Бухгалтерский (финансовый) учет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский (финансовый) учет



ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

для студентов всех форм обучения специальности
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Составители Е. В. Кучерова Е. В. Останина   Утверждены на заседании кафедры Протокол № 10 от 13.12.2011   Рекомендованы к печати: учебно-методической комиссией специальности 080109 Протокол № 10 от 14.12.2011   Электронная копия находится в библиотеке КузГТУ

 

Кемерово 2012


Общие положения

 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.

Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом оценки качества освоения студентом образовательной программы высшего профессионального образования и должны дать объективную оценку теоретической и практической направленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

К итоговой государственной аттестации допускаются лица, завершившие курс обучения по образовательной программе дипломированного специалиста.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» итоговая государственная аттестация экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач

 

2. Государственный междисциплинарный экзамен

Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), в состав которой входят экзаменационные комиссии в соответствии с перечнем аттестационных испытаний. Составы комиссии утверждаются согласно положений о правилах формирования ГАК.

Решения экзаменационной комиссии и ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов.

Результаты любого аттестационного испытания, включенного в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Порядок проведения итоговой государственной аттестации, содержание экзаменационных вопросов доводится до сведения студентов выпускающей кафедрой на групповых собраниях в предпоследнем семестре, не позднее, чем за полгода до ее начала.

Итоговая государственная аттестация не может быть заменена оценкой уровня подготовки на основании текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций студентов.

Программа итогового междисциплинарного экзамена и форма его проведения утверждается советом факультета. Контрольное задание итогового междисциплинарного экзамена должно включать не менее трех вопросов.

В состав итогового квалификационного экзамена в обязательном порядке должны включаться основные вопросы по учебным дисциплинам[1]: бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту. Вопросы экономической теории, права, финансового менеджмента, налогообложения рассматриваются в контексте содержания вышеуказанных дисциплин.

Перед экзаменом назначаются консультации.

На подготовку ответов на три вопроса каждому студенту отводится два академических часа. Ответ на каждый вопрос должен быть подробно изложен в письменном виде. Письменные ответы на вопросы, представленные в экзаменационную комиссию, должны быть подписаны студентом.

После изложения студентом ответов в устной форме, ему могут быть заданы членами комиссии дополнительные вопросы по любым разделам междисциплинарного экзамена.

Комплексная оценка качества общеобразовательной подготовки выпускника по дисциплинам циклов «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и «Естественнонаучные дисциплины» осуществляется по итогам контроля остаточных знаний в экзаменационных сессиях.

 

Критерии выставленных оценок:

 

Отлично – три вопроса имеют полный ответ.

Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и его умение решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Хорошо – два вопроса имеют полный ответ, один вопрос имеет неполный ответ.

Содержание ответов свидетельствует о достигнутых знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Удовлетворительно – один вопрос имеет полный ответ и два вопроса неполные ответы.

Содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях выпускника и его ограниченном умении решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Неудовлетворительно – три вопроса не имеют полного ответа.

Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и его ограниченном умении решать профессиональные задачи.

Студент имеет право подать аппеляцию по нарушению процедуры проведения государственного экзамена, но не по содержательной части ответа.

 

3. Состав требований к выпускнику, оцениваемых в ходе государственного экзамена (из стандарта)

 

Выпускник по данной специальности должен:

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области.

Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу: умение выявлять и преодолевать неструктурные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях органических ресурсов и строить работу с соблюдением жестокого графика; способность адаптироваться к новому.

Навыки работы выпускника с людьми предлагают его способность: взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности, в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде.

Навыки работы выпускника с информацией требуют от него обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий: находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

Для использования информационных технологий выпускник должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему, а также уметь: получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW, пользоваться электронной почтой, текстпроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, _ одной бухгалтерской (учетной) программой.

Выпускник должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.

При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности выпускник данной специальности должен:

владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, делового и коммерческого права, финансирования коммерческой деятельности и финансового управления, количественных экономико-математических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности, маркетинга на предприятии и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета (отчетности) и аудита;

уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта.

выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности;

знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций;

уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.

 

4. Программа государственного междисциплинарного экзамена

 

Темы и вопросы, включаемые в программу государственного междисциплинарного экзамена, составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Во внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

 

1. Учет товаров.

2. Правила ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках.

3. Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

5. План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

6. Особенности ведения бухгалтерского учета в страховых организациях.

7. Нормативное регулирование и особенности учета во ВЭД.

8. Понятие, виды и отражение в учете курсовых разниц.

Литература:

1. Положение Банка России от 26.03.2006 №302-П (с изм.) «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

2. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации – извлечение из правил бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 26.03.2006 №302-П.

3. Федотенко, Н. А. Основы бухгалтерского учета в кредитных организациях [Электронный ресурс]: учеб. пособие / ГОУ ВПО «Кузбас. гос. техн. ун-т», Каф. бухгалт. учета и аудита. – Кемерово, 2010.

4. Камысовская, С. В. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке [Текст] / С. В. Камысовская, Т. В. Захарова, Н. Н. Попова. – М.: КНОРУС, 2011.

5. Парфенов, К. Г. Банковский план счетов. – М.: КНОРУС, 2012.

6. Белоглазова, Г Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках отчетность: учеб. пособие для магистров / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. – М.: Юрайт, 2012.

7. Николаева, Г. А. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: А-Приор, 2009.

8. Невешкина, Е. В. Бухгалтерский учет в торговле: практическое пособие / Е. В. Невешкина, О. И. Соснаускене, Е. Г. Шредер. – М.: Дашков и К*, 2011.

9. Архипова, Н. А. Бухгалтерский учет и анализ внешнеэкономической деятельности в схемах и таблицах / Н. А. Архипова, Г. А. Шатунова, Т. А. Корнеева. – М.: Эксмо, 2011.

10. Лупикова, Е. В. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]: электронный учебник для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ иа удит» всех форм обучения / Е. В Лупикова, Н. К. Пашук. – М.: КноРус, 2010.

11. Молчанова, О. В. Аудит внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / О. В. Молчанова, Е. В. Пронина. – М.: Финансы и статистика, 2011.

12. Бороненкова, С. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / С. А. Бороненкова, Т. И. Буянова. – М.: ИНФРА-М, 2010.

13. Соснаускене, О. И. Бюджетный учет по-новому. – М.: Рид Групп, 2011.

14. Полещук, Т. А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т. А. Полещук, О. В. Митина. – М.: Вузовский учебник, 2010.

15. Бюджетный кодекс РФ, утвержденный федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.1998г. (с изм.).

16. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

17. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

18. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.consultant.ru.

19. Справочно-правовая система «Гарант» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.garant.ru.

20. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru.

 

Налогообложение и право

 

1. Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения, ставки, порядок начисления.

2. Налог на имущество организаций. Объект налогообложения, ставки, порядок начисления, налоговый период.

3. Страховые взносы. База для начисления страховых взносов, тарифы страховых взносов.

4. Упрощенная система налогообложения.

5. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения, ставки, порядок начисления.

6. Налог на прибыль организаций. Объект налогообложения, порядок начисления.

7. Система налогов и сборов в РФ (федеральные, региональные и местные налоги).

8. Договор о материальной ответственности (ТК РФ).

9. Порядок заключения договоров Гражданского правового характера.

10. Порядок заключения договоров цессии.

11. Понятие посреднических договоров и договоров купли-продажи.

 

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ, части 1 и 2.

2. Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2.

3. Трудовой кодекс РФ.

4. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2012.

5. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2011.

6. Зрелов, А. П. Налоги и налогообложение: краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2011.

7. Абросимова, Е. А. Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов / Е. А. Абросимова, Б. И. Пугинский [и др.]. – М.: Юрайт, 2008. – 462 с.

