Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательное воздействие физической культуры и спортаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Физическая культура и спорт – действенное средство воспитания личности. В этом нас убеждают многочисленные примеры из практики спорта. Однако, к сожалению, имеются и негативные явления в поведении отдельных спортсменов различного ранга – от учащегося ДЮСШ до всемирно известных мастеров. Такие факты свидетельствуют о том, что занятия спортом не всегда правильно воспитывают молодежь. Главная причина здесь кроется не в самом спорте, а в личности спортивных наставников – тренеров и преподавателей физического воспитания, в их умении использовать спорт как средство воспитания. В качестве примера для начинающих тренеров можно привести работу заслуженного тренера СССР В. С. Растороцкого, который с помощью гимнастики воспитывал личность. Спортивные результаты, как он считает, не главное в работе со спортсменами. Поэтому тренеры и считают, что он больше педагог, чем тренер. В то же время по числу подготовленных им чемпионов мира и Олимпийских игр он стоит, как говорят в спорте, «на пьедестале». Можно выделить два типа спортсменов: человек долга и человек-одиночка. Общее для них то, что они умеют побеждать себя и соперников. Но мотивы их спортивной борьбы и занятий спортом противоположны. Человек долга (Л. Турищева, В. Борзов, Ю. Власов и многие другие) руководствуется чувством ответственности перед тренером, коллективом, Родиной: Для человека-одиночки характерны отрицательные мотивы: злость, неприязнь к сопернику, граничащая с ненавистью; противопоставление себя окружающим; желание добиться победы любой ценой. И, что не менее важно, им подражают некоторые юные спортсмены. Разделение спортсменов на такие типы – результат воспитательной работы тренера, а вернее, его упущений в работе со спортсменами. И это не случайно, ведь и среди тренеров выделяются такие же типы. Следовательно, спорт может оказывать самое различное влияние на формирование личности. Занятия спортом могут воспитать и целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, который использует спорт как сферу личной выгоды, наживы. При каких же условиях спортивная деятельность становится воспитывающим фактором? Анализ психолого-педагогической литературы, а также многолетние наблюдения за спортсменами позволяют выделить следующее. 1 Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу коллективу, стране. Занятия спортом – не только личное дело спортсмена, но и решение важной государственной задачи – подготовки людей к труду и защите Родины. 2 Главным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Спорт должен использоваться не просто для развития силы, а для разумного применения. С помощью физических упражнений должны развиваться интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества. 3 Спортивная деятельность должна быть инициативной и творческой. В этом случае у занимающихся формируется самостоятельное принятие учебных задач за собственные, что будет способствовать формированию личности. Предъявляемые некоторыми тренерами такие требования, как «сказал, значит, делай», «я лучше знаю, что тебе надо делать и сколько» и т. п. не принесут должного воспитательного эффекта. 4 Занятия физической культурой и спортом должны быть интересными. Если у занимающихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к спорту, то это уже залог его воспитательного воздействия. Любовь к спорту заставляет занимающихся отказываться от вредных привычек и воспитывать у себя многие положительные качества. Особенно важно сформировать интерес к спорту у начинающих спортсменов, так как их спортивная деятельность не всегда мотивируется осознанием ее общественной важности. Занятия спортом должны быть удовольствием и игрой, а не кропотливой трудоемкой работой, которая для начинающих спортсменов неинтересна. 5 Используемые в спортивной деятельности наказания не должны вызывать у занимающихся отвращения к спортивному наставнику и самой деятельности. Прежде чем применить какое-либо наказание, педагог должен точно знать, какова будет реакция его воспитанника. В противном случае могут возникнуть нежелательные последствия (неприязнь к педагогу, уход из коллектива, уход из спорта). Вряд ли будет уместным, и уж, конечно, не принесет положительного эффекта удаление занимающихся с занятия. 6 Воспитатель сам должен быть воспитан. Этот общеизвестный тезис педагогики имеет неоценимое значение в работе с юными спортсменами, которые буквально впитывают в себя черты характера, походку, манеру обращения и т. д. своего спортивного наставника. А тренеры и преподаватели физического воспитания зачастую это забывают. В спортивной практике сильно заметно, как воспитанники повторяют своего тренера в жизни. У них такое же поведение, отношение к товарищам, вещам и труду. Поэтому начинающий тренер должен это знать и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Будучи сам воспитанным, он может потребовать соблюдения определенных норм поведения от своих воспитанников. 7 Только в сплоченном коллективе с высоко развитым общественным мнением могут сложиться благоприятные предпосылки для воспитания молодежи. 8 Многие цели воспитания в спортивной деятельности достигаются при условии учета возрастных особенностей личности. При соблюдении перечисленных условий спортивная деятельность становится важным фактором в воспитании подрастающего поколения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.251 (0.009 с.) |