Эксплуатация человека человеком как социальное отношение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация человека человеком как социальное отношение



Слово “эксплуатация” в переводе с французского языка означает использование кого-либо или чего-либо. В этом смысле может идти речь об использовании земли, строений, техники и т.п. Объектом эксплуатации являются и люди, поскольку в принципе все люди нуждаются друг в друге. Это позитивное социальное отношение, оно не представляет собой ни социальной, ни этической проблемы.

Проблема возникает в том случае, когда эксплуатация сочетается с угнетением. Угнетение - это присвоение чужой воли путём применения какого-либо вида насилия: политического, экономического, военного, религиозного, физического, психологического и др. Хотя угнетение может существовать и без эксплуатации, наиболее развитые его формы связаны именно с эксплуатацией. Субъектами и объектами эксплуатации являются индивиды, социальные группы, государства. Эксплуатация в сочетании с угнетением есть присвоение чужого неоплаченного труда.

Как присвоение чужого неоплаченного труда эксплуатация чрезвычайно многообразна. Эксплуатирует подчинённых начальник, перекладывающий на них часть своей работы, эксплуатируют современных Кулибиных чиновники от науки, навязывая себя в соавторы открытия или изобретения. Эксплуатация проявляется в принудительной оплате за неоказанные услуги или низком качестве услуг, в невыплате зарплаты работникам массовых профессий, в навязывании так называемых “общественных нагрузок”, то есть, бесплатной работы “за того парня”, в рэкете и др. С этой точки зрения марксизм неоправданно сужал круг явлений эксплуатации, ограничивая их рамками материального производства. Причиной эксплуатации К.Маркс и Ф.Энгельс считали частную собственность на cpедства производства, как будто, при других формах собственности эксплуатация невозможна. Эксплуатация не экономическое, а социальное явление. Её причина не та или иная форма собственности, а бесправие людей, подвергшихся угнетению. Общественная практика показала, что тотальная государственная собственность допускает ещё более жестокие проявления эксплуатации, чем частная собственность.

Приведенные выше примеры эксплуатации сравнительно безобидны ввиду их эпизодичности и относительно небольшой значимости. Однако бывают и другие, более основательные и постоянные присвоения неоплаченного труда. Они проявляются в размерах налогов, заработной платы, пенсий и пособий, ценах на товары и услуги и др. Эксплуатация осуществляется через хорошо отлаженный государственный механизм, в результате чего работающему члену общества не хватает средств для удовлетворения первоочередных потребностей и желаний. О том, как живут пенсионеры, инвалиды, многодетные матери сказано немало. Это не человеческая жизнь, а животное существование. Человечность в человеке определяется тем, насколько он развит духовно.

В годы так называемой перестройки поднимался вопрос о стоимости труда работника. Если рабочая сила такой же товар, как и все другие товары, её стоимость должна определяться по отношению к другим товарам и быть сопоставима с ними. Поэтому, не мудрствуя лукаво и не жонглируя импортными терминами, стоимость труда работника за единицу времени, например, месяц, можно приравнять к 1% стоимости “Мерседеса”, 20 тюбетейкам или к 150 пирожкам с горохом. Ни в одном государстве работник не получает полной стоимости своего труда, поскольку государство не может существовать без налогов, пошлин и других отчислений из заработной платы. Вопрос лишь в том, насколько оправдана общественной необходимостью та или иная величина отчислений и как используются средства. Обосновать объективные критерии таких отчислений весьма сложно. Добавив к этому несовершенство природы человека, особенно, того человека, у которого своя рубашка ближе к телу, получаем эксплуатацию большинства бесправного населения правящим меньшинством. Эксплуатация находит своё выражение в воровствеиз казны, в завышенных налогах, пошлинах, сборах, ценах, тарифах и соответственно заниженной заработной плате (которую точнее было бы назвать жалованьем, поскольку заработная плата существует лишь в рыночной экономике), пенсиях, пособиях, стипендиях.