8. Гражданское право: учебник [для студентов юрид. и неюрид. вузов] / под общ. ред. С. С. Алексеева. – М.: Проспект, 2010.

9. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.consultant.ru.

10. Справочно-правовая система «Гарант» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.garant.ru.

11. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru.

 

Деятельности

 

1. Сущность, содержание и задачи комплексного экономического анализа.

2. Предварительный анализ баланса.

3. Анализ имущества предприятия.

4. Анализ источников средств предприятия.

5. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием абсолютных показателей.

6. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием коэффициентов.

7. Анализ показателей платежеспособности.

8. Анализ ликвидности баланса.

9. Анализ показателей деловой активности предприятия.

10. Анализ финансовых результатов.

11. Анализ динамики показателей рентабельности.

12. Факторный анализ прибыли от продаж.

13. Факторный анализ рентабельности продаж.

14. Анализ порога рентабельности.

15. Анализ ритмичности производства продукции (работ, услуг).

16. Показатели движения основных средств, их оценка и анализ.

17. Анализ состава, структуры и технического состояния основных фондов.

18. Анализ эффективности использования основных фондов.

19. Анализ динамики и состава затрат по экономическим элементам.

20. Анализ динамки и состава затрат по калькуляционным статьям.

21. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Показатели движения рабочей силы.

22. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

23. Факторный анализ производительности труда.

24. Анализ динамики и состава дебиторской и кредиторской задолженности.

25. Анализ производства и реализации продукции.

26. Система показателей комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности.

27. Анализ чистых активов.

28. Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методами.

Литература:

1. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит». – М.: РИОР, 2010. – 255 с.

2. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 536 с.

3. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А. В. Малеева, Л. И. Ушвицкий. – М.: КноРус, 2011. – 718 с.

4. Вахрушина, Г. В. Анализ финансовой отчетности: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 431 с.

5. Жулина, Е. Г. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Е. Г. Жулина, Н. А. Иванова. – М.: Дашков и К*, 2011. – 272 с.

6. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений. – М.: Омега-Л, 2010. – 352 с.

7. Донцова, Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 304 с.

8. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: практикум / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М.: Дело и сервис, 2009. – 144 с.

9. Гиляровская, Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. – М.: Проспект, 2008. – 360 с.

Аудит

 

1. Необходимость, понятие, цель и задачи аудита.

2. Аудитор и аудиторская организация.

3. Классификация видов аудита.

4. Внутренний и внешний аудит.

5. Обязательный аудит.

6. Виды сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг.

7. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

8. Аудиторские стандарты.

9. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности.

10. Права, обязанности и ответственность аудиторов.

11. Права, обязанности и ответственность аудируемых лиц.

12. Саморегулируемые организации аудиторов (СРО). Требования к членству в СРО аудиторов.

13. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.

14. Планирование аудита.

15. Существенность в аудите.

16. Этапы аудиторских проверок.

17. Контроль качества работы аудиторов.

18. Аудиторские доказательства.

19. Рабочие документы аудитора.

20. Методы аудиторской проверки.

21. Сообщение информации, полученной по результатам проведения аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

22. Состав и содержание аудиторского заключения.

23. Формы мнения аудитора, представляемые в аудиторском заключении. Модифицированное аудиторское заключение.

24. Аудит учетной политики организации.

25. Аудит бухгалтерской отчетности.

26. Аудит учета основных средств.

27. Аудит учета денежных средств.

28. Аудит материально-производственных запасов.

29. Аудит внешних расчетных операций.

30. Аудит внутренних расчетных операций.

31. Аудит учета финансовых результатов.

32. Аудит учета собственного капитала.

 

Литература:

1. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (с изм.).

2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности (Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) см. прил. 2).

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) см. прил. 3).

4. Подольский, В. И. Аудит: учебник для бакалавров / В. И. Подольский, А. А. Савин. – М.: Юрайт, 2012. – 587 с.

5. Рогуленко, Т. М. Аудит: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

6. Юдина, Г. А. Основы аудита: учеб. пособие / Г. А. Юдина, М. Н. Черных. – М.: КноРус, 2012. – 384 с.

