Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет в системе управления

Поиск

Рис. 3. Функции бухгалтерского учета

2.1. Предмет бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятий и организаций и включает в себя:

Хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация) и хозяйственные операции.

Расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и т. д.).

Кругооборот средств, включающий в себя четыре стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий расчеты с бюджетом и другими организациями.

Затраты труда и оплату труда.

Движимое и недвижимое имущество.

Источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Или, иными словами предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источников его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, задолженность учредителей и др.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудования и т. д. (14 групп), т. е. имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной.

 

Эти средства действуют или используются в хозяйственной деятельности длительное время, многократно обслуживая цикл производства. При этом они не теряют своей натурально-вещественной формы, но постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь произведенную продукцию.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: право пользования земельным участками, природными ресурсами, патенты, программные продукты, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и т. п. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемые продукт не сразу, а постепенно, частями в процессе начисления амортизации.

В состав вложений во внеоборотные активы включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструменты, прочие работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные, буровые и др.).

К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы другим организациям. Финансовые вложения на срок больше года – долгосрочные, меньше года – краткосрочные.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т. е. на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах, в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса. По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений. Собственный капитал отражен в третьем разделе пассива баланса. Уставный капитал является имущественной основой деятельности организации, он определяет долю каждого участника в управлении предприятием и гарантирует интересы его кредиторов.

Целевые финансирование и поступления – это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, не распределенная между акционерами (учредителями), использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

Нераспределенная прибыль отчетного года определяется вычитанием из валовой прибыли суммы использованной прибыли. При этом прибыль представляет собой кредитовое сальдо по счету прибылей и убытков, отражающее превышение общей суммы прибыли и доходов над общей суммой потерь и убытков за отчетный период. Использованная прибыль отражает направление прибыли на уплату налогов и другие платежи в бюджет, а также расходы прибыли на внутреннее потребление организации, социальные нужды и материальное поощрение персонала и администрации, благотворительные и иные цели.

Чистая прибыль – это часть валовой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов на прибыль (доход) и отчислений на использованную прибыль.

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая – за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами), своими работниками (заемных средств).

Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные – на срок от 1 года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, – прочими кредиторами.

Займы – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года – долгосрочными.

Обязательства по распределению включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

казателей об объектах бухгалтерского учета, используемых в процессе управления производством в бухгалтерском учете, используется ряд специфических приемов, которые в совокупности составляют его метод.

Методом бухгалтерского учета называется, совокупность различных приемов и способов отражения хозяйственной деятельности предприятия. Отдельные приемы или способы метода называются его элементами. Различают восемь элементов метода бухгалтерского учета.

Документация – это средство регистрации результатов наблюдения за объектами бухгалтерского учета, совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, должны оформляться документами.

Инвентаризация – это способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка с данными бухгалтерского учета, один из обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в РФ регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» и «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Объекты инвентаризации – все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности, кредиты банков, займы и резервы). Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия.

Бухгалтерские счета – это способ отражения на счетах бухгалтерского учета, способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, доходов и расходов, на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись – это способ отражения на счетах бухгалтерского учета различных изменений, происходящих в составе хозяйственных средств (имущества) источников и хозяйственных процессов после каждой хозяйственной операции. Любая хозяйственная операция учитывается дважды: один раз по дебиту одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов, суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату.

Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) с источниками его образования (капиталом собственника и обязательствами, исчисленными в стоимостном выражении на определенную дату, как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях). Балансовое уравнение сопоставляет экономическое содержание учета (что учитывается) и юридический его аспект (за счет каких источников появилось у организации имущество). Обе оценки представлены в балансе в одинаковых суммах.

Оценка – способ отражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем стоимостном измерителе, единицей которого является рубль.

Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты – основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т. п., происходящие изменения в которых в результате имевших место хозяйственных операций описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели вся совокупность хозяйственных операций оценивается в рублях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.

Калькуляция – способ исчисления себестоимости единицы продукции (работ, услуг) на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, предоставляющая собой совокупность экономических показателей, характеризующих деятельность предприятий за отчетный период.

Отчетность предприятий составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный период.

