ТОП 10:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СЕН-СИМОНА



Социология

 

Некрасов А. И.

 

 

Аннотация. Данное пособие содержит в себе краткое изложение некоторых основополагающих проблем социологической науки. Автор исходит из тезиса о единстве фундаментальных и прикладных исследований и настаивает на способности к предвидению как атрибута научного знания. Рассматриваются некоторые нетрадиционные социологические проблемы.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие……………………………………………………………

ТЕМА №1 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. Возникновение социологии……………………………………………………………………….

2.Социологические идеи Сен-Симона…………………………………………………………….

3.Социологические идеи Огюста Конта………………………………………………………….

4. Социологические идеи Герберта Спенсера……………………………………………………

5. Социологические идеи Карла Маркса…………………………………………………………

6.Социологические идеи Эмиля Дюркгейма………………………………………………….

7. Социологические идеи Маркса Вебера……………………………………………………….

8. Социология в советском и постсоветском обществе…………………………………………

9. Социологическая мысль в Украине……………………………………………………………

 

Тема№2 социология и общество

1.Социальная ценность научного знания………………………………………………………..

2.Предмет социологии…………………………………………………………………………….

3.Фундаментальные и прикладные исследования в социологии……………………………….

4.Теория среднего уровня в социологии…………………………………………………………

5. Социология права как теория среднего уровня ………………………………………………

6.Социология и смежные дисциплины…………………………………………………………...

7. Функции социологии в обществе………………………………………………………………

 

ТЕМА №3 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1.Понятие личности в социологии………………………………………………………………..

2.Социальные статусы и социальные роли личности…………………………………………...

3.Понятие и признаки общества………………………………………………………………….

4.Сплочённость общества как необходимое условие его существования…………………….

5.Качество населения как субъекта общества…………………………………………………..

6.Гражданское общество и его социальное значение…………………………………………..

7.Социальная структура общества ……………………………………………………………..

8.Понятие класса общества. Классы и страты………………………………………………..

9.Нация как социальная группа………………………………………………………………..

10.Религиозная группа как социальная общность………………………………………………

11.Малые социальные группы и их социальное значение…………………………………….

12.Сущность элиты общества, её роль в общественной жизни……………………………..

13.Социальные институты и их виды…………………………………………………………

 

ТЕМА №4 СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

1..Потребности индивида как исходный момент его активности…………………………..

2.Понятие ценности в жизни человека и общества……………………………………………

3.Понятие интереса. Роль интересов в социальной динамике………………………………

4.Роль идей в социальных процессах…………………………………………………………..

5.Эксплуатация человека человеком как социальное отношение……………………………

6.Социальная мобильность………………………………………………………………………

7.Законы общества………………………………………………………………………………………….

8.Девиантное поведение и социальный контроль…………………………………………….

9.Социальные конфликты……………………………………………………………………

10.Качество жизни как социальное явление……………………………………………………

11.Прогресс и регресс общества…………………………………………………………………

12."Болезни" общества.

 

ТЕМА №5 МЕТОДОЛОГИЯ социологического исследования

1.Особенности социального познания…………………………………………………………

2.Метод опроса в социологическом исследовании……………………………………………

3.Принцип репрезентативности в социологическом исследовании………………………….

4.Метод измерения в социологическом исследовании…………………………………………

5.Метод наблюдения в социологическом исследовании……………………………………….

6.Метод эксперимента в социологическом исследовании……………………………………..

7.Метод изучения документов в социологическом исследовании…………………………….

8.Достоверность социологического знания…………………………………………………….

 

Литература……………………………………………………………………………………….

Предисловие.

Включение социологии в учебные планы вузов было шагом вперёд в деле деидеологизации образования. В годы советской власти некоторые социологические проблемы излагались в курсе философии, политической экономии и так называемого научного коммунизма. До начала 90-х годов социология признавалась лишь как наука, да и то в усечённом виде: под социологией понимались прикладные исследования, а роль фундаментальных исследований выполняла философия (исторический материализм). Обилие схоластики и предвзятых идеологических установок маскировало суть реальных социологических проблем. Чего стоил, например, тезис о народных массах как решающей силе истории.

