Критерии и структура национального интереса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и структура национального интереса



Выше уже отмечалось, что следствием неоднозначности понятия "национальный интерес" является то, что его аналитическая и практикополитическая роль далеко не абсолютна. Вместе с тем нельзя отрицать то, что рассматриваемая категория очень важна для понимания

сущности тех событий, явлений и процессов, которые происходят в сфере международных отношений.

Например, без учета культурно-исторических традиций и национальных ценностей понимание внешней политики того или иного государства и международных отношений в целом было бы неполным, а потому и неверным. Но скорее всего, ближе к истине не те, кто противопоставляет национальную идентичность национальному интересу, а те, кто считает первую неотъемлемым элементом второго (см.: Morgenthau. 1961. P. 3-12).

В основе всякого интереса лежат объективные потребности, нужды субъекта или социальной общности, обусловленные экономической, социальной, политической и т.д. ситуациями, в которых они находятся. Процесс познания социальных потребностей – это процесс формирования интересов людей (см. об этом: Поздняков. 1976. С. 112–124). Таким образом, интерес – категория объективно-субъективная. Причем объективным в своей основе может быть не только истинный, но и ложно понятый интерес. Десятилетиями на Западе существовало мнение о советской военной угрозе и о том, что наращивание вооружений служит коренным интересам демократических государств в деле защиты от нападения со стороны тоталитарного режима. И хотя в действительности Советский Союз не был заинтересован в нападении на западные страны, его поведение как во внешнеполитической области, так и внутри страны давало им основания для недоверия к нему. В свою очередь, внешнеполитическая стратегия США давала лидерам СССР повод считать, что усиление обороноспособности советского государства – важнейшая составляющая его национальных интересов. По существу же, гонка вооружений не отвечала потребностям безопасности, благосостояния и развития ни одной, ни другой стороны.

Существуют также мнимые и субъективные национальные интересы. Примером мнимого национального интереса может служить такая ситуация, когда идея становится национальным мифом, овладевает умами людей,, и доказать им эту мнимость чрезвычайно трудно (см. об этом: Государственные, национальные и классовые интересы... С. 70). Хрестоматийный пример субъективного интереса – поступок Герострата, добившегося бессмертной "славы" поджогом храма. Пример субъективного "национального интереса" в современный международных отношениях – мотивы, которыми руководствовался Саддам Хусейн при вторжении Ирака в Кувейт в 1991 г. (декларации о необходимости присоединения к Ираку "исконно принадлежавшей ему провинции" были лишь предлогом для попыток решить внутренние трудности иракского режима путем "небольшой победоносной войны").

Наряду с основными (коренными, постоянными) и неосновными (второстепенными, временными), объективными и субъективными, подлинными и мнимыми интересами различают также интересы совпадающие и взаимоисключающие, пересекающиеся и непересекающиеся и т.д. (подробнее см.: Удалов. 1990. Q 19–20).

Исходя из сказанного, понятие "интерес" можно определить как осознанные потребности субъекта (социальной общности), являющиеся следствием фундаментальных условий его существования и деятельности. Но интерес – это и отношение потребности к условиям ее реализации. Соответственно, национальный интерес – осознание и отражение в деятельности его лидеров потребностей государства. Это относится и к многонациональным и этнически неоднородным государствам: фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Р. Арон (и ряд его последователей), как уже говорилось, считал понятие национального интереса слишком многозначным и потому малооперациональным для анализа целей и средств международных отношений. Б. Рассет и X. Старр предложили выйти за рамки "туманного восприятия национального интереса", а К. Холсти использует в этой связи понятие "внешнеполитические задачи".

Положения Арона о так называемых вечных целях любого государства, по существу, совпадают с традиционным реалистическим пониманием национального интереса. С точки зрения Р. Арона, вечные цели могут проявляться как абстрактным (стремление к безопасности, силе и славе), так и конкретным образом (жажда расширения пространства, увеличения территории, занимаемой той или иной политической единицей, увеличения количества людей (населения государства) и завоевания человеческих душ (распространения идеологии и ценностей данного политического актора) (Aron. 1984. Р. 82–87). В свою очередь, содержание "основных внешнеполитических задач" государства, – понятия, которым К. Холсти предлагает заменить категорию "национальный интерес", – фактически совпадает с содержанием этой категории. Действительно, Холсти определяет внешнеполитические задачи как "систему представлений о будущем положении дел и будущих условиях, которых правительства стремятся добиться посредством действий отдельных политических деятелей, используя свое влияние за границей и изменяя или поддерживая действия других государств". При этом основные задачи он связывает с выживанием государства, его суверенитетом, территориальной целостностью и благосостоянием граждан. Среднесрочные задачи отнесены Холсти к сфере развития межгосударственного сотрудничества во имя прогресса экономики; тогда как долгосрочные задачи затрагивают правила организации

международной системы и правила взаимодействия государств (Holsti. 1977. Ch. 4, 5).