Разница между отчислениями и выплатами материализуется в счетах в иностранных банках, элитных домах, виллах, яхтах, автомобилях, самолётах, зарубежных поездках, оплате услуг средств массовой информации и т.д. Тут бы в самый раз спросить об источнике доходов, но, говорят, это неэтично...Не следует заглядывать в чужой карман и завидовать. Объяснение реакции населения на пресыщение знати через зависть настолько примитивно, что показывает отсутствие других вариантов объяснения. В демократическом обществе честному труженику, будь он даже миллионер, нет нужды бояться вопроса об источнике доходов. Он уплатил налоги и может, не мигая, смотреть другим в глаза. В недемократическом обществе бедняку не надо заглядывать в чужой карман, достаточно заглянуть в свой карман и увидеть в нём чужую руку. Когда страна, за ряд лет не создавшая ничего значительного, радуется тому, что теперь она падает вниз не так быстро как раньше, когда как выдающееся достижение внешней политики расценивается получение иностранного кредита, каково же её будущее? А может быть прав украинский социолог, заявивший, что существует не столько бедность, сколько синдром бедности? Люди не так уж плохо живут, они просто привыкли считать себя бедными...

В периоды обострения социально-экономического положения нередко проливается дождь наград, растёт количество устанавливаемых памятников, складывается культ столиц. Москва была “образцовым коммунистическим городом”, Киев стал “європейським містом”. Столица как витрина представляет всю страну. Мир символов призван заменить реально существующий мир. Впрочем, символы тоже реальны, только это реальность особого рода.

Новый вид эксплуатации, появившийся в XX веке, - неоправданно высокие гонорары артистам эстрады, спортсменам, манекенщицам и др. Своеобразие этого вида состоит в отдалённой, опосредованной связи данных групп лиц с эксплуатируемой массой населения. Певец или спорт­смен (к примеру, теннисист) сам никого не эксплуатирует. Эту “работу” выполняет либо государство, либо организация. Движимая тщеславием, она покупает спортсменов с их рекордами, певцов с их голосами и т.д. Эти люди получают неоправданно высокие доходы в сравнении с членами общества, чья ценность для общества ничуть не ниже ценности певца или манекенщицы. Речь идёт вовсе не об уравниловке, в стремлении к которой обычно обвиняют сторонников фактического равенства членов общества. Вопрос в том, почему труд теннисиста (очень нелёгкий труд!), завоевавшего заветный кубок, ценится выше труда доктора технических наук, сделавшего открытие или изобретение? Почему труд манекенщицы важнее труда балерины?

Ответ один - деньги. Вложенные деньги порождают другие деньги и так далее. Деньги существуют ради денег. В их оборот втянуты люди, которые сами как бы становятся деньгами. Они перестают быть спортсменами, поскольку перенапряжение организма отнюдь не способствует укреплению их здоровья. Они перестают быть певцами, поскольку поют не из удовольствия (иногда под фонограмму), а из алчности, стремления к новым деньгам. Так эксплуатация одних оборачивается деградацией других.

Во всемирном масштабе эксплуатация смещается в область межгосударственных и международных отношений. В тезисе “Богатый Север эксплуатирует бедный Юг” есть немало горькой правды. По явно заниженным ценам экономически развитые страны скупают природные ресурсы отсталых государств. Рядовому гражданину США, Германии или Японии кажется, будто, его благополучие обеспечено лишь существующим общественным строем данной страны и его личными усилиями. Ему порой невдомёк, что часть его заработной платы составляет то, что отнято у африканского негра или представителей других народов.

Покупая сырьё по низким ценам, развитая страна создаёт добавочную стоимость в несколько раз превышающую стоимость сырья. Часть сверхприбыли отдаётся гордому своей страной гражданину. Но эксплуатация лицом к лицу и на расстоянии не меняет своей сущности.

Эксплуатация человека человеком - явление общечеловеческое. Она будет существовать до тех пор, пока существует данная природа человека. Эксплуатацию нельзя искоренить полностью, но её можно снизить до такого уровня, когда она позволит всем людям существовать не только как животным, но и как духовным существам, это один из критериев прогресса человечества.


