Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Юридическая ответственностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ План
1. Понятие и общая характеристика юридической ответственности в сфере экологии. 2. Понятие и состав экологического правонарушения. 3. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за нарушение требований экологического законодательства. 4. Административная ответственность в области экологии. 5. Общая характеристика уголовной ответственности за экологические преступления.
1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ Юридическая ответственность выступает в качестве самостоятельного института экологического права и является важнейшим составным элементом правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей природной среды. Таким образом, можно определить, что ответственность в области экологии представляет собой совокупность правовых отношений между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившими экологическое правонарушение физическими и юридическими лицами, в которых при помощи правовых норм обеспечивается добровольное или принудительное соблюдение требований законодательства в области эффективного и рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. Сущность юридической ответственности в области экологии заключается в возможности претерпевания для лиц, нарушающих требования экологического законодательства, неблагоприятных последствий, т.е. определенных лишений, предусмотренных эколого-правовыми нормами. Посредством применения мер юридической ответственности осуществляется реализация государственного принуждения к исполнению требований природоохранного законодательства. Следует отметить, что юридическая ответственность не является единственным инструментом, при помощи которого государство осуществляет принуждение в сфере обеспечения соблюдения требований экологического законодательства. Такую роль выполняет также экологическая экспертиза, лицензирование, контроль, сертификация и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды. Развитие законодательства, регулирующего порядок применения мер юридической ответственности в области экологии происходило в рамках общих правовых норм, регламентирующих совокупность общественных отношений в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. В этом контексте определялся круг противоправных деяний, которые посягают на перечисленные выше общественные отношения. В научной литературе юридическую ответственность в сфере экологии принято рассматривать в двух аспектах: - в позитивном плане она представляет собой обязанность законодательства, регламентирующего порядок осуществления рационального природопользования, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения; - в ретроспективном смысле – это порядок применения соответствующих санкций к лицам, виновным в нарушении требований экологического законодательства. Они сосредоточены в нормах экологического и других отраслей права, которые выполняют экологические функции, направленные на обеспечение принудительного исполнения физическими и юридическими лицами предусмотренных законом экологических норм и правил. Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма, т.е. в том случае, если правовая норма не содержит санкции, она фактически обречена на бездействие. Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций: - стимулирующая: обеспечивает добровольное исполнение норм и правил природоохранного законодательства; - компенсационная – направлена на возмещение ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека вследствие осуществления экологически опасной деятельности; - превентивная – ее задача состоит в необходимости предупреждения правонарушений в области экологии; - карательная – заключается в применении соответствующих мер воздействия к лицам, виновным в совершении экологического правонарушения. На основании вышеизложенного можно заключить, что основными целями юридической ответственности в сфере экологии являются: - наказание лиц, виновных в совершении экологических правонарушений; - предупреждение нарушения законодательства, регулирующего отношения в области осуществления рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности населения; - восстановление нарушенных прав собственников природных ресурсов, природопользователей и других лиц, осуществляющих деятельность в сфере экологии. Одной из основных особенностей юридической ответственности за нарушение требований эколого-правовых норм является содержание в указанных нормах относительно полного перечня правонарушений, которые объединены в специальные самостоятельные разделы различных законодательных актов, которые посвящены ответственности за нарушение правового режима использования и охраны различных природных ресурсов. Отсюда следует, что основным условием для возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере является наличие реального факта совершения экологического правонарушения, анализ понятия и состава которого будет осуществлен в соответствующем параграфе. К другим основаниям возникновения юридической ответственности в области экологии можно отнести следующие: - наличие эколого-правовой нормы, предусматривающей каждое конкретное правонарушение; - соглашение или контракт, заключенное между физическими и юридическими лицами об осуществлении определенных действий в области экологии; - распоряжение соответствующего органа государственного управления;; - решение суда по каждому конкретному делу; - международно-правовые договоры и соглашения в области экологии и т.д. В заключении следует определить основные виды юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. К ним можно отнести следующие: - дисциплинарная ответственность; - имущественная ответственность; - административная ответственность; - уголовная ответственность. Каждый из вышеперечисленных видов юридической ответственности в области экологии будет рассмотрен в соответствующем параграфе настоящей темы курса.
2. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Как уже было определено выше, одним из наиболее важных оснований возникновения юридической ответственности является совершение экологичес5ого правонарушения. Экологическое правонарушение представляет собой противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом, обладающем право- и дееспособностью, которое посягает на установленный порядок использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также нарушает экологические и связанные с ними права человека и требования обеспечения экологической безопасности населения. На основании указанного определения можно сделать вывод о том, что экологическое правонарушение характеризуется такими чертами как эколого-правовая направленность, повышенная экологическая опасность, а также экологическая противоправность. Виды экологических правонарушений можно классифицировать по следующим основаниям: 1. По степени общественной опасности: - дисциплинарный проступок; - гражданское правонарушение; - административное правонарушение; - уголовное преступление. Первые три вида экологических правонарушений являются менее опасными по сравнению с уголовным преступлением. За совершение каждого из указанных правонарушений наступает соответствующий вид юридической ответственности. 2. В зависимости от того, в какой области совершено то или иное правонарушение, они подразделяются на земельные, водные, лесные и др., в зависимости от того нормы какого законодательства являются нарушенными. В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Следует рассмотреть в отдельности каждый из вышеперечисленных элементов. Объект экологического правонарушения. В качестве объекта выступает совокупность общественных отношений по поводу окружающей среды в целом, а также отдельных ее компонентов, которые урегулированы нормами экологического законодательства. Такие отношения возникают при осуществлении правомочий собственности, рационального природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности населения. Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица, совершившее правонарушения, связанные с осуществлением природопользования, охраной окружающей природной среды и обеспечением экологической безопасности населения. В качестве субъектов экологического правонарушения могут выступать наряду с гражданами Украины также иностранные граждане и лица без гражданства. Объективная сторона экологического правонарушения традиционно состоит из трех элементов: - противоправность поведения, т.е. то или иное деяние является противоправным только в том случае, если оно предусмотрено соответствующей эколого-правовой нормой; - фактическое причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; - причинно-следственная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием такого фактора как вина. Вина представляет собой внутреннее, психическое отношение лица к совершенному деянию, которое может проявляться как в действии, так и в бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором лицо предвидит наступление негативных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) их наступления. Неосторожность бывает двух видов: преступная самонадеянность и преступная небрежность. Самонадеянность проявляется тогда, когда лицо, совершая экологическое правонарушение, предвидит общественно вредные последствия своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на то, что такие последствия не наступят. Небрежность имеет место тогда, когда лицо не предвидит наступления общественно вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В то же время на практике имеет место безвиновная (абсолютная) ответственность. Она наступает в том случае, если вред причинен источником повышенной опасности и регламентируется нормами гражданского законодательства. И, в заключении следует обратить внимание на ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая определяет основные правонарушения в области экологии, за совершение которых наступает ответственность. К числу таких правонарушений относятся следующие: - нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду; - нарушение норм экологической безопасности; - нарушение требований законодательства Украины о проведении экологической экспертизы, в том числе представление заведомо ложного экспертного заключения; - невыполнение требований государственной экологической экспертизы; - финансирование, строительство и внедрение в производство новых технологий и оборудования без положительного заключения государственной экологической экспертизы; - нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, введении в действие, эксплуатации, ликвидации предприятий и других объектов; - превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов; - самовольное специальное использование природных ресурсов; - нарушение сроков внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды; - не проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду; - невыполнение распоряжений органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды и создание препятствий их представителям; - невыполнение требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также территорий, которые подлежат особой охране, видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины и др. Далее в указанной статье определяется, что законодательством Украины может быть установлена ответственность за иные нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.