Бухгалтерский баланс

I. Актив

Внеоборотные

Основные средства

Финансовые вложения

Итого по разделу I.

II. Оборотные активы Запасы

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения

Денежные средства

Итого по разделу II

БАЛАНС

III. ПАССИВ

Добавочный капитал

Резервный капитал

Итого по разделу III

IV. Долгосрочные

Прочие пассивы

Итого по разделу IV

V. Краткосрочные

Прочие пассивы

Итого по разделу V

БАЛАНС

В разделе I актива баланса представлены три группы статей.

Группа «Нематериальные активы» представлена несколькими статьями (Патенты, лицензия, деловая репутация фирмы). Они в балансе оценены по остаточной стоимости (первоначальная стоимость минус сумма начисленного износа). Так же оцениваются и статьи группы «Основные средства».

По статьям группы «Финансовые вложения» отражается вложение средств в другие хозяйствующие субъекты.

В разделе II актива баланса «Оборотные активы» показываются оборотные средства независимо от сферы использования. Они представлены несколькими группами. В группе «Запасы» в первую очередь отражены отдельными статьями оборотные средства сферы производства. Здесь же приведены и предметы обращения, готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов. Запасы должны оцениваться по фактической себестоимости. Однако в условиях высокой инфляции используются особые методы оценки как предметов труда, так и продуктов труда.

Группа «Денежные средства» представлена статьями «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства». В настоящее время предприятия и организации могут иметь несколько расчетных и валютных счетов в банках. В балансе остатки средств по этим счетам отражаются общими суммами независимо от количества открытых счетов. Остатки средств по банковским валютным счетам показываются в рублевом эквиваленте.

В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» показаны самостоятельными статьями собственные источники образования средств: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приводится нераспределенная прибыль предприятия.

Статьи раздела IV пассива показывают задолженность банкам по кредитам и займам, полученным от других предприятий на срок более одного года.

Раздел V пассива баланса объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей.

По группе «Заемные средства» самостоятельными статьями показаны долги банкам по краткосрочным кредитам и займам и другим предприятиям.

По статьям группы «Кредиторская задолженность» представлены долги поставщикам и подрядчикам за поступившие от них товарно-материальные ценности, дочерним и зависимым предприятиям, работникам предприятия, бюджету, социальным фондам.

Виды баланса

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату.

Баланс составляется бухгалтерией предприятия путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.

Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у предприятия имущества.

Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов).

Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица.

Предварительный (провизорный) баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. Основой такого баланса служат фактические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение предприятия, в котором оно окажется в конце отчетного периода.

Баланс-брутто (грубый) включаете себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса и др.

Баланс-нетто (чистый) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи: "Износ основных средств", "Износ нематериальных активов" и др. В современных условиях возросло значение баланса-нетто, так как он позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.

4.1. Счета бухгалтерского учета, их содержание и строение

При всей важности баланс показывает только наличие средств на определенную дату. Текущие изменения средств учитываются при помощи бухгалтерских счетов. Счета, как и баланс, являются одним из основных элементов метода бухгалтерского учета. При помощи их осуществляется текущий бухгалтерский учет и контроль за хозяйственными операциями. Счета дают возможность повседневно получать сведения о состоянии и движении отдельных видов средств организаций и их источников, а также процессах снабжения, производства и реализации.

При этом на счетах одновременно производится экономическая группировка однородных объектов учета, что позволяет получать необходимые сводные показатели. Бухгалтерские счета дают сведения о средствах и хозяйственных процессах не только в денежных, но и в натуральных измерителях (килограмм, центнер, метр и т. д.).

Следовательно, бухгалтерские счета – это способ экономической группировки, текущего учета и контроля средств организации, их источников и процессов хозяйственной деятельности.

Счета открываются в отдельности на каждый вид хозяйственных средств, на каждый источник, а также на каждый хозяйственный процесс. Название счета обычно совпадает с названием объекта учета, например счета «Основные средства», «Касса», «Уставный капитал» и т. д.

Счета строятся так, чтобы в них отражались увеличение, уменьшение, начальный и конечный остатки учитываемых объектов.

Любой счет состоит из двух частей: левой – дебета и правой – кредита. Счет можно представить в виде следующей схемы.

