Понятие издержек, затрат, расходов и себестоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие издержек, затрат, расходов и себестоимости



С точки зрения экономики – издержки – это реальное или прогнозируемое расходование финансовых ресурсов предприятия или организации. Словарь русского языка содержит следующее определение: издержки – это затраченная на что-либо сумма [15, с. 643]. Таким образом, издержки буквально представляют собой совокупность различных направлений использования финансовых средств. Издержки могут относиться либо к активам (оборудование, сырье, материалы), – если способны принести доход в будущем; либо к пассивам – обязательствам (кредиты банков, задолженность по оплате труда и др.), – если этого не произойдет.

Кроме того различают издержки упущенных возможностей. Они выступают как потери дохода при выборе одного из способов ведения хозяйственной деятельности.

Затраты характеризуют в денежном выражении объем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, использованных в определенных целях. Затраты по окончании производственного процесса трансформируются в себестоимость продукции, работ, услуг.

Представление о затратах предприятия основывается на следующих положениях:

1. Затраты определяются использованием ресурсов и отражают состав и количество израсходованных ресурсов при производстве и продажах продукции.

2. Объем использованных ресурсов может быть выражен в натуральных и денежных единицах, но в экономических расчетах используют денежное выражение затрат.

3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями или задачами. Затраты определяются либо для определенного хозяйственного процесса: заготовление (снабжение), производство или продажа продукции; либо для производственного подразделения предприятия – участка, цеха, производства.

Для термина «затраты» применяют определение «входящие». Это означает, что к затратам относят средства или ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии, и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Затраты отражаются в балансе как активы по статье «Запасы»: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (счета 10, 16), затраты в незавершенном производстве (счета 20, 21, 23, 29), готовая продукция (43), товары для перепродажи (41), товары отгруженные (45), прочие запасы и затраты (счета 40, 44 и др.). Такой подход соответствует методологии МСФО, согласно которым затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые на конец отчетного периода в балансе в виде остатков незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т.п.

С введением в действие Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) с 2000 г. в РФ нормативно закреплено бухгалтерское понятие «расходы организации», непосредственно связанное с затратами. Согласно п. 2 ПБУ 10/99 «расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

Расходы представляют собой финансовые затраты на получение доходов в течение определенного периода. Понятие расходов уже понятия «издержек» и понятия «затрат». Расходы рассматриваются как затраты по ресурсам или услугам, потребленным в процессе получения дохода.

Для термина «расходы» характерно определение «истекшие». То есть, к расходам относятся средства или ресурсы, которые были израсходованы с целью получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем. Таким образом, расходы – это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением доходов.

Расходы учитываются при исчислении финансового результата деятельности предприятия за отчетный период и отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Однако действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету не проведены четкие границы между понятиями «затраты», «расходы», «издержки». Эти понятия часто используются как синонимы (например: накладные расходы, расходы будущих периодов).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия подразделяются на:

– расходы по обычным видам деятельности; – прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Прочие расходы связаны с предоставлением за плату во временное пользование своих активов; прав, возникающих из патентов на изобретения и промышленные образцы, других видов интеллектуальной собственности; от участия в уставных капиталах других организаций; а также: расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов; проценты, уплачиваемые за предоставление кредитов и займов; оплата услуг кредитных организаций.

К прочим расходам также относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания; курсовые разницы; суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов) и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.).

Расходы по обычным видам деятельности включают:

1) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

2) расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или их продажи;

3) расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов; 4) управленческие расходы; 5) коммерческие расходы.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности, определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ (услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции (п. 9 ПБУ 10/99). Однако в ПБУ 10/99 не приводится понятие себестоимости и конкретный порядок ее определения.

В общем случае себестоимость – это денежное выражение текущих затрат предприятия на изготовление и продажу продукции. Для целей бухгалтерского учета, на наш взгляд, следует использовать определение, отражающее сущность экономической категории «себестоимость»: себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу.

Термин «себестоимость» применяется к:

а) готовой продукции, то есть, выпущенной из производства;

б) отгруженной продукции;

в) проданной продукции.

Необходимость в полной информации о формировании себестоимости обусловлена следующими причинами:

1) фактические затраты на производство являются базой для определения продажной (безубыточной) цены;

2) себестоимость является основой прогнозирования и управления производством;

3) себестоимость является индикатором для своевременного выявления непроизводительных затрат и расходов и выработки мер по их недопущению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.007 с.)