Бухгалтерский управленческий и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский управленческий и



Т.В. Федорович

 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ

 

 

Учебное пособие

 

 

Новосибирск

 

УДК 657.1(075.8)

ББК 65.052.201.2+65.052.236.33я73

Рецензенты

Левкевич М.М. – д-р экон. наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита САФБД

Кунгуров Ю.А. – зам. генерального директора по финансам

ОАО «Сибирский химический комбинат» (Томск)

Белозерцева И.Б. – канд. экон. наук, зав. кафедрой бухгалтерского учета НГУЭУ

 

Утверждено к печати Научно-методическим советом

 

 

Федорович Т.В.

Бухгалтерский управленческий и производственный учет: учебное пособие. – Новосибирск: НГУЭиУ, 2010. – 214 с.

 

 

Теоретические и методические основы бухгалтерского управленческого и производственного учета излагаются под углом зрения действующих законодательных и нормативных актов РФ и практического опыта западных корпораций. Рассматривается применение альтернативных классификаций затрат, использование гибких бюджетов в управлении, оптимизация прибыли в системе «стандарткостс». Конкретизируются отдельные аспекты управленческого и производственного учета.

Данное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» дневной и заочной форм обучения, а также может быть использовано при подготовке бакалавров и магистрантов направления «Экономика», слушателями системы повышения квалификации, работниками бухгалтерских служб различных организаций.

 

 

 Федорович Т.В., 2010

 Новосибирский государственный

университет экономики и управления, 2010

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение.................................................................................................................. 5

1. Основы управленческого и производственного учета............................... 8

1.1. Введение в управленческий учет................................................................ 8

1.2. Понятие издержек, затрат, расходов и себестоимости.......................... 15

1.3. Состав затрат на производство и задачи их учета................................... 18 1.4. Классификация производственных затрат............................................... 20

Формирование информации о производственных затратах по целям

управления........................................................................................................... 25

2.1. Классификация, учет и анализ затрат по их экономическому

содержанию....................................................................................................... 25

2.2. Группировка, учет и анализ затрат по статьям калькуляции................. 30

2.3. Назначение и виды калькуляций.............................................................. 39

3. Синтетический и аналитический учет производственных затрат......... 44

3.1. Система счетов для учета затрат на производство.................................. 44 3.2. Учет и методика распределения косвенных затрат................................ 49 3.3. Аналитический учет затрат на производство.......................................... 55

Учет затрат в незавершенном производстве, коммерческих расходов и

готовой продукции.............................................................................................. 63 4.1. Учет и оценка незавершенного производства......................................... 63

4.2. Оценка и учет готовой продукции........................................................... 67

4.3. Состав и учет коммерческих расходов, учет продаж произведенной

продукции.......................................................................................................... 74

Система внутреннего контроля и внутренняя управленческая

отчетность........................................................................................................... 177

9.1. Взаимосвязь системы внутреннего контроля с внутренней отчетностью

и управленческим учетом.............................................................................. 177

9.2. Построение системы внутренней управленческой отчетности............ 180

9.3. Содержание внутренних отчетов и их использование для контроля

ресурсов и контроля текущей деятельности................................................. 186

9.4. Система требований к внутренней отчетности..................................... 188

9.5. Формы внутренних отчетов для различных центров ответственности и

объектов управления...................................................................................... 191

Библиографический список............................................................................. 200

Приложение А Нормативные акты, рекомендуемые к изучению............ 203

Приложение Б.................................................................................................... 205

Деловая игра«Прогнозирование затрат на выпуск продукции в зависимости от потребностей рынка, наличия и эффективного

Использования трудовых ресурсов и уровня загруженности

производственных мощностей»...................................................................... 205

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночные условия хозяйствования по-иному определяют место и роль предприятия в экономических отношениях. Производственные и финансовые результаты деятельности предприятия во многом определяются наличием своевременной и достоверной информации для принятия тех или иных управленческих решений, обеспечивающих конкурентоспособность продукции предприятия, его экономическую самостоятельность и устойчивое финансовое положение в условиях рынка. Такие решения основываются на оперативной технологической, плановой, нормативной, учетной и аналитической информации.

Бухгалтерский управленческий учет является важнейшей частью действующей информационной системы предприятия и, в свою очередь, обеспечивает информацией, важнейшие функции управления: планирование, анализ и оценку результатов, контроль и регулирование. В информационном поле управления деятельностью предприятия на долю бухгалтерской информации приходится не менее двух третей всего объема экономической информации, формированию которой предшествуют профессиональные процедуры отражения многочисленных аспектов хозяйственной деятельности и проверки соответствия каждого факта экономической деятельности действующему в стране законодательству.