7. Арабян, К. К. Организация и проведение аудиторской проверки: Электронное учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». – М: Юнити-Дана, 2011. – 1 CD.

8. Бычкова, С. М. Аудит: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова, В. Я. Соколов. – М.: Магистр, 2011. – 463 с.

9. Ерофеева, В. А. Аудит: учеб. пособие для вузов / В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова. – М.: Юрайт, 2011. – 638 с.

10. Сафонова, М. Ф. Практический аудит: учеб. пособие / М. Ф. Сафонова, С. И. Жминько. – М.: Феникс, 2011. – 509 с.

11. Хахонова, Н. Н. Аудит: учебник / Н. Н. Хахонова, И. Н. Богатая. – М.: КноРус, 2011. – 720 с.

12. Миргородская, Т. В. Аудит: учеб. пособие. – М.: КноРус, 2011. – 288 с.

13. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Аудитор», «Аудит и налогообложение», «Аудит и финансовый анализ», «Аудиторские ведомости», «Аудит сегодня» и др.

14. Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая Россия» и др.

15. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.consultant.ru.

16. Справочно-правовая система «Гарант» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.garant.ru.

17. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru.

18. Официальный сайт Института профессиональных аудиторов России www.e–ipar.ru.

19. Официальный сайт Аудиторской палаты России www.aprussia.ru.

20. Официальный сайт Российской коллегии аудиторов www.rka.org.ru.

 

8. Международные стандарты учета и финансовой
отчетности. Международные стандарты аудита (МСА)

 

1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

2. Принципы подготовки, состав и порядок представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

3. Составление отчетности в соответствии с МСФО российскими предприятиями.

4. Признание МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.

5. Международная федерация бухгалтеров, ее цель и роль в развитии МСФО и МСА.

6. МСА: цель, назначение, разработчики, концептуальные положения.

7. Классификация МСА.

 

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

2. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений международных стандартов для применения на территории Российской Федерации».

3. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (Перечень МСФО см. прил. 4).

4. Международные стандарты финансовой отчетности 2010: издание на русском языке. – М.: Аскери – АССА, 2010.

5. Карагод, В. С. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие для бакалавров / В. С. Карагод, Л. Б. Трофимова. – М.: Юрайт, 2012. – 310 с.

6. Агеева, О. А. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». – М.: Бухгалтерский учет, 2008. – 464 с.

7. Палий, В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник – 4-е изд., исп. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 512 с.

8. Жарылгасова, Б. Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие. – М.: КноРус, 2010 – 400 с.

9. Суворова, С. П. Международные стандарты аудита / С. П. Суворова, Н. В. Парушина, Е. В. Галкина. – М.: Форум, 2011. – 320 с.

10. Панкова, С. В. Международные стандарты аудита: учебник / С. В. Панкова, Н. И. Попова. – М.: Магистр, 2009. – 287 с.

11. Журналы «Бухгалтерский учет», «МСФО: практика применения», «Международный бухгалтерский учет».

12. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.consultant.ru.

13. Справочно-правовая система «Гарант» (доступ в сети университета, еженедельное обновление в режиме on-line) или www.garant.ru.

14. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru.

15. Официальный сайт Института профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.org.

16. Официальный сайт Международной Федерации Бухгалтеров (МФБ) www.ifac.org.

 

Приложение 4

 

Составители

 

Елена Владимировна Кучерова

Евгения Валерьевна Останина

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

для студентов всех форм обучения специальности
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать..2012. Формат 60×84/16.

Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.

Уч.-изд. л. 1,5. Тираж экз. Заказ _____

КузГТУ. 650000, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография КузГТУ. 650000, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.


