Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление водопользованием и охраной водСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное управление в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на основе государственных, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов. В соответствии со ст. 13 ВК Украины, государственное управление в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов осуществляют: Кабинет Министров, Правительство Автономной Республики Крым, местные Советы и их исполнительные комитеты, специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти и другие государственные органы в соответствии с законодательством Украины. Такими специально уполномоченными органами государственной исполнительной власти в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов являются: Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитете Украины по водному хозяйству, Государственный комитете Украины по геологии и использованию недр, их органы на местах и другие государственные органы в соответствии с законодательством. Основными функциями управления в области использования и охраны вод являются следующие: - контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов; - государственный учет вод, государственный водный кадастр; - стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов. Целесообразно рассмотреть каждую из вышеперечисленных функций в отдельности. 1. Контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов. В соответствии со ст. 18 ВК Украины, контроль за использованием и охраной вод и воспроизводством водных ресурсов состоит в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований водного законодательства. Этот контроль имеет следующие разновидности: 1) государственный контроль – осуществляется Кабинетом Министров Украины, государственными органами охраны окружающей природной среды, другими специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Украины; 2) общественный контроль – осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды, полномочия которых определяются положением, которое утверждается Министерством экологии и природных ресурсов Украины. Одной из разновидностей контроля в области использования и охраны вод является государственный мониторинг вод. Ст. 21 ВК Украины устанавливает, что государственный мониторинг вод осуществляется с целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии вод, прогнозирования его изменений и разработки научно-обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов. Анализируемая глава Водного Кодекса Украины содержит также статью 22, в которой речь идет об осуществлении государственной, общественной и иной экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности во время размещения, проектирования и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод. 2. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр. Ст. 24 ВК Украины определяет, что задачей государственного учета вод является установление сведений о количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе которых осуществляется распределение воды между водопользователями и разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод, а также воспроизводству водных ресурсов. Государственный учет вод осуществляется в трех направлениях. 1. Государственный учет водопользования осуществляется с целью систематизации данных о заборе и использовании вод, сбросах отработанных вод и загрязняющих веществ, наличии систем оборотного водоснабжения и их мощности, а также действующих систем очистки сточных вод и их эффективности. Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется путем подачи водопользователями отчетов о водопользовании в государственные органы водного хозяйства по установленной форме. Форма отчетов, порядок их заполнения и периодичность предоставления утверждаются Министерством статистики Украины по представлению Государственного комитета Украины по водному хозяйству и по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины. 2. Государственный учет поверхностных вод осуществляется Государственным комитетом Украины по гидрометеорологии путем проведения постоянных гидрометрических, гидрохимических наблюдений за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод в соответствии с программой, которая утверждается данным Комитетом по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Государственным комитетом Украины по водному хозяйству. 3. Государственный учет подземных вод осуществляется Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр путем наблюдения за количественными и качественными характеристиками подземных вод в соответствии с программой, которая утверждается указанным Комитетом по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Украины. Ст. 28 ВК Украины регулирует порядок ведения государственного водного кадастра. Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определения имеющихся для использования водных ресурсов. Государственный водный кадастр ведется Государственным комитетом Украины по водному хозяйству, Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр и Государственным комитетом Украины по гидрометеорологии в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины. 3. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизводства водных объектов. В соответствии со ст. 33 ВК Украины указанная функция осуществляется с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, которые определяют взаимосвязанные требования к объектам, которые подлежат стандартизации и нормированию. Согласно ст. 34 ВК Украины, в комплекс нормативных документов по стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов входят документы, которые содержат: - основные положения; - термины и понятия, классификации; - методы, методики и средства определения состава и свойств вод; - требования, предъявляемые к сбору, учету, обработки, хранению, анализу информации и прогнозирования количественных и качественных показателей состояния вод; - требования по рациональному использованию и охране вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги; - метрологические нормы, правила, требования к организации работ; - другие нормативы по стандартизации в указанной области. Нормативные документы по стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством. Руководствуясь положениями, закрепленными в ст. 35 ВК Украины следует определить, что в области использования и охраны вод, а также воспроизводства водных ресурсов устанавливаются такие нормативы: - нормативы экологической безопасности водопользования; - экологический норматив качества воды водных объектов; - нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ; - отраслевые технологические нормативы создания веществ, которые сбрасываются в водные объекты; - технологические нормативы использования воды. Законодательством Украины могут быть установлены и другие нормативы в области использования и охраны вод и в области воспроизводства водных ресурсов. Ст. 41 ВК Украины регулирует порядок сброса в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов. В частности указанной статьей предусматривается, что сброс в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимых сбросов, запрещается. Сброс таких веществ в исключительных случаях может быть разрешен Министерством охраны здоровья Украины, Министерством экологии и природных ресурсов Украины и Министерством рыбного хозяйства Украины при условии, что на протяжении установленного ими периода, данные нормативы будут разработаны и утверждены. В качестве заявителей на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сброса таких веществ выступают водопользователи, которые осуществляют их сброс.