Начало 90-х годов стало судьбоносным не только для страны, но и самой социологии. Три десятилетия занятий вопросами материального производства, хотя и ограничивало круг тем исследований, всё же позволило отечественным социологам накопить большой опыт проведения исследований и разработать ряд методологических проблем. Однако с изменением политической ситуации исчез единый заказчик с его экономическим интересом к социологии. Появились новые заказчики с их частными политическими интересами. Социология труда уступила место политической социологии и социологии электоральной (выборов и избирательных систем). Другим результатом политических изменений было освобождение социологов от идеологических установок. Казалось бы, такое благоприятное условие будет способствовать развитию науки. Однако социологи склоняются к определению своей науки как прикладных исследований. Объектом социологии у них выступают отдельные общественные явления, а предмет сводится к конкретной цели исследования. Теория развивается лишь применительно к такого рода исследованиям.

Что же касается фундаментальных исследований, они отодвигаются в область так называемой социальной философии. Отмечу сразу, что основание, по которому философия делится на философию природы и философию истории (в современном толковании "социальную философию") сомнительно. Философия возникала во всех своих проблемах как единая форма общественного сознания. Что бы ни становилось предметом любознательности философа (природа, возможность её познания, общество, способы общежития и др.), в конечном счёте, направлялось на решение коренных проблем человеческого бытия: познание, истина, свобода, справедливость, судьба, смысл жизни и др. "конечный продукт" философии – мудрость, так необходимая при принятии жизненно важных решений. Философия есть мировоззрение. Наукой она может быть признана лишь в общекультурном плане, и как мировоззрение она абстрактна, следовательно, не обладает необходимым набором средств для исследования конкретных проблем. Перенесение в философию фундаментальных социологических проблем ничего не даст ни философии, ни социологии. Напротив, фундаментальные исследования дают возможность постановки новых проблем, например, качества населения или гражданского общества в социологическом аспекте.

Пониманию сущности любой науки способствует усвоение её истории. Г. Гегель писал: “Голый результат - это труп, оставивший после себя то, что сообщало результату новую жизнь: путь к нему, напряженные искания, стремление к цели - тенденцию”. Представляет интерес не только история общества в период возникновения социологии, а и история самой социологии, которая по драматизму, вряд ли, уступит истории общества. Каждый последующий из указанных в пособии социологов вносил что-то новое в науку, отличное от идей своих предшественников. Видимо, историю социологии можно изучать не только в идеях, но и в лицах. Основное внимание уделено социологии 19 в., как более богатой на идеи в сравнении с веком 20-м. Минувшее столетие, за исключением, быть может, некоторых идей, характерно эпигонством, эмпиризмом и схоластикой. Благодаря данным чертам социология до сих пор находится в процессе становления, который затянулся, увы, на два столетия. Попытки некоторых учёных ограничить социологию, лишь прикладными исследованиями несостоятельны. Социология начиналась как фундаментальные исследования и её в таком качестве не заменит ни одна другая наука. Сдругой стороны общество не может позволить себе роскошь иметь две науки с одинаковым названием.

Следует отличать науку социологию от социологии как учебной дисциплины. Наука формулирует свой предмет, проблемы, методы исследования. Учебная дисциплина включает в себя классический, хотя порой и очень дискуссионный материал. Она выполняет ряд функций в обществе, в особенности мировоззренческую и идеологическую. Добросовестно относящийся к учёбе студент не сочтёт социологию принудительным, ненужным приложением к получаемой в вузе специальности. Социологический материал органически связан с политикой, правом, историей, экономикой и другими областями общественной жизни. Разные науки в разных отношениях исследуют одно и то же общество и социология в их ансамбле - равная среди равных.

ТЕМА №1 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

Существует большая пестрота мнений относительно времени возникновения социологии. Некоторые авторы по своему усмотрению начинают социологию с трудов какого-либо мыслителя. Обычно бывает достаточно, чтобы тот или иной учёный (или даже литератор) писал об обществе. Поэтому немудрено считать социологом даже Платона. О социальных проблемах писали многие историки, правоведы, экономисты и представители других наук. Однако в отношении социологии их труды не выходили за пределы публицистики, а публицистика не есть наука. С таким же успехом они могли бы писать (и некоторые писали) о погоде и небесных явлениях, но такие писания не делали их ни метеорологами, ни астрономами. Личный интерес какого-либо учёного к каким-либо проблемам недостаточен для создания им науки. Должны быть необходимые социальные условия, своего рода “социальный заказ”. Наука возникает в ту эпоху, когда общество начинает испытывать в ней потребность. В противном случае талант и энтузиазм исследователей-одиночек гаснут как искры в ночи. Итак, для возникновения любой науки, в том числе и социологии, необходимы два главных условия: "социальный заказ" и талантливые люди, способные его выполнить.