3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Теперь необходимо рассмотреть каждый из перечисленных выше видов юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Одним из таких видов является дисциплинарная ответственность, которая выражается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации взыскания на лиц, виновных в невыполнении функциональных обязанностей и других требований дисциплины труда, связанных с осуществление5м рационального природопользования, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности населения. Порядок наложения дисциплинарного взыскания за совершение экологического проступка регламентируется ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде Украины. Последний, в частности устанавливает, что к лицам, совершающим вышеуказанные нарушения в области экологии, могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий как: - предупреждение; - выговор; - строгий выговор; - увольнение с работы. Также подчеркивается, что законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами предприятий могут быть установлены иные виды дисциплинарных взысканий, такие как, например, перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности. В свою очередь, ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды в соответствии с решениями их управленческих органов лишаются премии по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично. Порядок лишения премий определяется законодательством Украины. Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован трудовым законодательством. В частности, при наложении такого взыскания должны быть учтены тяжесть совершенного проступка, служебная характеристика и поведение работника, а также другие обстоятельства. За каждое нарушение трудовой дисциплины налагается только одно взыскание. Законодательство определяет, что до наложения взыскания от правонарушителя должно быть истребовано объяснение. О наложении дисциплинарного взыскания работнику объявляется приказом под расписку. Этот приказ должен в обязательном порядке содержать информацию о том, за какой проступок и какое наказание накладывается. Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения (кроме случаев болезни работника или пребывания его в отпуске). Трудовые споры по поводу наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются в установленном законом порядке комиссией по трудовым спорам, а также судом. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения к правонарушителю других, более строгих мер ответственности, в частности, гражданской, административной, уголовной. Одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения является гражданско-правовая ответственность, которая заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне ущерб, причиненный в результате нарушения требований экологического законодательства. Таким образом, применение мер гражданско-правовой ответственности в сфере экологии связано в первую очередь с причинением экологического вреда. В научной литературе под экологическим вредом принято понимать любое ухудшение состояния окружающей природной среды, связанное с осуществлением экологически опасной деятельности, а также нарушением требований природоохранного законодательства. Этот ущерб проявляется прежде всего в форме загрязнения окружающей природной среды, порчи, уничтожении, повреждении, истощении природных ресурсов, разрушения экосистем, а также способствует ухудшению здоровья населения. В Украине порядок возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате осуществления экологически опасной деятельности регламентируется Гражданским Кодексом Украины и Законом «Об охране окружающей природной среды». В частности, ст. 68 указанного закона определяет, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среде, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины. Исходя из основных начал гражданского права, экологический вред подразделяется на имущественный и моральный. Порядок возмещения имущественного вреда, причиненного окружающей природной среде в процессе осуществления экологически опасной деятельности предусмотрен ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», которая определяет, что ущерб, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения взыскания и не зависимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов и далее подчеркивается, что лица, которым причинен такой ущерб имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению. В указанной статье также идет речь о том, что лица, которые владеют источниками повышенной экологической опасности, обязаны компенсировать причиненный ущерб гражданам и юридическим лицам, если не будет доказано, что ущерб возник вследствие стихийных природных явлений или неумышленных действий потерпевших. Новым для украинского экологического законодательства является возмещение морального вреда. Этот вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с отсутствием возможности продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья, или в связи с заболеванием, возникшим и перенесенным в результате внутренних, нравственных переживаний. Моральный вред может возмещаться наряду с имущественным и при определении его размера суд должен учитывать все обстоятельства каждого конкретного случая.
4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ Одним из видов юридической ответственности в области экологии является административная ответственность, которая представляет собой возможность претерпевания неблагоприятных последствий для лиц, совершивших противоправные деяния, которые посягают на установленный порядок природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. Нормы, регулирующие порядок применения мер административной ответственности за экологические правонарушения содержатся в Кодексе Украины «Об административных правонарушениях» (далее КоАП) и в целом ряде иных законодательных актов. В частности, КоАП устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности выступают исключительно физические лица. В настоящее время в научной литературе идет острая дискуссия по вопросу придания юридическим лицам статуса субъектов административной ответственности. Такая попытка была предпринята в Законе Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне», в котором четко определен перечень правонарушений, за совершение которых юридические лица подвергаются административным взысканиям. Объектом административной ответственности является экологическая безопасность, т.