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОДНЫХ РЕСУРСАХ Нарушение требований водного законодательства влечет за собой применение к правонарушителю мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Украины. В соответствии со ст. 110, ответственность за нарушение водного законодательства несут лица, виновные в совершение следующих действий: - самовольном захвате водных объектов; - загрязнении и засорении вод; - нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда; - разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока во время строительства и эксплуатации автотрасс, железных дорог и других инженерных коммуникаций; - введении в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или устройств надлежащей мощности; - несоблюдении условий разрешения или нарушении правил специального водопользования; - самовольном проведении гидротехнических работ (строительство ставков, дамб, каналов, скважин); - нарушении правил ведения государственного учета вод либо искажении или внесении недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности; - повреждении водохозяйственных и гидрометрических сооружений и устройств, нарушении правил эксплуатации и установленных режимов их работы; - незаконном создании систем сброса отработанных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию, а также несанкционированном сбросе отработанных вод; - использовании земель водного фонда не по назначению; - несообщение (утаивание) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах; - отказе от предоставления (утаивание) проектной документации и заключений, касающихся качества предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и заключений комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию; - нарушении правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения. Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области использования и охраны вод, а также в области воспроизводства водных объектов. Законодательством Украины также предусмотрена административная ответственность за нарушение требований водного законодательства. Так, она наступает за совершение следующих действий: - нарушение права государственной собственности на воды (ст. 48 КоАП); - нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59 КоАП); - нарушение правил охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения (ст. 591 КоАП); - нарушение правил водопользования (ст.60 КоАП); - повреждение водохозяйственных сооружений и построек, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61 КоАП); - невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и (ст. 62 КоАП); - эксплуатация на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КоАП); - превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КоАП); - невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов (ст. 1885 КоАП). Наряду с вышеуказанными мерами ответственности за нарушение требований водного законодательства, предусматривается также возможность для нарушителя быть подвергнутым уголовному взысканию. Такая ответственность наступает за совершение следующих действий: - нарушение правил экологической безопасности (ст. 242 УК); - неприменение мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 243 УК); - утаивание или искажение сведений об экологической обстановке или заболеваемости населения (ст. 244 УК); - нарушение правил охраны вод (ст. 248 УК); - загрязнение моря (ст. 249 УК); - незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом (ст. 255 УК); - проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 256 УК); - проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей природной среды (ст. 259 УК); - нарушение правил безопасности во время проведения работ с повышенной опасностью (ст. 278 УК); - нарушение на производстве правил химической и биологической безопасности (ст. 279 УК). Законодательством Украины также предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение требований водного законодательства. В частности, ст. 111 ВК Украины предусматривает, что предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные физические и юридические лица и лица без гражданства обязаны возмещать убытки, причиненные ими вследствие нарушения требований водного законодательства, в размерах и порядке, установленном законодательством Украины. Далее в этой статье подчеркивается, что возмещение убытков, причиненных вследствие нарушений водного законодательства, не освобождает виновных от платы за специальное водопользование, а также от необходимости осуществления мероприятий по ликвидации вредных последствий. В свою очередь, привлечение лиц, виновных в нарушении водного законодательства к ответственности не освобождает их от обязанности возмещения убытков, причиненных ими вследствие совершения указанных нарушений. В соответствии со ст. 110 ВК Украины, водопользователи освобождаются от ответственности за нарушение водного законодательства, если они возникли вследствие действия непреодолимых сил природы или военных действий. В соответствии со ст. 109 ВК Украины, споры по вопросам использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов рассматриваются государственными органами охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, геологии, местными Советами, судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством. В качестве истцов выступают: Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по водному хозяйству и их органы на местах. Они освобождаются от уплаты государственной пошлины в делах о взыскании средств на возмещение убытков, причиненных нарушением водного законодательства. Споры по вопросам использования и охраны вод, которые возникают с иностранными государствами, а также между иностранными юридическими лицами и гражданами и собственником вод, рассматриваются в соответствии с законодательством Украины.
Рекомендуемая литература
1. Водний кодекс України від 06.06.1995 № 213/95-ВР // Відомості ВР України.-1995.-№24.-Ст. 189. 2. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546. 3. Кодекс України про адміністративні правопорушення: прийняти у 1984 р. із змінами та доповненнями на теперішній час. 4. Кримінальний Кодекс України: прийняти 06.04.2001. 5. Правила охорони внутрішнього моря і територіальних вод від забруднення та засмічення: Постанова КМ України № 269 від 29.02.1996. 6. Порядок здійснення державного моніторингу вод: Постанова КМ України № 815 від 20.07.1996. 7. Про порядок обчислення і справляння збору за спеціальне використання водних ресурсів та збору за користування водами для потреб гідроенергетики і водного транспорту: Постанова КМ України № 1499 від 16.08.1999. 8. Інструкція про порядок розробки та затвердження гранично допустимих скидів (ГДС) речовин у водні об’єкти із зворотними водами: Наказ Мінекобезпеки України № 116 від 15.12.1994. 9. Положення про порядок обчислення розміру відшкодування та сплата збитків, заподіяних внаслідок забруднення із суден, кораблів та інших плавучих засобів територіальних і внутрішніх морських вод України: Наказ Мінекобезпеки України № 116 від 26.10.1995. 10. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 129-137. 11. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 275-295. 12. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 526-534. 13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 54-78.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.008 с.) |