В современных условиях перехода национальной экономики к принципиально новой модели развития – социально-ориентированной рыночной экономике – бухгалтерский управленческий учет занимает особое место в системе управления предприятием. Совершенствование управленческого учета связано с использованием современной учетной методологии и разнообразных методик, основанных на достижениях отечественной и зарубежной экономической науки, одновременно управленческий учет пополняется системами, основанными на использовании компьютеров с пакетами прикладных программ. Это, с одной стороны, дает возможность в информационном обеспечении основных функций управления и, с другой стороны, позволяет использовать экономическую информацию, формируемую в системе управления. Следовательно, бухгалтерский управленческий учет создает системное информационное обеспечение управленческих решений, принимаемых руководителями всех уровней управления.

Наличие объективной, исчерпывающей и своевременной бухгалтерской информации является основой повышения эффективности управленческой деятельности, означающей гарантированную и стабильную прибыль, технико-экономическое и социальное развитие предприятия.

Новые условия хозяйствования обусловили существенное изменение методологии и организации всей системы бухгалтерского учета. В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004–2100 гг.) дальнейшее развитие бухгалтерского учета осуществляется по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Таким образом, развитие бухгалтерского учета в дальнейшем не возможно без совершенствования системы подготовки квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете, владеющих современными навыками ведения управленческого учета, подготовки и анализа внутренней оперативной и публичной бухгалтерской отчетности.

В современных условиях хозяйствования изменились требования к профессии «бухгалтер». Бухгалтер сегодня – это центральная фигура управленческого персонала, консультант директора предприятия, аналитик и финансист. И в связи с этим, бухгалтер должен обладать глубокими и разносторонними знаниями.

Предлагаемое учебное пособие предоставляет студентам возможность изучить концепцию, особенности и методы ведения бухгалтерского управленческого и производственного учета. Пособие обобщает методические рекомендации, нормативные акты и отдельные публикации по вопросам организации и ведения управленческого и производственного учета на предприятиях при различных типах технологии и организации производства.

В пособии изложены основные методологические принципы построения управленческого учета на производственном предприятии, порядок учета производственных затрат, методы формирования и калькулирования себестоимости продукции, особенности систем оперативного учета «стандарт-костс» и «директ-костинг», основы бюджетного планирования и внутреннего контроля и другие вопросы.

Теоретические положения, приведенные в учебном пособии, подкреплены примерами многообразных хозяйственных операций с корреспонденцией счетов, конкретными хозяйственными ситуациями, примерами расчета различных экономических показателей, схемами и рисунками, что позволит студентам наилучшим образом разобраться в изложенном материале и приобрести практические навыки работы.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом и типовой программой дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» и предназначено для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», а также может быть использовано слушателями системы повышения квалификации учетных работников предприятий различной отраслевой принадлежности.


Вопросы для самопроверки

1. Покажите разницу между управленческим и финансовым учетом.

2. Охарактеризуйте различные функции управленческого учета.

3. Какова история развития управленческого учета?

4. Выделите группы пользователей учетной информации и перечислите их характерные признаки.

5. Дайте определение издержкам, затратам и расходам.

6. Раскройте сущность экономической категории «себестоимость продукции».

7. Перечислите затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

8. Укажите задачи классификации затрат.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности использования в учете классификации затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям?

2. Перечислите экономические элементы затрат и раскройте их состав.

3. Перечислите статьи затрат типовой калькуляции производственной себестоимости.

4. Раскройте экономическую сущность калькулирования себестоимости продукции как процесса.

5. Перечислите статьи общепроизводственных расходов.

6. Перечислите статьи общехозяйственных расходов.

7. Назовите и охарактеризуйте виды калькуляции.

8.В чем различие объектов учета затрат и объектов калькулирования?

9. Назовите способы калькулирования себестоимости продукции в промышленности.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите счета учета затрат на производство и сгруппируйте их по целевому назначению.

2. По дебету каких счетов отражаются затраты, составляющие фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг)?

3. Перечислите затраты, учитываемые по дебету счета 28.

4. Обоснуйте классификацию косвенных расходов.

5. Почему общепроизводственные расходы в промышленности планируют и учитывают раздельно по двум группам?

6. Охарактеризуйте метод распределения косвенных расходов с использованием сметных ставок.

