Психология физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология физической культуры



ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологические знания прочно вошли в состав необходимой теоретической подготовки специалистов по физической культуре, спорту и туризму. Эффективность работы учителя физической культуры, тренера в значительной степени зависит от наличия у них психологических знаний и умений. Организовать тренировочный процесс тренеру, процесс физического воспитания преподавателю физической культуры, обеспечить успешное выступление спортсменов на соревнованиях невозможно без знаний психологических закономерностей в поведении человека в различных ситуабабушкинциях. Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для специалистов, работающих с людьми.

Изучение дисциплины психологии в физкультурных вузах предусматривает: 1) содействие развитию у студентов профессионального сознания и мышления; 2) вооружение будущих специалистов по физической культуре и спорту психологическими знаниями о процессе физического воспитания и спортивной деятельности; 3) проявление творческого подхода к будущей деятельности; 4) формирование у студентов необходимых умений при использовании психологического знания в области обучения и воспитания.

Настоящее издание является учебником по психологии для высших учебных заведений физкультурного профиля и состоит из двух разделов: психология физической культуры; психология спорта.

Каждая глава завершается темами для написания рефератов и списком рекомендованной литературы.

При подготовке учебника использованы материалы: Е. П. Ильина (главы 2, 4, 6, 21); Ю. Л. Ханина (глава 14); А. А. Белкина (глава 15); Г. Д. Горбунова (глава 20); В. Ф. Сопова (главы 21, 22); В. П. Некрасова, Н. А. Худадова (глава 23).

Авторский коллектив учебника: доктор педагогических наук, профессор Г. Д. Бабушкин; доктор психологических наук, профессор В. Н. Смоленцева; доктор психологических наук, профессор Е. А. Науменко; доктор педагогических наук, профессор В. А. Сальников; кандидат педагогических наук, доцент Е. Г. Бабушкин.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА I ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

 

Учет возрастных особенностей при воспитательной работе

Темы рефератов

 

1 Психологические аспекты физического воспитания.

2 Мотивы и мотивация при занятиях физической культурой.

3 Воспитательное воздействие физической культуры.

4 Особенности воспитательной работы в условиях занятий физической культурой и спортом.

 

Литература

 

1 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин и др. – Омск, 1997.

2 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб, 2000.

3 Психология: учебник для ИФК / под ред. В. М. Мельникова. – М, 1987.

4 Психология физического воспитания и спорта / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

5 Общая и спортивная психология / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск, 2000.


ГЛАВА 2 АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Особенности внимания учащихся

Темы рефератов

 

1 Активность учащихся на уроках физической культуры.

2 Средства и методы повышения активности учащихся на уроке физической культуры.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

2 Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. – М., 1981.

3 Ершов, А. А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов, Э. В. Ильенков. – М., 1991.

4 Коробейников, Н. Н. Физическое воспитание / Н. Н. Коробейников, А. А. Михеев, И. Г. Николенко. – М., 1989.


ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

 

 

Представление о движении

 

Быстрое освоение новых спортивных упражнений и безошибочное их выполнение требуют от занимающихся отчетливых представлений о движении. Прежде чем выполнять, надо знать, что и как выполнять, т. е. создавать у занимающихся представление об изучаемом движении. Освоению упражнения должно предшествовать созданное представление, выполняющее программирующую и регулирующую функции.

Для создания представления об изучаемом действии используются показ, рассказ о применяемой технике выполнения упражнений, помощь, фиксация отдельных элементов, использование различных устройств.

Формирование представления о движении характеризуется следующим:

- на этапе начального разучивания упражнения создается общий, схематический, нерасчлененный преимущественно зрительный образ;

- на этапе углубленного детализированного разучивания осуществляется переход к расчлененному, детализированному зрительно-двигательному образу;

- на этапе закрепления и совершенствования действия создается свернутый обобщенный, преимущественно двигательный образ выполняемого действия.

Особенности формирования действий и представлений до умений и навыков представлены на рис. 4 (М. М. Боген, 1985).

 

 


Рис. 4 Переход знания в представление, умения, навыки

 

При обучении новым упражнениям учителю важно знать, насколько правильно сформировано у занимающихся представление о двигательном действии. Для этого может быть использовано специальное устройство, представляющее собой круг (фанера) диаметром около 1,5 м, проградуированный с точностью до одного градуса и прикрепленный к стене зала. На оси круга крепится (подвижно) макет человека (фанера, пластик), имеющий свободное движение в плечевом, тазобедренном и коленном суставах. С помощью такого приспособления можно проверить правильность представления учащимися положения туловища в любой части разучиваемого упражнения.

 

 

Темы рефератов

 

1 Предпосылки обучения движениям в спорте.

2 Обучающие программы при обучении спортивным движениям.

3 Индивидуализация обучения движениям в спорте.

