Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема познав-ти мира. Науч/вненауч. знание.

Поиск

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира

Формы познания

  • Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.
  • Рациональное познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.
  • Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Познават-ое отнош-е ч-ка к миру осущ-ся в различ формах

  • в форме обыденного познания,
  • познания худож-го,
  • религиоз-го,
  • научного познания.

Первые три области познания рассм-ся в отличие от науки как вненаучные формы.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в наст время эти две формы познания довольно далеко отстоят др от др. В чем их главные различия?
1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентир-на на познание сущности предметов и проц-ов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.
2. Науч познание требует выработки особ. языков науки.
3. В отлич от обыденного познания науч выраб-ет свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
4. Для науч познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.
5. Отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний.

Начальная ступень научного познават-го цикла - постановка проблемы, к-рую можно опред-ть как знание о незнании, знание со знаком вопроса. Второе звено цикла - выработка гипотезы с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить науч проблему и носящее вероятностный хар-р.
Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказ-во, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание. Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая опред-ую совок-сть явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. (теория относит-ти, квантовая теория, теория гос-ва и права и т.д.)

31 Чувственное и рациональное познание. Ограниченность эмпиризма и рационализма
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира
Различают два уровня познания - чувственный и рациональный.
Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:
— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);
— восприятия (структурированный целостный образ, фомируемый мозгом из синтеза нескольких ощущений); Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодейсвтвия органов чувств с предметами внешнего мира
— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Представления осуществляются вдвух формах - в виде образов памяти и воображения.
Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:
—понятие;
—суждение;
—умозаключение.
Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Понятия образуются с помощью след. мыслит. операций - сравнение (сопоставление одного предмета с другим на предмет общих/различных признаков), обобщение (мысленное объединение предметов в один класс по наличию у них общих признаков), абстрагирование (операция отвлечения от несущественных, второстепенных свойств предметов во имя существенных).
Суждение — форма мысли, благодаря которой устанавливается связь между понятиями. Или: такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно понятий. Примеры: медь теплопроводна; в комнате темно и т.д.
Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. То есть, умозаключение представляет собой логический вывод одних умозаключений из других.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются 2-мя основ. сторонами познават. процесса. При этом они не изолированны друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом. Разум же всегда функционирует на основе той исходной информации, которую ему поставляют органы чувств.
Анализ их взаимосвязи обнаруживает единство чувственного и рацио­нального познания, проявляющееся также в том, что эмпири­ческое исследование включает не только чувств., но и рацион-ые компоненты (например, планирование экспери­мента), а теоретич. уровень содержит наряду с рациональным элементы чувствен. познания (например, схематическое изображение структуры объекта). Ограниченность эмпиризма состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Проблема истины в фил-ии.

ИСТИНА -это правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Строго говоря, концепция, согласно которой истина есть соответствие мыслей действительности, называется классической.

Сторонники классической концепции истины на первых порах полагали: действительность, с которой непосредственно имеет дело человек и которая является предметом его познания, не зависит от самого знания; мысли могут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью; имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют мысли реальности или нет.
Однако эта концепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра:
Проблема природы познаваемой реальности. Человек в своем познании непосредственно имеет дело не с объективным миром “самим по себе”, а с миром в том его виде, как он им чувственно воспринимается и осмысливается.

Проблема характера соответствия мыслей реальности. Классическая концепция истины в ее “наивной” форме рассматривает это соответствие как простое копирование реальности мыслями. Исследования соответствия знаний действительности показывают, однако, что это соответствие не является простым и однозначным.

Проблема критерия истины. Эта проблема сыграла исключительно важную роль в развитии классической концепции.Отчасти она связана с первой проблемой. Если человек непосредственно контактирует не с миром “в себе”, а с чувственно воспринятым и концептуализированным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его утверждения самому миру?

Объективность истины. понятие объективной истины характеризует такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.

Кртитерии истины
1. Непротиворечивость знания (логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы)
2. Критерий верификации (подтверждение гипотезы на опыте)
3. Критерий фальсификации (ввёл Карл Поппер: если невозможно найти Ни одного факта, могущего ОПРОВЕРГНУТЬ гипотезу (или теорию), то такое знание бесполезно (примеры: фрейдизм и марксизм – ненаучны, поскольку неопровержимы)
4. Критерий практики.

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом.

Мнение - Философский смысл термина: Мнение, предположение, воображение, фантазия, вера в богов (Цицерон).
Мнение - Суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-чемун., взгляд на что-нибудь

Знание - - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). 3. фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное 3. Обыденное, или житейское, 3. опирается на здравый смысл и формы повседневной практической деятельности. Обыденное 3. служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его поведения и предвидения. Научное 3. отличается от обыденного своей систематичностью, обоснованностью и глубиной проникновения в сущность вещей и явлений.
Заблуждение - - гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер.
Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.

33. Филос учения соврем-ти (экзистенциализм и герменевтика).
Экзистенциализм - (от позднелат. exsistentia - существование) – или философия существования, направление современной философии, возникшее внач. 20 в. в России. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М.Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование);
основные модусы (проявления) человеческого существования –

  • забота,
  • страх,
  • решимость,
  • совесть;

человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.
заним-ся вопросами сугубо челов-го бытия (существ-ния). Ч-к помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире, его бытие со всех сторон окружено таинств-ми знаками. Жизнь иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Под маской «друг для друга» люди действуют друг против друга.
Экз-зм исходит из того, что ч–к живет прежде всего эмоциями: на все окруж-щее он реагирует не только теорет-ки и интеллект-но, но прежде всего эмоционально.
Под существ-ем понимается прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. Наиб надежный способ постижения мира – интуиция, «экзистенц озарение». Свобода трактуется в духе полного индетерминизма, т.е. вне всякой закономер-ти и причинной завис-ти. Свобода понимается не как награда, заветная цель, а как тяжелое бремя – чел-к обречен быть свободным. Свобода предполагает независ-ть наст-го от прошлого, а будущ от наст-го. свобода – не свобода деят-ти,а лишь как свобода выбора или отношения субъекта к независимому от него окружению. «Задача ч-ка не в том, чтобы изменить мир, а в том чтобы изменить свое отношение к нему». Выход из кризиса – не в изменении обществ отношений, а в индивид жизни, в ограничении общения узким кругом «духовной аристократии». Экзист-ты настаивают на необх-ти сохранения личностной уник-ти в ее первозданном состоянии. Все содержание, весь смысл жизни ч-к черпает в именно в общ-ве, а не вне его. Отношения чел-ка и мира пронизаны абсурдом. Неизбежное следствие абсурдности чел. существования – скука и мысль о самоубийстве, чел-к должен не уничтожать абсурд, а преодолеть его путем реализации своих возможностей.

Герменевтика - - первоначальный смысл: искусство истолкования, учение об интерпретации текстов. В философии Дильтея: наука о понимании как основе гуманитарного знания. У Хайдеггера и Гадамера: основной принцип существования, состоящий в истоковании основных смыслов бытия.
Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.01 с.)