Источники экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники экологического права



КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни

«екологічне право україни»

для спеціальності 7.04010601 «Екологія і охорона навколишнього середовища»

№ коду _______

 

Склав:

ст. викладач чанглі в.с.

 

Затверджено

на засіданні кафедри менеджменту організацій

протокол № 6 від 21.01.2013 р.

зав. кафедрою к.т.н., доц. Іванов М.Ф.

 

Макіївка, 2013 р.

 

 

Правовую основу курса составляет законодательство Украины об окружающей среде.

Для студентов вузов, факультетов и кафедр, специалистов, занимающихся проблемами экологии и охраны природы.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

По мере развития научно - технического прогресса происходит видоизменение и усложнение взаимоотношений человеческого общества и окружающей его природной среды. Практически все созданные человеком технологии характеризуются, с одной стороны, потреблением ресурсов биосферы, а с другой – увеличением объемов промышленных отходов, возвращаемых в окружающую среду. Уровень развития производительных сил в настоящее время стал настолько высоким, что можно с полным основанием говорить об определяющем влиянии техногенной деятельности человека на состояние окружающей природной среды. Классическими примерами такого негативного влияния в глобальном масштабе являются разрушение озонового слоя планеты и парниковый эффект, которые по своей сути есть результат техногенной деятельности человека.

Выдающийся ученый В.И. Вернадский уже в первой половине XX века предвидел, что человеческий фактор станет доминирующим в развитии биосферы, а человеческая деятельность – в эволюции Земли. Он выдвинул идею существования ноосферы – гармоничной планетарной биосферы, сопряженной с интеллектуальным потенциалом человечества, становление которой должно произойти через достижение органического соответствия между социальными и планетарными процессами.

Разрешение дилеммы экономика-экология было предпринято на международном уровне в принятой в Рио-де-Жанейро (1992 г.) Концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие в ней определяется, как: удовлетворение настоящих потребностей общества и отсутствие угрозы способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В данной Концепции окружающая природная среда рассматривается как одновременное условие, способствующее порождению и препятствию для экономического роста, а экологические цели общества не противоборствуют экономическим целям и наоборот.

Изменения окружающей природной среды, обусловленные хозяйственной деятельностью человека, наблюдаются во всех масштабах — локальном, региональном и глобальном, и характерны для всех сред — литосферы, гидросферы, атмосферы и ближнего космоса. Особенно результаты вредного воздействия хозяйственной деятельности проявляются в промышленно развитых регионах, насыщенных предприятиями металлургической, топливно-энергетической и химической промышленностей. Многие регионы стали зонами экологического бедствия.

В Постановлении Верховной Рады Украины «Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности» (1998) экологическая ситуация в Украине охарактеризована как кризисная, что стало возможным «в результате длительного пренебрежения объективными законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса страны».

Задача обеспечения экологической безопасности граждан Украины от негативного воздействия техногенной деятельности является в настоящее время одной из важнейших социальных потребностей общества. Центральное место в ее решении отводится экологическому праву – комплексной отрасли права, регулирующей взаимоотношения человека с окружающей природной средой.

Основой для написания настоящего учебника послужили научная деятельность автора в области экологического права и материалы лекций, прочитанных в соответствии с программой курса “Экологическое право” для студентов вузов Украины, различных форм обучения. На формирование позиции автора по данной проблеме существенное влияние оказали работы отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области экологического права: В.И. Андрейцева, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, С.Б. Гавриша, А.П. Гетьмана, О.С. Колбасова, Н.Р. Малышевой, В.К. Попова, В.И. Семчика, Ю.С. Шемшученко и др. В предлагаемом учебнике сознательно сведены к минимуму вопросы, относящиеся в первую очередь к биологии, политологии, социологии и различным техническим дисциплинам. Автором, с учетом специфики курса, делается акцент на вопросах правового регулирования взаимоотношений человека с окружающей природной средой в рамках действующего в Украине экологического законодательства, основной целью которого является создание безопасной (здоровой) окружающей среды для граждан Украины.

Структурно, в конце каждой темы, приводятся основные нормативные акты и дополнительная литература, относящиеся к изучаемой теме.

