Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые меры охраны атмосферного воздухаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ст. 12 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием физических и биологических факторов на него обязаны: - осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия по обеспечению выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ и на другие виды вредного воздействия; - осуществлять меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижению вредного воздействия физических и биологических факторов; - обеспечивать бесперебойную, эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очищения выбросов и уменьшения уровней иного вредного воздействия; - осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух и уровнями иного вредного воздействия, а также вести их постоянный учет; - иметь заранее разработанные специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций и неблагоприятных метеорологических условий и предпринимать меры для ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха. Также указанная статья предусматривает, что выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов. Также законодательством Украины предусматриваются различные меры, осуществление которых направлено на обеспечение охраны атмосферного воздуха. В частности, ст. 13 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только по разрешениям, которые выдаются органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Объемы этих выбросов определяются на основе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Также следует отметить, что в соответствии со ст. 14 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» деятельность связанная с нарушением условий и требований, касающихся выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена) или прекращена Кабинетом Министров Украины, Правительством Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти, Министерством экологии и природных ресурсов Украины, другими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Украины. Законодательство также предусматривает порядок регулирования вредных воздействия на атмосферный воздух при отсутствии нормативов. В частности, ст. 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие воздействия допускаются временно только по разрешению Министерства экологии и природных ресурсов Украины и Министерства охраны здоровья Украины на условиях, что за данный период будет установлен соответствующий норматив и предприняты меры по охране атмосферного воздуха. Ст. 17 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, выбросы загрязняющих веществ или вредные воздействия физических и биологических факторов которых при превышении установленных предельных нормативов, авариях и неблагоприятных метеорологических условиях могут привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, обязаны иметь заранее специально разработанные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха, согласованные с органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства охраны здоровья Украины, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. При возникновении таких чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно в установленном порядке уведомить об этом органы, которые осуществляют государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха и предпринять меры по охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения. В ряду мер, направленных на обеспечение охраны атмосферного воздуха особо следует отметить меры по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов. В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» с целью предотвращения и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов осуществляются следующие мероприятия: - разработка и выполнение комплекса мероприятий по снижению токсичности выбросов, обезвреживанию вредных выбросов и уменьшению вредного физического воздействия при проектировании, производстве эксплуатации и ремонте автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок; - перевод транспортных средств на менее токсичные виды энергии и топлива; - рациональное планирование и застройка населенных пунктов, придерживаясь необходимого расстояния автомобильных путей; - выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города автотранспортных предприятий, автозаправочных станций, грузового транзитного автомобильного транспорта; - ограничение въезда автотранспорта и других передвижных средств и установок в поселковые зоны, места отдыха и туризма; - поддержание в надлежащем состоянии, а также улучшение автомобильных путей и уличного покрытия; - внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения; - совершенствование технологий транспортировки и хранения, обеспечение постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях; - совершенствование деятельности контрольно-регулирующих и диагностических пунктов по проверке содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных и иных передвижных средств и установок, а также их вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает нормативы или уровни вредного воздействия физических факторов, запрещается. Также особо следует рассмотреть предусмотренные законодательством меры по борьбе с шумом. Так, ст. 23 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что с целью предотвращения, снижения и достижения безопасного уровня производственных и иных шумов, должны осуществляться следующие мероприятия: - создание и внедрение малошумных машин и механизмов на основе технического нормирования; - улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, а также поддержание в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных путей, уличных покрытий; - размещение предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов, обладающих источниками шума при планировании и застройки населенных пунктов в соответствии с установленными санитарно-техническими требованиями и картами шума; - производство строительных материалов, конструкций и технических средств и сооружений с необходимыми акустическими свойствами; - организационные меры для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая введение рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта в границах населенных пунктов. В заключении подчеркивается, что граждане обязаны придерживаться требований, установленных с целью борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах. К числу других мер, установленных законодательством и предпринимаемых целью охраны атмосферного воздуха можно отнести: - регулирование уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух; - регулирование деятельности, которая влияет на погоду и климат; - выполнение требований охраны атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов; - выполнение требований охраны атмосферного воздуха при добыче полезных ископаемых и проведении взрывных работ; - выполнение требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения производственными, бытовыми и иными отходами. Также следует отметить, что законодательство предусматривает необходимость соблюдения требований, касающихся охраны атмосферного воздуха при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов. В частности, ст. 24 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что планирование, размещение, застройка и развитие городов и других населенных пунктов должна осуществляться с учетом экологической емкости территории, соблюдением требований охраны, рационального использования и экологической безопасности атмосферного воздуха. В населенных пунктах, в зоне которых на атмосферный воздух влияет деятельность нескольких предприятий, учреждений и организаций, по решениям местных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления разрабатываются сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него. Наряду с этим, законодательство устанавливает ряд мероприятий, предпринимаемых с целью снижения вредного воздействия на атмосферный воздух при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов. К числу таких мероприятий можно отнести следующие: - создание санитарно-защитных зон; - согласование мест застройки, проектов строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, которые воздействуют на состояние атмосферного воздуха; - разрабатываются условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции и введения в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, которые воздействуют на состояние атмосферного воздуха; - проведение экологической экспертизы; - соблюдение требований охраны атмосферного воздуха при использовании открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем.
4. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха предусматривается применение к нарушителям мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В частности, ст.44 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает перечень действий, которые являются правонарушениями и за совершение которых законодательством предусматривается применение вышеуказанных видов юридической ответственности. Таким образом, правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: - нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха; - превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - превышение нормативов предельно допустимого уровня вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух; - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использование атмосферного воздуха как сырья основного –производственного назначения без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; - осуществление незаконной деятельности, которая негативно влияет на погоду и климат; - внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупка в зарубежных странах и эксплуатация технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, которые не соответствуют установленным требованиям охраны атмосферного воздуха; - нарушение правил складирование и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, что привело к загрязнению атмосферного воздуха; - проектирование и строительство объектов с нарушением норм и требований охраны и использования атмосферного воздуха; - невыполнение распоряжений и предписаний органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны и использования атмосферного воздуха; - отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источниках загрязнения, а также утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки, которая сложилась вследствие загрязнения атмосферного воздуха. Также в указанной статье речь идет о том, что законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области охраны и использования атмосферного воздуха. В частности, Кодекс Украины «Об административных правонарушениях» определяет следующие виды нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, за совершение которых виновные лица несут административную ответственность: - отклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлениями предприятиям, учреждениям, организациям (ст.511 КоАП); - нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредного влияния на нее физических и биологических факторов (ст. 78 КоАП); - нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КоАП); - несоблюдение требований охраны атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию или эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КоАП); - несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятии в эксплуатацию объектов и сооружений (ст. 791 КоАП); - выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КоАП); - эксплуатация автотранспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст.81 КоАП); - нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КоАП); - нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КоАП); - невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологии и систем, веществ и материалов (ст. 911 КОАП); - превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КоАП); - невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов (ст. 1885 КоАП). В свою очередь, Уголовный Кодекс Украины устанавливает перечень деяний, нарушающих установленные законом требования использования и охраны атмосферного воздуха, за совершение которых законом предусмотрена уголовная ответственность. К их числу можно отнести следующие: - нарушение правил экологической безопасности (ст. 242 УК); - неприменение мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 243 УК); - утаивание или искажение сведений об экологической обстановке или заболеваемости населения (ст. 244 УК); - загрязнение атмосферного воздуха (ст. 247 УК); - проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей природной среды (ст. 259 УК); - нарушение правил безопасности во время проведения работ с повышенной опасностью (ст. 278 УК); - нарушение на производстве правил химической и биологической безопасности (ст. 279 УК); - нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 280 УК); - нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 281 УК). Нормативно-правовые акты Украины об охране атмосферного воздуха также предусматривают возможность применения к лицам, нарушающим требования законодательства в области использования и охраны атмосферного воздуха мер гражданско-правовой ответственности, которая выражается в возмещении причиненного вреда. В частности, ст. 45 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать убытки, причиненные нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.
Рекомендуемая литература
1. Про охорону атмосферного повітря: Закон України від 16.10.1992 // Відомості ВР України.-199.-№ 50.-Ст. 678. 2. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546. 3. Концепція зменшення обсягів викидів важких металів в атмосферне повітря: Постанова КМ України від 21.08.2000, №1291. 4. Про затвердження методики прогнозування наслідків виливу (викиду) небезпечних хімічних речовин при аваріях на промислових об’єктах і транспорті: Наказ Мінекології від 23.03.2001, № 122. 5. Кодекс України про адміністративні правопорушення: прийняти у 1984 р. із змінами та доповненнями на теперішній час. 6. Кримінальний Кодекс України: прийняти 06.04.2001. 7. Положення про порядок встановлення рівнів шкідливого впливу фізичних і біологічних факторів на атмосферне повітря: Постанова КМ України від 31.12.1993, № 1092. 8. Положення про порядок видачі дозволів на викиди забруднюючих речовин в атмосферне повітря стаціонарними джерелами: Постанова КМ України від 29.05.1995, № 364. 9. Інструкція про порядок розробки, встановлення, перегляду та доведення лімітів викидів забруднюючих речовин в атмосферне повітря: Наказ Мінекобезпеки від 28.06.1996, № 65. 10. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 152-158. 11. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 333-345. 12. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 534-538. 13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 79-95.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.226 (0.01 с.) |