ТОП 10:

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ ВИДЫ.



В переводе с латыни слово “институт” означает установление, учреждение, устройство. В социологии этот термин означает фиксацию, закрепление и воспроизведение наиболее значительных для всего населения или части его результатов деятельности. В потоке человеческой деятельности имеется немало случайного, эпизодического, отрицательного или малозначительного. Оно быстро отметается и забывается людьми. В копилке человеческого опыта остаётся лишь нечто положительно значимое, то, что люди желали бы воспроизвести и сохранить. Это явления, выражающие наиболее существенные человеческие интересы в ту или иную историческую эпоху в той или иной системе культуры. Это явления, способствующие достижению существенных, повторяющихся целей людей.

Интерес, а не потребность, как иногда пишут в учебниках, - изначальная предпосылка возникновения. Потребности присущи только индивиду, а совокупность индивидов имеет интерес. Пытаясь осуществить интерес, люди находят в общественной практике приемлемые образцы, модели поведения, которые через многократное повторение и оценку превращаются в стандартизованные обычаи и привычки. Так начинается образование социального института.

Институционализация - процесс усложнения социальных связей по поводу осуществления интереса. В ходе этого процесса неконтролируемое поведение индивидов сменяется организованной деятельностью. Наглядным примером является образование политических партий, профсоюзов, общественных организаций. В процессе институционализации определяются и закрепляются нормы поведения, статусы и роли, приведение их в некую систему, а также санкции за отклоняющееся поведение. Венец процесса институционализации - создание в соответствии чёткой статусно-ролевой структуры, одобренной большинством её приверженцев, либо навязанной им. Практическим выражением данной структуры выступают права и обязанности членов общности людей, которые соответствуют их статусу. Так, например, житель населённого пункта имеет право высказывать своё мнение на общем собрании (если такое будет дозволено), но он лишён права высказать это мнение на заседании правительства данного города или села (если сам не является его членом).

В ходе общественной жизни имеет место не только институционализация, а и деинституционализация. Деинституционализация - процесс угасания социального института вследствие угасания интереса, вызвавшего его к жизни. Упраздняются некоторые учреждения и заведения, отмирают образцы поведения. Ненужность института рыцарства хорошо показана в романе Сервантеса “Дон Кихот”. Отмер бытовавший в ХVI-ХVIII веках институт дуэли. Он выродился настолько, что был заменён одним из президентов США в метание картофелин дуэлянтами друг в друга с расстояния в 20 метров. Некие силы на постсоветском пространстве пытаются возродить институт казачества. Они либо не осознают себя дон-кихотами, либо, пытаясь влить новое вино в старые меха, стремятся осуществить интересы, несовместимые с данным институтом. Опыт истории свидетельствует: пройденные обществом ступени культуры никогда не повторяются. Время нельзя повернуть вспять, нельзя вернуть образ жизни людей прежних столетий, поэтому невозможно и возрождение отмерших институтов.

Итак, социальный институт - это форма организованной деятельности людей, вызванная к жизни их интересами. Исторический процесс есть постоянное возникновение, функционирование и угасание различных социальных институтов. Они играют разные роли и обладают разным значением. Соответственно значению и содержанию интересов выделяют пять основных социальных институтов в современном обществе: семья, политика, экономика, образование, религия. Этот перечень явно неполон, так как имеются и другие, не менее важные институты, например, наука. Основные институты являются основными потому, что включают в себя ряд неосновных, производных от них институтов, а сами не являются элементами других институтов. Так, например, институт политики предполагает институт государства, главы государства, выборы, вооружённые силы и др. Институт науки предполагает научные учреждения, правовое закрепление результатов научных исследований, защиту диссертаций (хотя эта средневековая форма научной деятельности давно изжила себя) и др. Институт спорта развёртывается в институтах соревнований, награждений, “купле-продаже” спортсменов и др.

Кроме содержания и значения интересов имеется и другое существенное основание деления институтов - их организация и функционирование. По данному основанию институты делятся на формальные и неформальные.

Формальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены частные или групповые интересы. Иногда эти интересы становятся общими, общественными, но вначале они были частными или групповыми. Например, возникновение государства сначала соответствовало интересам родоплеменной знати, а не всего населения; сам факт принуждения свидетельствует о различии интересов членов общества. В дальнейшем институт государства многократно противоречил различным интересам, массам рядовых членов общества и некоторых социальных групп. Государство оправдало себя лишь во всемирно-историческом плане, поскольку безгосударственное состояние обрекало общество на вечный застой.

Разнообразие формальных институтов всё же позволяет выделить ряд общих для всех институтов признаков. Все они рассчитаны на достаточно большое количество людей и постоянные, стабильные интересы членов общества. Все они предполагают: жёсткое распределение ролей и статусов, отношения начальства и подчинения; профессиональную деятельность по поддержанию функций института, для чего и готовятся кадры; оплату за труд в системе института, хотя иногда работа может выполняться “на общественных началах”, то есть бесплатно; санкции за отклоняющееся поведение (административные или уголовные); материальную инфраструктуру (здания, транспорт, связь, склады и прочее).

Формальных институтов очень много, они составляют большую частьот общего количества социальных институтов современного общества. Всем формальным институтам присуща родовая болезнь - бюрократизм. Поначалу всякий новый институт - само воплощение справедливости и порядка. Но как только появляются люди, чьей профессиональной деятельностью становится управление другими людьми, и как только они получают в распоряжение общие материальные и финансовые ресурсы, значение социального института существенно изменяется. “Святая” церковь из организации верующих превращается в политическую и экономическую силу, гнетущую самих верующих. Партия большевиков – ум, честь и совесть известной эпохи - превращается в государство политических авантюристов. Профсоюзы - организация по защите интересов трудящихся - превращается в организацию по защите интересов профсоюзных чиновников.

В отличие от формального неформальный институт - это организованная деятельность людей, в основу которой положены общие для данной общности людей интересы. Они рассчитаны на небольшое количество действующих лиц и на кратковременное осуществление интересов. В неформальных институтах, за некоторыми исключениями, нет жесткого распределения статусов и ролей; отсутствует профессиональная деятельность по поддержанию функций института и, тем более, подготовка “кадров”; отсутствуют отношения начальства и подчинения, оплата труда, санкции за отклоняющееся поведение принимают вид общественного порицания. Неформальным институтам не присуще наличие материальной инфраструктуры. Наиболее яркой чертой неформальных институтов является полное отсутствие бюрократизма. Даже “слуги народа” после трудов праведных в процессе функционирования неформального института становятся похожи на простых смертных. Они способны настолько опроститься, чтоза свадебным столом не будут держать “ситуацию под контролем”.

Неформальные институты часто называют обычаями, обрядами, традициями, праздниками. Это упоминавшиеся рыцарство, дуэль, свадьба, а также родовая месть, побратимство, ухаживание, похороны, посвящения, путешествия, проводы в армию, празднования, кумовство и т.д. У каждого народа неформальные институты, как и формальные, выражают национальную культуру, но в отличие от формальных институтов, предоставляют личности большую свободу действий. Большая степень свободы – гарантия сохранения тех или иных неформальных институтов. То или иное соотношение формальных и неформальных институтов характеризует социальную структуру общества.

ТЕМА №4 СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1. ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДА КАК ИСХОДНЫЙ МОМЕНТ ЕГО АКТИВНОСТИ

Потребности - исходный момент человеческой деятельности. С ощущения потребности начинается и удовлетворением потребности заканчивается цикл деятельности. Гегель писал: “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов...и лишь они играют главную роль.”

Слово “потребность” часто используется в обыденной речи и работах по общественным наукам, но понятие потребности обычно не анализируется, что создаёт впечатление его ясности. Потребности часто отождествляются со средствами их удовлетворения. Обычно говорят и пишут о потребности в пище, одежде и т.п. Отсюда понимание потребности как нужды в чём-либо. Выходит, что потребность существует вне человека, то есть, она не присуща самому человеку. А это уже абсурд. Внешняя человеку среда даёт ему лишь средства удовлетворения потребностей, но не сами потребности.