7. Назовите показатели, принимаемые в качестве базы распределения косвенных расходов.

8. Раскройте методику учета общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

9. В чем заключается аналитический учет затрат к счетам 20 и 23?

10. Каково назначение ведомостей № 12 и № 15 в учете косвенных расходов?

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику промышленному незавершенному производству.

2. Какие службы ведут оперативный количественный учет движения остатков НЗП?

3. Какие виды оценки НЗП используют в учете в зависимости от типа производства?

4. Как оценивают НЗП при определении цеховой себестоимости каждого вида продукции данного цеха?

5. Перечислите документы по учету НЗП в цехах и в бухгалтерии.

6. Дайте определение готовой продукции и ее учетным измерителям.

7. Назовите виды учетных цен на готовую продукцию.

8. Что представляет собой номенклатура-ценник и для чего его используют?

9. Каким образом ведут учет готовой продукции по видам и местам хранения?

10. Какие документы оформляют при продаже готовой продукции?

11. Какие счета предусмотрены для учета готовой продукции?

12. Назовите корреспонденцию счетов при учете готовой продукции на счете 43.

13. Назовите корреспонденцию счетов при использовании в учете готовой продукции счета 40.

14. Как определяют и учитывают отклонения стоимости готовой продукции по учетным ценам от ее фактической производственной себестоимости?

15. Перечислите состав расходов на продажу.

16. В корреспонденции с кредитом каких счетов учитывают расходы по дебету счета 44?

17. Назовите варианты списания расходов на продажу в дебет счета 90. 18. Раскройте сущность учета продажи продукции методом начисления.

19. Перечислите документы необходимые для продажи и отгрузки готовой продукции.

20. Дайте характеристику счета 90 и его субсчетам.

21. Назовите корреспонденцию счетов по учету продажи продукции в течение месяца.

Заказ № 185

 

Статьи калькуляции Затраты на выпуск 100 ед. компрессоров Затраты на выпуск одного компрессора Результат
по отчету по плану эко- номия пере- расход
Материалы основные 142 300        
Возвратные отходы        
Материалы за вычетом отходов 141 500 1 415    
Вспомогательные материалы 5 000    
Транспортнозаготовительные расходы 5 900      
Оплата труда производственных рабочих с отчислениями 87 700      
Потери от брака      
Общепроизводственные расходы 75 900      
Общехозяйственные расходы 22 500      
Итого 339 200 3 392 3 706    

 

Себестоимость одного изделия (компрессора) в сумме 3 392 тыс. руб. определяют делением суммы затрат по заказу на количество изготовленных изделий. Делением суммы затрат по каждой статье калькуляции на количество выпущенных изделий, получают постатейные затраты на единицу продукции. При сравнении фактической (отчетной) калькуляции себестоимости изделия с плановой, можно установить, что себестоимость снизилась на 314 тыс. руб. или на 8,5 %. По каждой статье калькуляции следует определять отклонение от плановых нормативов затрат, благоприятно или неблагоприятно повлиявших на себестоимость единицы продукции. Такой анализ можно выполнить только после изготовления заказа, и поэтому как средство выявления резервов производства этот метод учета затрат мало эффективен. Этот недостаток позаказного метода обусловливает необходимость улучшения данного метода путем использования принципов нормативного метода учета затрат на производство.

 

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите виды классификации методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

2. Каким образом тип технологии и организации производства влияет на выбор метода учета затрат?

3. Назовите методы учета затрат на производство, выделяемые по объектам группировки.

4. В каких производствах используется попроцессный метод учета затрат и в чем его сущность?

5. Перечислите последовательность учетных операций при попроцессном методе.

6. В каких производствах используется попередельный метод учета затрат и в чем его сущность?

7. Дайте характеристику бесполуфабрикаиному варианту учета затрат.

8. Дайте характеристику полуфабрикаиному варианту учета затрат.

9. В каких случаях в учете полуфабрикатов используют счета 20 и 21?

10. Перечислите последовательность учетных операций при попередельном методе.

11. В каких производствах используется позаказный метод учета затрат и в чем его сущность?

12. Перечислите последовательность учетных операций при позаказном методе.

13. На основании каких документов определяют себестоимость продукции по каждому заказу?

14. Раскройте сущность и условия применения нормативного метода учета затрат.

15. Какие нормативы затрат Вы знаете?

16. Перечислите направления и особенности учета затрат на производство при нормативном методе.

17. Каким образом учитывают отклонения от нормативов затрат и их изменения в течение месяца?

