ТОП 10:

ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА. РОЛЬ ИНТЕРЕСА В СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ



Понятие интереса используется в различных дисциплинах: философии, психологии, политологии, правоведении, педагогике и др. Популярность этой категории объяснил французский философ XVIII в. Клод Гельвеций: “Если мир физический подчинён закону движения, то мир духовный не менее подчинён закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.”

Обыденному сознанию присуще прежде всего психологическое понимание интереса как любопытства, концентрации внимания на каком-либо объекте. “Интересным” может быть человек, книга, фильм и даже, как ни странно, учебная лекция. Такое понимание используется в педагогике, когда учитель наивно пытается “привить” интерес современному недорослю. В обыденном сознании содержится и другое понимание интереса как выгоды в чём-либо. Это уже более близкое к социологии понимание интереса.

В социологии имеются два наиболее распространённых истолкования понятия “интерес”, которые либо существуют порознь, либо сочетаются в одной формуле.

1) Интерес - это совокупность условий, ситуация, положение дел, при котором субъект удовлетворяет свои потребности или желания в настоящем времени или, как он полагает, сумеет удовлетворить в будущем времени.

Условия, ситуация, положение дел могут складываться независимо от воли и сознания данного субъекта, в их появлении нет никакой заслуги данного человека или социальной группы. Цель субъекта - воспользоваться ситуацией. И он ею пользуется: приобретает богатство на биржевых спекуляциях ценными бумагами, повышает цены на товары внезапно обострившегося спроса, предаёт совсем недавно горячо любимого шефа, объясняется в любви женщине при отсутствии любви и т.д. Выражения “Куй железо, пока горячо”, “ловить рыбку в мутной воде” хорошо передают смысл такого понимания интереса.

Но не всегда удобные ситуации возникают сами собой. Нередко их приходится создавать самим, не ожидая милостей от природы. Больше всех в этом благородном занятии преуспели политики. Вся их деятельность является по существу созданием таких ситуаций. Однако, в отличие от стихийно образующихся условий, на которые можно ссылаться как на божью волю, сознательно создаваемые условия тщательно камуфлируются под заботу о населении. Чаще всего это происходит перед выборами.

Как отмечал В.И.Ленин, “Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.”

Смысл данного понимания интереса состоит в ответе на вопрос кому это выгодно? Ищут ответ следователь, историк, социолог, политолог и др. персонажи. Дело в том, что в общественной жизни ничто не происходит “просто так”, само собой. Если какое-либо общественное явление имеет место быть, то оно кому-либо выгодно. Задача состоит лишь в том, кто именно субъект интереса. Извест­ный английский философ XVII в. Томас Гоббс писал, что, если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они перестали бы быть аксиомами. К счастью, аксиомы не задевали интересы людей, в чем и состоит великое преимущество естествознания перед общественными науками. Именно оно обеспечило большую развитость ес­тественных наук.

2)Интерес - направленность активности личности на удовлетворение потребностей или желаний вне зависимости от условий удовлетворения.

Условия бывают благоприятные или неблагоприятные, но дело не в них, а в субъекте интереса. Чаще всего им является индивид, иногда малая группа. Интерес объясняется особенностями субъекта. Французский философ XVIII в. Поль Гольбах писал: “Интерес скупого заключается в том, чтобы собирать богатства, расточителя же в том, чтобы тратить их. Интерес честолюбца заключается в том, чтобы добиваться власти, чинов, отличий; интерес мудреца - в том, чтоб наслаждаться покоем; интерес распутного человека заключается в том, чтобы предаваться без разбора всякого рода удовольствиям; интерес же благоразумного человека в том, чтобы воздерживаться от удовольствий, которые могут повредить ему”.

Таким образом, интерес является выражением стихийно или искусственно созданной ситуации, в связи с которой или вне такой связи, субъект удовлетворяет, либо предполагает удовлетворить свои потребности и желания в будущем.