Ещё более распространено понимание потребности как желания. Отсюда бесчисленное количество потребностей и даже закон их возвышения. Создаётся впечатление, что потребности человека изменяются на каждом шагу и по любому поводу как картинки в калейдоскопе. Если бы это было верно, оказалось бы совершенно непонятно, существует ли в человеке что-либо стабильное, есть ли у него какая-либо основа? Очевидно, неизменное и изменчивое в человеке должно выражаться в разных понятиях и эти понятия - потребности и желания. Потребности и желания сходны лишь в том, что являются постоянными движущими силами человека. Во всём остальном они различны и эти различия заключаются в следующем:

1) Потребности объективны, не зависят от воли и сознания человека. Желания субъективны, выражают индивидуальность человека и особенности конкретной ситуации.

2) Потребности непреходящи, они движут человеком всю жизнь. Желания же кратковременны, скоротечны, имеют значение только “здесь и сейчас”..

3) Потребности не подлежат оценке, желания же оцениваются как “разумные” или “неразумные”.

4) Количество потребностей невелико, а количество желаний бесконечно.

Применительно к ним возможен закон возвышения, согласно которому удовлетворённое желание порождает другое, более сложное желание.

5) Потребности индивида не могут быть подавлены, отменены, а желания подавляются и иногда это даже необходимо для блага самого же индивида.

6) Неудовлетворение потребностей существенно тормозит развитие личности, иногда приводя даже к смерти (от голода или холода). Неисполнение желаний не приводит к замедлению развития личности. Желания способны заменять друг друга, поэтому неудовлетворённое желание возмещается исполнением какого-либо иного желания. Отсюда следует, что потребности всегда “истинны”, а желания бывают как “истинными”, так и “ложными”.

Желание есть напряжение тела или души человека, определяемое его индивидуальностью и обстоятельствами существования в данное время. Желание возникает на основе той или иной потребности и в связи с указанными факторами. Например, на основе потребности в самоутверждении могут сложиться как правопослушный тип личности, так и нигилист по отношению к праву.

Сравнение с желаниями показывает, что потребность есть необходимое объективное условие существования человека, заключенное в нем самом. Она присуща только индивиду. Суждения о потребностях коллектива, большой социальной группы, общества или человечества свидетельствуют лишь о подмене понятия потребности понятием сходных или общих интересов людей.

Потребности выражают биологическую или духовную природу человека, соответственно чему они делятся на материальные и духовные потребности. От рождения они заложены в каждом человеке и при определённых социальных условиях так или иначе себя проявляют в желаниях. Врождённость духовных потребностей не следует понимать в генетическом смысле, хотя и это обстоятельство не следует недооценивать; ее следует понимать как необходимые свойства сознания, выражающие духовную природу человека. Возможно, другие рассудочные существа на неведомых планетах способны обойтись без потребностей в вере, самоутверждении, а земляне без этого жить не могут.

Материальные потребности выражают биологическую природу человека и сводятся к четырём видам:

1) потребность в производстве энергии, которая удовлетворяется пищей, водой, воздухом;

2) потребность в сохранении энергии, которая удовлетворяется одеждой (“шуба греет”), обувью, жилищем;

3) потребность в расслаблении (релаксации), которая удовлетворяется перерывами в физической активности (отдых, сон, отпуск), половыми актами, употреблением наркотиков, спиртного, табака;

4) потребность в самосохранении, которая удовлетворяется избеганием неприятных ощущений.

Духовные потребности более разнообразны. Наиболее актуальны из них следующие:

1) потребность в познании, которая удовлетворяется чувственными восприятиями, информацией других лиц, собственными практическими действиями;

2) потребность в творчестве, удовлетворяемая созданием чего-нибудь нового для данного индивида;

3) потребность в самоутверждении, которая удовлетворяется осознанием явного или мнимого превосходства данного человека над другими людьми в чём-либо;

4) потребность в общении, удовлетворяемая обменом деятельности и информации с другими людьми;

5) потребность в вере, которая удовлетворяется созданием предмета поклонения, либо в принятии такого предмета, если он уже создан; вера внерелигиозная имеет своим “предметом” другого человека, общество, государство;

6) потребность в наслаждениях, удовлетворяемая восприятием произведений искусства и народного творчества.

