ТОП 10:

Религиозная группа как социальная общность.



Важным элементом социальной структуры общества является религиозная группа. История показала стойкость и живучесть религиозных групп. Даже в эпоху массового атеизма в СССР выстояли все религии. В грозные годы войны И.Сталин обращается к населению со словами "Братья и сёстры!" Сказалось, видимо, не столько его семинарское образование, сколько необходимость поиграть на струнах душ верующих. Считаясь с религиозностью населения, И.Сталин возрождает отменённое большевиками в начале Октябрьской революции патриаршество. Религиозное сознание живуче, а это свидетельствует о его очень глубоких корнях.

Религия коренится в природе человека. С возникновением сознания появляется и вера как факт слабости человека перед лицом опасностей и сложностей жизни. Вера всегда позитивна, она уравновешивает негативное состояние сознания хрупкости и временности бытия индивида. Люди верят родственникам, друзьям, государству, банкам, политическим лидерам, телевидению и т.п. Без веры нет жизни, человек, лишённый веры нередко уходит досрочно в мир иной. Но такая вера – ещё не религия. Религиозной она становится с того момента, когда появляется особый предмет – фетиш. Первоначально фетишами становятся явления природы: солнце, звёзды, "священные" лес, река, гора и прочее. Впоследствии фетиши изготавливаются людьми. Рукотворные фетиши более удобны в обращении и потому более памятны человеку. Это талисман, амулет, в украинской культуре обериг. Оберигами могут быть крестики, ладанки, иконки, медальоны и т.д. Общим и главным свойством всех фетишей являются способности, недоступные человеку. Бессилие человека перед природой и обществом компенсируется всемогуществом фетишей. Таким образом, фетиши объективно необходимы человеку для установления равновесия его отношений с миром. Что не могу сделать я, то под силу фетишу. Иногда фетиши создаются путём преувеличения реально существующих свойств некоторых явлений. Например, источник минеральной воды может быть признак источником живой воды. Стоит ею брызнуть на мертвеца, как тот сразу же воскреснет.

Фетишизм – не наследие далёкого прошлого, он является необходимым компонентом общественного сознания во все времена. В настоящее время существуют такие виды фетишизма как политический (преувеличивается значимость ценности демократии или политического лидера), экономический в форме рекламы от зубной щётки до гильотины (преувеличивается значимость ценности рекламируемых товаров), технический (преувеличиваются возможности кибернетических устройств и их влияния на человека), медицинский (не прекращаются поиски медицинских средств, которые бы излечивали от всех болезней). Но то, что в отдельных областях жизнедеятельности происходит эпизодически, то в религии происходит постоянно. Фетишизм – одно из условий религии, без него религия невозможна. В просторечии действие фетиша называется чудом. Всякий, кто желает стать основателем новой религии, обязан продемонстрировать свою способность творить чудеса. Иисус Христос мог по воде ходить яко посуху, воскрешать мёртвых, превращать камни в хлеба и пятью хлебами накормить две тысячи человек, что не под силу даже нашему общепиту. Так же чудесно после казни Христос вознёсся на небо. Благодаря указанной способности люди поверили Христу как защитнику всех угнетённых и обездоленных. Когда же недавние инструкторы райкома комсомола Марина Цвигун и её супруг Кривоногов замыслили создать свою религию, в которой ведущая роль была отведена Марине – "Марии Дэви Христос", они потерпели фиаско. Видимо, инструкторы учились заочно и сдавали зачёт по научному атеизму по шпаргалке. Они не понимали, что нужно для создания религии.