Для удобства обучающихся в конце учебника в качестве приложения приведен Закон Украины “Об охране окружающей природной среды” с учетом изменений и дополнений на 01.09.2001 г., являющийся основополагающим нормативным актом Украины в сфере экологии.


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОЧНИКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

План

 

1. Понятие, предмет и метод экологического права.

2. Источники экологического права.

3. Принципы экологического права. Его связь с другими отраслями права.

4. Система экологического права.

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Приступая к изучению той или иной науки, в первую очередь следует определить, что составляет ее предмет. В теории права предмет правового регулирования считается основой выделения правовых норм в определенную отрасль права. Под предметом в общем смысле слова следует понимать строго определенную область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права.

Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с удовлетворением человеком его разнообразных потребностей за счет использования им различных природных ресурсов, а также с защитой и охраной его законных прав и интересов в сфере экологии.

Таким образом, следует заключить, что предмет экологического права представляет собой совокупность общественных отношений по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды от различных форм негативного воздействия, а также по обеспечению экологической безопасности человека.

Итак, предмет экологического права составляют три группы общественных отношений. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

1. Общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов. Данная группа, помимо собственно отношений по природопользованию включает в себя также регулирование отношений собственности на природные ресурсы. Некоторые исследователи предлагают разграничить указанные группы общественных отношений, мотивируя это тем, что в контексте отношений собственности на природные ресурсы в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. Действительно, с учетом специфики объектов собственности (ими являются природные ресурсы –– земля, недра, водные и лесные объекты и т.д.), в отношениях, регулируемых экологическим правом, доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Государство, обладая правом собственности, предоставляет природные ресурсы или их части в постоянное или временное пользование физическим и юридическим лицам. С другой стороны отношения собственности, так же как и отношения природопользования включают такой элемент как рациональное и эффективное использование природных ресурсов. Различие между ними состоит только в том, Что отношения собственности включают в себя владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, а отношение по природопользованию только владение и пользование природными ресурсами. Отсюда следует, что разграничение этих двух групп общественных отношений не имеет под собой достаточно обоснованной аргументации.

2. Правоотношения в области охраны окружающей природной среды связаны в первую очередь с наличием химического, физического, биологического и радиационного воздействия на природные объекты. В качестве таких объектов можно выделить:

- природные ресурсы (земля, недра, водные и лесные объекты, растительный и животный мир, атмосферный воздух);

- природные комплексы и ландшафты (территории и объекты природно-заповедного фонда);

- экосистемы (исключительная (морская) экономическая зона, континентальный шельф);

- природно-антропогенные комплексы (курортные, лечебно-оздоровительные и рекреационные зоны).

3. Особым объектом охраны является человек и его особенность заключается в том, что он сам является непосредственным действующим лицом, принимающим активное участие в процессе трансформации окружающей среды и несущим прямую ответственность за ее возможную деградацию. Заключение о том, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом правового регулирования, позволяет выделить правоотношения по обеспечению экологической безопасности человека в отдельную группу регулируемых экологическим правом общественных отношений.

В указанную категорию включаются отношения по охране жизни и здоровья человека, как от опасного антропогенного воздействия, так и от негативного влияния стихийных сил природы и природных явлений, а также отношения по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить, что экологическое право, являясь самостоятельной отраслью права, представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в области рационального и эффективного использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека.

От предмета любой науки следует отличать ее метод. Если предмет отражает, что изучает данная наука, то ее метод указывает на то, как и каким способом исследует круг, регулируемых ею общественных отношений. Метод правового регулирования –– это способ правового воздействия на поведение участников общественных отношений со стороны государства.

Метод экологического права представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство осуществляет эффективное регулирование правоотношений по рациональному и эффективному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности человека.

Также как и другим отраслям права, отрасли экологического права присущи две группы методов. Во-первых, это общенаучные методы, которые являются основополагающими для всех отраслей общечеловеческого знания и, во-вторых, частнонаучные методы, отражающие характерные особенности каждой отдельно взятой науки.

