Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, функции и средства общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение – это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение другого человека. Оно представляет собой часть деятельности тренера и спортсмена. Непосредственное межличностное общение имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнёров в форме речевых и неречевых обращений. Внутреннюю сторону общения составляют: а) особенности субъективного восприятия партнёрами ситуации общения; б) эмоциональные переживания в связи с реальными и ожидаемыми контактами; в) мотивы и цели контактирования; г) психологический эффект общения (изменение установки, отношений, мотивации, состояния и др.). Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения. Общение в спортивной деятельности: 1) представляет собой её относительно самостоятельный компонент; 2) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого); 3) подчинено задачам взаимодействия; 4) осуществляется с помощью речевых и неречевых сигналов. Функции общения. Общение как необходимый процесс взаимодействия выполняет определённые функции, заключающиеся в следующем: 1 Функция социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и форма «объективированного», сознательного отражения партнёрами особенностей протекания взаимодействия. В зависимости от характера взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон индивидуального отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления спортсменов или напротив, столкновение данностей, их нейтрализация, подавление. 2 Регулятивная функция. В процессе общения происходит непосредственное или опосредованное воздействие на партнёра с целью изменения его поведения, состояния, системы ценностей, активности и т. д. 3 Познавательная функция общения заключается в том, что вследствие контактов партнёры приобретают определённые знания о других, о себе и о многом другом. 4 Экспрессивная функция. Различные формы общения выражают эмоциональные состояния и переживания спортсменов. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение. 5 Функция социального контроля. Для поддержки необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля (одобрение, похвала, порицание, неодобрение). Нередко отсутствие общения может рассматриваться как та или иная санкция (порицание). 6 Функция социализации. Эта функция одна из наиболее важных в работе тренера. В спортивной деятельности она нередко скрыта за обучением, воспитанием, совершенствованием спортивного мастерства, за стремлением к высокому результату. Средства общения. Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Спортивная деятельность имеет собственный язык, с помощью которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в командах. Это своего рода спортивные жаргонные слова, это и выкрики, это и жесты, мимика во время соревнований (с помощью системы отработанных жестов баскетболисты одной команды легко понимают друг друга при организации взаимодействий на поле). Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнёру. Слова, используемые в общении, вызывают у людей разнообразные мысли и образы. Поэтому важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание самого слова. Помимо смысла и тона слов при общении важную роль играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить совершенно разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шёпотом, медленно или быстро, один раз или многократно. Всё это имеет определённое психологическое значение при построении речи, при организации слов в процессе воздействия на сознание партнёра по общению. Как отмечал выдающийся российский психолог Л. С. Выготский, слово есть знак определённых отношений и вещей. Слово как знак заменяет их. Слово «хлеб» для всех людей означает одно и то же: основной продукт питания. Но для хлебороба к этому общему значению добавляется дополнительный, только ему понятный смысл «хлеб это продукт моего труда». Установление единого смысла или общего понимания употребляемых в общении слов получило название тезауруса. Те люди, которые не понимают друг друга, говорят на разных языках, не улавливают общего смысла употребляемых слов и выражений, лишены тезауруса. Для того чтобы возник тезаурус, необходимо учитывать потребности и взаимные ожидания партнёров по общению. Люди, устанавливая тезаурус, обычно задают друг другу вопросы, выясняют и уточняют позиции друг друга, что способствует лучшему взаимопониманию. Трудности взаимопонимания возникают при психологической несовместимости, отсутствии общего языка, противоположных намерениях в отношении друг друга. В таких случаях с сожалением замечают: «Мы так и не поняли друг друга». В качестве дополнительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки. В спортивной деятельности невербальные средства общения применяются повсеместно. Можно даже сказать, что спорт учит невербальному общению. Как пишет психолог