Субъекты интересов

Как уже отмечалось, потребности имеются лишь у индивида. Интересы же имеются не только у индивида, но и у малой или большой социальной группы, общества, государства, человечества. Наличие общих интересов при отсутствии общих потребностей объясняется отличием природы человека от природы общества. У последнего нет ни единого тела, ни единой души. Поэтому может иметь место лишь совпадение (или несовпадение) потребностей индивидов. Это совпадение и порождает интерес малой группы, её общий интерес. У индивидов имеются и несовпадающие потребности, которые являются предметом индивидуального интереса. Так, например, у членов малой группы совпадают потребности в производстве энергии и они сообща ищут средства её удовлетворения. У одного из них оказалась больше, чем у других развитой потребность в познании: её человек удовлетворяет индивидуально.

Общий интерес есть обобщение, совокупность личных интересов по поводу удовлетворения потребностей или желаний, а также средств их удовлетворения. Общий интерес не делится на индивидуальные интересы, поскольку они не являются его частями.

Общий интерес образуется естественным путём, без воздействия других людей “сверху”, “снизу” или “со стороны”. Чем выше ступень общественной пирамиды, тем сложнее формирование общего интереса. Личный интерес обобщается на уровне малой группы, затем большой группы, потом населения, наконец, человечества. Понятно, что многие индивидуальные интересы игнорируются, погашаются противоположными интересами, в результате остаётся очень мало из того, к чему стремился человек.

Сила общего интереса очень велика. Зная это, политики часто пытаются представить классовый или клановый интерес в качестве общего для всего населения, то есть, общественного. В бывшем СССР класс партократии настойчиво внушал установку на приоритет общественного интереса перед личным: “Думай сначала о Родине, а потом о себе”, “Жила бы страна родная и нету других забот”. Подчинение личных интересов общественным, на чем так настаивал марксизм-ленинизм оправдано лишь в исключительных случаях: отражении иностранной агрессии, стихийных бедствиях и т.п.

От общих интересов следует отличать сходные, совпадающие интересы. Они никогда не сливаются в один и существуют параллельно друг с другом. Когда граждане государства заинтересованы в процветании экономики, - перед нами общий интерес, но у вкладчиков одного банка будет не общий, а сходные интересы.

При обычном течении жизни интересы не подчиняются, а выводятся из массы индивидуальных и коллективных стремлений. Реально существуют такие субъекты интересов: индивид, малая группа (интеpec выражает лидер или вся группа), большая группа (интерес выражает политическая партия или организация), население (интерес выражает государство, политическая партия, организация, стихийное выступление части населения), человечество (интерес выражает государство, группа государств, международная организация).

Виды интересов

Кроме деления интересов по субъекту существуют и иные основания деления. По содержанию актуальной потребности или желания интересы делятся на духовные и материальные. Стремление удовлетворить потребность в производстве энергии может осуществляться индивидуально или коллективно. Во втором случае материальный интерес является сходным и приобретает вид экономического интереса, поскольку между членами группы возникают отношения производства (собирательства) распределения, обмена и потребления. Экономический интерес усложняется на межгрупповом уровне, в особенности, при появлении денег.

Относительно духовной потребности интерес также может быть индивидуальным или коллективным (общим). Во втором случае данный человек объединяется с другими людьми ради более полного удовлетворения потребности, например, в творчестве. Несколько любителей авиамо­делирования способны составить соответствующий клуб по интересам. Несколько политиков, испытывающих потребность в самоутверждении через завоевание власти, объединяют усилия своих карманных партий для победы на выборах.

Сложнее другое основание деления интересов - по способу функционирования.

1)Полностью совпадающие интересы различных субъектов

 
 

Сам факт объединения индивидов в группу говорит о сходстве интересов. Более свободные субъекты (малые или большие группы, государства) далеко не всегда демонстрируют совпадение интересов, поэтому их “сложение” особенно показательно.

2) Частично совпадающие интересы

 
 

 

У субъектов различные потребности, по одним из них интересы совпадают, по другим не совпадают (“Дружба дружбой, а табачок врозь”, “Чтобы иметь хорошего соседа, надо иметь хороший забор”). У двух индивидов совпадают потребность в игре (например, в шахматы) и не совпадают в эстетическом наслаждении (один любит Бетховена, другой не поднялся вьше попсы). Это неантагонистические интересы.