Деление схемы учета на две части объясняется движением хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. Поскольку эти изменения средств должны отражаться отдельно, то схема счета делится на две части:

по дебету и кредиту счета записывают суммы хозяйственных операций. Итог сумм операций по дебету называют дебетовым оборотом, а итог сумм хозяйственных операций, записываемых по кредиту, – кредитовым оборотом. Кроме того, в бухгалтерских счетах показываются остатки учитываемого объекта на начало и конец отчетного периода или, как их называют в бухгалтерском учете, начальное и конечное сальдо. Счета, на которых учитывают хозяйственные средства, называются активными, а счета, на которых учитываются источники образования, – пассивными. Значение записей по дебету и кредиту того или иного счета зависит от содержания учитываемого объекта, от того, что учитывается на данном счете: средства организации или источники их образования.

КОНЕЧНОЕ САЛЬДО В АКТИВНОМ СЧЕТЕ = НАЧАЛЬНОЕ САЛЬДО + ДЕБЕТОВЫЙ ОБОРОТ – КРЕДИТОВЫЙ ОБОРОТ (активного счета)

В пассивных счетах остатки источников средств и их увеличение показываются по кредиту счета, а по дебету отражается уменьшение источников средств.

КОНЕЧНОЕ САЛЬДО В ПАССИВНОМ СЧЕТЕ = НАЧАЛЬНОЕ САЛЬДО + КРЕДИТОВЫЙ ОБОРОТ – ДЕБЕТОВЫЙ ОБОРОТ (пассивного счета)

Наряду с активными и пассивными счетами в практике бухгалтерского учета применяются еще и смешанные, т. е. активно-пассивные счета. Они содержат признаки активных и пассивных счетов. Сальдо этих счетов может быть попеременно дебетовым или кредитовым, которое в данном случае называется свернутым. Примером такого счета может служить счет «Прибыли и убытки», когда предприятие имеет убыток, сальдо будет дебетовым, а при наличии прибыли – кредитовым. В активно-пассивных счетах сальдо может быть и двойным, т. е. одновременно имеется и дебетовое, и кредитовое, или это называют развернутым сальдо. Примером может служить счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На нем одновременно учитываются расчеты дебиторского и кредиторского характера, объединяя счета дебиторов и кредиторов. Необходимость в таком счете появляется при взаимоотношении организации с другими организациями и лицами, когда они могут в одно время являться дебиторами предприятия, а в другое – его кредиторами. В этом случае считают целесообразным учитывать расчеты на одном счете. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того, функцию какого счета (активного или пассивного) в данный момент они выполняют. Записи в них подчиняются тому же порядку, который присущ активным и пассивным счетам

Бухгалтерский учет в системе управления

Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование международных стандартов финансовой отчётности предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учёта.

Бухгалтерский учёт – это связующее звено между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения – одна из функций управления.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на коллектив работников организации и её финансовые ресурсы с тем, чтобы обеспечить их эффективное использование, результат этого воздействия – получение максимально возможной прибыли.

Правильная организация бухгалтерского учета позволяет построить модель функционирования объекта управления, что является предпосылкой для принятия эффективных управленческих решений. Учетная информация – основа принятия решений как внутри предприятия, так и вне его. Она обеспечивает реализацию следующих взаимосвязей:

бухгалтерский учет и планирование. Планирование включает в себя постановку целей, определение путей их достижения и выбор наилучшей альтернативы. На всех этих стадиях бухгалтер должен четко представлять финансовые проблемы и пути их разрешения. Учетные данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением планов, основой для корректировки плановых заданий;

бухгалтерский учет и контроль. Хозяйственный контроль как функция управления состоит в выявлении отклонений от планов, определении того, насколько хозяйственные действия соответствуют плану, выявлении нарушений законодательных актов. Для выявления указанных отклонений фактические результаты сравниваются с плановыми. Источником данных о фактических результатах является бухгалтерский учет.

Текущий контроль в различной степени осуществляется всеми руководителями и специалистами предприятия в соответствии с их должностными обязанностями. Бухгалтерская служба обеспечивает контроль за всеми хозяйственными операциями предприятия, а также за сохранностью имущества;

бухгалтерский учет и анализ. Экономический анализ возник на базе бухгалтерского учета, являющегося основным источником информации. Экономический анализ изучает всю систему принятия и выполнения планов, а также управленческих решений на предприятии, дает оценку их обоснованности, устанавливает причины выявленных отклонений. Анализ играет главную роль в экономическом обосновании принимаемых планов.