Социология возникает не случайно в эпоху завоевания буржуазией государственной власти в ряде стран Европы. Крушение иллюзий века Просвещения о разумности природы человека, о всеобщей свободе, справедливости, равенстве и братстве всех людей, ожесточённая борьба за власть и собственность породили вопросы о сущности общества, его динамике, его оптимальной организации, при которой на земле воцарились бы справедливость, свобода и равенство. Итоги великой французской буржуазной революции 1789-1793 г.г., покончившей с одной монархией и породившей новую монархию Наполеона I, разочаровали мыслителей Европы. Ход революции показал, что общество развивается по своей собственной логике, что люди порой выступают против социальных изменений, которые, казалось бы, им выгодны. Внимание исследователей переключается с изучения человека как такового на изучение общества как некоего целостного организма. Это приводит, в свою очередь, к перемене подходов к исследованию: должное вытесняется сущим. Общество изучается таким, каково оно на самом деле, а не таким, каким должно быть, по мнению просветителей. Принцип объективности исследования становится таким же основополагающим, как и в естественных науках. Каким бы ни было отношение исследователя к обществу, составляющим его социальным группам, к протекающим в нём социальным процессам и т.д., он обязан устранить свою пристрастность из исследования. Таков единственный путь к истине. Чтобы стать социологом, исследователю недостаточно писать об обществе. Ему следует создавать науку: определять её предмет, разрабатывать категориальный аппарат, обосновывать методы исследования, показывать её роль в обществе. Это положение обычно не усваивается людьми, находящими истоки социологии в античных утопиях или церковных текстах.

Одним из первых, кто стал разрабатывать социологию как науку, был А. Сен-Симон. Неудовлетворённый итогами революции конца 18 в., он предпринимает попытку теоретически изменить общество. Естественные науки к началу 19 века добились наибольших успехов в развитии сравнительно с другими элементами культуры, поэтому их уровень, их методы исследования должны быть, по мнению Сен-Симона, образцом науки о человеке и обществе. Подчёркивая большую роль естествознания в общественной жизни, он хотел бы видеть такой же совершенной как науку об обществе. Ощущая её необходимость, Сен-Симона в 1808 г. называет ее позитивной. Наряду с этой главной характеристикой он даёт науке об обществе, название “социальная физиология”, потом “социальная физика”.

В работах Сен-Симона социология только начата, но ещё далеко не закончена. Об этом свидетельствует и первоначальное название новой науки (“социальная физиология”) и недифференцированность отраслей знания внутри неё, и сильное влияние естественных наук. Однако первый шаг сделан, это начало разработки концепции позитивного знания, это указание сил, которым в новую эпоху принадлежат ведущая роль в обществе, это обоснование огромной роли науки в экономике и быту людей. Учение Сен-Симона продолжил его ученик О. Конт, несмотря на весьма непростые отношения между ними. Примечательно, что многие исследователи указывали на заимствование О.Контом идей Сен-Симона, однако называют имя лишь ученика, а не учителя. Объяснить этот факт можно лишь созданием концепции позитивного знания, что позволило социологии состояться как науке.

В подходе Сен-Симона, О.Конта, Г.Спенсера к обществу как социальному организму, как единому целому заложен глубокий смысл. Если природу можно изучать фрагментарно, полагая, что её однопорядковые явления в существенных чертах похожи друг на друга, то при изучении общества такой подход явно недостаточен. Изучение, например, такого явления, как миграции населения немногое даст исследователю без изучения причин миграции, состояния социальных отношений в местах проживания мигрантов и местах начала их новой жизни. Поэтому системный, целостный подход к изучению общества – не дань моде, а необходимость развития науки. Очевидно, при исследовании любого отдельного явления необходимо включать его в возможно более широкий контекст социальных отношений (что необязательно при изучении природных явлений). Познавать частности можно, только познавая целое и, напротив, познание целого возможно лишь через познание частностей. Такова общеметодологическая установка развития социологии. Осуществлять её непросто, однако более обоснованной альтернативы не существует. В этом убеждает история социологии XX века. Предпочтение фундаментальных исследований прикладным порождает высокопарную схоластику, предпочтение прикладных исследований фундаментальным порождает "ползучий" эмпиризм. Но, как писал Г.Спенсер, общество не может пойти прямо, не испытав все кривые пути. В полной мере это суждение относится и к социологии.