Общенаучными методами, применительно к отрасли экологического права являются:

- анализ –– выявляет структуру экологического права, фиксирует его основные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними;

- синтез –– используется для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические данные отдельных элементов экологического права, мы получаем представление об экологическом праве в целом;

- индукция –– заключается в изначальном познании отдельных сторон или свойств экологического права, на основе которых затем даются обобщения различного уровня. Например, изучив отдельные права граждан в сфере экологии, мы получаем общее представление о системе указанных прав;

- дедукция –– посредством логических умозаключений от общих суждений к частным познаются общие закономерности экологического права. Затем, постепенно расчленяя их на отдельные группы, им дается научная оценка. К примеру, исследуя в целом такую группу правоотношений, как природопользование, из нее выделяются и исследуются отдельные подгруппы отношений, связанных с использованием конкретных природных ресурсов и т.д.

К частнонаучным методам науки экологического права следует отнести:

- административно-правовой или авторитарный метод, суть которого заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению. Таким образом, особенностью данного метода является наличие подчиненного положения сторон в эколого-правовом отношении. Примером административно-правового метода могут служить действия государства по установлению допустимых выбросов в окружающую среду, которые должны неукоснительно соблюдаться предприятиями-загрязнителями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такие выбросы и др.;

- гражданско-правовой метод регулирования –– участники указанного правоотношения обычно выступают как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые однако должны находится в рамках закона.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

 

План

 

1. Понятие и виды экологических прав граждан. Соотношение экологических прав и экологических интересов.

2. Обязанности граждан в сфере экологии и их общая характеристика.

3. Гарантии осуществления гражданами своих экологических прав и основные способы их защиты.

 

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН. СООТНОШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

В настоящее время в Украине сложилась достаточно сложная экологическая обстановка, которая требует незамедлительного решения многих проблем и, в частности, проблемы определения круга прав граждан в области экологии.

Экологические права граждан представляют собой совокупность установленных законом возможностей, при помощи которых человека удовлетворяет свои разнообразные потребности, касающиеся его взаимодействия с окружающей средой.

В отечественной научной литературе принято разделять экологические права человека на конституционные, зафиксированные непосредственно в Конституции Украины и иные, т.е. те, которые закреплены во всех остальных нормативно-правовых документах.

Анализируя первую группу прав следует, прежде всего отметить, что в Декларации о государственном суверенитете Украины провозглашается, что Украина самостоятельно устанавливает порядок охраны природы на своей территории и порядок использования природных ресурсов; имеет право запретить строительство и приостановить функционирование предприятий, учреждений, организаций и других объектов, которые создают угрозу экологической безопасности. Также в указанном документе идет речь о том, что Украина заботится об экологической безопасности граждан, о генофонде народа, его молодого поколения.

Несмотря на положения, продекларированные в указанном документе в 1990 г., Конституция Украины 1996 г. не уделяет столь пристальное внимание законодательному закреплению экологических прав индивида. Если круг прав человека в других сферах жизни значительно расширился по сравнению с Конституцией 1978 г., то, что касается прав в области экологии, в новой Конституции им посвящена, во-первых, ст. 13, в которой говорится, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. Каждый человек имеет прав пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. И, во-вторых, экологические права получили свое закрепление в ст. 50: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и возмещение, причиненного нарушением этого права ущерба». Также тесно связана с правами в области экологии ст. 49, в которой провозглашается, что каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.

Рассматривая так называемые иные права граждан в области экологии, прежде всего, следует обратить внимание на Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», который фактически является основополагающим документом, закрепляющим практически весь массив существующих в нашем государстве экологических прав человека. Вышеуказанному вопросу посвящена ст. 9 данного закона, в которой речь идет о том, что каждый гражданин имеет право на:

1. Безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду. Украинское законодательство не дает определения «благоприятная окружающая среда». Для уяснения значения указанного термина следует обратить внимание на юридически значимые критерии, например, такие как система нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования, закрепленных в законодательстве. Надлежащее соблюдение данных нормативов является гарантом обеспечения экологической безопасности населения.

Степень благоприятного состояния окружающей среды определяется также наличием возможности удовлетворения эстетических и других потребностей человека, сохранения видового разнообразия.