В основе традиционного понятия коренного национально-государственного интереса лежат географические, культурные, политические и экономические факторы. Национально-государственный интерес включает следующие основные элементы: военная безопасность, предусматривающая защиту государственного суверенитета (национальной независимости и целостности), конституционного строя и системы ценностей; благосостояние страны и ее населения, подразумевающие экономическое процветание и развитие; безопасное и благоприятное международное окружение, предполагающее свободные контакты, обмены и сотрудничество в регионе и за его пределами.

Исходя из этого, Дональд Нойхтерляйн говорит о том, что долгосрочные составляющие американских национальных интересов обусловлены следующими потребностями: 1) защиты США и их конституционной системы; 2) роста экономического благосостояния нации и продвижения американских товаров на зарубежные рынки; 3) создания благоприятного мирового порядка; 4) распространения за рубежом американских демократических ценностей и системы свободного рынка (Nuechterlein. 1991. Р. 15–17). С учетом степени остроты указанных потребностей и их проявления в связи с конкретной проблемой или кризисом автор строит следующую "матрицу национальных интересов" США (там же. Р. 18):

Основной элемент национальных интересов Степень остроты национальных интересов
Критическая (необходимые интересы) Опасная (жизненные интересы) Серьезная (существенные интересы) Вызывающая беспокойство (периферийные или частные интересы)
Защита Родины        
Экономическое благосостояние        
Благоприятный мировой порядок        
Распространение ценностей        

Данная матрица положена в основу методики определения интересов и степени их важности, разработанной в Военном колледже армии США. Определяя национальные интересы как "потребности и

желания, воспринимаемые нацией в контексте международной обстановки", авторы классифицируют их по четырем категориям (защита родины; экономическое процветание; пропаганда ценностей; благоприятный мировой порядок) и трем степеням важности (жизненно важный; важный; периферийный). В свою очередь, такая классификация предваряет следующий шаг – процесс стратегической оценки, с учетом которой определяются приоритеты национальной политики и военной стратегии государства (см.: Yarger, and Barber. 1997).

Указанная классификация отражает содержание официальной Стратегии национальной безопасности США (см.: НЕ 1999. 10 февр.). Национальные интересы США подразделяются в этом документе на три категории: "Первая включает жизненно важные интересы, то есть те, которые имеют первостепенное значение для выживания, безопасности и жизнеспособности нашей страны. Речь идет о безопасности – в физическом плане – нашей территории и территорий наших союзников, безопасности наших граждан, нашем экономическом благополучии и защите жизненно важных элементов инфраструктуры...

Вторая категория предполагает ситуации, в которых затрагиваются важные национальные интересы. Эти интересы не определяют наше выживание как нации, но они влияют на наше национальное благосостояние и на характер мира, в котором мы живем. В таких случаях мы будем использовать свои ресурсы для отстаивания наших интересов, если цена этого и сопутствующие риски соизмеримы с интересами, которые поставлены на карту...

Третья категория – это интересы в гуманитарной и других областях. В некоторых обстоятельствах наша страна может предпринимать те или иные действия, так как это необходимо, исходя из наших ценностей" (там же).

Подобным же образом эксперты СВОП считают, что "интересы России в отношении стран бывшего СССР подразделяются на 1) жизненно важные – в защиту которых грсударство должно быть готово применить все средства, в том числе силовые, 2) важные, и 3) менее важные" (ем.: Возродится ли Союз...). При этом к первой категории они относят такие интересы, как обеспечение свободы, роста благосостояния россиян, территориальной целостности и независимости России; предотвращение доминирования, особенно военно-политического, иных держав на территории бывшего СССР; предотвращение формирования в мире враждебных России коалиций, в том числе в ответ на те или иные действия России на территории бывшего СССР и др. (см. там же. 5.2.1–5.2.7). Во вторую категорию авторы включают обеспечение доступа к сырьевым, трудовым и товарным рынкам государств бывшего СССР, особенно к нефти прикаспийского региона; создание

для этого необходимых политических, экономических и правовых условий; совместное использование границ, территорий и части военных потенциалов соседних государств (компоненты системы ПВО, СПРН, и т.д.) для предотвращения возникновения военной угрозы России, ее дальнейшей внутренней дестабилизации^ результате притока и транзита преступников, наркотиков, оружия, контрабанды сырья, ядерных материалов и изделий "двойного назначения"; использование политического, экономического, военного и иного потенциала государств бывшего СССР для укрепления (в случае налаживания с ними близких союзных отношений) международных политических позиций и России, и этих государств (там же. 5.3.1–5.3.13). Наконец, в третью категорию попадают такие интересы, как: "Обеспечение демократического развития сопредельных государств. Укрепление многосторонних структур СНГ" и т.п. (там же. 5.4.1– 5.4.4).