Социология изучает как потребности, так и желания людей. Акцент на изучении потребностей присущ главным образом фундаментальным исследованиям.

Потребности выступают глубинными причинами массовых социальных изменений, поэтому их изучение, наряду с изучением ценностей и интересов ведёт к выработке объективно истинного знания об обществе. Желания изучаются преимущественно в прикладных исследованиях. Их динамика, изменчивость показывает тенденции изменения сознания людей и в сочетании с исследованием сопутствующих обстоятельств позволяет предвидеть будущее состояние общественного сознания.


2. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

В повседневной жизни одни люди постоянно оценивают других людей, вещи, явления природы и общества. Они не могут жить, не оценивая кого-либо или что-либо словами “хорошо-плохо”, “полезно-вредно”, “приятно-неприятно”, “прекрасно-безобразно”, “справедливо-несправедливо”, “выгодно-невыгодно”, “честно-нечестно” и т.д. Сам факт оценивания свидетельствует о наличии объектов оценки - ценностной предметности. В роли ценностной предметности выступают как материальные, так и духовные явления. Следует различать мир ценностной предметности и ценностное сознание, то есть такое содержание сознания индивида, социальной группы, общества, человечества, в котором содержатся оценки кого-либо или чего -либо в отношении к потребностям или желаниям индивида, а также к интересам социальной группы и общества.

Сравнительно легко оценить что-либо на чувственном уровне, когда благодаря ощущениям, человек оценивает объект. (“Пудинг проверяется тем, что его съедают”). Гораздо сложнее произвести оценку на рациональном уровне, когда обобщенный личный и общественный опыт передаётся от одних людей к другим. Таким путём в сознание людей внедряются оценки типа “что такое хорошо и что такое плохо”. Воспитание и пропаганда есть не что иное, как внедрение оценок.

Таким образом, оценка - это акт мысленного соотнесения действительного или предполагаемого воздействия какого-либо объекта на человека с его потребностями или желаниями.

Многочисленные, систематические, повторяющиеся акты оценивания всего, с чем человеку приходится иметь дело, приводит к образованию представлений о “ценных” и “неценных” объектах. Это упрощённые представления, поскольку реальные объекты оценивания (человек, вещь, природное или социальное явление) обладают различными свойствами, не все из которых оцениваются положительно. Однако обыденное сознание выделяет в объекте доминирующее свойство и называет его ценностью. Например, огонь издавна считается ценностью, поскольку его использование сыграло революционную роль в становлении человечества. В то же время огонь способен играть и другую роль… Безработица оценивается отрицательно, хотя она стимулирует активность человека. Нет таких объектов, которые бы играли в жизни человека только положительную или только отрицательную роль (“Нет худа без добра”). Поэтому ценностью является не сам объект, а только его свойство, удовлетворяющее или способное удовлетворить потребность или желание человека.

Ценность есть положительное воздействие какого-либо объекта на человека, социальную группу, общество. Наряду с ценностями существую неценности - объекты, воздействие которых не удовлетворяют потребности или желания людей. Они как бы нейтральны по отношению к людям. Камни можно превратить в хлеба лишь в библейском предании, в реальной жизни они не удовлетворят потребность в производстве энергии, но в то же время не принесут и вреда. Объекты, чьё доминирующее воздействие состоит в нанесении вреда человеку, социальной группе, обществу, являются антиценностями. Таковы землетрясения, ураганы, наводнения, экономические кризисы, преступность и т.п.

Ценности, неценности и антиценности выражают качественный аспект бытия в мире. С одной стороны, в ценностном плане рассматривается “качество”, то есть, содержание объектов окружающей среды (в том числе и деятельности других людей), с другой стороны, “качество” самого оценивающего индивида, то есть, его индивидуальность. Особенные свойства людей многообразны, они часто по-разному оценивают одни и те же явления, что и породило пословицы “О вкусах не спорят”, “На вкус и цвет товарища нет” и т.п.

