Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Признаки общества Эдварда Шилза
Похожие статьи вашей тематики
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у общества есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.
АТОМАРНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, представляющее собой хаотическое скопление духовно обособленных индивидов.
50. Способность и талант – их природа и сущность. Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого родадеятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Условия формирования способностей
Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальномонтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Способности и индивидуальные различия
Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.
Способности и одарённость
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
1. учебные и творческие
2. умственные и специальные
3. математические
4. конструктивно-технические
5. музыкальные
6. литературные
7. художественно-изобразительные
8. физические способности
Талант (от греч. tаlanton, букв. - весы, вес, взвешенное) - выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Часто противопоставляющийся гению с его свободной творческой силой, талант как дарование менее глубокое, но зато часто более полезное оказывает в тот или иной момент иногда более сильное влияние на своих современников, чем гений. Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:
1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
51. Проблема личностного счастья и несчастья, судьба (неизбежность и долг). Счастье - состояние полного, высшего удовлет-ния, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности ч-ка быть счастливым. Но спос-сть быть счастливым относ-ся к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осущ-лять этические ценности как таковые. Судьба - предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, к-рое влияет и не может не влиять на бытие ч-ка, народа и т. д. Христианство заменяет понятие судьбы понятием божественного провидения. Сущность судьбы хар-ся тем, что она яв-ся враждебной, темной, угрожающей, уничтожающей. Бывает, что мы говорим о "милостивой" судьбе, освобождающей нас от своих ударов, которые были предназначены нам. Особенно тревожат эти проблемы философию экзистенциализма. Долг - выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соотв с потреб-тями, исходящими из этич. ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир яв-ся "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.
52. Свобода, долг ответственность личности. Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гейгеля, Шопенгауэра и Нитце, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей. Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становиться очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость. Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”.Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти “измерения” человека позволяют правильно понять и устройство общества, как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности. Если говорить о специфике понимания свободы и ответственности человека на рубеже 20-21 веков, то следует подчеркнуть, что мир вступает в полосу цивилизованного перелома, когда многие традиционные способы бытия человека будут нуждаться в коррекции. Брать на себя груз личных и общечеловеческих проблем – единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Он предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения личности до планетарно-космических задач и проблем. Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характерусанкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др. Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
Свойства долга
Осознание необходимости Заинтересованность в исполнении Добровольность принятия
53. “Человек”, “индивид”, “личность”. Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры. «Человек» – это понятие, обобщающее специфику особых и необычных для биологической природы объектов, выступающих элементами общества как своеобычной системы. Одновременно человек – понятие, определяющее различие одного множества форм элементов этой системы (общества как целостности) в сравнении черт сходства и различия с иными элементами той же самой системы. Человека как особую форму Действительности, как общественное формирование определяют именно социальные характеристики: наличие сознания, деятельности, способностей, социальные потребности, нравственность, специфический тип связей – отношения. Именно в совокупности социальных свойств проявляется родовая сущность всех людей. В реальности, которую мы чувственно воспринимаем и познаем, в социальной действительности, в обществе человек – это уже не нечто абстрактное, а отдельный элемент общества, отдельное как конкретный объект – он индивид. И только тогда, только как конкретный действующий носитель «человеческого», индивид в то же время становится актуальным субъектом, обретает собственное «лицо» как специфическое единство всех своих свойств. Иначе, проявляющий себя, действующий как человек как отдельное, как индивид и есть – личность. В свою очередь, личность конкретизируется в понятиях преподаватель, рабочий, кандидат наук, Петров и т. д., и т. п. В понятии «человек» фиксируются всеобщие социальные свойства людей, тогда как в понятии «личность» – лишь их особенно-индивидуальные, среди которых и ряд генетических (особенное и единичное). Индивид - это единичный представитель рода человеческого, конкретный носитель всех психофизиологич и соц черт челов-ва: разума, воли, потреб-тей, интересов и т.д. Индивид - это конкретный чел-ек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие«личность» - совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность - это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека, посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. Одной из основн. характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение. Личность обладает конкретной нравственностью и определенным видом деятельности, и только личность принимает решение: можно или нельзя «пить из-под копытца». Личность – не что иное, как мера человеческого в индивиде, это уровень, зрелость и степень человеческого в конкретном индивиде. Личность – это реальный субъект в системных отношениях с другими общественными формами,и она обретает ряд свойств именно как специфический элемент общественной системы: в личности таковыми являются воля, владение языком, свобода, цели, мировоззрение, мотивы, интересы, ценности и ряд других свойств. О личности можно говорить как развитой или неразвитой. Уровень совершенства личности заключается в том, насколько индивид способен проявлять все свои качества: от воображения, воли до реализации свободы. И потому развитие личности характеризуют прогрессивные изменения любого ее качественно определяющего свойства. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