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Одним из результатов борьбы интересов является изменение положения лица или социальной группы в социальном пространстве и времени, этo изменение в самом общем виде и есть социальная мобильность. Его основная, глубинная причина - активность субъектов социальных отношений. “Юноше, обдумывающему житье” надо много знать об устройстве общества, сущности происходящих в нём процессов, чтобы верно спланировать свой жизненный путь, сделать карьеру и занять достойное место в обществе.

Социальная мобильность многопланова, её исследование началось трудами американского социолога российского происхождения Питирима Сорокина. В книге “Социальная мобильность” (1927 г.) он впервые вводит одноимённый термин. Благодаря исследованиям П.Сорокина и других социологов теория социальной мобильности разработана лучше, чем многие составные части социологии.

Виды социальной мобильности:

Имеется ряд существенных оснований для выделения видов социальной мобильности.

1) По направленности изменений мобильность бывает вертикальная, горизонтальная и смешанная.

Вертикальная мобильность - это изменение социального статуса личности, что иногда предполагает переход из одной социальной группы в другую, например, из директоров завода в министры. В то же время этот вид мобильности существует и в самой группе: из замов в директора или из министров в премьер-министры.

Вертикальная мобильность бывает профессиональной (продвижение по службе), экономической (изменение благосостояния), политической (переход на другой уровень власти), научной (повышение учёных степеней и званий), военной (повышение воинских званий) и др.

Вертикальная мобильность имеет два направления: восходящее и нисходящее. Статус личности может как повышаться, так и понижаться. Восхождение обычно добровольное, хотя и очень редко без протекции, нисхождение - принудительное, обычно с помощью “доброжелателей”.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одного вида деятельности к другому виду, имеющему примерно такое же значение, что и предыдущий вид. Происходит либо изменение социальных ролей, либо переход из одной статусной социальной группы в другую группу одинакового уровня (из одной семьи в другую, из одного коллектива в другой, из одной религиозной группы в другую, из одного населенного пункта в другой). Разновидностями горизонтальной мобильности является территориальная мобильность, выражающаяся в перемене места жительства, работы или учёбы, и миграции - массовые перемещения лиц под влиянием или негативных стимулов из одного государства в другое (на ПМЖ), или из одной части страны в другую на неосвоенные земли, из села в город (СССР 50-х - 80-х г.г. XX в.). Горизонтальная мобильность совершается при определяющем влиянии мобильности вертикальной.

Смешанная мобильность - перемещение лица или социальной группы при одновременном изменении статусов и ролей. Командир пехотного взвода назначается начальником вещевого склада дивизии, директор магазина отбывает срок за воровство в колонии. В обоих примерах видно изменение социальных статусов и ролей. Одновременное изменение статусов и ролей может быть присуще и малой социальной группе: группа торговцев подержанными автомобилями, разбогатев, превращается в организаторов политической партии.

2) По субъекту мобильность бывает индивидуальная и групповая (имеется в виду не только малая, но и большая социальная группа) Индивидуальная мобильность развита больше групповой, поскольку индивид обладает большей степенью свободы, чем малая группа, и ещё большей, чем большая социальная группа.

Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус родителей и др. родственников, уровень и содержание полученного образования, эмоциональные и волевые качества, физические и умственные способности, внешность, брак по расчёту, место жительства, национальная или религиозная принадлежность и т.д.

Факторы мобильности малой группы: общность интересов членов группы, наличие сильного лидера, личные способности основного состава группы, благоприятствующее законодательство, экономическая стабильность, ментальность населения и т.д.

Факторы мобильности большой группы: социальная революция, в ходе которой кто был никем, стал всем, междуусобная борьба внутри “элиты”, становление нового государства, демократичность общества (эмансипация женщины), военные перевороты и др.

3) По волеизъявлению мобильность бывает добровольной, вынужденной и принудительной.

Добровольная мобильность совершается под влиянием значимых ценностей, например, богатства (“золотая лихорадка”), романтики (“а я еду за туманом и за запахом тайги”), семьи (создание новой или воссоединение ранее существовавшей).