Фетишизируемые явления природы выступали предметом поклонения. Эти предметы воспринимались органами чувств и олицетворяли определённые могущественные силы. Такой была неопределённо длительное время первая стадия религиозных представлений. С течением времени эти силы получали имена и превратились в абстрактных богов (солнца, грома и молнии, ветра, огня и др.). В развитом античном обществе боги олицетворяли даже социальные процессы (боги войны, торговли, земледелия и др.). Сложился целый пантеон богов чем-то напоминающий кабинет министров. Наконец, в процессе укрепления централизованного государства предпринимаются попытки создать монотеистическую религию – единобожие. Бог-монополист был призван олицетворять всю природу в целом. Первая попытка, предпринятая египетским фараоном Эхнатоном в XIV столетии до нашей эры, не удалась. В том же втором тысячелетии до нашей эры в Палестине возник иудаизм – первая монотеистическая религия. Согласно преданию, бог одного из древнееврейских племён Яхве заключил договор с членами других племён о том, что они перестанут чтить своих племенных богов (ваалов) и станут поклоняться только Яхве. За это Яхве возлюбил евреев, сделал их избранным народом и подарил им Палестину. Каким бы ни было предание, его земная подоплёка очевидна: централизация власти на земле требовала централизации власти на небе.

Христианство возникло как ересь в иудаизме, как "правильная" религия. Счёт лет мы ведём от рождения Христа, известно, что свои проповеди он начал в тридцатилетнем возрасте, а вот что делал до сих пор, скрыто в тумане неизвестности. Христианство было первоначально религией рабов и бедняков, его классовая природа стала очевидна всем. Христианами становились все, кто был угнетён Римом, кто не нашёл своего места в системе империи. Несколько столетий преследований и казней не остановили христиан, поскольку бедность воспроизводилась в каждом поколении, и количество бедняков не уменьшалось. Процесс обращения в новую религию стал настолько массовым, что христианами становились уже и богатые люди, поэтому император Константин был вынужден легализовать христианство. Попытка императора Юлиана возродить язычество провалилась, а сам император получил титул "отступника".

Положение христианства в корне изменилось, когда церковь стала формальным институтом. Она быстро набирала силу и подмяла под себя светских правителей. Идеи равенства и братства всех верующих остались только в проповедях, поскольку сами верующие разделились по классовым признакам на богатых и бедных. История церкви постоянно показывала духовенство как господствующий класс над своими единоверцами. Сам факт неоднократных расколов в пределах одной и той же религии, преследование так называемых еретиков, колдунов и ведьм свидетельствовал о растущем расколе между религиозными чувствами верующих людей и властью над ними церкви. Религия как нравственная связь между людьми через Бога всё больше подменялась идеологией класса духовенства. Явно или неявно верующим внушалась мысль о том, что обращаться к Богу можно только в церковном здании, а покаяние вне его, будто бы, недействительно. В дореволюционный период в России идеология церкви была составной частью идеологии государства. Новую эпоху обслуживала новая идеология. Большевики яростно боролись не столько с религией, сколько с церковью, так как церковь и после перемены государственного строя оставалась мощной политической силой. Собственно религию большевики презирали, не понимая её природы, не понимая и того сам марксизм-ленинизм был тоже религией. Борьба большевиков против церкви создала вокруг последней ореол мученичества. В массовом сознании забыта социальная роль церкви как составной части господствующего класса.

В последнее десятилетие власти отчитываются не о количестве пущенных в строй заводов и жилых домов, а о количестве построенных и строящихся храмов. Наблюдается восстановление сращивания церкви с государством. Если И.Сталин использовал церковь в пропагандистских целях, то нынешняя власть стремится восстановить дореволюционное состояние церкви с той целью, чтобы её идеология освящала идеологию государства. Отделение церкви от государства всё больше напоминает фикцию. В действительности можно говорить только об автономии церковной организации в рамках государства. Патриарх и президент-атеист обмениваются орденами, им следуют с обеих сторон чины пониже рангом (обмен медалями), а на многих социально значимых мероприятиях обязательно размахивание кадилом. Естественно, церковь не выступает против безработицы, нищеты, вообще любого проявления социальной несправедливости. Как и в прежние времена она призывает мирян смиренно сносить тяготы и лишения жизни. Подобно тому, как евреи считают всех своих критиков антисемитами, церковники называют своих критиков атеистами.