 

Литература

 

1 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин. – Омск, 1997.

2 Бирюкова, З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З. И. Бирюкова. – М., 1961.

3 Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М., 1985.

4 Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск, 2000.

5 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

6 Шадрин, В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В. М. Шадрин. – Казань, 1978.


И СПОРТОМ

Возрастные проявления воли

 

Младший школьный возраст.

Высокая подвижность детей 6–10 лет может отрицательно сказываться на воспитании волевых качеств. Под влиянием отрицательных эмоций у них меняется отношение к уроку и, естественно, к собственному развитию. Такое же влияние оказывает в этом возрасте оценка, полученная на уроке физкультуры. В этом возрасте слабо развита настойчивость, и при появлении любых трудностей активность ребят снижается. Характерно для данного возраста внушаемость и необдуманное подражание (например, младший школьник может проявить недисциплинированность, подражая своим товарищам).

Учитывая, что учащиеся младших классов совершают волевые действия, в основном, по указанию учителя, эту особенность следует использовать в работе со школьниками с первого класса. В 3-м классе они уже могут проявлять волевые усилия, руководствуясь собственными побуждениями.

Младшим школьникам на уроках необходимо давать достаточно трудные, но доступные для них упражнения. Попытки выполнить недоступные упражнения будут оказывать отрицательное влияние на воспитание волевых качеств. Большое значение для проявления воли имеет самооценка, которая в названном возрасте только формируется. Поэтому переоценка либо недооценка своих возможностей отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств (смелости, решительности и др.).

Подростковый возраст.

Подростки могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что считается благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества (выдержка, самообладание, дисциплинированность) имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. Из-за недостатка знаний процесс самовоспитания подростков нуждается во внешнем управлении. Этот возраст наиболее благоприятен для воспитания смелости, решительности, инициативности.

Необходимым условием воспитания волевых качеств подростков является постоянная требовательность в сочетании с одобрением, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретическими знаниями в этой области.

Старший школьный возраст.

Проявление волевой активности у старшеклассников осуществляется, в основном, по принципу самостимуляции. Достигают высокого уровня такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность. Учащиеся становятся более выдержанными, чем подростки. Однако такие волевые качества, как самостоятельность и инициативность, если они были недостаточно сформированы ранее, не находят должного развития. У девочек старших классов снижается смелость, что следует учитывать при выполнении сложных упражнений. Отсюда очень важно создавать основы воспитания волевых качеств в младшем и среднем школьном возрасте. В старшем школьном возрасте этот процесс будет осуществляться путем самовоспитания. Однако внешние воздействия не снимаются.

 

 

Темы рефератов

 

1 Воля и значение ее в физическом воспитании.

2 Волевые усилия и волевые качества.

3 Особенности проявления воли в различные возрастные периоды.

4 Воспитание воли на занятиях физической культурой и спортом.

 

Литература

 

1 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин. – Омск, 1997.

2 Жаров, К. П. Волевая подготовка спортсменов / К. П. Жаров. – М., 1976.

3 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

4 Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

5 Основы общей и спортивной психологии: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина. – Омск, 2004.

6 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

7 Щербаков, Е. П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена / Е. П. Щербаков. – Омск, 1986.


Темы рефератов

 

1 Характеристика спортивно-педагогической деятельности.

2 Стили руководства в физическом воспитании и спорте.

3 Формирование стиля руководства.

5 Творчество в деятельности учителя и тренера.

 

Литература

 

1 Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин и др. – Томск, 2006.

2 Деркач, А. А., Педагогическое мастерство тренера / А. А. Дергач, А. А. Исаев. – М., 1985.

3 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

4 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

5 Петунин, О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры / О. В. Петунин. – М., 1980.

6 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.


ГЛАВА 6 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Темы рефератов

 

1 Взаимопонимание педагога и ученика, этапы установления взаимопонимания.

2 Значение эмпатии в деятельности педагога.

3 Стили педагогического общения.

4 Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности деятельности педагога.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

2 Основы спортивной психологии / под ред. Г. Д Бабушкина и В. М. Мельникова. – Омск, 2000.

3 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.

4 Родионов, А. В. Практическая психология физической культуры и спорта / А. В. Родионов. – Махачкала, 2002.

5 Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. – Казань, 1991.


НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Темы рефератов

 

1 Профессионально-педагогическая направленность педагога и ее структура.

2 Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов.

3 Профессиональный интерес и склонность к педагогической деятельности.

 

Литература

 

1 Бабушкин, Г. Д. Психология деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин [и др.] – Томск: ТПУ, 2006.

2 Бабушкин, Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин [и др.] – Омск: ОЮИ, 1997.

3 Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности / Г. Д. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 1998.

4 Дьяченко, М. И, Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск, 1981.

5 Орлов, А. Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. – М.: 1981.

6 Психология физической культуры и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2005.

