Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охраны лесов. Состав лесного фонда Украины. Группы лесов

Поиск

В Украине система правовых отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов и дикого растительного мира вне лесов традиционно регулируются различным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. Следует отметить, что в юридическом смысле указанные объекты природной среды существенно различаются между собой. Для уяснения этих различий необходимо. прежде всего определить понятие растительного мира. Растительный мир – это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. Следует обратить внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира и отношения в области их использования регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.

Леса являются неотъемлемой частью растительного мира и согласно законодательству представляют собой совокупность растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, которые по своему развитию биологически взаимосвязаны, воздействуют друг на друга, а также на окружающую среду.

Леса Украины являются ее национальным богатством и они по своему назначению и местоположению выполняют преимущественно экологические (водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные), эстетические, воспитательные и другие функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране.

Таким образом, следует определить, что правовой режим использования и охраны лесов представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов.

Лесные отношения в Украине регулируются Лесным Кодексом Украины, Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», а также другими актами законодательства Украины, принятыми в установленном порядке.

Ст. 2 Лесного Кодекса Украины (далее – ЛК Украины) определяет, что в качестве основной задачи лесного законодательства выступает регулирование правовых отношений с целью обеспечения повышения продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиления их полезных свойств, удовлетворения нужд общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.

Лесное законодательство Украины также дает определения понятий «лесные ресурсы» «полезные свойства лесов». Необходимо уяснить значения указанных понятий.

Итак, в соответствии со ст. 7 ЛК Украины лесными ресурсами является древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, продовольственные и иные продукты, которые используются для удовлетворения нужд населения и производства. Все лесные ресурсы по своему значению подразделяются на лесные ресурсы государственного и местного значения.

К лесным ресурсам государственного значения относится древесина от рубок основного пользования и живица.

К лесным ресурсам местного значения принадлежат лесные ресурсы, не отнесенные к ресурсам государственного значения.

Понятие полезных свойств лесов закреплено в ст. 8 ЛК Украины и определяется, как способность уменьшать влияние негативных природных явлений, защищать почвы от эрозии, регулировать сток воды, предупреждать загрязнение окружающей природной среды и очищать ее, способствовать оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию.

В соответствии со ст. 4 ЛК Украины все леса на территории Украины составляют ее лесной фонд. К лесному фонду относятся также земельные участки, не покрытые лесной растительностью, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Указанная статья также устанавливает круг объектов, которые не относятся к лесному фонду Украины. К их числу принадлежат:

- все виды зеленых насаждений в пределах населенных пунктов, которые не отнесены к категории лесов;

- отдельные деревья и группы деревьев, кустарники на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках.

Как уже отмечалось выше, вопросы создания, использования и охраны насаждений, которые не принадлежат к лесному фонду, регулируются другими актами законодательства.

В соответствии со ст. 5 ЛК Украины земли лесного фонда подразделяются на следующие категории:

1) лесные:

- покрытые лесной (древесной и кустарниковой) растительностью;

- не покрытые лесной растительностью, которые подлежат олесенению (срубы, пожарища, редколесья, пустыри и т.д.), занятые лесными путями, просеками, противопожарными разрывами.

2) нелесные:

- занятые сооружениями, связанными с ведением лесного хозяйства, трассами линий электропередач, продуктопроводов и подземными коммуникациями;

- занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, предоставленные для нужд лесного хозяйства);

- занятые болотами и водоемами в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Отнесение земельных участков к составу земель лесного фонда, установление их границ проводится в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с экологическим и хозяйственным значением все леса Украины подразделяются на две группы.

Согласно ст. 36 ЛК Украины к первой группе принадлежат леса, которые выполняют преимущественно природоохранные функции. В зависимости от приоритетности выполняемых ими функций леса первой группы следует отнести к таким категориям защиты:

- водоохранные;

- защитные;

- санитарно-гигиенические и оздоровительные.

К первой группе принадлежат также леса на территориях природно-заповедного фонда (заповедники, национальные природные парки, памятники природы, заповедные урочища и т.д.), лесоплодовые насаждения и субальпийские деревни и группы кустарников.