54. Общество как полиструктурная система общественных формирований. Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже самая выдающаяся личность действует под влиянием сложившихся отношений, в том числе классовых, социальных, семейно-бытовых. Общест. отношения есть одна из образующих в обществе. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В обществен. жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающим структурообразующим элементом всей системы обществен. отношений явл. производствен. отношения. Производ-нные отношения, рассмотренные в разных аспектах, позволяют раскрыть различные типы связей, что фиксируется в категориях, позволяющих выразить эти многообразные связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Базис - экономический строй общества, система производственных отношений, над которыми возвышается надстройка, включающая общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Базис воздействует на надстройку (государственное устройство), надстройка также влияет на базис. Другие общественные отношения возникают на основе прочих отношений. Напр., отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практич. деят-ти м/у представителями разных профессий. Отношения распределения материальных благ происходят из отношений собственности и условий оплаты. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением социальных потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в социальных группах. Политич. - производство политич. деятельности классов, социал. групп, национальных общностей, движений, обществен. организаций. Митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются политическим устройством общества. Крайняя форма - революция. В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. К основн. элементам социальной структуры следует отнести классы, город - деревня, физический - умственный труд, сословия, социально-демографические группы - молодежь, мужчины, женщины, подростки, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу. Понятие общ-ва. Общ-во как система. Система – сов-ть эл-нтов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство Чел. Общество - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совмести, деят-ти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Развитие общества: с увеличением матер, и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Обш-во хар-ся: 1) общностью террит. проживания; 2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе сои связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общ-ва: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно.
55. Общественное формирование. Соц сфера рождает общест формир-е – объект, который обладает свойствами субъекта, обладает сознанием. Общественные формирования - это добровольные объединения граждан, которые создаются ими в соответствии с действующим законодательством для удовлетворения разнообразных (политических, духовных, физических и т.д.) потребностей и интересов человека. Разные типы общест формир: ч-к, семья, предприятие, армия, универ, т.е. все что порождено обществом. Ч-к и общ-во находятся в единстве, друг друга обулавливают. Ч-к и об-во обладают одинак-ми свойствами: 1) сознание 2) деят-сть – спос-сть создавать предметы искуст-но 3) соц потр-ти 4) отношения 5) нормативность (мораль право) В обществе ни одно обществен. формирование не явл.абсолютно самостоят. и свободным его элементом. При этом, с одной стороны, все соц. субьекты находятся в разнообразных отношениях друг с другом, а с другой – однотипны и выполняют одинак. функции, создают разного состояния прочности опр. структур. школы и вузы сост.структуру образования, лечебные учрежд-я – структуру здравоохранения, суть в том, что не отдельное предприятие, обеспечив. обществ. функционирование, а именно соответствующая структура. Выходит, что обществ. формированиями как социальными формами явл. разного рода обществ. структуры. Общество как своеобычная система поособому в своем функционировании реагирует на внешние и внутрен. воздействия, но обеспечивает опред. свою самодостаточность, устойчивость и развитие. Вот почему общество – полиструктурная система обществен. формирований, создающая среду, средства и условия своего функционирования и развития.
56 Проблема сущности человека в истории философии. 1. Первые представления о ч. возникают задолго до появления ф-ии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями родаили племени. Важнейшей особенностью древневосточной ф-ии была характерная для нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту. Античная ф-я: Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают. И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской ф-ии, а самопознание ч. выступает в ней главной целью ф-ии. Платону принадлежит идея о том, что ч. есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает ч. человеком. От качества души зависит общая характеристика ч. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана Важнейшее достижение Аристотеля в ф-ом понимании ч. связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: "Ч. есть общественное животное." Ч. - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами. Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздейст-ем христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, к-рая была неотделима от религиоз-го мировоззр-я. Теоцентризм яв-ся основной характерной особ-тью ф-фии эпохи средневековья, а ф-фия нах-лась на положении "служанки богословия" и обоснов-ла идею греховной сущности ч-ка. 2. Раннехрист теология: Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде. «Нельзя допустить, чтобы ч-к жил «по человеку» В ч-ке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь следуя святому писанию. Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической. 3. Нов врем В это время достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеч организм как специфич машину, к-рая заводится аналогично часовому мех-зму. Кант исходил из понимания ч-ка как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Перечисляя основные вопросы философии, И. Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей:
1. углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше);
2. 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);
3. 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм.