Исходя из вышесказанного, можно обозначить, что благоприятный характер окружающей среды определяется соответствием ее состояния установленным в законодательстве критериям, стандартам, нормативам, касающимся ее качества, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду является общечеловеческим правом, которое тесно связано с правом на жизнь и охрану здоровья. Данное право имеет преимущественно неимущественный характер и предусматривает охрану благ человека как социального организма. Юридическими фактами, свидетельствующими о нарушении указанного права являются действия или бездействие физических и юридических лиц, например, нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде.

2. Право на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды. Реализация гражданами этого права напрямую связана с обязанностью государственных органов и средств массовой информации предоставлять сведения, касающееся состояния окружающей природной среды и его влияние на здоровье населения.

К органам, осуществляющим указанную деятельность относятся:

- Министерство экологии и природных ресурсов;

- Министерство охраны здоровья;

- иные специально уполномоченные органы и средства массовой информации.

3. Право на участие в проведении общественной экологической экспертизы. Основными формами реализации гражданами указанного права являются следующие:

- выступление в средствах массовой информации;

- подготовка и направление в специально уполномоченные органы письменных замечаний, предложений, рекомендаций;

- работа в составе экспертных комиссий;

- участие в открытых заседаниях;

- участие в публичных слушаниях.

4. Право на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов. Основными организационно-правовыми формами осуществления гражданами этого права являются:

- разработка экологических программ;

- проведение референдумов по вопросам осуществления природоохранной деятельности;

- процедура оценки экологического влияния строящихся и действующих объектов;

- разработка планов экологической деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

- проведение работ по воспроизводству природных ресурсов сохранению и улучшению качественного состояния окружающей среды;

- ликвидация последствий экологических аварий и катастроф;

- организация и совместное проведение международных экологических акций.

5. Право на осуществление общего и специального пользования природными ресурсами. Реализация этого права напрямую связана с нормами земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, воздушного законодательства. Данное право будет впоследствии рассмотрено более подробно.

6. Право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов, касающихся размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды и внесение предложений в государственные и хозяйственные органы, учреждения, организации по этим вопросам.

Воплощение этого права в жизнь включает в себя следующие элементы:

- вынесение вопросов на обсуждение;

- организация проведения обсуждения;

- направление предложений в органы законодательной и государственной исполнительной власти;

- обобщение поступивших предложений;

- учет предложений при принятии решений;

- информирование граждан о последствиях проводимого обсуждения.

7. Право граждан на получение экологического образования. Его реализация сопровождается параллельной обязанностью со стороны государственных и иных учебных заведений обеспечить возможность получения гражданами надлежащего экологического образования.

Каждый человек может как самостоятельно заниматься получением экологического образования, используя при этом средства массовой информации, возможности различных клубов, библиотек и т.д., так и реализовать данное право, пользуясь услугами различных средних, специальных и высших учебных заведений.

8. Право на объединение в общественные природоохранные формирования. При претворении в жизнь этого права необходимо прежде всего добровольное волеизъявление со стороны граждан, желающих создать ту или иную природоохранную организацию. Такое объединение должно осуществляться на основе следующих принципов:

- единство экологических интересов;

- равноправность;

- свобода выбора экологической деятельности;

- совместность при осуществлении реализации и защиты экологических прав граждан.

Создаваемые гражданами природоохранные объединения должны пройти государственную регистрацию в установленном законом порядке. При отказе в регистрации, данное решение специально уполномоченного органа может быть обжаловано в установленном законом порядке. О факте создания природоохранной организации необходимо осуществить уведомление населения с целью привлечения граждан для участия в деятельности соответствующего экологического объединения.

9. Право на подачу иска в суд о возмещении ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния деятельности физических и юридических лиц на окружающую природную среду.

Основанием для реализации данного права является наличие экологического правонарушения. Иск в судебные органы подается или по месту фактического совершения правонарушения, либо по месту проживания потерпевшего.

