Деятельность и её составляющие: потребности, интересы, мотивы, цели, средства, результат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность и её составляющие: потребности, интересы, мотивы, цели, средства, результат.



Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.

Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность.

Основными элементами деятельности являются:

-1- осознание деятельности в виде мотива;

-2- оценка наличной ситуации;

-3- формулирование цели;

-4- выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;

-5- выбор средств деятельности;

-6- реализация решения.

Так всегда создается любая цель, мысленное представление результата деятельности, а при исследовании функции интереса цель – это образ предмета, план его овладения и потребления. Поскольку производство предмета потребности носит общественный характер, для достижения цели между субъектами деятельности возникают отношения и соответствующие им интересы. Вот почему в целях и в интересах находят свое определенное отражение потребности и их предметы.
Цель, хотя тоже имеет связь с потребностью, но совершенно иную: цель непосредственно содержит предмет в виде представления о нём. Выходит, деятельность побуждается потребностью, но направляется целью, представлением о предмете этой потребности. В этом смысле, цель совершенно независима и никак не связана с присутствием интереса. Иначе говоря, «отдельное», просто действительное наличие потребности и ее предмета, по существу, обуславливает лишь деятельность и цель для общественного формирования, но еще не его интерес.
интерес – такая осознанная потреб-ть, кот харак-т отнош людей к предметам и явлениям дейст-ти, имеющих для них важн общест значение, притягательность
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов

· по объекту потребностей:

o материальные

o духовные

o этические

o эстетические и др.

· по значимости:

o доминирующие/второстепенные

o центральные/периферические

по субъекту потребностей:

· групповые

· индивидуальные

· коллективные

· общественные

Мотив (от лат. moteo - двигаю) - движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется "в и через контуры действия"
Цель - представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия

46. Отношения. Виды и типы.
Отнош е ние, философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта.
Диалектический материализм исходит из того, что О. носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и О., которые находятся в бесконечных связях и О. с др. вещами и свойствами.

В процессе своей деят-ти чел вступает с др людьми в разнообразн отношения. Подобные многообраз формы взаимодейст людей, а также связи, возник м/у различ соц. Группами (или внутри них) – общест отношения
Все общест отнош м/б условно раздел на 2 больш группы:


  • - материальные

а)производст-е
б)экологич
в)отнош по делопроиз-ву

  • -духовные (идеальные)

а) моральные г) художественные
б) политичес д) философские
в) правовые е) религиозно-общест-е


Принцип отличия заключ в том что материал возник и склад-ся в ходе практич деят-ти чел, вне сознания чел и независимо от него, а духов отнош формир-ся предварит-но «проходя ч/з сознание» людей, детерминир-ся их духовными ценностями
Особым видом общест отнош яв-ся межличност отношен – отношен м/у отдельными индивидами. При этом индивиды принадлеж к разн соц слоям, имеют неодинаков культур и образоват-й уровень, но их объед общие потреб-ти и интересы, лежащие в сфере досуга или быта.
Межличност отнош возник и реализ-ся в об-ве и яв-ся общест отнош даже в том случае если они носят хар-р сугубо индивид-го общения. Они выступают персонифицированной формой общест отношений
Виды отношений
Отношения бывают природные, социальные и индивидуальные (личностные).
Природные отношения - отношения объектов природы, задаются законами природы. Они включают отношения пространственные (я правее, он левее), физические (я легче, он тяжелее), питательные (трава и травоядные) и другие.
Когда животное поедает траву или другое животное, оно это делает так же природно и естественно, как вы дышите или моргаете. Ничего личного.
Социальные отношения - отношения социальных индивидов, задаются социальными правилами, традициями и установлениями. Это отношения административные (я начальник, он подчиненный), правовые (я кредитор, он должник), национальные и межнациональные, гражданские и армейские.
Социальные отношения создают свои психологические отношения: традиционная психология начальника и подчиненного, кредитора и должника, особенности национальной психологии и межнациональных отношений.
Личностные, индивидуальные отношения, или просто отношения - отношения людей как носителей индивидуального культурного опыта. Такие отношения (свой или чужой, любимый или противный, преследователь и жертва) определяются индивидуальными решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с кем-то или чем-то, обычно описывают возможности и ограничения, желания и протесты, права и обязанности взаимовлияния.
Формальные и не формальные отношения
Формальные отношения - название социальных отношений, когда люди ждут отношений личностных. Отношения, когда люди выключают свое личное и начинают руководствоваться только правилами и условностями. Неформальные отношения - те, где присутствует личный момент.

47. Интересы, их ф-ции и место в общест деят-ти
интерес – такая осознанная потреб-ть, кот харак-т отнош людей к предметам и явлениям дейст-ти, имеющих для них важн общест значение, притягательность
Интерес (лат. interest—иметь значение) — причина действий индивидов, соц общностей (класса, нации, профес. группы), опр-щая их соц. поведение.То, что интересы и потребности взаимосвязаны, сегодня споров не вызы­вает и признается как философами, так и психологами, экономистами. Неко­торые из них даже утверждают, что интерес есть осознанная потребность. В основе И лежат потребности и отношения, особое проявление потребности, которое обнаруживается только в условиях возникновения отношения носителя потребности с предметом ее. Вне потребности и отношения интересов нет, интерес есть своеобразное проявление потребности в данном отношении по поводу овладения предметом потребности для (ради) возможности его (предмета) действительного потребления.

Люди в своей деятельности постоянно руководствовались одними и сталкивались с другими интересами. При этом замечен ряд характерных особенностей интересов. Одна образно сформулирована Гельвецием: «Реки не текут вспять, а люди не идут против быстрого течения их интересов». Суть другой выражает особенность функционирования их в реальностях общественной жизни: интересы не фон и не обрамление человеческих действий, а целевая причина многих из них, вследствие чего они двигают жизнью народов. Вот почему со времен Демокрита наряду с личными (частными) интересами виделись и иные, например государственные, потому индивид должен делать нравственный выбор своей позиции.
Еще в глубокой древности подметили противоречивую двойственность интересов: практическую и нравственную. Начиная с Нового времени на вопрос о том, что такое интерес, ответ вновь стали чаще искать в психике, в сознании людей, то есть, считали субъективным фактором. Но уже ценным было наблюдение, что интересы, в первую очередь материальные, оказываются выше, сильнее душевных переживаний; они, а не чувства сказываются на рациональном поведении людей. Многие философы, включая и французских материалистов XVIII века, волей-неволей подмечали объективность интересаю
Заслуживает внимание позиция И. Канта, который определенно выступал против сведения интереса к физической чувственности, удовольствию. В одной заслуживающей внимания книге справедливо отмечается, «что заслугой Канта является то, что он решительно подчеркнул значение нравственных интересов, интересов долга, а также то, что он впервые разделил интерес и потребность, показав, что интересом может обладать только разумное существо, только человек»
Во-первых, разделение интереса и потребности не тождественно делению живой природы на человека и животный мир. У животных нет интереса, а у человека есть не только витальные, но и социальные потребности. Во-вторых, толкуя интерес как нечто довлеющее над человеком, Кант невольно демонстрирует объективную сторону происхождения и природы самого интереса. А если учесть при этом, что нравственен только человек, то тогда интерес – принадлежность не биологической, а социальной стороны индивида, т. е. характерное свойство человека как общественной формы жизни. Не психика, не собственно ощущения и желания, а особая, общественная природа такой формы социальной действительности, как человек, выступает причиной интереса.
Интерес в своем генезисе связан с потребностью и отношениями, а не с психикой и сознанием. Именно первые два фактора выступают тем общим, что характеризует природу любых конкретных интересов

 

48 Потребность как основа живого и ее общественная форма. Потребности витальные и социальные
Что потребности присущи всему живому и представляют собой некую независящую от психики надобность, знали еще древние философы (гераклит).
Итак, для понимания сущности потребности и ее определения имеет принципиальное значение исходное: животные, биологические организмы являются носителями потребности. Этот вывод для социальной философии важен тем, что снимает все сомнения относительно объективной природы самих потребностей.. У животных нет сознания, они не субъекты, нет и субъективного. Правда, можно рассуждать и так. Если ведем речь о биологических потребностях людей, они объективны. А как быть с социальными потребностями? Более чем очевидно – человек не исключительный и не единственный носитель потребностей. Люди как социальные существа являются стороной, но и частью «моря», на другом конце которого располагается общество как особое отдельное, между ними множество «островов» из разнообразных видов (типов) общественных форм жизни. Вряд ли кто возьмется утверждать, что язык, сознание в целом биологического происхождения, то есть следствие биологической потребности. Общепризнанно, что и сознание, и язык возникают лишь из настоятельной необходимости общения между людьми, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт. Потребности в языке и сознании объективны именно как социальные феномены, они результат (продукт) социальных взаимодействий под воздействием общественных потребностей.
Любые потребности удовлетворяются внешним объектом в виде вещи, а для людей – искусственными предметами. Именно предметность воспроизводит и производит сами потребности. «Это обстоятельство только и позволяет понять появление у человека новых потребностей, в том числе таких, которые не имеют своих аналогов у животных, «отвязаны» от биологических потребностей организма и в этом смысле являются «автономными».
В понимании сущности и природы потребности принципиальным уточнением выступает положение: удовлетворение потребностей человека – это процесс, который возможен лишь при реальном потреблении, использовании наличествующих предметов. Ведь для того чтобы удовлетворить, например, духовные потребности отдельного человека, само общество должно иметь соответствующие учреждения и организации, соответствующие предметы, иначе говоря, «содержимое», из которого люди могли бы «черпать», выбирать и потреблять отдельные предметы своих потребностей. Вот почему даже в такой субъективной области человеческой духовной жизни, как искусство, появление потребности связано не с сознанием как осознанием в себе (эстетического) желания, а с появлением некоего внешнего предмета: сказки, театра, поэмы, картины, скульптуры и т. п.