Вынужденная мобильность совершается при неудовлетворительных условиях жизни: безработица, безземелье, плохой климат, перенаселённость, экологическая опасность, террор со стороны религиозных или националистических фанатиков и др. Не будь таких обстоятельств, возможно, человек никуда бы ни уезжал. Вынужденная мобильность часто имеет положительное историческое значение. Благодаря ей происходили многократно колонизации неосвоенных ранее земель, например, древние греки колонизовали Северное Причерноморье.

Принудительная мобильность происходит по независящим от воли субъекта обстоятельствам. Солдат служит там, куда его направят, заключённый отбывает срок, не выбирая колонию, административно ссыльные лица и выселенные народы живут вне своей родины.

4) По возрасту мобильность бывает внутрипоколенная и межпоколенная.

Внутрипоколенная мобильность - это изменение положения лица в пределах одного поколения. Она предполагает сравнение положения данного лица с достижениями лиц своего возраста и круга (одноклассниками и однокурсниками). Встречи таких лиц после длительного перерыва неизбежно превращаются в смотр достижений за прожитые годы. Такой смотр хорошо показан в фильме “Однажды двадцать лет спустя”.

Межпоколенная мобильность есть изменение положения лица одного поколения в сравнении с положением лиц предшествующего и последующего поколений. Родители всегда хотят, чтобы дети пошли дальше их и заняли более высокое положение в общество. На уровне обыденного сознания действует “закон прогресса”. Реально дело обстоит иногда в соответствии с пожеланиями родителей, иногда дети остаются на их же уровне, иногда происходит падение “вниз” Данный вид мобильности наиболее интенсивен в годы бурных социальных изменений.

Каналы социальной мобильности:

В социальной динамике важное место занимают пути и способы перемещения лиц и групп в социальном пространстве и времени. Наибольшее значение они имеют в вертикальной мобильности, за что П.Сорокин назвал их “каналами вертикальной циркуляции”, “лифтами”. Чаще всего такими “лифтами” являются социальные институты. Они возносят лица и группы “вверх” или “вниз”.

1) Политические партии. Немало известных политических деятелей делали карьеру в партии. Например, консервативная партия Великобритании вознесла из безвестия на вершину власти Маргарет Тэтчер, ставшую лидером партии, потом премьер-министром. Особое значение имела партийная принадлежность в СССР. Партия представляла собой государство, поэтому всякий, кто продвигался вверх или хотя бы пытался реализовать своё право на труд в общественных науках, непременно должен был иметь “красную книжку”, т.е., партийный билет. После 1991 г. те, кто восхвалял социализм, стали поборниками “рыночной экономики”, те, кто боролся против “буржуазного национализма” стали крутыми патриотами Украины. Видимо, если бы, не дай бог, Украину завоевала Турция, они стали бы первыми мусульманами.

2) Органы госбезопасности. Из данных органов путь во власть происходил главным образом в тоталитарных государствах или в переходный период от тоталиталитаризма к демократии. Один из руководителей КГБ СССР Ю.А.Андропов стал фактическим главой государства, а в 1999 г. руководитель ФСБ России В.Путин становится премьер-министром, затем президентом страны.

3) Вооружённые силы. Военные во все времена занимали исключительное положение в обществе. Из 92 римских императоров 36 были нижними чинами в армии, из 65 византийских императоров 12 были военными. Наполеон и его маршалы выдвинулись из низов общества. Президенты США Грант, Вашингтон, Эйзенхауэр были военными. В Боливии количество лет независимости не намного превышает количество военных переворотов, эти перевороты одно время даже включали в программы туристических поездок. В ряде государств Латинской Америки, Азии и Африки военные занимают ключевые позиции в государстве.

4) Наука. При наличии “царя в голове” и умению ладить с власть предержащими некоторые личности заняли высокое положение в обществе.

3) Бизнес. Благодаря личным способностям (не только интеллектуальным), кошелькам родителей некоторые индивиды возносятся из грязи да в князи. Их лица можно часто видеть по телевизору.