Возникновение и развитие социологии характеризуется не только используемыми принципами, но и вводимыми методами исследования. Первоначально использовался метод изучения документов, сравнительный метод и др. Использование метода опроса существенно усилило арсенал средств социологов. В то же время под влиянием эффекта приближённости к объекту исследования и иллюзии освобождения от господствующей идеологии возникло некоторое преувеличение возможностей этого метода. Сверхзадача науки – предвидение будущего состояния объекта исследования – снимает односторонность любого метода и указывает на необходимость их комплексного применения.

СОЦИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Как и любая наука, социология является сектором всеобщего знания о бытии, следовательно, связана с другими науками. Дифференциация наук зашла настолько далеко, что порой забывается их единство. В то же время каждая наука различным образом связана с другими областями научного знания. Усвоение особенностей этих связей способствует более глубокому пониманию сущности данной науки.

Близость или отдалённость социологии от других наук определяется двумя обстоятельствами: 1)общностью объекта исследования и 2)близостью предметов исследования.

Поскольку объектом социологии является общество в целом или отдельные общественные явления, то по данному критерию социологии “родственны” философия, психология, политология, правоведение, история, экономическая теория, культурология и другие дисциплины. Но отдалены от социологии математика, естественные, технические, медицинские и сельскохозяйственные науки. И хотя некоторые достижения указанных наук, например, математики, используются в социологии, этот факт не сближает социологию с данными науками.

По предмету социология родственна тем наукам, которые изучают социальные отношения в отдельных областях человеческой деятельности. Социальные отношения диспозиционные, то есть, они содержатся “внутри” политических, экономических, нравственных, религиозных, правовых и иных видах общественных отношений. Изучающие эти отношения науки изучают вместе с тем и социальность людей, но в конкретных, развитых формах. Поэтому социология так органично сочетается с ними. В то же время не все науки, объектом которых является человеческая деятельность смежны социологии. Таковы, например, демография, статистика, экономическая география и др. В этих науках фиксируется лишь внешние про явления человеческой деятельности, но не её внутреннее содержание с целями, ценностями, интересами, эмоциями и т.д.

Философия - социология. Наиболее близка социологии философии. Ее влияние на социологию заключается в том, что социологические проблемы длительное время анализировались в рамках философии. Вследствие этого в социологию вошли понятия, используемые в философии: потребность, ценность, интерес, развитие, прогресс и др.

Социология - философия. Будучи “дочерней” наукой, социология объясняет философии её собственную историю. Возникает своего рода “социология философии”, которая показывает социальные условия генезиса и развития философии. Так, например, было показано и доказано, что философия возникает не при любых, а лишь при благоприятных условиях: достаточно высоком уровне развития наук, расцвете городов и личной свободе членов общества.

Психология – социология. Психология, как индивидуальная, так и социальная, даёт много ценного материала для социологии. Первая показывает и обосновывает психологические типы личности, динамику душевных переживаний, формирование и смену ценностных ориентаций и др. Вторая объясняет факты коллективного поведения людей (ожидания, настроения, психозы, оптимизм, пессимизм и др.) и позволяет предсказывать некоторые тенденции поведения населения.

Социология – психология. Социология показывает социальный контекст индивидуальных и коллективных психических явлений. Так, например, ссылки на прошлое при принятии решения необходимы для того, чтобы действующие индивиды могли поставить свои действия в один ряд с делами давно минувших дней и тем самым показать “естественность” своего поведения. Европейская буржуазия, взяв в руки государственную власть, поначалу подражала героям древнего Рима. Пропагандисты коммунизма сочиняли сказки, в которых уподобляли Ленина и Сталина героям сказок и былин. Примеры такого рода показывают, как близка социология к формулированию законов социально - психологических явлений.

Кроме того, социология показывает роль различных психологических типов личности в социальных отношениях. Не случайно, видимо, что в явлениях лидерства, преступной деятельности преобладают холерики, сангвиники, а не флегматики и меланхолики.