7 Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. – Тюмень: ТГУ, 1980.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

Предмет психологии спорта

 

Психология спорта как наука изучает закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в процессе спортивной деятельности. Она тесно связана с такими разделами психологии, как общая, педагогическая, возрастная, социальная, используя их данные и методы. Психология спорта – это прикладная наука, призванная обеспечивать эффективность учебно-тренировочного процесса, подготовку спортсменов к соревнованиям и успешное их выступление.

Основная задача психологии спорта – дать научное обоснование рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки. Психология спорта обогащает знаниями общую психологию разработкой следующих вопросов: проявление свойств личности в спортивной деятельности; проявление и развитие психических процессов при выполнении физических упражнений; проявление психических состояний и взаимоотношений в спортивной деятельности.

В силу специфичности спортивной деятельности психология спорта строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются важнейшие разделы: психология обучения и воспитания в спорте; психология спортивных групп и коллективов; психология технической, физической и тактической подготовки спортсменов; психология личности спортсмена и тренера; психодиагностика; психологическая подготовка; психология тренировочной и соревновательной деятельности и др.

 

 

Задачи психологии спорта

 

Основными целями психологии спорта являются изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки спортсменов к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач.

1 Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска таких форм организации, которые способствуют формированию у спортсменов и команд требуемых психологических качеств.

2 Разработка психологических условий повышения эффективности спортивной тренировки. Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов. Всё это требует от психологов:

а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения путей максимального использования возможностей организма спортсмена как за счёт развития психических функций, так и за счёт создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);

в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявления психологических факторов, сближающих условия тренировок с условиями соревнований.

3 Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями становятся значимыми интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке всё большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов, а как следствие и психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приёмов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов повышения устойчивости и надёжности соревновательной деятельности;

б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях, разработку методов регулирования неблагоприятных психических состояний;

в) развитие психопрофилактики, формирование приёмов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям;

г) разработку системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям на различных этапах многолетней спортивной тренировки.

Решая перечисленные задачи, психология спорта способствует повышению эффективности предсоревновательной подготовки спортсменов.

4 Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности. Под гуманизацией спортивной деятельности понимается повышение её содержательности, профилактика травматизма, переутомления, предупреждения профессиональных заболеваний и деформаций личности спортсменов, создание условий для их всестороннего гармоничного развития и наиболее полной реализации творческого потенциала.

На решение этих задач направлены санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия. Теоретической основой для решения задач гуманизации спортивной деятельности средствами психологии служат:

а) изучение психологических закономерностей формирования динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности – спортивная среда»;

б) изучение структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры в процессе спортивного совершенствования в различных видах спорта;

в) изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации (определение пригодности личности к конкретному виду спорта и перспектив её развития в условиях занятий им способствует более полному раскрытию спортивных талантов);

г) изучение психических состояний спортсменов и закономерностей динамики этих состояний в различных условиях спортивной деятельности;

д) изучение индивидуальных свойств личности и психических состояний как факторов успешности и безопасности спортивной деятельности;

е) изучение факторов, влияющих на возникновение неблагоприятных предстартовых состояний и обоснование путей и средств их предотвращения.

5 Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и даёт характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т. п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение роли личности тренера и влияния стиля руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды, разработку путей и методов укрепления авторитета тренера, спортивного педагога, капитана команды.

6 Изучение психологических аспектов воспитания спортсменов. Спортсмен является членом команды или спортивного коллектива. Кроме того, иногда он – представитель страны, за которую выступает в ответственных соревнованиях, её общественного строя. Именно поэтому немаловажное значение приобретает формирование поведения спортсмена, воспитание убеждений, идеалов, высоких нравственных и патриотических чувств.

Психология спорта способствует повышению эффективности воспитания спортсменов путём:

а) изучения структуры и законов функционирования мотивационной сферы спортсменов;

6) разработки методов и путей формирования устойчивых социально значимых мотивов поведения спортсменов;

Как видно из приведённого перечня, диапазон задач, решаемых психологией спорта, достаточно разнообразен и широк, он охватывает все сферы спортивной деятельности. В этом нашла отражение интегрирующая роль психологии спорта. Методология системного анализа и системного подхода к спортивной деятельности, требования комплексного решения проблем физического воспитания и спорта привносятся во все науки о спорте в значительной степени именно психологией спорта. И в этом состоит её особое значение для спорта, для всех наук о спорте.

 

Темы рефератов

 

1 Развитие психологии спорта в России.

2 Научные проблемы спортивной психологии.

 

Литература

 

1 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

2 Психология спорта высших достижений: учебное пособие для ИФК / под ред. А. В. Родионова. – М.: Фис, 1979.

3 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.


СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы рефератов

 

1 Спортивная деятельность как сфера проявления возможностей человека.