3)Полностью несовпадающие интересы

       
   

Такие интересы называются антагонистическими. Суть антагонизма состоит в том, что субъекты находятся как бы в некоем замкнутом пространстве, за пределы которого они не могут выйти и потому есть только один путь, один вариант поведения - через неудовлетворение потребности или желания другого субъекта. Это крайне жесткий, бескомпромиссный вариант соотношения интересов, выражаемый словами “либо-либо”, “кто кого?”, “не могут быть волки сыты и овцы целы”, “третьего не дано” и т.п. В антагонизме выигрыш одной стороны равен проигрышу другой стороны и наоборот.

Антагонизм интересов субъектов характерен трагизмом и драматизмом действий, он надолго остаётся в памяти. Этo и массовые физические столкновения людей в религиозных войнах, в классовых битвах, в национальных столкновениях, в актах преступного поведения, в отчаянных действиях “третьего лишнего” (его или её) и др. В то же время антагонизм проявляется повседневно и вполне мирно, что не меняет его сущности. Продавец и покупатель мило улыбаются друг другу, но один стремится продать подороже, другой - купить подешевле. Антагонизм интересов проявляется в конкуренции свободных товаропроизводителей, в спортивных состязаниях и т.д. Исход один: либо конкурент победит меня на рынке товаров или услуг, либо я его; либо я стану чемпионом, либо противник.

Все отмеченные виды интересов предполагают непосредственное взаимодействие субъектов. Однако интересы существуют и опосредованные, которые либо полностью, либо частично совпадают или не совпадают. Хотя субъекты разделены пространством и временем и нет у них непосредственного общения, такие интересы также исследуются представителями различных наук.

Наибольшее внимание исследователей привлекают, тем не менее, интересы антагонистические.

Они наиболее эвристичны, позволяют лучше всего понять динамику общественной жизни. Неантагонистических обществ не бывает, антагонизмы имеются в любом обществе. Классика мировой философской и социологической мысли давно установила их роль: общество движется и развивается благодаря антагонистическим противоречиям интересов различных субъектов. Как писал Гегель, противоречие – “корень всякого движения и жизненности”. Частично совпадающие или несовпадающие интере­сы, не говоря о полностью совпадающих, также выражают движение и жизненность, но главным “мотором” общественного развития являются антагонистические интересы.

4.РОЛЬ ИДЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Идея как проявление сознания - одна из ведущих философских тем в течение ряда столетий. В конце ХVIII века просветители П.Кабанис, К. Вольней и Д. де Траси обосновали идеологию как науку о возникновении и развитии знаний. Термин “идеология” ввёл в оборот Д.де Траси в книге “Элементы идеологии” (1802 г.). Однако известность данный термин получил благодаря императору Франции Наполеону I. Император делил население на две части: 1)деловых людей, к которым относил банкиров, промышленников, военных, естествоиспытателей и 2)”идеологов”, к которым относил юристов, журналистов, литераторов, вообще всех гуманитариев. По мнению Наполеона, надо было сначала завоевать какую-либо страну, а потом поручить юристам обосновать необходимость завоевания.

Возможно, благодаря цинизму правителя Франции идеология стала пониматься не в качестве науки, а как знание пристрастное, подчинённое интереcам какого-либо субъекта. Отдельный человек обладает мировоззрением, но уже у малой социальной группы появляется своя “идеология”, то есть, представления, понятия, суждения, в которых выражается общий интерес группы, либо сходные интересы её членов. Так, например, идеология студенческой группы могла бы быть выражена словами из некогда популярной песенки: “От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!” Это девиз. Вся же идеология объёмна и многогранна. Она включает в себя суждения об обязанностях и ответственности государства перед молодыми людьми, ценности данного поколения, обоснование прав молодёжи и др.