Политология-социология. Даёт эмпирический материал для анализа общественных явлений, корректирует некоторые суждения и предсказания социологов.

Социология – политология. Формулирование законов общения людей способствовало бы уяснению смысла политических явлений и институтов, а также предвидению изменения политического сознания масс. Сослагательное наклонение показывает, что пока обе науки способны лишь описывать и объяснять, предлагая читателю принять их суждения на веру. Возможно, переход, но теоретический уровень исследования совершит одна из теорий среднего уровня - социология политики.

Правоведение – социология. Позитивное право даёт богатый материал для социологических обобщений. Социальные отношения в области права напряжены больше, чем в какой–либо иной области общественной жизни. Свидетельством тому является неослабевающий интерес членов общества ко всем отраслям права, в особенности, к уголовному праву. Практика правоприменения оценивается с позиций естественного права.

Социология – правоведение. Социология настолько жизненно необходима праву, что мыслящие юристы в силу этой необходимости сами начинают изучать общество. Умозрительное, кабинетное конструирование норм права неизбежно заводит общество в тупик. Жонглирование терминами, доказывание одной условности другой условностью – юридическая схоластика. Мыслящие юристы понимают, что не только общество (может быть и не столько!) следует подгонять под нормы права, но и право должно считаться с интересами большинства населения, либо с интересами больших социальных групп. А для этого общество следует знать таким, каково оно на самом деле. В связи с необходимостью такого знания сложился социологический подход к пониманию права и социология права. На стыке социологии, психологии и уголовного права возникает криминология – социология преступности.

История – социология. История показывает динамику социальных отношений в социальном времени и пространстве, даёт богатый материал для социологических обобщений.

Социология – история. Благодаря обобщениям множества эмпирических фактов история ещё до возникновения социологии стала превращаться из жанра художественной литературы, каковой она была в средние века, в науку. Девиз древних “История – наставница жизни” воплощается в действительность лишь при условии теснейшего союза истории с социологией. История, действительно, наставница жизни, но учит она лишь тех, кто способен у неё учиться, кто способен сквозь массу неповторимых деталей видеть повторяемость явлений. Без социологии история – груда необработанного сырья. Осознавая этот факт, некоторые историки (Б.Ф. Поршнев, Е.М. Жуков, М.А. Барг) призывали к созданию социологии истории.

Экономическая теория – социология. Показывает влияние на индивидов, малые и большие социальные группы материальных условий жизни. Экономическая теория также показывает влияние экономических законов на изменение социальных отношений.

Социология – экономическая теория. Социальные отношения складываются под воздействием далеко не одних лишь экономических законов, их истоки многообразны. Однако эти отношения существенно влияют не конъюнктуру рынка и поэтому экономистам небезразличен социологический материал! Выражением жизненной необходимости социологии для экономической теории стали экономическая социология, социология труда, социология торговли.

Культурология – социология. Культуру не следует сводить к одной из её сторон – художественной культуре. В содержательном плане культура представляет собой традиции, обычаи, праздники, язык, верования и др. Культура есть способ существования общества, это умение жить сообща. Ментальность людей культурных такова, что они способны образовать общество. Наука, изучающая культуру в указанном смысле, - культурология. Она даёт социологии материал для обобщений, показывает, в частности, не случайность вычленения социологии из философии в культурном поле Европы.

Социология - культурология. Исследует тенденции развития культуры, показывает логику её относительно самостоятельного функционирования. Сложилась одна из социологических теорий среднего уровня – социология культуры. Данная теория устраняет упрощённое представление, согласно которому культура зависит от уровня экономического развития. История описывает расцвет культуры в экономически и политически неразвитых странах.

Указаны не все науки, которые смежны социологии. Однако приведенные примеры показывают меж предметные связи, которые слабеют по мере дифференциации наук. Напротив, использование данных различных наук позволяют представить интересующие явление объёмно и полно.

7.ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ В ОБЩЕСТВЕ

Каждая наука, коль скоро она появилась на свет, является ответом на интерес общества и занимает определённое место в системе культуры. В жизнь современного украинского общества социология вошла лишь в 60-е годы ХХ века и сразу стала очень популярна. На неё возлагались большие надежды. При помощи анкеты предполагалось узнать, каково же общество на самом деле. Социологи обещали больше, чем могли дать, общество получило меньше, чем ожидало. Волна эмпиризма оказалось не слишком прозрачной… И всё же роль социологии в обществе оказалась заметнее, чем других наук об обществе. Эта роль раскрылась в ряде функций.