[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», М.2000

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

для студентов всех форм обучения специальности
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Составители Е. В. Кучерова Е. В. Останина   Утверждены на заседании кафедры Протокол № 10 от 13.12.2011   Рекомендованы к печати: учебно-методической комиссией специальности 080109 Протокол № 10 от 14.12.2011   Электронная копия находится в библиотеке КузГТУ

 

Кемерово 2012


Общие положения

 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.

Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом оценки качества освоения студентом образовательной программы высшего профессионального образования и должны дать объективную оценку теоретической и практической направленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

К итоговой государственной аттестации допускаются лица, завершившие курс обучения по образовательной программе дипломированного специалиста.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» итоговая государственная аттестация экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач

 

2. Государственный междисциплинарный экзамен

Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), в состав которой входят экзаменационные комиссии в соответствии с перечнем аттестационных испытаний. Составы комиссии утверждаются согласно положений о правилах формирования ГАК.

Решения экзаменационной комиссии и ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов.

Результаты любого аттестационного испытания, включенного в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Порядок проведения итоговой государственной аттестации, содержание экзаменационных вопросов доводится до сведения студентов выпускающей кафедрой на групповых собраниях в предпоследнем семестре, не позднее, чем за полгода до ее начала.

Итоговая государственная аттестация не может быть заменена оценкой уровня подготовки на основании текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций студентов.

Программа итогового междисциплинарного экзамена и форма его проведения утверждается советом факультета. Контрольное задание итогового междисциплинарного экзамена должно включать не менее трех вопросов.

В состав итогового квалификационного экзамена в обязательном порядке должны включаться основные вопросы по учебным дисциплинам[1]: бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту. Вопросы экономической теории, права, финансового менеджмента, налогообложения рассматриваются в контексте содержания вышеуказанных дисциплин.

Перед экзаменом назначаются консультации.

На подготовку ответов на три вопроса каждому студенту отводится два академических часа. Ответ на каждый вопрос должен быть подробно изложен в письменном виде. Письменные ответы на вопросы, представленные в экзаменационную комиссию, должны быть подписаны студентом.

После изложения студентом ответов в устной форме, ему могут быть заданы членами комиссии дополнительные вопросы по любым разделам междисциплинарного экзамена.

Комплексная оценка качества общеобразовательной подготовки выпускника по дисциплинам циклов «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и «Естественнонаучные дисциплины» осуществляется по итогам контроля остаточных знаний в экзаменационных сессиях.

 

Критерии выставленных оценок:

 

Отлично – три вопроса имеют полный ответ.

Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях выпускника и его умение решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Хорошо – два вопроса имеют полный ответ, один вопрос имеет неполный ответ.

Содержание ответов свидетельствует о достигнутых знаниях выпускника и о его умении решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Удовлетворительно – один вопрос имеет полный ответ и два вопроса неполные ответы.

Содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях выпускника и его ограниченном умении решать профессиональные задачи, соответствующие его квалификации.

Неудовлетворительно – три вопроса не имеют полного ответа.

Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и его ограниченном умении решать профессиональные задачи.

Студент имеет право подать аппеляцию по нарушению процедуры проведения государственного экзамена, но не по содержательной части ответа.

 

3. Состав требований к выпускнику, оцениваемых в ходе государственного экзамена (из стандарта)

 

Выпускник по данной специальности должен:

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области.

Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу: умение выявлять и преодолевать неструктурные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях органических ресурсов и строить работу с соблюдением жестокого графика; способность адаптироваться к новому.

Навыки работы выпускника с людьми предлагают его способность: взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности, в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде.

Навыки работы выпускника с информацией требуют от него обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий: находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

Для использования информационных технологий выпускник должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему, а также уметь: получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW, пользоваться электронной почтой, текстпроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, _ одной бухгалтерской (учетной) программой.

Выпускник должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию, как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями.

При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности выпускник данной специальности должен:

владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, делового и коммерческого права, финансирования коммерческой деятельности и финансового управления, количественных экономико-математических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности, маркетинга на предприятии и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета (отчетности) и аудита;

уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта.

выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности;

знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.2 с.)