В отличие от этого документа, официальная Концепция национальной безопасности России не содержит столь четкого разделения основных категорий интересов, которые формулируются с учетом их субъектов и сфер общественной жизни: "Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства" (www.ng.ru 14 января 2000 г.).

В наши дни составные элементы и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств. Бурное развитие производительных сил, средств массовой коммуникации и информации, новые достижения научно-технической революции, усиливающаяся интернационализация всех сторон общественной жизни, возникновение и обострение глобальных проблем, растущее стремление людей к демократии, личному достоинству и материальному благополучию – все это трансформирует интересы участников международных отношений, ведет к переформулированию целей их взаимодействия.

Крах тоталитарных режимов и продвижение постсоциалистических стран к рыночным отношениям и плюралистической демократии, сопровождающееся трудностями, противоречиями, кризисами и конфликтами, распад СССР и его многочисленные последствия, окончание "холодной войны" между Востоком и Западом – эти и многие другие процессы, происходящие в современном мире, ставят перед международным сообществом новые задачи, вносят коренные изменения в условия реализации интересов международных акторов. На

глазах Одного только поколения людей мир как бы сужается, государства и регионы становятся все более открытыми для растущих потоков идей, пересекающих их границы, капиталов, товаров, -технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях (транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.). На этой основе возникают новые международные организации и институты, которым государства делегируют часть своих полномочий и которые имеют свои специфические цели и интересы, вытекающие из самой их сущности как субъектов международных отношений. Картина усложняется и по мере усиления мощи и увеличения числа транснациональных корпораций, которые стали значительными и неотъемлемыми участниками международных отношений со своими специфическими интересами и целями, связанными в первую очередь с собственными финансовыми прибылями и экономическим ростом. Однако интересы транснациональных корпораций касаются и стабильности (экономической, политической, военной) страны базирования, а также всеобщей безопасности и сотрудничества, других вопросов глобального характера.

В таких условиях национальный интерес не может быть обеспечен без таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность не только военно-стратегическая, но экологическая, благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собой открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике нередки случаи отсутствия каких-либо элементов и условий и их недостаточного развития, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса – сущность и искусство международной политики (см. об этом: Кунадзе. 1991). Особое место в структуре национального интереса занимает так называемый бессознательный элемент, содержание которого требует отдельного рассмотрения.

О бессознательном элементе в структуре национального
интереса

Обоснование правомерности использования понятия "национальный интерес" в качестве аналитического инструмента и концептуальной

основы внешнеполитической деятельности не тождественно призна-, нию того, что это понятие исчерпывается теми основными элементами, которые в своих официальных документах стремится четко сформулировать руководство того или иного государства. Всегда остается ощущение недоговоренности, а порой даже утраты, части важных устремлений социальной общности, которые относятся к сфере международных отношений и остались не вовлеченными в оборот официальной и научной терминологии. Понятия "национальный дух" (Р. Арон) или "национальная идентичность" (М. Мерль) не в состоянии отразить скрытый от непосредственного внешнего наблюдения элемент национального интереса. В этой связи обращают на себя внимание попытки некоторых отечественных авторов ввести в оборот термин "бессознательный фактор" национального интереса.

С точки зрения Б.В. Межуева, адекватность политики национальному интересу подразумевает, что она:

" – отражает общественное мнение или выраженную публично позицию политической и экономической элит данной страны;

– отвечает культурным традициям страны, устойчивым представлениям о ее геополитической, конфессиональной и т.д. идентичности,ее роли в мировой истории;

– способствует укреплению военно-стратегических позиций государства;

– ведет к улучшению его социально-экономического положения"(Межуев. 1999. С. 26). Автор отмечает, что между первым и вторым(идеальными), а также третьим и четвертым (материальными) факторами имеется корреляция, хотя полного соответствия ни в том, ни вдругом случае нет. Б.В. Межуев подчеркивает также и то, что соответствие политики сразу всем четырем критериям достигается редко. Бывает, что политический курс соответствует национальному интересутолько идеально, а бывает – главным образом материально (там же).

