Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление водопользованием и охраной вод

Поиск

Государственное управление в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на основе государственных, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов.

В соответствии со ст. 13 ВК Украины, государственное управление в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов осуществляют: Кабинет Министров, Правительство Автономной Республики Крым, местные Советы и их исполнительные комитеты, специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти и другие государственные органы в соответствии с законодательством Украины. Такими специально уполномоченными органами государственной исполнительной власти в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов являются: Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитете Украины по водному хозяйству, Государственный комитете Украины по геологии и использованию недр, их органы на местах и другие государственные органы в соответствии с законодательством.

Основными функциями управления в области использования и охраны вод являются следующие:

- контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов;

- государственный учет вод, государственный водный кадастр;

- стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов.

Целесообразно рассмотреть каждую из вышеперечисленных функций в отдельности.

1. Контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов. В соответствии со ст. 18 ВК Украины, контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов состоит в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований водного законодательства. Этот контроль имеет следующие разновидности:

1) государственный контроль – осуществляется Кабинетом Министров Украины, государственными органами охраны окружающей природной среды, другими специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Украины;

2) общественный контроль – осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, полномочия которых определяются положением, которое утверждается Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Одной из разновидностей контроля в области использования и охраны вод является государственный мониторинг вод. Ст. 21 ВК Украины устанавливает, что государственный мониторинг вод осуществляется с целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии вод, прогнозирования его изменений и разработки научно-обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов.

Анализируемая глава Водного Кодекса Украины содержит также статью 22, в которой речь идет об осуществлении государственной, общественной и иной экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности во время размещения, проектирования и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод.

2. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр. Ст. 24 ВК Украины определяет, что задачей государственного учета вод является установление сведений о количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе которых осуществляется распределение воды между водопользователями и разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод, а также воспроизводству водных ресурсов.

Государственный учет вод осуществляется в трех направлениях.

1. Государственный учет водопользования осуществляется с целью систематизации данных о заборе и использовании вод, сбросах отработанных вод и загрязняющих веществ, наличии систем оборотного водоснабжения и их мощности, а также действующих систем очистки сточных вод и их эффективности. Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется путем подачи водопользователями отчетов о водопользовании в государственные органы водного хозяйства по установленной форме. Форма отчетов, порядок их заполнения и периодичность предоставления утверждаются Министерством статистики Украины по представлению Государственного комитета Украины по водному хозяйству и по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

2. Государственный учет поверхностных вод осуществляется Государственным комитетом Украины по гидрометеорологии путем проведения постоянных гидрометрических, гидрохимических наблюдений за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод в соответствии с программой, которая утверждается данным Комитетом по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Государственным комитетом Украины по водному хозяйству.

3. Государственный учет подземных вод осуществляется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр путем наблюдения за количественными и качественными характеристиками подземных вод в соответствии с программой, которая утверждается указанным Комитетом по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Ст. 28 ВК Украины регулирует порядок ведения государственного водного кадастра. Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определения имеющихся для использования водных ресурсов. Государственный водный кадастр ведется Государственным комитетом Украины по водному хозяйству, Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр и Государственным комитетом Украины по гидрометеорологии в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизводства водных объектов. В соответствии со ст. 33 ВК Украины указанная функция осуществляется с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, которые определяют взаимосвязанные требования к объектам, которые подлежат стандартизации и нормированию.

Согласно ст. 34 ВК Украины, в комплекс нормативных документов по стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов входят документы, которые содержат:

- основные положения;

- термины и понятия, классификации;

- методы, методики и средства определения состава и свойств вод;

- требования, предъявляемые к сбору, учету, обработки, хранению, анализу информации и прогнозирования количественных и качественных показателей состояния вод;

- требования по рациональному использованию и охране вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги;

- метрологические нормы, правила, требования к организации работ;

- другие нормативы по стандартизации в указанной области.

Нормативные документы по стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством.

Руководствуясь положениями, закрепленными в ст. 35 ВК Украины следует определить, что в области использования и охраны вод, а также воспроизводства водных ресурсов устанавливаются такие нормативы:

- нормативы экологической безопасности водопользования;

- экологический норматив качества воды водных объектов;

- нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ;

- отраслевые технологические нормативы создания веществ, которые сбрасываются в водные объекты;

- технологические нормативы использования воды.

Законодательством Украины могут быть установлены и другие нормативы в области использования и охраны вод и в области воспроизводства водных ресурсов.

Ст. 41 ВК Украины регулирует порядок сброса в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов. В частности указанной статьей предусматривается, что сброс в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимых сбросов, запрещается. Сброс таких веществ в исключительных случаях может быть разрешен Министерством охраны здоровья Украины, Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Министерством рыбного хозяйства Украины при условии, что на протяжении установленного ими периода, данные нормативы будут разработаны и утверждены. В качестве заявителей на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сброса таких веществ выступают водопользователи, которые осуществляют их сброс.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОДНЫХ РЕСУРСАХ

Нарушение требований водного законодательства влечет за собой применение к правонарушителю мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины.

