Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерес к спортивно-педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интерес к профессии, трактуемый как профессиональный, выполняет функцию мотива, стимулятора личности в овладении профессией и профессиональной деятельности. Оптимальный вариант выбора профессии – наличие у человека сформированного профессионального интереса к ней. Однако еще нередки случаи выбора профессии спортивного педагога при отсутствии интереса к ней. А это, как правило, приводит к низкой эффективности деятельности, смене профессии, что наносит материальный ущерб государству и моральный урон личности. Основная причина, побуждающая подростка выбирать профессию спортивного педагога, – осознание склонностей и способностей к педагогической деятельности и наличие интереса к ней, свидетельствующего о том, что данная профессия ему нравится и вызывает положительное отношение (Г. Д. Бабушкин, 1998). Кроме того, на выбор профессии спортивного педагога оказывают влияние и внешние факторы (родители, учителя и др.). Зарождение профессионального интереса к деятельности спортивного педагога обусловлено воздействием внешнего на внутреннее, в результате чего профессиональный интерес представляется как «отраженное» (схема).
Одна и та же профессиональная деятельность, отражаемая в сознании людей, не у всех вызывает один и тот же эффект. Как указывал С. Л. Рубинштейн, этот эффект определяется внутренней структурой личности, включающей способности, склонности, ценностные ориентации, идеалы и т. д. Поэтому не все школьники-спортсмены выбирают спортивно-педагогическую деятельность. Профессиональный интерес, представляющий собой сложное личностное образование, имеет четырехкомпонентную структуру, включающую эмоции, мотивы, интеллект, волю. Рассмотрим кратко их содержание. Эмоциональный компонент. Согласно гипотезе Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна внутренние действия субъекта происходят из внешних путем интериоризации. Это положение имеет принципиальное значение в понимании механизма возникновения профессионального интереса. Школьники, занимающиеся спортом под руководством тренера, являются непроизвольными наблюдателями его профессиональной деятельности. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а в дальнейшем произвольное, способствует возникновению у наблюдателя эмоций в отношении профессии – профессия начинает нравиться и привлекает внимание школьника. Здесь начинается воздействие профессии на субъекта, которое будет проявляться и на последующих этапах формирования профессионального интереса. Некоторые школьники не могут ответить на вопрос, чем нравится выбранная профессия тренера. Не всегда профессия выбирается осознанно. Эмоциональный компонент интереса включает степень и характер привлекательности профессии, уверенность в правильном выборе профессии и отсутствие желания сменить ее, удовлетворенность выбранной профессией. Мотивационный компонент. Положительные эмоции по отношению к профессии вызывают возникновение мотивов, которыми субъект руководствуется при выборе профессии и в работе, что составляет мотивационный компонент интереса. Каждому этапу формирования профессионального интереса соответствует своя группа мотивов: 1) чувственно-эмоциональному этапу (школьные годы) – мотивы выбора профессии; 2) рациональному (период профессиональной подготовки) – мотивы овладения профессией; 3) эмпирическому (период работы молодого специалиста) – мотивы совершенствования своей профессиональной деятельности. Мотивы выбора профессии определяют сущность профессионального интереса, проявляются на всех его этапах и оказывают влияние на формирование мотивов овладения профессией и совершенствования своей деятельности. Сформировавшиеся мотивы служат побудителями интеллектуальной и волевой активности личности. Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется с момента актуализации мотивов выбора профессии. Источником интеллектуальной активности личности являются мотивы. В свою очередь, познание профессии, внутреннее принятие ее, и нахождение соответствия ей укрепляют мотивы. На чувственно-эмоциональном этапе интеллектуальный компонент проявляется в знании профессии и поиске своего призвания; на рациональном – в овладении профессией; на эмпирическом этапе – в совершенствовании своей профессиональной деятельности и в самообразовании. Проявление субъектом интеллектуальной активности на всех этапах формирования профессионального интереса выступает индикатором его устойчивости и непременным условием успешности в учебной и профессиональной деятельности. Интеллектуальный компонент включает представление о выбранной профессии, знания о требованиях выбранной профессии к личности, отношение к приобретению профессиональных знаний и умений. Волевой компонент. В его функции входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний, возникающих на различных этапах формирования профессионального интереса. Только развитая волевая сфера личности, побуждаемая мотивами, заставляет субъекта активно овладевать профессией и совершенствовать свою профессиональную деятельность. Волевой компонент имеет неодинаковую значимость на различных этапах формирования профессионального интереса. Особенно велико его значение на рациональном и эмпирическом этапах. Функционирование волевого компонента обусловлено влиянием на него мотивационного и эмоционального компонентов. Волевой компонент как индикатор профессионального интереса включает: степень и постоянство проявления волевых усилий при овладении профессией; характер причин проявления волевых усилий при совершенствовании своей профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональный интерес понимается как сложное личностное образование, имеющее иерархическую структуру и включающее эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, возникающее у человека под воздействием внешней среды и проявляющееся во взаимодействии его с выбранной профессией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.006 с.) |