18. Перечислите последовательность учетных операций при нормативном методе.

19. Дайте характеристику организации нормативного учета по трем вариантам.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте доступные для различных предприятий и организаций типы центров ответственности.

2. Какие факторы определяют выбор центров ответственности?

3. Каковы возможные уровни учета по центрам ответственности и их связь со степенью управленческой ответственности в случаях принятия решений?

4. Назовите оценочные показатели для различных центров ответственности.

5. Какие факторы определяют меру ответственности руководителей центров?

6. В чем состоят особенности учета по носителям затрат?

7. Сформулируйте цели сметного планирования по ЦО.

8. Перечислите и охарактеризуйте этапы составления смет.

9. Назовите причины составления и особенности гибких смет.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

 

8.1. Понятие бюджета и бюджетное планирование

Бюджетное планирование – это специфическая управленческая технология, основанная на стандартных процедурах сбора, обработки и согласования информации из центров ответственности, которая сводится в итоговый документ – основной бюджет предприятия (организации).

Английский термин budget (бюджет, финансовая смета) по смыслу близок к понятию «смета доходов и расходов». С другой стороны, бюджет – это финансовый документ, являющийся инструментом управленческого контроля. Составление бюджетов является процессом планирования и, как правило, бюджеты составляются на один последующий год с подразделением на кварталы, месяцы или тринадцать четырехнедельных периодов.

Таким образом, бюджет представляет собой количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода. Бюджет отражает планируемую величину дохода, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджеты разрабатывают как для предприятия или организации в целом, так и для их структурных подразделений – центров ответственности.

Функции бюджета следующие:

– планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятия (организации) и их анализ;

– координирование различных видов деятельности и центров ответственности. Согласование интересов отдельных работников и их групп в целом по предприятию;

– стимулирование руководителей к достижению целей их центрами ответственности;

– контроль текущей деятельности;

– основа для оценки выполнения плана ЦО и их руководителей.

По степени обобщения информации бюджеты подразделяют на основной (генеральный, главный) и частные.

Основной бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей предприятием в целом.

Основной бюджет скоординирован по всем подразделениям и функциям и состоит из операционных бюджетов и финансовых бюджетов, а также может включать вспомогательные и дополнительные бюджеты.

Операционные бюджеты отражают планируемые операции на предстоящий год по видам деятельности (сегментам) или отдельной функции предприятия. В ходе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого центра ответственности. Операционные бюджеты являются инструментом для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными для более точного составления финансовых бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основного бюджета. К операционным бюджетам относят:

– бюджет продаж;

– бюджет производства;

– бюджет производственных запасов;

– бюджет прямых материальных затрат; – бюджет прямых затрат на оплату труда;

– бюджет общепроизводственных расходов;

– – бюджет управленческих расходов;

– – бюджет коммерческих расходов.

Большая часть операционных бюджетов является оперативными (текущими) бюджетами, данные которых затем фокусируются в прогнозном отчете о прибылях и убытках. Перечень операционных бюджетов определяется руководством предприятия исходя из характера целей и задач центров ответственности, специфики бизнеса, уровня квалификации менеджмента.

Финансовые бюджеты предназначены для финансового управления и оценки перспектив развития бизнеса. Они предоставляют необходимую информацию внутренним пользователям для оценки финансового состояния предприятия и контроля за его изменением, для оценки деловой активности и инвестиционной привлекательности. В отличие от финансовой отчетности формы финансовых бюджетов не стандартизированы. Состав показателей и структура такого бюджета зависит от объекта планирования, масштаба бизнеса и степени квалификации лиц, занимающихся бюджетированием.

К финансовым бюджетам относят:

– инвестиционный бюджет;

– бюджет потока денежных средств;

– прогноз балансового отчета;

– прогноз отчета о прибылях и убытках.

Вспомогательные и дополнительные бюджеты относят к группе специальных бюджетов. Их основное назначение – предоставление детализированной информации при формировании целевых показателей и нормативов финансового планирования для отдельных видов деятельности или программ. В число вспомогательных бюджетов включают бюджеты налогов, бюджет начальных капиталовложений, кредитный план и др. К дополнительным бюджетам относят бюджет распределения прибыли, бюджет социального развития, бюджеты отдельных проектов и программ, требующих целевого финансирования. Набор специальных бюджетов, как и операционных, для каждого планируемого периода определяется руководством предприятия в зависимости от целевых установок и специфики финансово-хозяйственной деятельности.