К другой группе относятся леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение, и для сохранения защитных функций, непрерывности и рациональности использования которых устанавливается режим ограниченного лесопользования.

 

2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

В соответствии со ст. 6 ЛК Украины все леса в Украине являются собственностью государства. От имени государства лесами распоряжаются: Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, а также местные Советы в пределах своей компетенции. В частности, в их функции входит предоставление земельных участков лесного фонда в постоянное или временное пользование.

Согласно ст. 48 ЛК Украины использование лесных ресурсов осуществляется в порядке общего и специального использования.

В порядке общего использования лесных ресурсов граждане имеют право свободно находится в лесах, безвозмездно собирать для личного потребления дикорастущие травяные растения, цветы, орехи, ягоды, другие плоды, грибы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться указанными лесными ресурсами в сроки, установленные государственными, лесохозяйственными органами, и способами, которые не причиняют ущерб воспроизводству этих ресурсов.

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется в пределах земельных участков лесного фонда, предоставленных в пользование для указанных целей. В соответствии с положениями ст. 50 ЛК Украины земельные участки лесного фонда могут предоставляться одному или нескольким лесопользователям для специального использования различных видов лесных ресурсов.

При условии соблюдения требований законодательства Украины лесопользователи имеют право осуществлять такие виды специального использования лесных ресурсов:

- заготовка древесины во время рубок основного пользования;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных материалов (пень, луб, кора, древесная зелень и т.д.);

- побочные лесные пользования.

Законодательством Украины могут предусматриваться и другие виды специального использования лесных ресурсов.

Пользование земельными участками лесного фонда также может быть постоянным и временным.

В постоянное пользование лесные участки лесного фонда предоставляются специализированным сельскохозяйственным предприятиям, другим предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специальные подразделы для ведения лесного хозяйства, а также для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ. В постоянное пользование земельные участки лесного фонда предоставляются местными Советами, на территории ведения которого расположен предоставляемый участок. Право постоянного пользования земельными участками лесного фонда удостоверяется государственным актом на право постоянного пользования землей.

Во временное пользование по согласованию с постоянными лесопользователями земельные участки лесного фонда могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранным юридическим лицам и гражданам для тех же целей. Предоставление земельных участков лесного фонда во временное пользование осуществляется местными Советами, а также постоянными лесопользователями без их фактического изъятия, в порядке, предусмотренном законодательством Украины. Право временного пользования земельными участками лесного фонда оформляется договором.

Ст. 51 ЛК Украины устанавливает, что специальное использование лесных ресурсов на предоставленном земельном участке лесного фонда проводится при наличии специального разрешения – в соответствии с лесорубочным билетом (ордером) или лесным билетом. Также в этой статье подчеркивается, что на отведенных земельных участках лесного фонда могут использоваться только те лесные ресурсы, на которые выдано специальное разрешение.

Постоянные лесопользователи в случае специального использования ими лесных ресурсов и проведения рубок, связанных с ведением лесного хозяйства, обязаны оформить разрешение на осуществление указанной деятельности в установленном законом порядке. Формы лесорубочного билета (ордера) и лесного билета, а также порядок их выдачи утверждается Кабинетом Министров Украины.

Далее следует определить круг прав и обязанностей пользователей лесными ресурсами. Итак, ст. 18 ЛК Украины устанавливает, что постоянные лесопользователи имеют право:

- на ведение в установленном порядке лесного хозяйства;

- на первоочередное специальное использование в установленном порядке лесных ресурсов, пользование земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и научно-исследовательских целей, а также для проведения научно-исследовательских работ;

- собственности на заготовленную продукцию и доходы от ее реализации (кроме доходов от реализации продукции, полученных от присмотра за лесом и осуществления иных лесохозяйственных мероприятий);

- осуществлять в установленном законодательством порядке строительство дорог, лесных складов, пожарно-химических станций, хозяйственных помещений и других объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов.