Ю. Н. Емельянов, «искусство с древнейших времён широко пользовалось возможностью материализации общественных, в том числе межличностных, отношений людей путём моделирования их жестов, поз, лицевой экспрессии, схемы тела, походки, особенностей тактильного и визуального контакта, пространственной аранжировки, ритма движений, одежды, косметики и т. п.». Эти выразительные средства материализуют процесс общения, делают его осязаемым для участников. Типы и виды общения Типы и виды общения в человеческом обществе многообразны. По типам общение подразделяется на прямое, или непосредственное, и косвенное, или опосредованное (посредством передатчика информации, например письма, телефонного разговора). Современные средства коммуникации, в частности видеотелефон с цветным изображением, максимально приближают косвенное общение к прямому, но полностью заменить его не могут. Живое непосредственное общение во все времена останется основой психологической связи между людьми. Различают несколько видов общения. Дружеское, или неформальное, общение возникает по принципу симпатии, товарищества. Все люди осваивают этот вид общения и испытывают страдания при нарушении дружеских связей. Такое общение характерно для спортсменов, оно отвечает идеалам олимпийского движения и высшему назначению спорта, служит средством объединения людей всего мира. Дружеское общение является основой для формирования чувства коллективизма. Однако для возникновения коллектива одного дружеского общения недостаточно. Необходимо сочетание дружеского общения и делового сотрудничества. Поэтому существует неформальное деловое общение, развивающееся на основе дружеского общения. Оно характеризуется широким тезаурусом, что способствует хорошему взаимопониманию участников дружеского делового общения. Деловое общение может быть прямым и опосредованным (например, деловые телефонные разговоры). Внесение в косвенное общение духа и приёмов непосредственного общения делает его более приятным и эмоционально приемлемым. Иногда можно видеть, как люди живо разговаривают по телефону, как разнообразна их жестикуляция и модуляция голоса. Противоположностью неформального общения является формальное, или ролевое общение. Это общение официальное, требующее исполнения определённых правил и ритуалов. Оно характеризуется ролевым поведением, действиями в соответствии с требованиями роли, правами и обязанностями согласно инструкции. Такой характер носит, например, общение военнослужащих, когда они при встрече отдают друг другу честь. В процессе ролевого общения люди ведут себя подобно актёрам, исполняющим сценические действия, чем лучше понята роль, чем лучше человек подготовлен к её эффективному выполнению, тем выше эффект его ролевого взаимодействия с другими людьми. Владение ролью позволяет субъекту максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приблизив тем самым ролевое общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между соперниками протекают в форме дружеской беседы, что морально удовлетворяет больше, чем недоброжелательный тон или враждебность обращения. В деловой обстановке ролевое общение между мало знакомыми людьми, например, между представителями различных команд, участвующих в соревнованиях, осуществляется по правилам служебной этики, которая регламентирует порядок взаимных обращений и даже их форму (например, в армии, где обращаются не к личности как таковой, а к её званию). Различают также межличностное общение, в котором каждый адресат сообщения известен как личность, и анонимное общение, в котором взаимодействуют незнакомые люди, не связанные никакими отношениями ответственности (например, болельщики на стадионе, публика в зрительных залах и аудиториях). В наш век бурного роста городов и организации массовых публичных зрелищ, в том числе спортивных зрелищ и праздников, анонимное общение становится привычным атрибутом повседневной жизни. Но весьма редко анонимное общение переходит в межличностное, когда люди знакомятся друг с другом. Для такого перехода одного вида общения в другой создаются специальные условия, например, организуются развлечения и праздники, вечера отдыха, различные клубы, дискотеки и пр. В сфере анонимного общения проявляются две противоположные тенденции. С одной стороны, массовость встреч и вынужденных многочисленных анонимных контактов людей в общественных местах порождает чувства общности. С другой, безымянность, анонимность членства в толпе не способствует удовлетворению потребности в общении. Такое состояние называют «публичным одиночеством». При отсутствии друзей в незнакомом городе человеку становится тоскливо и скучно, он хочет скорее вернуться домой. Эффект «чужого поля» в спорте во многом объясняется психологическим давлением на спортсмена потока анонимного общения с массой незнакомых ему людей, наблюдающих его выступление на стадионе, встречающих его на улицах, в общественных местах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.01 с.) |