Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как условие успешности педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным показателем социально-психологической приспособленности человека к спортивно-педагогической деятельности является коммуникативная компетентность – обобщенная интегральная характеристика личности, формирующаяся на основе психологических знаний, и в значительной мере опосредованная личностными особенностями субъекта. В силу специфичности спортивно-педагогической деятельности коммуникативная компетентность должна рассматриваться как одна из составляющих профессионального мастерства педагога. Учитывая значение коммуникативной компетентности в решении профессиональных задач спортивного педагога, в отдельных случаях можно говорить о профессиональной непригодности субъекта к спортивно-педагогической деятельности, особенно при акцентуированном проявлении отдельных черт характер. Спортивный педагог, начав свою трудовую деятельность, быстро обнаруживает имеющиеся у себя недостатки, затрудняющие осуществление своих функций. Как правило, в качестве таких недостатков выступает коммуникативная компетентность. Причем в период обучения, как считают студенты, сформированность коммуникативных умений у них достаточно высока (Г. Д. Бабушкин, 2006). В этой связи они не уделяют особого внимания развитию коммуникативной компетентности в силу их неадекватного представления ее сущности, которая сводится лишь к коммуникативным умениям. Значимость в этой характеристике свойств личности вообще не рассматривается. Однако есть ряд свойств личности, обусловливающих коммуникативную компетентность и не претерпевших существенных изменений у зрелого человека под влиянием внешних воздействий. Здесь гораздо эффективней внутреннее понимание, самосознание личностью недостатков в своем личностном развитии. В основе коммуникативной компетентности лежат не просто владение техникой общения (чему можно научить), а особенности личности в целом, единство чувств, мыслей и действий, разворачивающихся в конкретной ситуации. Быть коммуникативно компетентным – еще не значит «иметь, что и как сказать», здесь необходимо обладать свойством коммуникабельности, проявляющимся в процессе общения безотчетно, бессознательно. Составными компонентами коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности и формирующиеся на их основе коммуникативные умения, проявляющиеся непосредственно в общении и имеющие решающее значение в реализации функции общения. Формирование коммуникативных умений связано с наличием в интеллектуальном багаже субъекта того объема психологических знаний, который необходим для построения эффективного общения с окружающими. Проявление коммуникативных умений в процессе общения во многом обусловлено определенными свойствами личности и характером психического состояния на момент общения. Так, одной из существенных причин конфликтного поведения тренера зачастую служат отрицательные свойства его личности: эгоизм, грубость, низкая общительность, невыдержанность и т. д. (Г. Д. Бабушкин, 2006). Причем ряд свойств наиболее ярко проявляется в возбужденном состоянии педагога, что значительно снижает его коммуникативную компетентность. На рис. 7 приведена структура коммуникативной компетентности.
Рис. 7 Структура коммуникативной компетентности
Рассмотрим ее составные компоненты. Психологические знания включают необходимый уровень знаний о проявлениях психики человека в общении, позволяющий наиболее эффективно строить этот процесс. Однако далеко не все специалисты, не говоря уже о студентах, обладают подобным уровнем знаний. Психологические знания оказывают влияние на развитие коммуникативных способностей и формирование умений общения, а также на характер психического состояния педагога и воспитание у себя отдельных свойств личности. Коммуникативные способности включают в себя следующие свойства: стремление к установлению новых контактов с людьми, желание проводить свободное время среди людей, скорость установления контактов и освоения в новой компании, понимание психического состояния другого, проявление инициативы при знакомстве с новыми людьми. На развитие коммуникативных способностей оказывают влияние темперамент, характер и психологические знания. В свою очередь, коммуникативные способности обеспечивают формирование коммуникативных умений и проявление того или иного психического состояния. Коммуникативные умения – отражение в общении знаний и способностей. Постоянство проявления их в общении зависит от свойств личности (темперамента, характера) и психического состояния педагога. Коммуникативные умения – самая динамичная характеристика коммуникативной компетентности. Так, излишне возбужденное состояние педагога, связанное со свойствами темперамента и характера, отрицательно сказывается на проявлении коммуникативных умений в общении. Свойства личности (характер, темперамент). Среди широкого разнообразия проявления характера и темперамента есть такие свойства, которые влияют на процесс общения положительно (доброжелательность, спокойствие, эмоциональная устойчивость, внимательность, отзывчивость и пр.). Другие же свойства личности (вспыльчивость, неуравновешенность, агрессивность, скрытность и т. п.) оказывают отрицательное влияние на процесс общения, способствуя формированию таких психических состояний, как тревожность, напряженность, аффект и др., при которых уровень коммуникативной компетентности резко снижается. В подобных состояниях человек, даже зная, что поступать подобным способом нельзя, все же действует. Одни свойства темперамента оказывают положительное влияние на формирование коммуникативных способностей и умений, другие – отрицательное. Психические состояния. Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено наличием у субъекта определенных психологических знаний о закономерностях проявления психики, отдельными свойствами личности (перечисленными выше) и коммуникативными способностями. В свою очередь психическое состояние влияет на проявление коммуникативных умений и некоторых свойств личности в общении. Нормальное адекватное ситуативное психическое состояние позволяет в полной мере реализовать в общении имеющиеся коммуникативные умения и психологические знания. В этой связи очень важной для развития коммуникативной компетентности начинающего педагога является способность управлять своим психическим состоянием.
Темы рефератов
1 Взаимопонимание педагога и ученика, этапы установления взаимопонимания. 2 Значение эмпатии в деятельности педагога. 3 Стили педагогического общения. 4 Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности деятельности педагога.
Литература
1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000. 2 Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д Бабушкина и В. М. Мельникова. – Омск, 2000. 3 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004. 4 Родионов, А. В. Практическая психология физической культуры и спорта / А. В. Родионов. – Махачкала, 2002. 5 Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. – Казань, 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.105 (0.009 с.) |