В соответствии со ст. 110, ответственность за нарушение водного законодательства несут лица, виновные в совершение следующих действий:

- самовольном захвате водных объектов;

- загрязнении и засорении вод;

- нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда;

- разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока во время строительства и эксплуатации автотрасс, железных дорог и других инженерных коммуникаций;

- введении в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или устройств надлежащей мощности;

- несоблюдении условий разрешения или нарушении правил специального водопользования;

- самовольном проведении гидротехнических работ (строительство ставков, дамб, каналов, скважин);

- нарушении правил ведения государственного учета вод либо искажении или внесении недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности;

- повреждении водохозяйственных и гидрометрических сооружений и устройств, нарушении правил эксплуатации и установленных режимов их работы;

- незаконном создании систем сброса отработанных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию, а также несанкционированном сбросе отработанных вод;

- использовании земель водного фонда не по назначению;

- несообщение (утаивание) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах;

- отказе от предоставления (утаивание) проектной документации и заключений, касающихся качества предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и заключений комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию;

- нарушении правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения.

Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области использования и охраны вод, а также в области воспроизводства водных объектов.

Законодательством Украины также предусмотрена административная ответственность за нарушение требований водного законодательства. Так, она наступает за совершение следующих действий:

- нарушение права государственной собственности на воды (ст. 48 КоАП);

- нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59 КоАП);

- нарушение правил охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения (ст. 591 КоАП);

- нарушение правил водопользования (ст.60 КоАП);

- повреждение водохозяйственных сооружений и построек, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61 КоАП);

- невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и (ст. 62 КоАП);

- эксплуатация на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КоАП);

- превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КоАП);

- невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов (ст. 1885 КоАП).

Наряду с вышеуказанными мерами ответственности за нарушение требований водного законодательства, предусматривается также возможность для нарушителя быть подвергнутым уголовному взысканию. Такая ответственность наступает за совершение следующих действий:

- нарушение правил экологической безопасности (ст. 242 УК);

- неприменение мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 243 УК);

- утаивание или искажение сведений об экологической обстановке или заболеваемости населения (ст. 244 УК);

- нарушение правил охраны вод (ст. 248 УК);

- загрязнение моря (ст. 249 УК);

- незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом (ст. 255 УК);

- проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 256 УК);

- проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей природной среды (ст. 259 УК);

- нарушение правил безопасности во время проведения работ с повышенной опасностью (ст. 278 УК);

- нарушение на производстве правил химической и биологической безопасности (ст. 279 УК).

Законодательством Украины также предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение требований водного законодательства. В частности, ст. 111 ВК Украины предусматривает, что предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные физические и юридические лица и лица без гражданства обязаны возмещать убытки, причиненные ими вследствие нарушения требований водного законодательства, в размерах и порядке, установленном законодательством Украины. Далее в этой статье подчеркивается, что возмещение убытков, причиненных вследствие нарушений водного законодательства, не освобождает виновных от платы за специальное водопользование, а также от необходимости осуществления мероприятий по ликвидации вредных последствий. В свою очередь, привлечение лиц, виновных в нарушении водного законодательства к ответственности не освобождает их от обязанности возмещения убытков, причиненных ими вследствие совершения указанных нарушений. В соответствии со ст. 110 ВК Украины, водопользователи освобождаются от ответственности за нарушение водного законодательства, если они возникли вследствие действия непреодолимых сил природы или военных действий.

В соответствии со ст. 109 ВК Украины, споры по вопросам использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов рассматриваются государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, геологии, местными Советами, судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством. В качестве истцов выступают: Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по водному хозяйству и их органы на местах. Они освобождаются от уплаты государственной пошлины в делах о взыскании средств на возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства.

Споры по вопросам использования и охраны вод, которые возникают с иностранными государствами, а также между иностранными юридическими лицами и гражданами и собственником вод, рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Водний кодекс України від 06.06.1995 № 213/95-ВР // Відомості ВР України.-1995.-№24.-Ст. 189.

2. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546.

3. Кодекс України про адміністративні правопорушення: прийняти у 1984 р. із змінами та доповненнями на теперішній час.

4. Кримінальний Кодекс України: прийняти 06.04.2001.

5. Правила охорони внутрішнього моря і територіальних вод від забруднення та засмічення: Постанова КМ України № 269 від 29.02.1996.

6. Порядок здійснення державного моніторингу вод: Постанова КМ України № 815 від 20.07.1996.

7. Про порядок обчислення і справляння збору за спеціальне використання водних ресурсів та збору за користування водами для потреб гідроенергетики і водного транспорту: Постанова КМ України № 1499 від 16.08.1999.

8. Інструкція про порядок розробки та затвердження гранично допустимих скидів (ГДС) речовин у водні об’єкти із зворотними водами: Наказ Мінекобезпеки України № 116 від 15.12.1994.

9. Положення про порядок обчислення розміру відшкодування та сплата збитків, заподіяних внаслідок забруднення із суден, кораблів та інших плавучих засобів територіальних і внутрішніх морських вод України: Наказ Мінекобезпеки України № 116 від 26.10.1995.

10. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 129-137.

11. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 275-295.

12. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 526-534.

13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 54-78.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.008 с.)