57. Многозначность понятия «общество» и его разн интерпретации в истории соц-философ учений. Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 272 дня]. 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество. В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмыинтерпретации общества:
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепцияорганицизма утратила популярность;[2]
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейногогосударственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.[источник не указан 592 дня]
Еще в античности в социально-философских учениях в чем-то оправдано из-за недостаточности знаний и потому в чем-то закономерно, закрепилось мнение, являющееся по существу заблуждением, но которое до сих пор высказывается, а если преодолевается, то формально. Дело в том, что изначально при осмыслении социальных проблем и в решении практических общественных задач опирались на понятие «государство», а не «общество». Это подтверждается использованием фактически всеми философами и политическими деятелями термина «государство» вплоть до XVIII века при фактических рассуждениях об обществе. Философы древности трактуют государство как сословную, классовую или кастовую целостность. Фактически отождествляются государство и общество, поскольку используют термин государство, но ведь, рассуждая об устройстве власти, о праве, о морали, о благе и справедливости говорят, по-сути, об обществе. В том же русле шли и последующие учения о государстве – обществе. У Платона государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей. Т.е.общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей Образующая государство функция: защита населения и, прежде всего, территории от внешних врагов и поддержания порядка внутри. Платон выделяет три сословия: правители, воины, свободные граждане. Сословие воинов-стражей у него основа государства и носитель государственности. При этом для него государство – полная аналогия устройства индивидуальной человеческой души, т.к. государство представляется как своего рода громадный человек. Важно заметить, что по Платону в каждом государстве существуют два государства: бедных и богатых. Для ликвидации социальных раздоров, которые возникают из-за имущественного неравенства, он предлагал ликвидировать частную собственность, семью и воспитывать новое поколение чуждое эгоизма. Так называемые «утопии» разрабатывали идею именно справедливого государства как «общества будущего» (Т. Мор, Т. Кампанелла). Согласно Руссо человек в естественном состоянии находился в гармонии с природой. Ему присущи стремление к самосохранению и сострадание, что явно не по Гоббсу. Помимо «потребностей тела» появляются искусственные «потребности духа». Завершается замена естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, то есть общественным – установлением частной собственности. По общественному договору человек теряет свою естественную свободу, взамен получая свободу гражданскую и право собственности на все то, чем владеет. Возврат к естественному состоянию невозможен. Но предотвращение неравенства в правах возможно, если обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь, что можно сделать, ликвидировав частную собственность. Само государство должно быть небольшим, чтобы обеспечить контроль за правительством и осуществлять непосредственное волеизъявление. В то же время Руссо понимал, что это невозможно среди нравственно несовершенных людей и потому необходимо всеобщее просвещение, но не всеобщее знание науки, т.к. она портит нравы, порождая честолюбие, наука препятствует естественному поведению людей. С XVIII века стала оформляться экономически-реалистическая тенденция установления основания общества, появилась новое и особое научное учение: политическая экономия. А. Смит обосновывает и развивает идею общества как трудового и менового союза людей, связанных разделением труда. Он специально подчеркивает, что эта связь особого рода: каждый индивид, работая на себя, вынужден работать на других и наоборот, работая на других, работает на себя. Потому общество есть единство индивидуального и общественного. Но только с XIX века усиливается понимание того, что государство и общество далеко не одно и то же. И внимание философов стало все больше обращаться на различие государства и общества. Для толкования общества в XX веке характерна своеобразная борьба альтернативных по своей сути направлений: цивилизационного и формационного.
58. Человек как проблема философии и практики. 2.2 ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ) Проблема человека была обозначена, хотя и в нераз-витой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существо-вание человека - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость. Поворот философской мысли к теме отдельного (отде-ленного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно формироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в
|