сложно объяснить с позиций фундаментальной теории, его можно объяснить с позиций теорииболее низкого уровня обобщений. При этом менее значимый факт как бы “привязывается” к более значимому и объясняется как его составная часть. Например, факты мелкого воровства детей в магазинах процветающего общества, вряд ли, объяснимы в рамках фундаментальной теории. Но они могут, быть объяснены с позиций социологии бедности, “неприличной бедности” так называемого андеркласса. Факты пренебрежительного отношения некоторых студентов к учёбе не могут быть объяснены ни с точки зрения фундаментальной теории, ни путём использования метода опроса. Они объяснимы лишь в рамках социологии советского и постсоветского образования. Когда социолог установит социальную основу этого образования, а именно, идеологию государства, согласно которой должно быть осуществлено повальное среднее, а возможно и высшее, образование, всё станет на свои места.

Развивая идею теорий среднего уровня, Р. Мертон разделил все возможные теории на три группы:

1) теории социальных общностей: классов, наций, конфессий, толпы,

территориальных общин, малых социальных групп и др.;

2) теории социальных институтов: семьи, армии, государства, права, организаций, выборов и др.;

3) теории социальных процессов: преступности, миграций, урбанизации, мобильности, коммуникаций, общественных движений и др.

Теории среднего уровня получили большое распространение в мире и в представлении некоторых восторженных поклонников как бы даже заменили фундаментальные исследования. Действительно, эти теории обладают некоторой методологической ценностью. Они раскрывают связи социальных структур и их функций, дают объяснение фактам общественной жизни, поднимают исследователя над плоским эмпиризмом. Они удобны конкретизацией изучения сторон общественной жизни в масштабе государства. Поэтому не случайно некоторые учебники заполнены изложением таких теорий. Читатель найдёт по вкусу ту или иную интересующую его теорию и получит объяснение фактам преступности, хулиганства, потребления пива или мороженого и т.д. К его услугам теории города, досуга, быта, коммуникаций, армии, культуры, права, молодёжи, выборов и т.д.

На первый взгляд кажется, что если рассматриваемых теорий окажется достаточно много и они охватят все существенные проявления общественной жизни, будет дано адекватное описание и объяснение общества в целом. Однако этот “арифметический” подход легко опровергается наукой. Количество теорий среднего уровня не имеет значения для поиска истины. Дело здесь не в количестве теорий, а в самом подходе. Физиологи не создают теории функционирования сердца, лёгких, почек, печени и других органов, поскольку все они не объяснят существование человека как целостного организма. Так же дело обстоит и с теориями социальных общностей, институтов и процессов.

Кроме того, если функционирующие органы человека не противоречат, а дополняют друг друга, то социальные общности, процессы и институты нередко противостоят друг другу, не создают гармонию взаимодействия. Так, например, не согласуются между собой социология религии и преступность, семьи и толпы, государства и миграции и т.д. Ссылка на то, что не все теории среднего уровня должны непосредственно соотноситься друг с другом, мало что объяснит. Теории среднего уровня не только объясняют единичные факты, они сами нуждаются в объяснении. Их отношение к фундаментальным теориям такое же, как отношение единичных фактов к ним самим.

Видимо, осознавая указанные сложности, Р. Мертон уже спустя десять лет после выхода в свет названной книги, заявил: “Социологии еще предстоят родовые муки, в результате которых она, может быть, лет через 40 или 50 будет иметь своего Ньютона или Дарвина”. Указанное время прошло, однако, нового Дарвина или Ньютона пока не видать.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.006 с.)