Связь анализа с бухгалтерским учетом проявляется в том, что при построении моделей используются учетные данные и данные бухгалтерской отчетности:

бухгалтерский учет, ревизия и аудит. Ревизии и аудиторские проверки осуществляются в основном по данным бухгалтерского учета. Результаты проверок используются для улучшения организации учета на предприятии;

бухгалтерский учет, финансы, кредит и право. Данные бухгалтерского учета используются при составлении финансового и кредитных планов, при решении правовых вопросов. Одновременно по учетным данным осуществляется контроль за выполнением финансового плана и финансовым состоянием предприятия, использованием кредитов банка.

Знание бухгалтерского учёта позволяет приобрести не только навыки счетоводства, но и умение принимать важные управленческие решения в области планирования, контроля, анализа. Становление и развитие рыночных отношений предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» сформулированы следующие задачи:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение её финансовой устойчивости.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» сформулированы основные требования к его велению:

оценка имущества в рублях;

раздельный учет собственного имущества и имуществ других организаций;

непрерывность учета во времени;

ведение учета двойной записью в системе счетов;

соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;

отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;

раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

В системе управления хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет ряд функций. Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности. Работники бухгалтерии, аудиторских фирм, налоговых служб осуществляют контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий и организаций, правильностью и своевременностью расчетов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений с помощью бухгалтерского учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Информационная функция – одна из главных функций бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет является основным источником информации поставляемым разным уровням управления. На её основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того, чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, своевременной и оперативной. Информация должна содержать только необходимые данные, что позволяет быстрее изучить их, принимать оптимальные управленческие решения.

Обеспечение сохранности имуществ – функция, имеющая большое значение в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности. Выполнение данной функции зависит от действующей системы учета и определенных предпосылок:

наличия специализированных складских помещений;

совершенствования самой системы учета, применения научно обоснованных методов выявления недостач, растрат, хищений.

использования современных средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи означает, что бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Основными компонентами информационной системы обратной связи применительно к бухгалтерскому учету являются в качестве ввода – неупорядоченные данные, вывода – упорядоченная информация.

Бухгалтерский учет с точки зрения системы управления представляет собой часть информационной системы обратной связи, её основу. Он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а также обо всех существенных отклонениях от заданных параметров.

Аналитическая функция в условиях развития рыночных отношений позволяет изучить перспективы развития данной организации, вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений хозяйственной деятельности.

Рис. 3. Функции бухгалтерского учета

2.1. Предмет бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятий и организаций и включает в себя:

Хозяйственные процессы (снабжение, производство, реализация) и хозяйственные операции.

Расчетные отношения (с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и т. д.).

Кругооборот средств, включающий в себя четыре стадии: процесс заготовления материальных ценностей, процесс производства продукции, процесс реализации готовой продукции, процесс обращения, включающий расчеты с бюджетом и другими организациями.

Затраты труда и оплату труда.

Движимое и недвижимое имущество.

Источники формирования имущества (собственные и привлеченные).

Или, иными словами предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источников его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, задолженность учредителей и др.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудования и т. д. (14 групп), т. е. имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, их используют в различных сферах приложения общественного труда: материального производства, товарного обращения и непроизводственной.

 

Эти средства действуют или используются в хозяйственной деятельности длительное время, многократно обслуживая цикл производства. При этом они не теряют своей натурально-вещественной формы, но постепенно изнашиваются, перенося свою стоимость на вновь произведенную продукцию.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: право пользования земельным участками, природными ресурсами, патенты, программные продукты, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и т. п. Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемые продукт не сразу, а постепенно, частями в процессе начисления амортизации.

В состав вложений во внеоборотные активы включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструменты, прочие работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные, буровые и др.).

К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, займы другим организациям. Финансовые вложения на срок больше года – долгосрочные, меньше года – краткосрочные.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств и средств в текущих расчетах. В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т. е. на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах, в банках. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса. По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.018 с.)