6) Образование. Позволяет занять более высокие должности, чем это позволено лицам с более низким уровнем образования. Роль образования неодинакова в различные исторические эпохи. Она высока на фоне всеобщей неграмотности и низка при массе обладателей дипломов. Сейчас диплом сам по себе не гарантирует места под солнцем.

7) Социально неравные браки. Заключается обычно между людьми, занимающими различные ступени социальной иерархии. Данный “лифт” возносит наверх обычно её, а не его.

Имеются и другие каналы социальной мобильности. Имеет значение не только их содержание, но и “длина”, то есть, длительность пути от начала “канала” до его конечного пункта. Стартовые позиции у разных людей неодинаковы: один премьер происходит из лордов, другой - из служащих. Длина карьерного пути свидетельствует об интенсивности мобильности, скорости продвижения в высшие или средние сферы. Вчерашний босоногий мальчишка стал академиком или генералом. Внутрипоколенная мобильность почти максимальна. Иные к этим вершинам идут в течение нескольких поколений.

Процесс социальной мобильности характеризует общество в целом или отдельные социальные группы. С точки зрения мобильности они оцениваются как открытые, так и закрытые.

Открытое общество предоставляет каждому индивиду возможность проявить свои способности и в зависимости от них занять подобающее ему место. Постоянно открытым может быть лишь подлинно демократическое общество. Временно открытым является общество, переживающее время социальной революции или кардинальных реформ. Как только обстановка стабилизируется, общество “закрывается”. Ещё короче период открытости у социальных групп. Некогда дворяне в России были презренными службистами в глазах бояр. Но с падением боярского сословия, “приём” в класс дворян прекратился. Теперь уже оказалась недостаточно отличиться на службе царя, надо было ещё обладать “родословной”. В настоящее время заканчивается приём в ряды “новых русских” или “новых украинцев”. Они пополняются уже за счёт собственных отпрысков.

Закрытые общества характерны минимальной социальной мобильностью. Это первобытные племена, этнические группы (цыгане), религиозные секты, касты в Индии и др. Закрытыми являются общества в масштабе государств: эмираты Персидского залива, княжество Бутан, султанат Бруней. Частично закрытыми являются сытые государства Западной Европы и Северной Америки. В годы “холодной войны” они истолковывали права человека исключительно как права на эмиграцию. С распадом советского государства они стали жёстко лимитировать приток эмигрантов, принимая главным образом высококвалифицированные кадры.

7. Законы общества.

 

Слово "закон" имеет не только юридическое, а и социологическое значение. Юридические законы субъективны, они создаются людьми, социальные законы – результат бессознательных (по отношению к самому закону!) действий некоего множества людей. Они объективны, то есть, не могут быть отменены или хотя бы изменены усилиями отдельного человека и самых властных кругов общества. Закон можно лишь познать и, познав, разогнать тучи над городом. А коль уж дождь пойдёт, не остановить поток текущей воды.Вопрос о существовании законов общества традиционно вставал перед человеком, способным анализировать явления прошлого и настоящего. Он формулируется следующим образом: существует ли в ходе событий какой-либо порядок или история зависит лишь от произвола великих личностей и роковых случайностей? Это мировоззренческий подход к данной проблеме. Что же касается социологического подхода, он проявился лишь в новое время, в эпоху восходящего развития класса буржуазии. В то время слово "закон" становилось таким же популярным, как и слово "прогресс". Во второй половине XIX века понятие закона (как и прогресса) всё чаще подвергается критике, в XX веке – остракизму. Дискредитации понятия закона в большой степени способствовала его идеологизация в марксизме. Согласно взглядам К.Маркса и Ф.Энгельса, в силу действия общественных законов необходимо, в результате социалистической революции, произойдёт смена общественно-экономических формаций, и капитализм сменится социализмом. Общественные законы, будто бы, работают на социализм. Однако законы нейтральны по отношению к человеческим интересам и не учитывают планов революционеров.