Наряду с понятием «экологические права граждан» существует такая правовая категория как экологические интересы, основные различия которых заключаются в следующем:

- если экологические права представляют собой юридические возможности лица, реализация которых обеспечивается нормами действующего законодательства, то экологические интересы –– это социально обусловленные потребности человека в области использования и охраны природных ресурсов, которые вытекают из содержания норм экологического права и не обеспечены системой юридических способов защиты.;

- экологические права принадлежат конкретному физическому лицу, т.е. имеет место определенная персонификация, что же касается экологических интересов, то данное понятие можно применить ко всему обществу в целом;

- процесс реализации экологических прав строго регламентирован нормами экологического законодательства, если же вести речь об экологических интересах, то их защита не получила должного отражения в соответствующих эколого-правовых нормативных актах;

- восстановление нарушенных прав граждан в сфере экологии осуществляется как в судебном, так и в ином порядке, предусмотренном законодательством; защита экологические интересы подлежат защите путем осуществления различных мероприятий организационного, технического, экономического и социального характера.

 

2. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Действие механизма реализации экологических прав граждан не может осуществляться на должном уровне без наличия такой правовой категории как обязанности граждан в сфере экологии, поскольку ни одно право не может быть претворено в жизнь без существования параллельной обязанности со стороны конкретного физического или юридического лица. Например, человек не может эффективно пользоваться принадлежащим ему правом на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, если сам непосредственно не будет принимать участия в осуществлении этого процесса.

Обязанности граждан в сфере экологии представляют собой совокупность установленных законом положений в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности человека, требующих неукоснительного соблюдения со стороны субъектов эколого-правовых отношений.

Анализ существующих в нашем государстве обязанностей граждан в сфере экологии следует начать с положений, закрепленных в Конституции Украины. Этому вопросу в указанном документе посвящена ст. 66, в которой говориться, что каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные им убытки.

В отечественных научных кругах доминирующим является мнение о том, что все существующие обязанности в сфере экологии следует разделить на общие и специальные. Общие обязанности граждан в области охраны окружающей природной среды закреплены в ст. 12 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», согласно которой граждане Украины обязаны:

- беречь природу, охранять, рационально использовать ее богатства в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей природной среды;

- осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасности, иных экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов;

- не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов;

- вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения;

- компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным негативным воздействием на окружающую природную среду.

В конце данной статьи Закона подчеркивается, что граждане Украины обязаны выполнять и иные обязанности в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Украины. Этот круг обязанностей получил в научной литературе наименование специальных, поскольку они получили закрепление в нормативно-правовых актах, регулирующих порядок использования и охраны индивидуально-определенных природных ресурсов (например, Земельный Кодекс Украины, Водный Кодекс Украины, Закон Украины «О природно-заповедном фонде», Закон Украины «Об экологической экспертизе» и ряд других). К специальным обязанностям в сфере экологии можно отнести следующие:

- своевременно вносить плату за загрязнение окружающей природной среды и надлимитное использование природных ресурсов;

- эффективно, рационально и экономично использовать природные ресурсы, осуществлять комплекс мероприятий по их воспроизводству;

- проводить мероприятия по предупреждению негативного влияния деятельности на состояние окружающей среды;

- внедрять новые технологии и методы деятельности, которые будут не в состоянии негативно влиять на состояние окружающей природной среды и здоровье людей;

- получать разрешения на осуществление деятельности, которая может повлечь негативные последствия для состояния окружающей среды;

- передавать экологически опасные объекты для экологической экспертизы;

- придерживаться положений, отраженных в заключении государственной экологической экспертизы;

- предоставлять органам экологического контроля сведения о характере экологически опасной деятельности;

- компенсировать затраты на проведение экологической экспертизы и аудиторского контроля, касающегося объектов, деятельность которых может негативно влиять на состояние окружающей природной среды;

- осуществлять первичный учет использования природных ресурсов, а также выбросов и сбросов в окружающую среду;

- согласовывать свою деятельность с другими субъектами эколого-правовых отношений, в особенности, если указанная деятельность имеет экологически опасную направленность;

- придерживаться правил и требований, установленных для территорий и объектов, которые подлежат особой охране;

- выполнять распоряжения органов экологического контроля и др.

Более конкретные обязанности собственников и пользователей природными ресурсами, а также обязанности в области охраны окружающей природной среды сосредоточены в специальных нормативно-правовых актах и их подробный анализ будет осуществлен ниже, при рассмотрении правовых режимов рационального использования и охраны отдельно взятых природных ресурсов.