Б. Межуев высказывает мнение, что вышеназванные факторы национального интереса представляют собой лишь самый поверхностный уровень анализа. Автор справедливо указывает, что каждый из факторов не является чем-то целостным и непротиворечивым: неоднороден социально-экономический фактор; противоречивы представления о национальной идентичности; общественное мнение подвержено манипулированию со стороны коммерциализированных СМИ (там же. С. 27–28). Стоит согласиться и с тем, что концептуальный анализ национального интереса снижает вероятность искусственного формирования общественного мнения "верхами" государства и внедрения идеологий, определенным, заданным образом переосмысливающих национальную идентичность государства (там же. С. 29).

Но главное и наиболее ценное в предлагаемом подходе в том, что он отмечает наличие в структуре национального интереса " бессознательного, или же иррационального пласта", представленного глубинными традициями политической культуры страны, а также культурными ориентациями и установками определенного времени (там же. С. 36). Как подчеркивает С.С. Митрохин, подобное понимание означает, что национальные интересы в некотором смысле "надличностны и должны быть осознаны нами как данность, как скрижали исторической памяти" (Полис. 2000. № 1. С. 57).

Выделение "бессознательной" культурной доминанты позволяет увидеть односторонность представлений о национальном интересе как основе циничной игры бюрократии и правительственных кругов. На примере дальневосточной политики России XIX в. Б. Межуеву удалось показать, что в "национальном интересе" отражаются не только представления политических и экономических элит, но также помыслы и устремления гражданского общества, которые не всегда могут быть четко сформулированы и даже полностью осознаны. Разумеется, совпадение внешнеполитического курса государства и устремлений гражданского общества возможно лишь в абстракции. Однако приближение к такому совпадению является (особенно в демократическом обществе) важным элементом гарантии успеха внешней политики.

Стремление России закрепиться на восточных пространственных рубежах объясняется, как пишет Б.В. Межуев, тем, что "для политического сознания России характерно представление, будто сакральный центр империи находится не внутри, а вне ее" (Межуев. 1999. С. 37). А, например, В.Л. Ларин пишет, что для китайцев главная угроза безопасности всегда исходила с Севера: "существующая на уровне подсознания, эта идея нашла отражение в китайской концепции размежевания с северным соседом ("утраченные в результате агрессии царской России территории") и во многом определяет отношение китайцев к современной России" (Ларин. 1999, С. 163). Подобную мысль высказывал и известный русский исследователь Л.Н. Гумилев, когда говорил об "отрицательной комплементарности" русских и западноевропейцев. Не ею ли объясняется (разумеется, лишь наряду с целым рядом других, материальных и вполне осознаваемых факторов) плохо поддающееся рациональному осмыслению (при том, что рационализм, картезианский дух, всегда считался отличительной чертой европейского менталитета) стремление депутатов ПАСЕ исключить Россию из Совета Европы в марте 2000 г.?

Иными словами, идея "бессознательного" обогащает понимание "национального интереса", помогая прояснить явления, трудно объяснимые с позиций прямолинейного подхода и рассматривающие

"национальный интерес" только в терминах "выгода" и "потеря" государства и/или циничной борьбы бюрократии за завоевание и удержание власти.

Однако существует очень важная эпистемологическая проблема. Интерес – это всегда осознанные потребности. Может ли осознанное содержать элемент бессознательного? По всей видимости, данная проблема может быть решена путем переопределения понятия "национальный интерес", указанием на его отличие, например, от экономического интереса (состоящее в том, что он включает в себя не только осознанные потребности, но и скрытые от непосредственного восприятия самого субъекта и потому опосредованные мотивы). Вот что об этом пишет С.С. Митрохин- "Само понятие "интерес" в данном контексте – это, скорее всего, метафора, поскольку речь идет не только об осознанной, но, что особенно важно, о неосознанной способности народа и/или государства к самосохранению, самовосстановлению. Во всяком случае, национальные интересы включают в себя вечные ценности, не подвластные политической конъюнктуре" (Полис. 2000. № 1. С. 57). Другой путь решения данной проблемы – "рационализация" "бессознательного" пласта, его "десакрализация". Действительно, если мы вводим его в аналитический оборот, то оно продолжает оставаться "иррациональным" лишь для его носителя, но не для исследователя или политического деятеля, который вполне осознанно руководствуется (должен руководствоваться) им в своем профессиональном подходе.

В. Ларин (в практически-политическом плане) и Д. Сандерс (в теории) обращают внимание на еще один важный аспект проблемы "национального интереса". Речь идет о соотношении национальных интересов с транснациональными, субнациональными и наднациональными интересами, а в более широком плане – об изменении содержания национальных интересов в эпоху глобализации мирового развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.019 с.)