Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые формы платежей в сфере экологии иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОРЯДОК ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В Украине финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, фондов охраны окружающей природной среды, добровольных внесений и других средств. В соответствии с законодательством в Украине существуют следующие формы платежей в сфере экологии: - плата за специальное использование природных ресурсов; - плата за загрязнение окружающей природной среды; - плата за ухудшение качества природных ресурсов. Теперь следует рассмотреть каждую из вышеперечисленных форм в отдельности. Плата за специальное использование природных ресурсов. В соответствии со ст. 43 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» она устанавливается на основе нормативов платы и лимитов их использования. Нормативы платы за использование природных ресурсов устанавливаются с учетом их распространенности, качества, возможности воспроизводства, доступности, комплексности, продуктивности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов. Нормативы платы за использование природных ресурсов, а также порядок их взыскания устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются в порядке, который определяется Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, городскими Советами, кроме случаев, когда природные ресурсы имеют общегосударственное значение. Лимиты использования природных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. Платежи за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов относятся к расходам производства, а за надлимитное использование и снижение их качества взыскиваются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Плата за загрязнение окружающей природной среды. Данная форма платежа устанавливается на основе лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и других производств. Ст. 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что указанные лимиты в целом по территории Автономной Республики Крым, областей, городов общегосударственного значения или отдельных регионов устанавливаются: - в случаях, когда это приводит к загрязнению природных ресурсов республиканского назначения, территорий других областей, – Министерством экологии и природных ресурсов Украины; - в других случаях – в порядке, который устанавливается Верховной Радой Автономной Республики Крым, а также областными и городскими Советами, по представлению органов Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Порядок установления нормативов платы и взыскания платежей за загрязнение окружающей природной среды устанавливается Кабинетом Министров Украины. Платежи предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также другие виды вредного воздействия в пределах лимитов относятся также к расходам производства, а за превышение лимитов – взыскиваются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, учреждений, организаций и граждан. Также в указанной статье идет речь о том, что порядок установления ограничений размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Плата за ухудшение качества природных ресурсов. В соответствии со ст. 45 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» данная форма платежа взыскивается с лиц, осуществляющих полномочия по владению и пользованию природными ресурсами в случае нарушения ими соответствующих требований природоохранного законодательства (снижение плодородности почв, продуктивности лесов, рыбопродуктивности и др.) и устанавливается на основе нормативов. Порядок установления нормативов платы за ухудшение качества природных ресурсов определяется Кабинетом Министров Украины. Также в указанной статье устанавливается, что платежи предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан за ухудшение качества природных ресурсов вследствие владения и пользования ими, осуществляется за счет прибыли, которая остается в их распоряжении. Все взыскиваемые платежи распределяются в установленном законом порядке и направляются на выполнение работ по воспроизводству и поддержанию природных ресурсов в надлежащем качестве. Платежи за использование природных ресурсов поступают в соответствующие бюджеты, согласно действующему законодательству. В свою очередь, платежи за загрязнение окружающей природной среды распределяются между местными (сельскими, поселковыми, городскими), областными и республиканскими Автономной Республики Крым, а также государственным фондами охраны окружающей природной среды в соотношении соответственно: 20,50 и 10 процентов, а между Киевским, Севастопольским городскими и Государственным фондами охраны окружающей природной среды в соотношении: 70 и 30 процентов. Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды в Украине создаются Государственный, республиканский Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды. Ст. 46 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» предусматривает, что республиканский Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды создаются в составе республиканского бюджета Автономной Республики Крым и соответствующего местного бюджета по месту причинения экологического ущерба за счет: - платежей за загрязнение окружающей природной среды; - части денежных взысканий за нарушение норм и правил охраны окружающей природной среды и ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и другой деятельности, в соответствии с действующим законодательством; - целевых и иных добровольных внесений предприятий, учреждений, организаций и граждан. Распределение платежей, которые поступают в республиканский Автономной Республики Крым и местные фонды охраны окружающей природной среды, осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующими областными и городскими Советами по представлению органов Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Государственный фонд охраны окружающей природной среды создается за счет: - отчислений из местных фондов охраны окружающей природной среды, размер которых определяется Верховной Радой Украины; - добровольных внесений предприятий, учреждений, организаций, граждан и других поступлений; - части платежей за использование природных ресурсов, размер которых определяется Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Распределение средств, которые поступают в государственный фонд охраны окружающей природной среды осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства экологии и природных ресурсов Украины. В свою очередь, средства местных, республиканского Автономной Республики Крым и Государственного фондов охраны окружающей природной среды могут использоваться только для целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по данным вопросам, а также мероприятий, проводимых с целью снижения влияния загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и стимулирования работников специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, кроме случаев, которые имеют статус государственных служащих, и общественных инспекторов по охране окружающей природной среды, которые выявили нарушения природоохранного законодательства и приняли необходимые меры для привлечения виновных к ответственности, а также для предупреждения нарушения требований эколого-правовых норм. Законодательством также устанавливается, что в Украине могут создаваться и другие фонды для стимулирования и финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения.
3. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Экономико-правовое стимулирование в сфере экологии – это установленные действующим законодательством экономические формы поощрения, направленные на инициативное осуществление предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами мероприятий в области эффективного и рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. В общем виде направления экономического стимулирования деятельности в сфере экологии устанавливаются Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», в частности, ст. 48 устанавливает, что в Украине стимулирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды осуществляется путем: - предоставления льгот при налогообложении предприятий, учреждений, организаций и граждан в случае реализации ими мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, при переходе на малоотходные и безотходные, ресурсо- и энергосберегающие технологии, организации производства и внедрении очистного оборудования для утилизации загрязняющих веществ и переработки отходов, а также приборов контроля за состоянием окружающей природной среды и источниками выбросов и сбросов загрязняющих веществ, выполнении других мероприятий, направленных на улучшение охраны окружающей природной среды; - предоставления на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных займов для реализации мероприятий по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды; - установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; - освобождения от налогообложения фондов охраны окружающей природной среды; - передачи части средств фондов охраны окружающей природной среды на договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на мероприятия для гарантированного снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и уменьшения вредных физических, химических и биологических влияний на состояние окружающей природной среды, а также на развитие экологически безопасных технологий и производств; - предоставление возможности получения природных ресурсов под залог; Если проводить сравнительную параллель с законодательством Российской Федерации, то в процессе анализа можно наблюдать наличие в соответствующих эколого-правовых нормативных актах более широкого круга стимулирующих мероприятий экономического характера. К примеру, ст. 24 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», помимо вышеперечисленных, устанавливает следующие дополнительные поощрительные меры экономического характера для лиц, осуществляющих природоохранные мероприятия: - применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; - введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; - применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды. В отличии от украинского законодательства, законодательство Российской Федерации определяет меры экономико-правового стимулирования для лиц, осуществляющих природоохранную деятельность путем их установления не только в общих законодательных актах, но также и в специальных эколого-правовых документах. Так, согласно ст. 127 Водного Кодекса РФ экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает предоставление налоговых и иных льгот гражданам и юридическим лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод; предоставление налоговых, кредитных и иных льгот водопользователям. Наряду с названными мерами, Закон РФ «О животном мире» предусматривает в качестве меры экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, а также за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира. Относительно новым является введение в Украины такой меры экономико-правового стимулирования в области осуществления природоохранной деятельности как экологическое страхование. В частности, ст. 49 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» определяет, что в Украине осуществляется добровольное и обязательное, государственное и другие виды страхования граждан и их имущества, имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций на случай ущерба, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. Порядок экологического страхования устанавливается законодательством Украины. На практике институт экологического страхования не получил в настоящее время широкого распространения ввиду отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы, устанавливающей и регламентирующей основные механизмы его реализации. Также перспективным направлением для Украины явилось бы введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности высокопроизводительных экологически опасных объектов. К их числу должны относится предприятия и другие объекты, на которых осуществляется добыча, переработка и хранение особо опасных химических и радиоактивных веществ.
Рекомендуемая литература 1. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546. 2. Об основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности: Постановление ВР Украины от 05.03.1998 // Ведомости ВР Украины.-1998.-№ 38-39.-Ст. 248. 3. Об утверждении Базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды. Приказ Минэкобезопасности от 29.12.1996, № 157. 4. Про затвердження порядку визначення платежів і стягнення платежів за забруднення навколишнього природного середовища та положення про республіканській понабюджетний фонд охорони навколишнього природного середовища: Постанова КМ України від 01.03.1999, № 303. 5. Про внесення змін до порядку встановлення нормативів збору за забруднення навколишнього природного середовища і стягнення цього збору: Постанова КМ України від 11.08.2000, № 1261. 6. Андрейцев В.І. Екологічне право (Загальна частина).-К.: Вентурі, 1996.-С. 168-185. 7. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 67-73. 8. Барбашова Н.В. Экономический механизм обеспечения экологической безопасности // Предпринимательство, хозяйство и право.-1999.-№ 1.-С. 29-32. 9. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 158-165. 10. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 407-447. 11. Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1990.-524 с. 12. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 195-212. 13. Экологическое право и рынок. Сб. статей под ред. М.М. Бринчука и О.Л. Дубовик.-М.:РАН, Ин-т госуд.-правовых исследований, 1994.-295 с. 14. Экономика природопользования на предприятиях / Авт. кол.: В.А. Кузнецов и др.-М.: ВНИИЦ “Экология”, 1992.-204 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.180 (0.011 с.) |