В заключении следует отметить, что нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет за собой применение мер юридической ответственности.

 

ТЕМА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

План

 

1. Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы.

2. Формы, субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы.

3. Основания возникновения и основания прекращения права собственности на природные ресурсы.

4. Защита права собственности на природные ресурсы.

 

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Отношения собственности имеют доминирующий характер среди всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом. В особенности данное утверждение касается собственности на природные ресурсы, поскольку указанные объекты являются достоянием народа Украины и составляют ее национальные богатства.

Право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения на землю, недра, водные и лесные ресурсы, животный мир, объекты и территории природно-заповедного фонда, а также обеспечивающих реализацию полномочий собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им природными ресурсами.

Принято разграничивать понятие права собственности на природные ресурсы в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле право собственности на природные ресурсы представляет собой систему правовых норм, регламентирующих правоотношения собственности на земельные, горные, лесные, водные, фаунистические и другие природные ресурсы.

В субъективном смысле право собственности на природные ресурсы –– это совокупность полномочий различных субъектов эколого-правовых отношений по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им природными ресурсами.

Право собственности на природные ресурсы обладает рядом характерных особенностей, отличающих его от других институтов экологического права. К ним относятся:

- право собственности не является всеобъемлющим в связи с тем, что не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в коллективной или частной собственности, а только те из них, которые, обладая соответствующей стабильностью, подлежат индивидуализации (земля, недра, водные и лесные ресурсы и животный мир). Другие элементы природной среды в силу объективных причин не могут выступать в качестве объектов собственности (например, атмосферный воздух, ветровая или солнечная энергия и т.д.);

- являясь самостоятельными объектами права собственности природные ресурсы находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом в связи с чем не допускается их отделения от природной среды;

- право собственности возникает в связи с приобретением или передачей в собственность соответствующих природных ресурсов;

- свидетельством о наличии у лица права собственности на природные ресурсы является государственный акт на право собственности или гражданско-правовое соглашение о приобретении (купля-продажа, обмен и т.д.);

- право собственности на природные ресурсы абсолютизировано, т.е. налицо исключительная принадлежность полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами их собственнику, а с другой стороны – наличие общей обязанности всех других субъектов эколого-правовых отношений воздерживаться от нарушения указанных прав.

Под содержанием права собственности на природные ресурсы следует понимать совокупность полномочий субъектов данного права по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Право владения означает наличие фактического обладания индивидуально определенным природным объектом. Данное право может принадлежать не только собственнику, но и лицу, с которым собственник заключи договор о передаче ему принадлежащего собственнику природного объекта на праве пользования. Право владения также означает юридически гарантированную стабильность и неотъемлемость от собственника без наличия соответствующего волеизъявления с его стороны.

Право пользования представляет собой законодательно закрепленную возможность собственника с помощью соответствующего природного ресурса удовлетворять свои потребности. Органы государственной власти и местного самоуправления реализуют указанное право путем получения дифференцированной ренты от юридических и физических лиц за осуществление возмездного пользования природными ресурсами.

В свою очередь, физические и юридические лица осуществляют право пользования посредством самостоятельного хозяйствования на земле и эффективного использования других природных ресурсов путем извлечения из них их полезных свойств с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-эстетических и иных, обусловленных законодательством потребностей.

Право распоряжения предполагает наличие у собственника юридически гарантированной возможности осуществлять действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния принадлежащих им на праве собственности природных объектов, а также на определение их юридической судьбы.

Государство осуществляет указанное право путем определения правового режима соответствующих природных ресурсов, установления общих основ природопользования, порядка и размеров платы, распределения и перераспределения природных ресурсов, передача их в собственность и передача в пользование физическим и юридическим лицам.

Органы местного самоуправления, наряду с распределением и перераспределением природных ресурсов, осуществляют определение среднего размера земельных участков и других природных ресурсов, которые подлежат передаче в собственность юридическим и физическим лицам, а также производят предоставление в пользование указанных природных ресурсов, осуществляют их отчуждение в пользу других лиц, в соответствии с условиями действующего законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.089 с.)