В критике понятия закона, которое вовсе не предназначено для использования идеологами поначалу отрицается возможность познания законов истории, потом аргументы против закономерностей в истории переносятся на общественные законы вообще. Обществоведы отреклись от закона в угоду западной моде. Они не приводят каких-либо собственных аргументов, видя высшую доблесть в пересказе книг западных авторов. Отрицание собственно исторических законов имеет под собой некоторое основание. Действительно, общественные явления прошлого и настоящего уникальны и неповторимы. Если не убирать из истории имена, детали, особенности, оттенки, нюансы, то она оказывается неповторимой. А там, где присутствует нечто неповторимое, где нет ничего общего, о закономерности не может быть и речи. В этом смысле прав, недавно умерший известный философ современности Карл Поппер: "С нашей точки зрения действительно не может быть никаких исторических законов. Обобщение принадлежит к таким научным процедурам, которые следует строго отличать от анализа отдельного события и его причинного объяснения. Задача истории как раз и заключается в том, чтобы анализировать отдельные события и выяснять их причины. Те, кого интересуют законы, должны обращаться к обобщающим наукам (например, к социологии)". К. Поппер не учитывает лишь того, что историк может быть в одном лице и социологом. В этом случае конкретные особенности изучаемых явлений станут иллюстрациями действия закона. Но, как видим, даже К.Поппер не отрицает возможности законов, открываемых социологией и другими общественными науками. Его же отечественные последователи идут дальше и не допускают существования каких-либо законов в обществе.

Опровержение существования законов в обществе начинается с того же пункта, что и их отрицание в историческом процессе – с тезиса о неповторимости общественных явлений. Утверждается, что нет двух абсолютно одинаковых явлений, поэтому между ними не может быть закономерной связи. Тезис это плох тем, что и в природе нет двух абсолютно одинаковых явлений: планет, месторождений полезных ископаемых, ураганов, даже цветков, однако, возможность действия законов в данной области не отрицается. Между общественными явлениями, несмотря на разный состав участников, время и место действия и другие особенности, имеется немало сходного. Например, одно из самых динамичных явлений –война – где бы она ни проходила, всегда означает гибель людей, огромные материальные затраты, горе и несчастья тысяч и миллионов людей. Так ли уж нет ничего сходного между войнами? Думается, исследователь найдёт в истории войн немало материала для обобщений.

Другое распространённое возражение против существования общественных законов сводится к парадоксу свободы воли. Утверждается, что если – законы познаваемы, то люди, познав их, сумеют повлиять на условия законов, и они (в случае негативных последствий их действий) не состоятся. Этот аргумент также слаб. Люди способны познавать законы природы, например законы Кеплера, но не могут их отменить. Не намного лучше дело обстоит и с общественными законами. Люди познали закон стоимости, но кому удалось его отменить? Невзирая на отношение к нему людей, этот закон по прежнему регулирует обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественного труда. В некоторой мере люди способны изменять условия действия закона, однако эта мера невелика. Условия формируются и нарастают годами и десятилетиями, охватывают обширные массивы социальных отношений, и ни индивиду, ни социальной группе не под силу их изменить, не говоря уже об их отмене. Признавать закон – вовсе не значит быть фаталистом. Состав условий закона неоднороден, одни условия изменить человеку не под силу (например, природные или крупномасштабные социальные условия), другие он способен хотя бы частично изменить, противопоставив им знания и волю. Так, познав причину экономического кризиса 1929 – 1933 годов, люди больше не допускают этого явления. Познание условий ещё до того, как они стали достаточными, позволяет предотвратить некоторые нежелательные моменты в обусловленном ими явлении. Кроме того, познание закономерной связи явлений между собой позволяет, если не удаётся изменить их, приспособиться к ним, а это тоже свобода.

Сходства между явлениями предполагаю повторяемость связей между ними. Без повторяемости исторический процесс превратился бы в механическое нагромождение однократных и неповторимых явлений, в совокупность случайностей, лишённых внутреннего единства. Идя далее, логично предположить, что без повторяемости существенных черт явлений общественная жизнь была бы невозможной. Действия людей и результаты этих действий не могут быть всякий раз иными и непохожими на предыдущие. Природа дала человеку весьма ограниченный набор возможностей, из которых он может комбинировать свою деятельность. Выйти за пределы этого набора человек не может и потому повторяемость в его деятельности неизбежна. Обыденное сознание фиксирует повторяемость явлений природы и общества. Первое проявляется в приметах, второе в жизненном опыте. Теоретическое сознание выделяет два вида повторяемости: 1)повторяемость явлений в одном и том же обществе в разные моменты времени; 2)повторяемость сходных явлений в разных обществах в одну или разные эпохи.