На рис. 11 представлена блок-схема формирования основного бюджета предприятия. На данной блок-схеме отражена только логическая последовательность процесса бюджетирования, и не отражены все возможные взаимосвязи между бюджетами.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть существенной и полезной для заинтересованных в ней лиц. При этом можно выделить общие характерные черты (признаки) бюджетов:

– бюджет может содержать информацию только о доходах, либо только о расходах, либо о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

– бюджетные показатели могут отражаться как в стоимостных, так и в натуральных единицах измерения;

– бюджеты составляются как для предприятия в целом, так и для его структурных подразделений (ЦО), что позволяет координировать их действия.

Рис.
 
11
. Блок
-
схема формирования основного бю
д
жета
 
 

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятиям «бюджет», «бюджетирование», «система бюджетирования».

2. Какие функции выполняет бюджет?

3. По каким критериям классифицируют бюджеты?

4. Перечислите операционные бюджеты, в чем их основное назначение?

5. Для чего предназначены финансовые бюджеты?

6. Каким образом осуществляется контроль за исполнением основного бюджета?

7. Дайте характеристику основным элементам системы управления бюджетированием.

По уровням управления

 

Уровень управления Места затрат Центры затрат Объекты затрат Уровень себестоимости Объекты калькулирования
1. Предприят ие Предприятие Затраты предприятия Готовая продукция предприятия Производственная Изделия, продукты
2. Производс тво как часть деятельности предприятия Производст- ва Затраты производст- ва Партии деталей, узлов, комплектов Производственная (прямые затраты) Детали, узлы, комплекты
3. Цех Цехи Затраты цеха Партии деталей, узлов, комплектов Цеховая себестоимость (прямые затраты) Детали, узлы, комплекты
4. Производс твенный участок Участки Затраты участка Технологические операции участка Прямые затраты участка Детали, узлы, комплекты
5. Бригада или рабочий центр Бригады Затраты бригады Операции технологического процесса, закрепленные за бригадой или рабочим центром Прямые затраты бригады или рабочего места Детали, узлы, комплекты
6. Рабочее место Рабочие места Затраты на данном рабочем месте Операция технологического процесса Прямые затраты рабочего места Детали, узлы, комплекты

 

Вся совокупность информации содержит ряд подсистем, которые позволяют обеспечить адекватной информацией одного руководителя или группу управленцев, принимающих решения. Каждая подсистема содержит механизм обработки информации и обратной связи.

На рис. 13 представлена взаимосвязь отчетных показателей на различных уровнях управления.

Например, прямые затраты рабочих мест увязываются с технологической себестоимостью бригады, участка; технологическая себестоимость

 

 

Рис. 13. Взаимосвязь отчетных показателей на различных уровнях управления

 

в свою очередь, должна увязываться с цеховой себестоимостью, а себестоимость цехов – с производственной себестоимостью; то же касается и других показателей.

Однако к недостаткам традиционных систем внутренней отчетности можно отнести следующие:

– информация собирается, главным образом, для определения затрат или учета объема продаж и не связана с потребностями отдельных руководителей центров ответственности;

– информация предназначается не для того лица, кто в ней нуждается, а чаще всего для руководителей высшего уровня;

– попытки предоставлять конкретную информацию по общим вопросам. Контроль предполагает конкретность, а при отсутствии конкретных целей и планов обязанности руководителей являются общими и расплывчатыми;

– большой поток ненужной информации, которую руководителю следует обработать, чтобы выявить действительно необходимую;

– направленность отчетной информации на ретроспективу, то есть упор на выявленные ошибки, проведение ревизий и поиски упущений. Необходимо предоставлять информацию, ориентированную на будущее.

 

Содержание внутренних отчетов и их использование для контроля ресурсов и контроля текущей деятельности

В зависимости от целей управления отчетность подразделяют на три вида: информационную, об экономических результатах и результативную о персональной деятельности.

Информационная отчетность чаще всего составляется по запросу и используется для информирования руководства о происходящих событиях.

Отчетность об экономических результатах предназначена для оценки деятельности центров ответственности. Предназначение таких отчетов – основание для принятия краткосрочных управленческих решений и обеспечения связей между структурными подразделениями. Основной отчетной формой является рапорт-отчет ЦО об итогах работы за истекший день. Он имеет форму ведомости, его показатели не требуют сопроводительного текста, легко обозреваемы и позволяют оперативно осуществлять процесс управления. Все показатели отчета связаны с планом. Учет по центрам ответственности предполагает отражение в отчетности следующих показателей: выручки (доходов), затрат (расходов), показателей эффективности работы каждого структурного подразделения.