1)Познавательная функция. Данная функция является главной в любой науке, в том числе и в социологии. Без неё нет науки. Конечный результат работы учёных – объективная истина, содержащая в себе предвидение не зависящая от конъюнктурных колебаний. Она поддаётся проверке и имеет изначально положительное значение. Объективная истина – конечный результат исследования и в социологии. Никакие ссылки на особенности социального познания не дают основания подменять предвидение описанием и объяснением.

2)Мировоззренческая функция. Мировоззрение – совокупность обобщённых взглядов человека на мир и своё место в нём. Не все добытые людьми знания входят в мировоззрение, а только те, которые образуют цельный, законченный образ мира. Мировоззрение может быть истинным или ложным, но даже ложное представление о мире является мировоззрением (Земля – диск, лежащий на трёх китах). Мир человека – не только природа, а и общество. Социология раздвигает горизонт видения человеком социальной реальности. Это позволило представить общественную жизнь как упорядоченный процесс, а не как хаос и полигон для субъективизма и волюнтаризма.

3)Информационная функция. Социологи периодически информирует население о результатах своих исследований. Данные социологических опросов часто вызывают интерес, позволяя людям лучше узнать и понять свою социальную среду обитания. Данные опросов иногда используются при принятии управленческих решений, при проведении исследований в других областях науки. Они внедряются в учебный процесс, а также используется во внутриполитической борьбе. Единственное, что смущает потребителя социологических исследований, это достоверность результатов опросов.

4)Инженерная функция. Социолог – половина врача: первый лишь ставит диагноз, второй ставит диагноз и лечит. Однако, в ХХ веке социологи сами пытаются “лечить”, то есть практически реализовать свои знания. В бывшем СССР социологи пытались изменить организацию труда и производственных коллективах с целью придания этим коллективам большей самостоятельности. В США возникает упоминавшаяся социальная инженерия, ориентирующаяся на создание, изменение и обслуживание искусственных систем производства и торговли. Её девиз: “Предвидеть человеческое поведение и управлять им!”

5)Идеологическая функция. Идеология – пристрастное знание, выражающее интересы каких – либо социальных субъектов: классов, наций, конфессий, возрастных, профессиональных, половых групп и др. Наиболее развиты идеологии государств и политических партий. Идеология – не наука, а “ангажированное” междисплинарное знание, носители которого стремятся извлечь из науки и обыденного знания всё, что может служить защите интересов какой – либо общественной силы. Естественные науки могут быть использованы идеологией лишь в части своих выводов, общественные же науки, кроме того, идеологизированы по содержанию. Самая идеологизированная наука – история.

Социология втягивается в орбиту идеологии, как через фундаментальные, так и через прикладные исследования. В фундаментальные исследования внедряются суждения, не подкреплённые эмпирическими фактами, вводятся понятия, не отражающие реальную действительность. Таковы суждения о рабочем классе как самом передовом классе общества и неизбежной победе социализма над капитализмом, понятие социалистического образа жизни и развитом или “зрелом“ социализме и др. Прикладные исследования используются для пропаганды деятельности политических партий. В электоральной социологии (социологии выборов и избирательных систем) результаты прикладных исследований используются в “тактических” целях: 1) склонить в желаемую сторону колеблющихся избирателей и 2) оправдать возможную фальсификацию итогов выборов ссылками на данные социологических исследований.

6)Просветительская функция. Социология становится учебной дисциплиной в нашей стране сравнительно недавно. При советской власти её подменял один из разделов марксистко – ленинской философии – исторический материализм. Его называли и марксистской философией истории и марксистской социологией. Авторов таких определений не смущал простой факт: социология возникла и развивалась в постоянном противопоставлении философии, поскольку социология есть наука, а философия – мировоззрение.

Социология как учебная дисциплина нетождественна социологии как науке. В учебную дисциплину включаются классические, общепризнанные положения. Кроме того, её структура такова, что даёт целостный охват всего, что наработано в данной области знаний. Этими признаками учебная дисциплина отличается от науки, на переднем крае которой исследуются проблемы, которые актуальны именно сегодня. Завтра наука, возможно, займётся новыми проблемами, а учебная дисциплина включит новое знание в систему добытых ранее знаний.