Постоянные лесопользователи также обязаны:

- обеспечивать воспроизводство, охрану, защиту и повышение плодородия почв, продуктивности лесных насаждений и усиление их полезных свойств, соблюдать другие требования лесного законодательства, касающиеся ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов;

- придерживаться научно обоснованных норм и порядка специального использования древесных и других ресурсов леса и пользования земельными участками лесного фонда;

- вести лесное хозяйство, осуществлять специальное использование лесных ресурсов и пользоваться земельными участками лесного фонда способами, которые бы обеспечивали сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создавали благоприятные условия для их охраны, защиты, использования и воспроизводства;

- выполнять работы, связанные с отводом в натуре земельных участков лесного фонда для специального использования лесных ресурсов, нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ;

- вести первичный учет лесов;

- обеспечивать охрану редких видов растений животных в соответствии с природоохранным законодательством;

- своевременно вносить плату за использование лесных ресурсов;

- не нарушать законных прав постоянных лесопользователей.

В свою очередь, ст. 19 ЛК Украины устанавливает, что временные лесопользователи имеют право:

- осуществлять специальное использование лесных ресурсов, пользоваться земельными участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ в соответствии с условиями договора;

- по согласованию с Советами, которые предоставили им в пользование земельные участки лесного фонда и постоянными лесопользователями, в установленном законодательством порядке прокладывать дороги, оборудовать лесные склады, стоянки для автотранспорта, возводить хозяйственные постройки и сооружения для хранения и первичной обработки заготовленного сырья и т.д.

В соответствии с указанной статьей временные лесопользователи также обязаны осуществлять следующие действия:

- обеспечивать пользование земельными участками лесного фонда в соответствии с условиями их предоставления;

- вести работы способами, которые бы обеспечивали сохранение оздоровительных и защитных свойств лесов, а также создавали благоприятные условия для воспроизводства насаждений, охраны, защиты и использования лесов, охраны редких видов флоры и фауны;

- своевременно вносить плату за специальное использование лесных ресурсов;

- не нарушать прав других лесопользователей;

- соблюдать другие требования, касающиеся регулирования порядка использования лесных ресурсов, установленных законодательством Украины.

Ст. 21 и 22 ЛК Украины устанавливают основания и порядок прекращения права временного и постоянного лесопользования. В частности, ст. 21 ЛК Украины предусматривает, что постоянное пользование земельными участками лесного фонда прекращается в случаях и порядке, предусмотренных Земельным Кодексом Украины.

В соответствии со ст. 22 ЛК Украины право временного пользования земельными участками лесного фонда прекращается в случаях:

- добровольного отказа от пользования земельными участками лесного фонда;

- окончания срока, на который было предоставлено право пользования земельными участками лесного фонда;

- прекращения деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право временного пользования земельными участками лесного фонда;

- неиспользования в установленные сроки лесных ресурсов, нарушения правил пользования земельными участками лесного фонда или использования их не по назначению;

- пользования земельными участками лесного фонда и специального использования лесных ресурсов способами, которые негативно влияют на состояние и воспроизводство лесов, приводят к ухудшению окружающей природной среды на предоставленных для пользования земельных участках лесного фонда и за их пределами;

- систематического невнесения в установленные сроки платы за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда;

- изъятия в установленном порядке предоставленного земельного участка лесного фонда.

Прекращение права временного пользования земельными участками лесного фонда осуществляется Советами, которые предоставляли участок в пользование, а в случаях, предусмотренных пунктами 4,5,6, в случае несогласия временных лесопользователей, - в судебном порядке.

Далее указанная статья определяет, что законодательными актами могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права временного пользования земельными участками лесного фонда.

 

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ЛЕСОВ

В соответствии со ст. 85 ЛК Украины леса Украины подлежат охране и защите, что предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на их сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления и другого вредного воздействия, защиту от вредителей и болезней, а также рациональное использование. Обеспечение охраны и защиты лесов возлагается на центральные и местные органы государственной исполнительной власти, Верховную Раду Автономной Республики Крым, местные Советы и постоянных лесопользователей в соответствии с законодательством Украины.