Плановые данные должны быть увязаны с материальным стимулированием работников. При этом расходы в отчетности представляют по видам затрат, которые могут возникнуть и возникают в результате планируемого и фактического объема произведенной продукции, работ, услуг. Такого рода отчеты о доходах и расходах практикуются при установлении трансфертных цен. В качестве отчетного периода по доходам и расходам обычно устанавливается месяц.

Для ежедневного оперативного регулирования незавершенного производства (хода производства), обеспечения контроля наличия и движения деталей, полуфабрикатов в производстве, цехах, складах и на рабочих местах составляют балансы деталей, жидких масс, металла и других материальных ресурсов.

Наблюдение за численностью работников, количеством явок на работу, неявок по причинам, целосменными и внутрисменными простоями, отработанными человеко-часами или нормо-часами, движением рабочей силы проводят ежедневно по данным табельного учета. Данные за месяц обобщают в балансах рабочего времени.

Повседневный контроль использования оборудования в цехах и на участках осуществляют по данным рапортов-отчетов о простое оборудования по видам причин, с обобщением соответствующих данных за месяц в балансах времени работы оборудования.

Использование всех видов энергии (газ, пар, воздух, теплоэнергия, электроэнергия) контролируется датчиками и счетчиками, показания которых регистрируются и обобщаются в ежедневных сводках о расходе.

С учетом специфики технологии и организации производства и управления цехам, службам, отделам могут быть установлены другие экономические показатели – фондоотдача, коэффициент использования оборудования, трудоемкость, численность, ритмичность производства, потери от брака, коэффициенты выхода готовой продукции и т.п.

Результативная отчетность о персональной деятельности направлена на обеспечение информацией трех видов: о фактических результатах, о планируемых (смета, норматив) показателях, о причинах различий между фактическими и ожидаемыми результатами. Формированию данной отчетности способствует организация управленческого учета по центрам ответственности.

Перечень показателей такой отчетности сконцентрирован на персональной ответственности. При этом он не должен быть громоздким: следует фокусировать внимание руководства на небольшом количестве статей, по которым фактические показатели существенно отличаются от установленных.

Основной отчетной формой в этом случае является контрольный отчет или отчет об исполнении бюджета (сметы). Выбор системы отчетных показателей базируется на принятой системе контроля, которая должна иметь мотивационное воздействие на деятельность руководителей предприятия в целом, а не только устанавливать вину руководителя подразделения за результаты хозяйственной деятельности.

Действенность системы контроля реализуется при решении следующих проблем:

1. Четкое определение целей предприятия, исходя из которых, строится комплекс обобщающих показателей оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений.

2. Создание в рамках управленческого учета такой информационной системы, которая нацеливает руководителей различных уровней на решение краткосрочных и долгосрочных планов.

3. Оптимальный выбор мест возникновения затрат, центров ответственности и прибыли, позволяющий устранить до некоторой степени негативное влияние системы контроля на моральное состояние работников подразделений. Планы и отчеты не должны приводить к конфликтам между руководителями смежных подразделений, между работниками бухгалтерии и руководителями.

4. Использование классификации затрат на регулируемые и нерегулируемые для каждого конкретного центра ответственности. Снижение затрат, зависящих от деятельности лиц, которые отвечают за работу центров, положительно сказывается на желании руководителей воздействовать на уровень затрат. В противном случае планы и отчеты вместо координации действий руководителей могут привести к дезорганизации хозяйственной деятельности.

5. Использование системы отклонений, способствующей раскрытию ошибок в учете, ценообразовании и т.п. В противном случае может утратиться доверие к учету в целом и отчетности об исполнении смет в частности, что, в конечном счете, приведет к уклонению от ответственности лиц, занятых управленческой деятельностью.

Рассмотрение проблемы действенности контроля требует непосредственного участия руководителей центров ответственности различных уровней в разработке системы оценочных показателей, содержащихся в отчетности. Это создаст условия для понимания принимаемых решений и путей их реализации, координации действий лиц по осуществлению поставленных целей, предотвращения негативного воздействия системы контроля на мотивацию лиц, участвующих в производственном процессе.

 

9.4. Система требований к внутренней отчетности

Внутренняя отчетность должна отвечать следующим требованиям: гибкая, но единообразная структура; понятность и достоверность; оптимальная частота и своевременность представления; пригодность для анализа и оперативного контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.157 с.)