ТЕМА № 3 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Одним из результатов борьбы интересов является изменение положения лица или социальной группы в социальном пространстве и времени, этo изменение в самом общем виде и есть социальная мобильность. Его основная, глубинная причина - активность субъектов социальных отношений. “Юноше, обдумывающему житье” надо много знать об устройстве общества, сущности происходящих в нём процессов, чтобы верно спланировать свой жизненный путь, сделать карьеру и занять достойное место в обществе.

Социальная мобильность многопланова, её исследование началось трудами американского социолога российского происхождения Питирима Сорокина. В книге “Социальная мобильность” (1927 г.) он впервые вводит одноимённый термин. Благодаря исследованиям П.Сорокина и других социологов теория социальной мобильности разработана лучше, чем многие составные части социологии.

Виды социальной мобильности:

Имеется ряд существенных оснований для выделения видов социальной мобильности.

1) По направленности изменений мобильность бывает вертикальная, горизонтальная и смешанная.

Вертикальная мобильность - это изменение социального статуса личности, что иногда предполагает переход из одной социальной группы в другую, например, из директоров завода в министры. В то же время этот вид мобильности существует и в самой группе: из замов в директора или из министров в премьер-министры.

Вертикальная мобильность бывает профессиональной (продвижение по службе), экономической (изменение благосостояния), политической (переход на другой уровень власти), научной (повышение учёных степеней и званий), военной (повышение воинских званий) и др.

Вертикальная мобильность имеет два направления: восходящее и нисходящее. Статус личности может как повышаться, так и понижаться. Восхождение обычно добровольное, хотя и очень редко без протекции, нисхождение - принудительное, обычно с помощью “доброжелателей”.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одного вида деятельности к другому виду, имеющему примерно такое же значение, что и предыдущий вид. Происходит либо изменение социальных ролей, либо переход из одной статусной социальной группы в другую группу одинакового уровня (из одной семьи в другую, из одного коллектива в другой, из одной религиозной группы в другую, из одного населенного пункта в другой). Разновидностями горизонтальной мобильности является территориальная мобильность, выражающаяся в перемене места жительства, работы или учёбы, и миграции - массовые перемещения лиц под влиянием или негативных стимулов из одного государства в другое (на ПМЖ), или из одной части страны в другую на неосвоенные земли, из села в город (СССР 50-х - 80-х г.г. XX в.). Горизонтальная мобильность совершается при определяющем влиянии мобильности вертикальной.

Смешанная мобильность - перемещение лица или социальной группы при одновременном изменении статусов и ролей. Командир пехотного взвода назначается начальником вещевого склада дивизии, директор магазина отбывает срок за воровство в колонии. В обоих примерах видно изменение социальных статусов и ролей. Одновременное изменение статусов и ролей может быть присуще и малой социальной группе: группа торговцев подержанными автомобилями, разбогатев, превращается в организаторов политической партии.

2) По субъекту мобильность бывает индивидуальная и групповая (имеется в виду не только малая, но и большая социальная группа) Индивидуальная мобильность развита больше групповой, поскольку индивид обладает большей степенью свободы, чем малая группа, и ещё большей, чем большая социальная группа.

Факторы индивидуальной мобильности: социальный статус родителей и др. родственников, уровень и содержание полученного образования, эмоциональные и волевые качества, физические и умственные способности, внешность, брак по расчёту, место жительства, национальная или религиозная принадлежность и т.д.

Факторы мобильности малой группы: общность интересов членов группы, наличие сильного лидера, личные способности основного состава группы, благоприятствующее законодательство, экономическая стабильность, ментальность населения и т.д.

Факторы мобильности большой группы: социальная революция, в ходе которой кто был никем, стал всем, междуусобная борьба внутри “элиты”, становление нового государства, демократичность общества (эмансипация женщины), военные перевороты и др.

3) По волеизъявлению мобильность бывает добровольной, вынужденной и принудительной.

Добровольная мобильность совершается под влиянием значимых ценностей, например, богатства (“золотая лихорадка”), романтики (“а я еду за туманом и за запахом тайги”), семьи (создание новой или воссоединение ранее существовавшей).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.027 с.)