Чем многочисленнее социальная группа, тем более развита её идеология. Идеология классов образуется в связи с отношением членов класса к собственности, идеология наций - с отношением членов нации к культуре, идеология конфессий - с отношением к догматам веры и т.д. Каждая большая социальная группа имеет свою идеологию. Борющиеся за равноправие с мужчинами (точнее, за неравноправие в свою пользу) женщины исповедуют феминизм, молодёжь создаёт свою субкультуру. Никто лучше стариков не знает, что такое судьба, потому идеологией старости является фатализм.

Над всеми групповыми идеологиями царит идеология государства. В государственной идеологии воплощены не только классовые интересы, как утверждал марксизм, но и интересы других больших социальных групп. Иное дело, что представлены эти интересы не всегда в полной мере. Господствующие слои населения, представляющие большие социальные группы, в различных формах, более или менее тактично навязывают идеологию государства через средства массовой информации, систему образования, культуру всему населению. Ни одно государство не существует без идеологии, и эта идеология всегда господствующая.

Идеология - не наука. Идеология есть пристрастное знание, вбирающее в себя из обыденного знания, науки, вообще всей культуры общества любую информацию, которая используется в целях обоснования и защиты интересов данного субъекта. Иногда, в виде исключения, идеологические суждения являются объективно истинными. Обычно это имеет место при критике чего-либо: существующего строя, социальной несправедливости в каких-либо частных случаях, явных ошибках власти и т.п. Пафос обличения совпадает с истиной, поскольку истина лежит на поверхности и видна всем. Однако в большинстве случаев идеология несовместима с истиной.

Индивиды, социальные группы, государства могут договариваться между собой о чём угодно, но никогда не поступятся своими идеями. Компромисс в идеях означал бы отказ от ценностей и интересов, что по определению невозможно, этo означало бы отказ любого субъекта идеологии от самого себя. А сам о себя никто обувь вытирать не станет. Идеология не только бескомпромиссна, она также агрессивна. Идеология всегда на марше, всегда в наступлении, она насаждается, внушается, в крайнем случае защищается. Спокойное состояние идеологии так же невозможно, как невозможна затвердевшая ртуть. Эффективность или неэффективность идеологии проверяется общественной практикой. Длительность существования советской власти в послевоенный период объясняется вовсе не нефтегазовыми богатствами Сибири, как это доказывали критики командно-административной системы КПСС, а чрезвычайно высокой эффективностью коммунистической идеологии. Она настолько высока, что позволяет до сих пор существовать КНДР и Кубе, что позволила Китаю при переходе к рыночной экономике сохранить власть коммунистов.

Роль идей в жизни общества впервые была осознана на развалинах феодализма. Когда сословные привилегии были отменены, когда подданные превратились в граждан, причём формально равноправных граждан, когда государственная власть не наследовалась, а избиралась - тогда впервые и встал вопрос об идеях как рычаге власти. Так, уже О.Конт считает идеи движущей силой общества. К.Маркс пишет: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” Э.Дюркгейм показывает другую сторону идей: “Oбщество основывается...прежде всего на идее, которую оно само себе создаёт”.

Притягательность идей объясняется несовпадением объективной реальности человеческой жизни с её отражением в сознании данного человека. Буддиста, отказывающегося от земных удовольствий, невозможно увлечь какими-либо идеями, кроме идей Будды. Жизнь, вполне удовлетворительная, по мнению Иванова, может показаться ужасной избалованному Петрову и начнёт жить мечтой о лучшей жизни. Мечта превратится в идею в тот момент, когда Петров встретит Сидорова, пленённого такой же мечтой. Когда Петровых и Сидоровых наберётся достаточно много, из их среды выдвинется вождь-идеолог, который укажет верное направление движения. Таков предельно упрощённый механизм действия идеи. Наука не всегда учитывает этический аспект, поскольку она основана на объективности, а не справедливости. С точки зрения права каждого народа на самоопределение своей судьбы, права каждого человека на личную свободу одни идеи можно оценить как справедливые, другие - как несправедливые.