е. такое состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, которое способствует полноценной реализации его прав и свобод. Экологические правонарушения могут совершаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Кодекс Украины «Об административных правонарушениях» определяет следующие виды правонарушений в сфере экологии, за совершение которых наступает административная ответственность: - нарушение права государственной собственности на недра (ст. 47 КоАП); - нарушение права государственной собственности на воды (ст. 48 КоАП); - нарушение права государственной собственности на леса (ст. 49 КоАП); - нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 50 КоАП); - мелкое расхищение государственного или коллективного имущества (ст. 51 КоАП); - отклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлениями предприятиям, учреждениям, организациям (ст.511 КоАП); - нарушение прав собственника патента на сорта растений (ст.512 КоАП); - порча и загрязнение сельскохозяйственных и иных земель (ст.52 КоАП); - нарушение правил использования земель (ст.53 КоАП); - самовольное занятие земельного участка (ст. 531 КоАП); - утаивание или искажение данных земельного кадастра (ст. 532 КоАП); - несвоевременный возврат временно занятых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КоАП); - самовольное отклонение от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55 КоАП); - уничтожение межевых знаков (ст. 56 КоАП); - нарушение требований охраны недр (ст. 57 КоАП); - нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 58 КоАП); - нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59 КоАП); - нарушение правил охраны территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения (ст. 591 КоАП); - нарушение правил водопользования (ст.60 КоАП); - повреждение водохозяйственных сооружений и построек, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61 КоАП); - невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и (ст. 62 КоАП); - незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 63 КоАП); - нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 64 КоАП); - незаконная порубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (ст.65 КоАП); - уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений (ст. 651 КоАП); - уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 66 КоАП); - осуществление лесных пользований не в соответствии с целью или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 67 КоАП); - нарушение правил воспроизводства и улучшения лесов, использование ресурсов спелой древесины (ст.68 КоАП); - повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 69 КоАП); - самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 70 КоАП); - введение в эксплуатацию производственных объектов без оборудования, которое предотвращает вредное влияние на леса (ст.71 КоАП); - повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст.72 КоАП); - засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 73 КоАП); - уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и путей на землях государственного лесного фонда (ст.74 КоАП); - уничтожение или повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 75 КоАП); - уничтожение полезной для леса фауны (ст. 76 КоАП); - нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 77 КоАП); - самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков (ст. 771 КоАП); - нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредного влияния на нее физических и биологических факторов (ст. 78 КоАП); - нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КоАП); - несоблюдение требований охраны атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию или эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КоАП); - несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятии в эксплуатацию объектов и сооружений (ст. 791 КоАП); - выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КоАП); - эксплуатация автотранспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст.81 КоАП); - нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КоАП); - нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КоАП); - нарушение правил использования объектов животного мира (ст.85 КоАП); - изготовление и сбыт запрещенных орудий добычи объектов животного и растительного мира (ст. 851 КоАП); - эксплуатация на водных объектах водозаборных сооружений, не обеспеченных рыбозащитным оборудованием (ст. 861 КоАП); - нарушение требований охраны среды пребывания и путей миграции, переселения, акклиматизации и скрещивания диких животных (ст.87 КоАП); - незаконный вывоз с Украины и ввоз на ее территорию объектов растительного и животного мира (ст. 88 КоАП); - нарушение порядка приобретения и сбыта объектов животного и растительного мира, правил содержания диких животных в неволе или в полусвободных условиях (ст. 881 КоАП); - нарушение правил создания, пополнения, хранения, использования или государственного учета зоологических, ботанических коллекций и торговли ими (ст. 882 КоАП); - жестокое обращение с животными (ст. 89 КоАП); - нарушение правил охраны видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины (ст. 90 КоАП); - невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации, захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий (ст. 901 КоАП); - нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда (ст. 91 КоАП); - невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологии и систем, веществ и материалов (ст. 911 КОАП); - превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КоАП); - нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры (ст.92 КоАП); - уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов (ст. 153 КоАП); - невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов (ст. 1885 КоАП). Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне» в свою очередь устанавливает перечень нарушений данного закона, за совершение которых юридические лица несут в установленном порядке административную ответственность. К их числу можно отнести: - незаконная промышленная деятельность (ст.22); - нарушение правил безопасной эксплуатации сооружений (ст.23); - незаконная эксплуатация природных ресурсов (ст.24); - незаконное ведение морских научных исследований (25); - загрязнение морской среды (ст. 26). Законодательство Украины устанавливает следующие виды административных санкций, применяемых к лицам, виновных в совершении правонарушений в области экологии: - штраф представляет собой денежное наказание, которое налагается должностным лицом на виновного в совершении административного правонарушения; - изъятие объектов правонарушения; - лишение права заниматься специальной деятельностью; - конфискация орудий правонарушения; - ограничение, приостановка, прекращение деятельности или эксплуатации объекта. При наложении административного взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность.