Далее в этой статье определяется круг полномочий вышеуказанных органов. В частности, речь идет о том, что местные Советы, а также Правительством Автономной Республики Крым для охраны лесов от пожаров проводят следующие мероприятия:

- ежегодно организовывают разработку и осуществление лесопользователями мероприятий противопожарной безопасности в лесах;

- привлекают для тушения лесных пожаров население, противопожарную технику и транспортные средства предприятий, учреждений и организаций в установленном законодательными актами порядке;

- обеспечивают лиц, привлекаемых для тушения лесных пожаров, пропитанием и медицинским обслуживанием;

- способствуют строительству объектов противопожарного назначения, работе воздушных судов авиалесоохраны;

- организуют через средства массовой информации пропаганду правил противопожарной безопасности, освещение проблем сохранения лесов;

- обеспечивают координацию мероприятий, направленных на охрану лесов от пожаров в пределах своей территории.

Также ст. 86 ЛК Украины предусматривает, что предприятия, учреждения, организации и граждане, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны согласовывать в соответствии с законодательством Украины с государственными органами лесного хозяйства, государственными органами охраны окружающей природной среды и другими органами проведение организационных, санитарных, технологических и других мероприятий по охране и защите лесов.

В соответствии со ст. 87 ЛК Украины охрану и защиту лесов на территории Украины осуществляют:

- лесная охрана специально уполномоченных государственных органов лесного хозяйства (далее – государственная лесная охрана);

- лесная охрана других постоянных лесопользователей.

Деятельность государственной лесной охраны регулируется ее уставом, который утверждается Кабинетом Министров Украины.

Ст. 88 ЛК Украины устанавливает основные права и обязанности государственной лесной охраны и других постоянных лесопользователей. В частности, речь идет о том, что служебные лица государственной лесной охраны, лесной охраны других постоянных лесопользователей в соответствии с законодательством имеют право:

- давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении нарушений лесного законодательства, установленного порядка использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, других нарушений, которые могут причинять ущерб лесу;

- беспрепятственно посещать предприятия, организации, учреждения для выполнения контрольных функций по обеспечению надлежащей охраны и защиты лесов;

- доставлять лиц, которые нарушают лесное законодательство, в органы внутренних дел, местные органы власти;

- изымать у лиц, которые нарушают лесное законодательство, незаконно добытую продукцию лесных пользований, инструменты, оборудование, транспортные и иные средства, которые являлись орудиями правонарушения, а также соответствующие документы;

- право на хранение, ношение и применение специальных средств и оружия в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с указанной статьей служебные лица также обязаны:

- предупреждать нарушение правил охраны и защиты лесов, установленного порядка использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда и другие действия, которые могут негативно влиять на лес, а также прекращать их;

- осуществлять мероприятия по повышению противопожарной устойчивости насаждений, предупреждение возникновению, распространению лесных пожаров и их ликвидации, а также защите лесов от вредителей и болезней;

- способствовать лесопользователям, которым предоставлены земельные участки лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, в осуществлении мероприятий по организации охотничьего хозяйства, охраны и разведения диких зверей и птиц.

Работники лесной охраны могут также иметь другие права и обязанности в соответствии с законодательством Украины.

Также в этой статье особо подчеркивается, что работники государственной лесной охраны подлежат обязательному государственному страхованию. Порядок страхования определяется Кабинетом Министров Украины.

Наряду с вышеперечисленными мерами в области охраны лесов, постоянные лесопользователи обязаны осуществлять соответствующие действия по воспроизводству лесов и лесоразведению. К примеру, ст. 8 ЛК Украины предусматривает, что на землях, которые были покрыты лесной растительностью (срубы, пожарища и др.) осуществляется воспроизводство лесов, а на других, предназначенных для создания лесов, землях, непригодных для использования в сельском хозяйстве (яры, балки, песчаники и т.д.) – лесоразведение.

Также постоянные лесопользователи должны осуществлять на предоставленных им земельных участках лесного фонда комплекс мероприятий по обеспечению повышения продуктивности лесов, а также по улучшению качественного состава лесов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.012 с.)