Но идеям нет дела до оценок. Любая идея, если она овладела человеком, помогает человеку переносить тяготы и лишения жизни, служит “лучом света в тёмном царстве”, служит пищей души. Человек живёт не настоящим, а будущим, всё лучшее у него впереди, он не только не признаёт компромиссов, но и не знает середины. Бедняк из лачуги не довольствуется приличным жильём, перед его глазами сверкает дворец. Идеи зовут вперёд на борьбу с существующим злом. И потому ни одно социально значимое потрясение не обошлось без идеологической подготовки. Уже в древнейших восстаниях рабов организующим началом была идея справедливости. В крестьянских войнах идея справедливости воплотилась в образе родного, доброго, народного царя. В буржуазных и пролетарских революциях рядом со справедливостью встали свобода, равенство, братство всех людей. В настоящее время мир потрясён идеей исламского экстремизма, согласно которой путёвка в рай обеспечена тому, кто жертвует жизнью ради аллаха. Практика показывает, что сущность идеи состоит не в её истинности, а в её эмоциональности. В идее соединилось, казалось бы, несоединимое: рассудок и чувство. Но они соединились.

Идеи движут не только социальными группами. Они движут и население в целом перед лицом внешнего врага. В этом случае население уподобляется социальной группе, действующем в более объёмном контексте. Гораздо сложнее дело обстоит с объединяющей население идеей при отсутствии внешнего врага. В литературе такую идею называют национальной, хотя точнее её было бы назвать общенародной. Когда нет такой идеи, общество находится в состоянии дезинтеграции, оно “недружное”. Затягивание с выработкой объединяющей идеи опасно. Общество становится “рыхлым”, теряет иммунитет против фарисейства извне и готово пойти за тем, кто укажет новый путь в “светлое будущее”. Общенародная идея предполагает не унификацию, нивелирование личностей, а разнообразие религий, языков, культур. Если все люди будут одинаковыми, не понадобится никакая объединяющая идея: просто некого будет объединять. Объединяют не одинаковых, а разных. Общенародная идея предполагает также добровольность её принятия свободными людьми. Рабов объединять не надо, они и так уже давно объединены своим рабством.

Проблема становления общенародной идеи заключается в том, что именно может быть объединяющей идеей. Ушла в прошлое идея классовой борьбы, на которой было построено советское государство. Уходит в прошлое идея массового героизма во время Великой Отечественной войны, которой питалась эпоха застоя. Не смешно, а грустно видеть до сих пор в школах стенды, повествующие о героях войны, закончившейся более полувека тому назад. Неужели общество не может предложить подрастающему поколению никаких других образцов для подражания? Анализ альтернатив идее прошедшей войны не внушает доверия к ним. Одна из альтернатив - возрождение религии, точнее, того, что населению подаётся как религия. Это идеология духовенства. Церкви в нашей стране в лучшие для неё времена не удавалось добиться той власти, которую имел Ватикан в Западной Европе. Тем более призрачны её шансы сплотить общество после десятилетий массового атеизма. Только поверхностно мыслящие люди не поймут, что крестики на шее и иконки в руках - знаки страха людей перед будущим, а не истинной веры в Бога. Подлинная религиозность проявляется не в выполнении культовых процедур и атрибутике, а в том, как облагороженный верой в Бога человек относится к другому человеку. Увы, даже поведение некоторых церковных иерархов далеко, очень далеко от идеала религиозности.

Идея, предлагаемая правыми силами в Украине, также не может быть объединяющей. Этo идея унификации и нивелирования личностей всех граждан Украины: все говорят на одном языке, все веруют в одну историю страны, все подчиняются одной церкви, все дружно поддерживают одно правительство и сообща ополчаются против России. Эта идея настолько одиозна в сознании большинства населения, что даже президент Л.Д.Кучма заявил: национальная идея не сработала. Она не сработала потому, что никогда не была национальной.

Общенародная идея в Украине, несмотря на десятилетнее топтание на месте, всё же появится. Ею станет идея прав человека. Объединить население Украины в настоящее время способны не воспоминания о славных деяниях гетманов, а борьба за реальные права человека: за собственность, за свободу слова, за участие в осуществлении власти и др. В конечном счёте это будет опять-таки борьба за социальную справедливость.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.200.21 (0.016 с.)