Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы идеомоторной тренировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению её необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков её проведения. Они мысленно воспроизводят упражнение только визуально, в зрительных образах, которые не дают должного эффекта. Суть же идеомоторного метода состоит в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления – комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия. Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10 – 15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путём усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приёмы: - систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий; - проговаривание заданий; - мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями; - умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий; - сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемыми; - внушение и самовнушение; - выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки. При этом процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, индивидуализации и др. Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы: 1 Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьёзного отношения к методу. 2 Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании психических, волевых, интеллектуальных качеств, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу. 3 Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми. Чем сложнее по координации действие, тем более необходима идеомоторная подготовка. 4 Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга. 5 Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально-психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Лица со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют её чаще и намного эффективнее. Индивидуальна также и содержательная сторона идеомоторной программы. 6 Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно-двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути. 7 Принцип вербализации. Проговаривание или чёткое словесное обозначение (вслух или про себя) основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения. 8 Принцип дозирования. Многократное повторение (мысленное) движения утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют ясность и чёткость, становятся беспорядочными, что снижает результативность идеомоторной подготовки. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания однократно.
15.4 Методические рекомендации по идеомоторной тренировке
При организации идеомоторной тренировки со спортсменами решаются следующие задачи: Задача 1 – создать у занимающихся устойчивый интерес к идеомоторной тренировке, стремление полноценно использовать её в тренировочном процессе. Средство – беседы. Методические указания: разъяснить занимающимся, что качество выполняемого упражнения зависит в основном от того, какой образ движения складывается в сознании человека. Главная причина ошибок в технике – неправильное или расплывчатое представление о движениях. Спортсмены, не умеющие сосредотачивать своё внимание на деталях техники движения, не способны «прислушиваться» к своему телу, не могут вызвать в нужный момент необходимые мышечно-двигательные ощущения, с трудом овладевают новыми упражнениями, испытывают непонятный застой при овладении техникой движений. Тренировка у них сводится к бездумному механическому повторению упражнений. Средство – анализ тренировочных занятий. Методические указания: необходимо выяснить, как понимает спортсмен направленность и значимость каждого занятия и выполняемых упражнений. Предметом обсуждения должны быть целесообразность каждого повторного выполнения упражнения, приемлемость того или иного варианта техники. Спортсмен должен понять, что при механическом, бездумном повторении движения в нём нередко закрепляются ошибки, ускользающие от внимания. Со временем их число увеличивается. Представления искажаются. Надо научить спортсмена прислушиваться к себе, ощущать свои мышцы, контролировать своё состояние. Такому спортсмену не страшны будущие срывы, неудачи. Средство – анализ специальной разминки. Методические указания: спортсмену должно быть ясно, что очень часто они выполняют её суетливо и поспешно, не всегда есть время для пробных попыток. Надо указать на необходимость планирования специальной разминки с обязательным включением идеомоторной подготовки. Это позволит избежать нервозности и срывов на старте. Средство – сравнение сложившихся двигательных представлений с оптимальным эталоном движения. Методические указания: напомнить о том, что субъективные мышечно-двигательные представления только тогда способствуют успешному формированию навыка, когда они соответствуют оптимальному варианту техники. Ошибки в представлении движения неизбежно приводят к искажению реального исполнения. Задача 2 – научить спортсменов находить в движении основные моменты. Средство – объяснение с анализом кинограмм, графических зарисовок, кинокольцовок и других наглядных пособий. Показ и самостоятельное выполнение действий. Самоотчёт спортсмена. Моделирование (проволочная, пластмассовая модели). Задача 3 – развитие у занимающихся умений вызывать мышечно-двигательные представления и ощущения. Средства – самоанализ, самоконтроль. Мысленное выполнение упражнений и действий. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на силовых компонентах представления движения. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на временных компонентах представления движения. Идеомоторное воспроизведение с акцентированием внимания на пространственных характеристиках движения. Идеомоторное воспроизведение с пересказом двигательных представлений и ощущений движения. Вторичный анализ двигательных представлений и ощущений движения.
Темы рефератов
1 Идеомоторика как средство спортивной тренировки. 2 Содержание идеомоторных представлений в конкретном виде спорта. 3 Методика овладения идеомоторной тренировкой.
Литература
1 Белкин, А. А. Идеомоторная тренировка в спорте / А. А. Белкин. – М.: Фис, 1983. 2 Найдиффер, Р. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Найдиффер. – М.: Фис, 1979. 3 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск: СибГУФК, 2004.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |