Гуманит и технократич мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманит и технократич мышление.



Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе?
Категории:
Сознание (Для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект)
чувство
разум
рассудок
истина
Основные проблемы:


  • Проблема истины
    • Истина и смысл
  • Проблема метода
    • Сущность познания
    • Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
    • Эмпирический и теоретический уровень познания.
    • Принципы познания
    • Вера (интуиция) и знание
    • Структура и формы опыта
    • Специфика и критерии научного познания.
    • Понимание и объяснение


Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Проблематика философии сознания восходит к Античности. Платон и Аристотель являются предшественниками современных дуалистов, поскольку считали, что разум существует как отдельная отматерии онтологическая реальность. У истоков традиции монизма стоит другой греческий философ,Парменид, утверждавший, что бытие и мышление едины. Сознание становится важнейшим объектом изучения философов в Новое время, в концепциях Декарта, Спинозы, Локка и Юма. Сегодня философия сознания развивается в основном в рамках аналитической философии.
Философия сознания имеет не только теоретическое значение.

  • Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научнаяпсихология и возможна ли она.
  • Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос освободе воли и ответственности человека за свои поступки.
  • Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.

Вопрос о соотношении сознания и тела, известный также как психофизическая проблема, нередко считается главной теоретической проблемой философии сознания.

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.
Фун-ии сознания:
1)Мировоззренческая;
2)Познавательная;
3)Творческая;
4)Регулятивно-управленческая;
5)Оценочная;
6)Координирующая.
Структура сознания: способ каким сущ-ет сознание-это знание. Самосознание чувст­ва,эмоции,воля,память(подсознание и бесознание)
Признаки сознания: целепологание; опережающее отражение на основе целеполагания; способность к обобщенному абстрактному отражению на основе языка(2-ая сигнальная система); творчест­во;предметная-орудийная деят-ть как основа созн.
Сознание -способность идеального воспр-ия дейст-ти, субъект-ый образ объек-ого мира.
Главные особенности сознания человека:
идеальность,
интенциональность,
идеаторность.
Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.
Идеальное сознание по своей природе:
• противоположно материальному миру;
• независимо от материи;
• в некоторых случаях первично по отношению к материи;
• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных
средств.
Интенциональность — направленность на предмет. Созна ние не может быть беспредметным.
Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

29. Сознание: уровни, формы, виды.
Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
В настоящее время философия с достоверностью может ут­верждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Основными формами сознания являются:
восприятие;
• осмысление;
• оценка;
• воспоминание;
• фантазирование;
• жизненный опыт.
В зав-ти от носителя опр-ся форма сознания.
По форме созн-е им своего носителя и бывает индив и групповое. Предельная форма созн-я – общественная.
По уровням созн-е делят на 2(наст вр):
1) обыденное (не диффер-но, это слитное созн-е, содеож всё,что знает челов-во)
- эмпирич знание (змеи ядов\неядовит)
- народное творч-во (необх-сть эмоц-экспресс выраж-я, танцы, песни, живопись)
- традиц, обычаи, обряды, мифы, сказания, легенды, табуир-ние (воспроизв усл-я,дающиу удачу, успех,выраж в опред ситуациях или матер вещах)
2) систематизир, теоретизир сознание – знание; диффер-но по отраслям и объектам, пост-но измен-ся, развив-ся, образ новые формы:
- естеств-науч знание (общие знания о природе ~500 наук)
- эстетич созн-е (выраж-ся в худож творч-ве, архитект, скулпт, лит-ра, танцев и певческ иск-ва – вся деят-сть профес-на)
В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное.
В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий.

Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. В этой сфере таятся некоторые угрозы человеческому Я со стороны телесных вожделений, страстей и болезненных воспоминаний. В содержание бессознательного входят совокупность телесных ощущений и влечений, инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы.

К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания в виде: а) категориальных структур различного уровня, которые обеспечивают возможность порождения и понимания любых смыслов, а также рефлексии над основаниями человеческой деятельности; б) содержательного объективного знания в виде математических истин, логических правил, законов природы, всеобщих нравственных, эстетических и социальных ценностей; в) творческих озарений и инсайтов; г) базовых черт характера и чувства творческого призвания. Сверхсознательное подразумевает целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования в виде движущих идеалов деятельности и творческих озарений. Акты сверхсознания возвышают человеческое Я, давая ему возможность пережить сверхвременную радость творчества.

Проблема познав-ти мира. Науч/вненауч. знание.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Познават-ое отнош-е ч-ка к миру осущ-ся в различ формах

  • в форме обыденного познания,
  • познания худож-го,
  • религиоз-го,
  • научного познания.

Первые три области познания рассм-ся в отличие от науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в наст время эти две формы познания довольно далеко отстоят др от др. В чем их главные различия?
1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентир-на на познание сущности предметов и проц-ов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.
2. Науч познание требует выработки особ. языков науки.
3. В отлич от обыденного познания науч выраб-ет свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
4. Для науч познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.
5. Отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Начальная ступень научного познават-го цикла - постановка проблемы, к-рую можно опред-ть как знание о незнании, знание со знаком вопроса. Второе звено цикла - выработка гипотезы с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить науч проблему и носящее вероятностный хар-р.
Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказ-во, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание. Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая опред-ую совок-сть явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. (теория относит-ти, квантовая теория, теория гос-ва и права и т.д.)

31 Чувственное и рациональное познание. Ограниченность эмпиризма и рационализма
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира
Различают два уровня познания - чувственный и рациональный.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
— восприятия (структурированный целостный образ, фомируемый мозгом из синтеза нескольких ощущений); Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодейсвтвия органов чувств с предметами внешнего мира
— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Представления осуществляются вдвух формах - в виде образов памяти и воображения.
Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:
—понятие;
—суждение;
—умозаключение.
Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Понятия образуются с помощью след. мыслит. операций - сравнение (сопоставление одного предмета с другим на предмет общих/различных признаков), обобщение (мысленное объединение предметов в один класс по наличию у них общих признаков), абстрагирование (операция отвлечения от несущественных, второстепенных свойств предметов во имя существенных).
Суждение — форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Или: такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно понятий. Примеры: медь теплопроводна; в комнате темно и т.д.
Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. То есть, умозаключение представляет собой логический вывод одних умозаключений из других.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются 2-мя основ. сторонами познават. процесса. При этом они не изолированны друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом. Разум же всегда функционирует на основе той исходной информации, которую ему поставляют органы чувств.
Анализ их взаимосвязи обнаруживает единство чувственного и рацио­нального познания, проявляющееся также в том, что эмпири­ческое исследование включает не только чувств., но и рацион-ые компоненты (например, планирование экспери­мента), а теоретич. уровень содержит наряду с рациональным элементы чувствен. познания (например, схематическое изображение структуры объекта). Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Проблема истины в фил-ии.

ИСТИНА -это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Строго говоря, концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической.

Сторонники классической концепции истины на первых порах полагали: действительность, с которой непосредственно имеет дело человек и которая является предметом его познания, не зависит от самого знания; мысли могут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью; имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют мысли реальности или нет.
Однако эта концепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра:
Проблема природы познаваемой реальности. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром “самим по себе”, а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается.

Проблема характера соответствия мыслей реальности. Классическая концепция истины в ее “наивной” форме рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным.

Проблема критерия истины. Эта проблема сыграла исключительно важную роль в развитии классической концепции.Отчасти она связана с первой проблемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром “в себе”, а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру?

Объективность истины. понятие объективной истины характеризует такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Кртитерии истины
1. Непротиворечивость знания (логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы)
2. Критерий верификации (подтверждение гипотезы на опыте)
3. Критерий фальсификации (ввёл Карл Поппер: если невозможно найти Ни одного факта, могущего ОПРОВЕРГНУТЬ гипотезу (или теорию), то такое знание бесполезно (примеры: фрейдизм и марксизм – ненаучны, поскольку неопровержимы)
4. Критерий практики.

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом.

Мнение - Философский смысл термина: Мнение, предположение, воображение, фантазия, вера в богов (Цицерон).
Мнение - Суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-чемун., взгляд на что-нибудь

Знание - - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное 3. Обыденное, или житейское, 3. опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное 3. служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Научное 3. отличается от обыденного своей систематичностью, обоснованностью и глубиной проникновения в сущность вещей и явлений.
Заблуждение - - гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер.
Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.

33. Филос учения соврем-ти (экзистенциализм и герменевтика).
Экзистенциализм - (от позднелат. exsistentia - существование) – или философия существования, направление современной философии, возникшее внач. 20 в. в России. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М.Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование);
основные модусы (проявления) человеческого существования –

  • забота,
  • страх,
  • решимость,
  • совесть;

человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.
заним-ся вопросами сугубо челов-го бытия (существ-ния). Ч-к помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире, его бытие со всех сторон окружено таинств-ми знаками. Жизнь иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Под маской «друг для друга» люди действуют друг против друга.
Экз-зм исходит из того, что ч–к живет прежде всего эмоциями: на все окруж-щее он реагирует не только теорет-ки и интеллект-но, но прежде всего эмоционально.
Под существ-ем понимается прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. Наиб надежный способ постижения мира – интуиция, «экзистенц озарение». Свобода трактуется в духе полного индетерминизма, т.е. вне всякой закономер-ти и причинной завис-ти. Свобода понимается не как награда, заветная цель, а как тяжелое бремя – чел-к обречен быть свободным. Свобода предполагает независ-ть наст-го от прошлого, а будущ от наст-го. свобода – не свобода деят-ти,а лишь как свобода выбора или отношения субъекта к независимому от него окружению. «Задача ч-ка не в том, чтобы изменить мир, а в том чтобы изменить свое отношение к нему». Выход из кризиса – не в изменении обществ отношений, а в индивид жизни, в ограничении общения узким кругом «духовной аристократии». Экзист-ты настаивают на необх-ти сохранения личностной уник-ти в ее первозданном состоянии. Все содержание, весь смысл жизни ч-к черпает в именно в общ-ве, а не вне его. Отношения чел-ка и мира пронизаны абсурдом. Неизбежное следствие абсурдности чел. существования – скука и мысль о самоубийстве, чел-к должен не уничтожать абсурд, а преодолеть его путем реализации своих возможностей.

Герменевтика - - первоначальный смысл: искусство истолкования, учение об интерпретации текстов. В философии Дильтея: наука о понимании как основе гуманитарного знания. У Хайдеггера и Гадамера: основной принцип существования, состоящий в истоковании основных смыслов бытия.
Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Способности и одарённость

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

7. художественно-изобразительные

8. физические способности

Талант (от греч. tаlanton, букв. - весы, вес, взвешенное) - выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Часто противопоставляющийся гению с его свободной творческой силой, талант как дарование менее глубокое, но зато часто более полезное оказывает в тот или иной момент иногда более сильное влияние на своих современников, чем гений.
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)

2. цифровой (характерен для математиков, программистов)

3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)

4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)

5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)

6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)

7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)

8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

51. Проблема личностного счастья и несчастья, судьба (неизбежность и долг).
Счастье - состояние полного, высшего удовлет-ния, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности ч-ка быть счастливым. Но спос-сть быть счастливым относ-ся к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осущ-лять этические ценности как таковые.
Судьба - предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, к-рое влияет и не может не влиять на бытие ч-ка, народа и т. д. Христианство заменяет понятие судьбы понятием божественного провидения. Сущность судьбы хар-ся тем, что она яв-ся враждебной, темной, угрожающей, уничтожающей. Бывает, что мы говорим о "милостивой" судьбе, освобождающей нас от своих ударов, которые были предназначены нам. Особенно тревожат эти проблемы философию экзистенциализма.
Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соотв с потреб-тями, исходящими из этич. ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир яв-ся "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

52. Свобода, долг ответственность личности.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей. Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности. Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем.
Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характерусанкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.
Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.
Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.
Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга

Осознание необходимости
Заинтересованность в исполнении
Добровольность принятия

53. “Человек”, “индивид”, “личность”.
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры.
«Че­ло­век» – это по­ня­тие, обоб­щаю­щее спе­ци­фи­ку осо­бых и не­обыч­ных для биологической при­ро­ды объ­ек­тов, вы­сту­паю­щих эле­мен­та­ми об­ще­ст­ва как свое­о­быч­ной сис­те­мы. Одновременно че­ло­век – по­ня­тие, оп­ре­де­ляю­щее различие од­ного мно­же­ст­ва форм эле­мен­тов этой сис­те­мы (об­ще­ст­ва как целостности) в срав­не­нии черт сход­ст­ва и раз­ли­чия с ины­ми эле­мен­та­ми той же са­мой сис­те­мы.
Че­ло­ве­ка как осо­бую форму Действительности, как об­ще­ст­вен­ное фор­ми­ро­ва­ние определяют именно социальные ха­рак­те­ристики: наличие сознания, деятельности, способностей, социальные потребности, нравственность, специфический тип связей – отношения. Имен­но в совокупности социальных свойств проявляется ро­до­вая сущ­ность всех лю­дей.
В реальности, которую мы чувственно воспринимаем и познаем, в социаль­ной действительности, в обществе че­ло­век – это уже не нечто абстрактное, а отдельный эле­мент общества, от­дель­ное как конкретный объект – он ин­ди­вид. И только тогда, только как кон­крет­ный дей­ст­вую­щий носитель «человеческого», индивид в то же время становится актуальным субъектом, обретает собственное «лицо» как спе­ци­фи­че­ское един­ст­во всех своих свойств. Иначе, проявляющий себя, действующий как человек как отдельное, как индивид и есть – лич­ность. В свою очередь, личность конкретизируется в понятиях преподаватель, рабочий, кандидат наук, Петров и т. д., и т. п.
В понятии «че­ло­ве­к» фик­си­ру­ют­ся все­об­щие социальные свой­ст­ва лю­дей, то­гда как в понятии «лич­но­сть» – лишь их осо­бен­но-ин­ди­ви­ду­аль­ные, среди которых и ряд генетических (особенное и еди­нич­ное).
Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологич и соц черт челов-ва: разума, воли, потреб-тей, интересов и т.д. Индивид - это конкретный чел-ек как представитель и носитель че­ловеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие«личность» - совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность - это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека, посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов дей­ствий в различных сферах жизнедеятельности.
Одной из основн. характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Личность обладает конкретной нравственностью и определенным видом деятельности, и только личность принимает решение: мож­но или нель­зя «пить из-под ко­пыт­ца». Лич­ность – не что иное, как ме­ра че­ло­ве­ческого в индивиде, это уро­вень, зрелость и сте­пень че­ло­ве­че­ско­го в кон­крет­ном ин­ди­ви­де.
Лич­ность – это ре­аль­ный субъект в сис­тем­ных от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми общественными формами,и она об­ре­та­ет ряд свойств именно как специфический элемент общественной системы: в личности таковыми являются воля, владение языком, сво­бо­да, це­ли, мировоззрение, мотивы, интересы, цен­но­сти и ряд дру­гих свойств.
О лич­но­сти можно го­во­рить как раз­ви­той или нераз­ви­той. Уровень со­вер­шен­ст­ва личности заключается в том, насколько ин­ди­вид спо­со­бен про­яв­лять все свои ка­че­ст­ва: от во­об­ра­же­ния, во­ли до реа­ли­за­ции сво­бо­ды. И потому раз­ви­тие лич­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют про­грес­сив­ные из­ме­не­ния лю­бо­го ее ка­че­ст­вен­но оп­ре­де­ляю­ще­го свой­ст­ва.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.243.2.41 (0.061 с.)