В то же время ценности имеют и количественный аспект, который выражается понятием значимости. В обыденной речи значимость обозначается словами “важный”, “существенный”, “главный” и т.п. Люди интуитивно ощущают количественные различия как между двумя или более ценными объектами, так и между двумя или более антиценными предметами. Например, в этике принцип “наименьшего зла” свидетельствует о количественных различиях в среде отрицательных явлений. Поговорка “Лучше синица в руках, чем журавль в небе” указывает на различия в совокупности положительных явлений. Значимость фиксирует также различия между ценностями и антиценностями. Змеиный яд - символ здравоохранения, однако людям известно отличие инъекции врача от “инъекции” змеи. Увеличение дозы яда превращает ценность в антиценность.

Значимость - мера ценности или антиценности чего-либо или кого-либо для индивида, социальной группы или общества. Значимость подле­жит оценке и потому может быть истинной или ложной. Её практически невозможно выразить в каких-либо единицах, что является основой заблуждений людей в оценке значимости ценности явлений природы и общества.

Осознание значимости ценностей происходит в двух типичных для каж­дого человека ситуациях. Первая из них - переоценка ценностей - уменьшение значимости одних ценностей и увеличение других ценностей в сознании человека. Переоценка ценностей происходит периодически, она зависит от различных обстоятельств, в первую очередь, от возраста. При спокойном течении жизни происходит плавно. Во время “трудного возраста”, участия в боевых действиях, переезда на постоянное место жительства в другую страну и других необычных обстоятельствах протекает мучительно. Переоценка ценностей - знак наступления новой эпохи в жизни человека.

Адекватное или неадекватное осознание значимости ценностей происходит в ситуациях выбора варианта поведения. Ценности принимают активное участие при принятии любого решения, человек руководствуется теми или иными ценностями. Ценностная ориентация - это мотивация деятельности человека значимостью тех или иных ценностей. Например, поступление в юридическую академию мотивировано престижем профессии юриста, путешествие по миру - романтикой странствий, участие в выборах - институтом демократии, правопослушное - поведение ценностью права и т.д. Всякий желающий понять поведение отдельных людей, социальных групп, государств должен прежде всего узнать, какими ценностями они руководствовались в своей деятельности. Преуспевающий карьерист считает неудачником однокурсника, не подозревая, что однокурснику никогда не хотелось овладеть “высотами” карьериста. У однокурсника иные ценности.

С учётом изложенного можно выделить виды ценностей. В социологии типично деление ценностей по субъекту. По этому основанию выделяются следующие виды:

1) Ценности личной жизни, индивидуальные. Таковы жизнь, здоровье, свобода воли, дружба, любовь, семья, достаток, образование, уважение окружающих, способности, таланты, увлечения и т.п. При отчуждении лица от социальных институтов, особенно правовых, индивидуальные ценности порой играют главную роль в выборе линии поведения.

2)Групповые ценности. Фиксируют принадлежность лица к тем или иным малым или большим социальным группам. Таковы солидарность с другими членами группы, коллективизм, сотрудничество, помощь, чистота веры, преданность родной культуре и языку, этническое “родство”, музыка, стиль поведения, одежда и т.д. Групповые ценности всегда предполагают наличие “врага”, то есть, представителей других групп, которые имеют иные ценности. В пределах этого вида ценностей осуществляется противостояние мужчин и женщин (в феминизме), противостояние “отцов и детей” религиозное, национальное и другие виды противостояний. Ценностные конфликты не ведают компромиссов.

3)Общественные ценности. Указывают на принадлежность лица к тому или иному обществу. Таковы форма правления, форма собственности, труд, патриотизм, политическая стабильность, экономическое процветание, демократия, социальная справедливость, престиж профессии в обществе или государства на международной арене и др.

Совпадение ценностей различных субъектов означает эффективность их деятельности (при прочих равных условиях). Несовпадение ценностей нередко приводит к конфликтам. Антагонизм ценностей - явление повседневное. На межличностном уровне и на уровне малых социальных групп он преодолевается сравнительно легко. Конфликт ценностей на уровне больших социальных групп чреват тяжёлыми последствиями.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.77 (0.01 с.)