Но несмотря на поведение церкви, религиозность населения всегда была более или менее массовой. Следует, однако, отметить, что это "внешняя" религиозность. Многие верующие исповедуют религию, либо подчиняясь традиции, либо действуя согласно аргументу Блеза Паскаля. В упрощённом виде он выглядит так: я не знаю, есть Бог или нет его, но я буду выполнять все предписания церкви; если Бог существует, на Страшном Суде мне это зачтётся. В основе таких соображений лежит страх перед смертью, перед неизвестностью будущего. Кроме того, религия утешает, помогает пережить трудные времена, утрату близких людей и даёт призрачную надежду на жизнь в мире ином. Соединение религиозных переживаний с оценками реальной общественной жизни консолидирует верующих в религиозные группы и даже организации. Таким образом, религиозная группа в региональном или национальном масштабе становится весомой политической силой.

Религиозная группа – это совокупность лиц, признающих историю и догматы данной религии и соблюдающих все культовые предписания этой религии. Поскольку это большая социальная группа, многие её члены не имеют контактов друг с другом. Они объединены в общины, а связь рядовых верующих данной общины с себе подобными существует только через общие для всех религиозные ценности. Солидарность верующих чисто механическая. Если не принимать во внимание религиозные и светские социальные статусы, каждый верующий равен любому другому верующему своей конфессии. Положение религиозной группы в социальной структуре общества было бы сравнительно просто, если бы всё общество исповедовало одну религию, как это имеет место в некоторых арабских странах. Однако многие общества поликонфессиональны. Различия между религиями объясняются разным пониманием Бога, историей возникновения религии и её догматами. Различные конфессии внутри религий образуются по частным вопросам догматики и культа. В Украине имеется более шестидесяти конфессий. Наряду с совсем юными сектами действуют общины мировых религий. Приезд папы римского в Киев и Львов для части граждан разделил всё время на "до" приезда и "после" него. Это "необычайно важное" событие у некоторых политиков породило надежду, что Ватикан станет для Украины троянским конём в Европу. Энергично продвигается на восток страны протестантизм, завоёвывая те населённые пункты, где его никогда раньше не было. Активно возрождается иудаизм, находя в Одессе и других городах вторую Палестину. В Крыму проживает много мусульман, некоторые из них мысленно проводят пунктирную линию к единоверцам в Турции. Но наибольшее напряжение создаёт противостояние церквей Московского и Киевского патриархатов. На примере этого противостояния наиболее ясно видна роль церкви как не столько религиозной, сколько политической организации. В 1992 году был оглашён лозунг "Независимой державе – независимую церковь". Независимая держава есть, а независимой церкви пока нет, хотя и предпринимаются попытки объединить православные конфессии под одним куполом. Церковь стала по существу политической партией. В 1994 году глава православной церкви по телевидению призывал верующих голосовать за Л.Кравчука, поскольку, по мнению церковного чина, в стране нет более достойного кандидата. Митрополиты на местах также занимались предвыборной агитацией.

Нынешний "ренессанс" религии есть в действительности возрождение былой роли церкви в общественной жизни. Она всё активнее вторгается в дела общества и государства: оберегая паству от переманивания её другими церквами, требуя возврата бывших церковных зданий, участвуя во всех важных мероприятиях. Значительная часть её дел положительно оценивается обществом, но при чём тут религия? Такие же дела, например, благотворительность, совершают и светские организации. Что касается населения, оно поступает в соответствии с упомянутым аргументом Паскаля, а нравственность его, к сожалению, не повысилась. Быть подлинно религиозным – значит привести свою жизнь в соответствие с нормами религиозных основополагающих источников. Религия – это определённый образ жизни. Подлинно религиозных людей очень немного. Странно было видеть перекошенные ненавистью лица католиков, штурмом берущие церковные здания православных. Кто бы в споре конфессий ни был прав или виновен, такие средства недопустимы в отношениях верующих. Следовали ли они завету Христа любить ближних, были ли они верующими? Не случайно, веруя в Бога, всё больше людей не посещают церковь. Однако церковь – политическая партия в рясе – эксплуатирует чувства верующих в своих частных интересах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.200.21 (0.008 с.)