Второй вид повторяемости очень плохо даётся людям, привыкшим видеть действие законов лишь в природе. Им кажется, что общественный закон, если он существует, должен воспроизводиться в любом обществе так же, как законы Ньютона в механике. Повторяемость в обществе предполагает меньше сходств, чем повторяемость в природе, однако она весьма распространена. Так, например, становление капиталистического способа производства привело во всех странах к появлению сходных политических учреждений и идей, сходных правовых кодексов, образа жизни и "массовой культуры". Постсоветские народы отброшены сейчас на сто лет назад и повторяют сейчас то, что было характерно для России начала XX века, хотя и на более высоком уровне развития науки и техники и с новыми эстрадными "звёздами". Пример второго типа повторяемости даёт германская Реформация XVI века. В других европейских странах она имела ту же причину (гнёт папского престола), те же идеи, те же методы, те же сложности и привела к аналогичным результатам во Франции, в Голландии, Англии, Шотландии и Швейцарии.

Некоторые из явлений становятся условиями того или иного закона. По отношению к данному закону более или менее быстро формируется набор условий. Условиями они называются потому, что каждое из них необходимо для данной закономерной связи. Как для роста растения необходимыми условиями выступают тепло, свет, вода, минеральные вещества и само семя растения, так и для возникновения закономерного явления необходим определённый набор условий. Последнее по времени образования условие не только необходимо, а достаточно. Оно сообщает свойство достаточности всем другим необходимым условиям. Они взаимодействуют друг с другом, а результат взаимодействия – закономерное явление. Совокупность условий есть причина, а явление – следствие. Закономерное явление есть результат связи необходимых условий между собой. Связь эта выражает в каждом условии самое существенное относительно будущего явления. Например, политологи сформулировали закон: революции задумывают гении, осуществляют их фанатики, а плодами революций пользуются проходимцы. Опыт всех насильственных революций от французской конца XVIII века до Октябрьской 1917 года подтвердил этот закон. Из набора условий революции закономерную связь создаёт только самое важное в них: низы не хотят жить по старому, а верхи не умеют править по новому, обнищание масс выше обычного. Всё остальное – имена, лозунги, программы, нравы и прочее не имеют существенного значение. Когда складывается набор необходимых условий (не только трёх, указанных в данном примере), явление уже не может не произойти. Его можно лишь обставить теми или иными декорациями, смягчить, упростить и т.д. Но пока складываются условия, пока зреют гроздья гнева, немногие люди способны предвидеть, что же станет последним необходимым и достаточным условием будущего явления. Итак, закон есть существенная, необходимая, повторяющаяся связь между условиями, порождающими данное явление.

Условия закона характеризуются тремя параметрами: содержанием, количеством и масштабом. В зависимости от содержания условий законы действуют в области экономики, политики, культуры и других областях. Соответственно этому они называются экономическими, политическими и др. Количество необходимых условий, в особенности представляющие разные стороны жизни общества, характеризует уровень сложности закона. Показателем масштабности условий выступает количество людей, вовлечённых в сферу действия закона. Статистики участия людей в осуществлении какого-либо закона не существует, однако интуитивно люди определяют область действия закона. Так, например, основной нравственный закон ("золотое правило нравственности") в крайне упрощённой формуле гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе (негативная форма). Или: делай другому то, что хотел бы, чтобы сделали себе (позитивная форма). Этот закон проистекает из наиболее фундаментальных условий жизни людей, не взирая ни на какие различия между ними, и потому есть закон общечеловеческий. Правда, можно возразить, что далеко не всегда люди его соблюдают и в этом смысле, будто бы, отменяют его. Дело в характере данного закона – он статистический. Действительно, некоторое число несоблюдений закона возможно, однако, если бы это число превысит некую меру, жизнь человека разумного стала бы невозможной. Люди это понимают или даже скорее чувствуют, поэтому, желая собственного благополучия, они уважают права других себе подобных. Следует отметить, что в качестве условий некоторых общественных законов выступают явления природы, усложняющие и без того непростое сочетание собственно социальных условий. Так, например, нехватка нефти порождает "многовекторность" в политике, засуха поднимает цены на продовольствие, а наводнения смывают не только мосты на реках, но и надежды правительств на рост национального дохода.