Итак, предметность потребности – принципиальная ее характеристика, которую нельзя игнорировать. При этом важно видеть, что не столько предметность, а обязательность наличия предмета для потребности и для ее удовлетворения подтверждает, что становление и конкретизация (определенность) потребности обусловлены как внутренними, так и внешними причинами. Вот почему потребность – это внутренняя необходимость живых и общественных систем ( здесь, общественных формирований ) в потреблении внешнего предмета для своего функционирования и развития.
Как без удовлетворения потребности нет вообще живого, без удовлетворения социальных потребностей нет человека, нет общества. Потребность действительно есть первичное и основное побуждение к деятельности, а потому источник и движущее начало деятельности, активности человека и его развития как общественного формирования.
У людей в данном случае есть два существенных отличия от животных на пути от появления потребности до ее удовлетворения. Для упрощения рассуждения лучше в качестве иллюстрации взять витальные потребности. Заметим, даже при определенном внешнем сходстве с биологическими потребностями у животных следует различать терминологически: витальные – для человека, биологические – для животных. Специфика витальных потребностей состоит в том, что предметов удовлетворения даже таких (пить, есть) потребностей людей в природе нет. В ней они находят лишь исходное сырье, из которого производят необходимые им предметы потребления. Отсюда очевидна искусственная природа всех предметов потребностей для любых общественных формирований. Другое различие вызвано к жизни самим производством – совместным, общественным по природе и характеру, состоящим в том, что его результаты в силу своей сущности не принадлежат отдельному производителю и потому являются всего лишь потенциальными предметами для потребностей каждого конкретного индивида. Продукты производства тем или иным образом должны стать актуальным предметом ее удовлетворения.
Значение и роль потребности не только в том, что она выступает исходным пунктом деятельности. Удовлетворение потребностей и «новое» их воскрешение есть не что иное, как внутренний механизм процесса становления и изменения самих их носителей, общественных формирований. Он-то и обуславливает основу, которая в форме интересов порождает направленность не только деятельности субъекта любой формы, но и всей социальной системы, общества в целом. Для нормального функционирования, тем более для развития общественного формирования, необходимо потребление соответствующего предмета. Только оно ведет к удовлетворению потребностей. Но этот процесс перманентный, поскольку реальное их удовлетворение приводит к новому циклу, к ее восстановлению. Особенно это очевидно на примерах удовлетворения витальных потребностей: пить, есть. Потому-то и материальное производство возникает как социальный способ и средство создания этих предметов потребностей. А производство продолжает развиваться именно в силу наличия цикличности в удовлетворении потребностей людей и общества в целом. А это еще один прицип, обусловливающий наличие направленности в социальных процессах. И верно было замечено, что потребности создают производство, которое в свою очередь «создает предметы, соответствующие потребностям». Вот почему удовлетворение потребности как процесс потребления есть признак не просто движения, но внутреннего изменения носителя потребности – общественного формирования.
Неудовлетворение ряда потребностей, главным образом социальных и особенно духовных, отсутствие того самого перехода от одной к другой, например, в первые годы жизни ребенка не только тормозит его развитие, но может вообще поставить под вопрос его человеческую сущность. Зарегистрированные наукой примеры жизни детей в экстремальных условиях животной среды – яркая тому иллюстрация. Без отношений и человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может у людей стремления к знанию, к истине, к жизни, наконец. А личностные эмоции и чувства может сформировать только человеческое общение и социальная действительность как среда, включенность индивида в систему отношений и потребление соответствующих предметов: от игрушки до достижений науки, искусства. В развитии же взрослого человека неудовлетворение духовных потребностей не просто обедняет личность. Если еще при этом имеет место потребление предметов, все более теряющих свою потребительскую значимость, происходит в известном смысле деградация личности.

49. Личность как объект и элемент общества. Его основа и «атомарная» составляющая.
Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей чел-ка, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность явл. как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность). Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.
Становление личности. Общение и обособление.
Взаимоотношения личности и общ-ва на протяжения всей истории складывалась неодинаково. Личность и общ-во развиваются, меняются и их взаимоотношения. Параллельно идут два процесса: общение и обособление. Но для осознания себя личностью, чел-к должен обособиться понять свою автономность, отличить себя от др-их и сравнить с ними. В родовом общ-ве общение превалирует над обособлением Коллективный труд, общая собственность, общественных хар-р распределения - всё это способствует становлению личности. Отношения личной зависимости хар-ны как для доклассового общ-ва, так и для классовых общественных отношений. Общим явл-ся включенность индивида в жестко регламентируемую систему общественных связей (род, сословие, община). Различие в том что в доклассовом общ-ве отсутствует эксплуатация, и личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного коллектива.

Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 272 дня]. 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.011 с.)