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Одним из основных видов юридической ответственности в сфере экологии можно считать уголовную ответственность, сущность которой заключается в применении мер уголовно-правового наказания к лицам, виновным в совершении преступления, отличающегося высоким уровнем экологической опасности для окружающей природной среды, природных ресурсов, жизни и здоровья людей. В качестве субъектов уголовной ответственности выступают граждане и должностные лица, виновные в совершении преступления, посягающего на установленный порядок использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения. Субъективная сторона составов экологических преступлений выражается как правило в форме косвенного умысла, когда лицо осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей природной среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением природной среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности. Нормы, регулирующие порядок применения мер уголовно-правовой ответственности в области экологии содержатся в недавно принятом Уголовном Кодексе Украины, который вступает в действие с первого сентября 2001 г. и сосредоточены в нескольких главах указанного законодательного акта. Таким образом, к деяниям, за совершение которых законом предусмотрена уголовная ответственность можно отнести следующие. Раздел VI «Преступления против собственности»: - самовольное занятие земельного участка и самовольное строительство (ст. 195 УК); - умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 198 УК). Новый Уголовный Кодекс содержит специальный раздел, посвященный преступлениям против окружающей природной среды. Раздел VIII «Преступления против окружающей природной среды»: - нарушение правил экологической безопасности (ст. 242 УК); - неприменение мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 243 УК); - утаивание или искажение сведений об экологической обстановке или заболеваемости населения (ст. 244 УК); - загрязнение или порча земель (ст. 245 УК); - нарушение правил охраны недр (ст. 246 УК); - загрязнение атмосферного воздуха (ст. 247 УК); - нарушение правил охраны вод (ст. 248 УК); - загрязнение моря (ст. 249 УК); - нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины (ст. 250 УК); - уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 251 УК); - незаконная порубка леса (ст. 252 УК); - нарушение законодательства о защите растений (ст. 253 УК); - незаконная охота (ст. 254 УК); - незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом (ст. 255 УК); - проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 256 УК); - нарушение ветеринарных правил (ст. 257 УК); - умышленное уничтожение или повреждение территорий и объектов природно-заповедного фонда (ст. 258 УК); - проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей природной среды (ст. 259 УК); - бесхозное использование земель (ст. 260 УК). Также следует отметить Раздел IX «Преступления против общественной безопасности»: - нападение на объекты, на которых есть предметы, представляющие повышенную опасность для окружения (ст.267 УК); - кража, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением (ст.268 УК); - незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 271 УК); - угроза совершения хищения либо использования радиоактивных материалов (ст. 272 УК); - нарушение правил обращения со взрывчатыми, легковоспламеняющимися и другими веществами, а также с радиоактивными материалами (ст.273 УК); - незаконный ввоз на территорию Украины отходов и другого вторичного сырья (ст. 274 УК); - нарушение установленных законодательством правил пожарной безопасности (ст.276 УК). Раздел X «Преступления против безопасности производства»: - нарушение правил безопасности во время проведения работ с повышенной опасностью (ст. 278 УК); - нарушение на производстве правил химической и биологической безопасности (ст. 279 УК); - нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 280 УК); - нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 281 УК). Раздел XII «Преступления против общественного порядка и моральности»: - уничтожение, разрушение или порча памятников истории и культуры (ст. 305 УК); - жестокое обращение с животными (ст. 306 УК). Раздел XX «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка»: - экоцид (ст. 453 УК). Уголовное законодательство Украины предусматривает следующие виды санкций за совершение преступлений в области экологии: - лишение свободы; - исправительные работы; - арест; - уголовный штраф; - конфискация незаконно добытого, а также орудий преступления; - лишение права занимать соответствующую должность или заниматься определенной деятельностью. При применении мер уголовно-правового воздействия учитывается характер совершенного преступления, личность преступника, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность. Оценивая практику применения мер уголовной ответственности за совершение экологических преступлений, можно сделать вывод об их малоэффективности. В основном применяются нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (браконьерство, незаконная порубка леса, незаконная разработка недр и т.д.) и совершенно отсутствуют или составляют минимальные количес<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.74.197 (0.014 с.) |