По разным основаниям законы делятся на те или иные виды. Из всех оснований целесообразно выделить два: 1)по способу осуществления закона; 2)по последствиям действия закона для области породивших его условий, в конечном счёте, для всего общества. По первому основанию законы делятся на динамические и статистические. Динамические законы – это законы однозначной связи явлений, когда совокупность необходимых и достаточных условий в краткий период времени неизбежно производит обусловленное явление. Вероятность наступления обусловленного явления равна единице. Естествоиспытатели открывают или используют как раз такие законы. Имеются они и в общественном развитии. На один из таких законов указывал Ф.Энгельс: "Там, где уцелел древний общинный быт, он всюду, от Индии до России, служил целые тысячелетия основой самых грубых форм восточного деспотизма. Только там, где он распался, самостоятельное развитие пошло вперёд". В действии данного закона (закона древнего деспотизма) нет вариантов. Как только появляется нечто общее, тут же находятся люди, которые не прочь распорядиться этим общим, разумеется, в своих интересах. Этот закон проявился в модели казарменного социализма с его "общественной" собственностью от восточной Германии до северной Кореи. В качестве динамического можно привести пример закона, установленного политической мыслью: без оппозиции нет демократии. Явление демократии однозначно порождается следующими условиями: 1)стремлением людей к свободе; 2)несовпадение интересов различных групп населения; 3)правовым регулированием политических отношений; 4)примерным равенством борющихся политических сил. Как только складываются отмеченные условия, возникает демократия. Особе значение в современных условиях постсоветских стран имеет последнее условие – примерное равенство политических сил. Его отсутствие профанирует демократию. Западные наблюдатели, видя протестующих демонстрантов с плакатами, умиляются. Вот, мол, наконец, и в эти страны пришла демократия. Сами по себе демонстрации – лишь тень демократии, да и демонстрантов иногда нанимает та власть, против которой они, якобы выступают. Вряд ли, наблюдателям известен новый вид заработка – участие в демонстрациях. Динамичность закона всегда проявляется в связи права с религией: право тем эффективнее, чем сильнее его связь с религией. Наиболее эффективен, видимо, шариат – синтез ислама с государственным правом.

В отличие от динамических законы статистические – это законы неоднозначной связи явлений, когда совокупность необходимых и достаточных условий производит не само явление, а связь между ними. Вероятность этой связи меньше единицы, но близка к ней. Падение монеты в земных условиях неизбежно, но невозможно предсказать заранее, выпадет она "орлом" или "решкой". Вероятность падения монеты в каждом варианте равна 0,5. После, сотни бросков соотношение может быть 53 "орла" и 47 "решек", после тысячи – 520 и 480, после десяти тысяч – 5100 и 4900 и т.д. Чем больше бросков, тем ближе статистическая тенденция к вероятности единичного броска – 0,5, к динамическому закону. Несколько сложнее проявится статистическая тенденция при бросках шестигранного кубика при игре в лото. Нечто подобное происходит и с общественными законами. Один из них сформулировал К.Маркс: "Традиции всех мёртвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. И как раз тогда, когда люди будто только тем и заняты, что переделывают себя и окружающее и создают нечто ещё небывалое, как раз в такие эпохи революционных кризисов они боязливо прибегают к заклинаниям, вызывая к себе на помощь духов прошлого, заимствуют у них имена, боевые лозунги, костюмы, чтобы в этом освящённом древностью наряде, на этом заимствова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.043 с.)