2 Спортивные способности как фактор достижения высоких результатов в спорте.

3 Интерес к спорту и его формирование.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. – СПб., 2000.

2 Кретти, Д. Б. Психология в современном спорте / Д. Б. Кретти. – М.: Фис, 1978.

3 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

4 Психология физического воспитания и спорта: учебник для физкультурных вузов / под ред. А. В. Родионова. – М., 2004.


ОСОБЕННОСТИ В СИСТЕМЕ

СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

В спортивной деятельности

Успешность деятельности в не экстремальных ситуациях не связана с проявлением свойств нервной системы. В то время как в ранних исследованиях по психологии спортивной деятельности отмечалось, что успешность деятельности спортсменов высокого класса обусловлена свойствами типа нервной системы и такими ее проявлениями, которые определяют высокую работоспособность и сопротивление стрессу, выражающемуся в отсутствии снижения уровня достижений в состоянии нервно-психического стресса.

Анализируя подобные данные, Б. А. Вяткин считает, что свойства темперамента являются общими способностями к спортивной деятельности, если иметь в виду наиболее высокий уровень достижений в спорте. Однако в то время мало имелось исследований, дающих подтверждение вышесказанному тезису. Но многочисленными исследованиями показано, что индивиды, различающиеся проявлением свойств нервной системы, вырабатывают разные способы адаптации к требованиям профессиональной деятельности – разный стиль деятельности, т. е. компенсируют свою индивидуальную особенность более тщательной подготовкой к определенной деятельности.

При изучении эффективности деятельности спортсменов – ориенти-ровщиков были выделены три группы. На спортивные достижения первых наиболее существенно влияла хорошая техническая подготовленность. Во второй группе техническая и физическая подготовка проявлялась в равной мере. У третьих ярко выражался приоритет физической подготовки. Обращает на себя внимание то, что более выраженная техническая подготовленность характерна для спортсменов, предпочитающих соревнования на «маркированных трассах». В то время как физически хорошо подготовленным спортсменам более импонируют состязания в «заданном направлении». Очевидно, «маркированные трасы» предъявляют более жесткие требования к технической подготовленности, чем к физической, а на трассах «заданного направления» результат спортсмена во многом определяется уровнем его функциональных возможностей. При этом спортсмены первой группы в среднем быстрее выполняют норматив КМС (3,1 года), чем третьей (4 года).

Спортсмены, отличающиеся высокой технической подготовленностью, имеют более высокий уровень оперативного и пространственного мышления, чем спортсмены, отличающиеся хорошей физической подготовкой. При этом можно отметить определенные различия черт личности. Для спортсменов с высокой технической подготовленностью характерны высокий уровень абстрактного мышления, инициативности и богатство воображения, среди свойств нервной системы – преобладание торможения по внешнему балансу и инертности торможения. Спортсмены, имеющие сбалансированное развитие технической и физической подготовленности, отличаются более высоким уровнем абстрактного мышления, настойчивостью, практицизмом, силой воли, резкостью, уравновешенностью, подвижностью возбуждения и малой силой нервной системы по возбуждению.

Для спортсменов с преобладающим физическим развитием среди черт личности можно отметить конкретность мышления, практичность, меньший волевой контроль, подчиненность, преобладание возбуждения по внешнему балансу. Таким образом, выраженность черт личности и особенностей нейродинамики в определенной степени связана со сторонами подготовленности. Следовательно, это позволяет прогнозировать специализацию в его занятиях видами ориентирования и целенаправленнее совершенствовать ведущую сторону подготовленности.

Более рельефно это обозначилось при изучении индивидуальной манеры ведения соревновательного поединка у боксеров. Выявлены определенные различия типологического комплекса применительно к манере ведения соревновательного поединка.

Так, боксерам комбинированного стиля чаще свойственна слабая нервная система по возбуждению, подвижность возбуждения и уравновешенность по внешнему балансу. У боксеров же атакующего плана значительнее выражены большая сила нервной системы, инертность нервных процессов и некоторое преобладание торможения по внутреннему балансу. Большая инертность нервных процессов и уравновешенность свойственна боксерам контратакующего плана. Вполне логично предположить, что типологические особенности являются как бы базой формирования индивидуального стиля.

Иначе говоря, вырабатывается (сознательно или стихийно) такой способ или такие приемы деятельности, которые позволяют спортсмену максимально использовать свои способности. Таким образом, индивидуальный стиль деятельности понимается как обусловленная типологическими особенностями проявления свойств нервной системы совокупность приемов, способов деятельности и форм реагирования, позволяющая добиться высокой успешности в деятельности.

С другой стороны, индивидуальный стиль обуславливает физическую выгодность выполняемой работы, т. е. у большинства спортсменов наименьшая суммарная частота пульса и наибольшая быстрота восстановления были в случае выполнения работы по удобному для спортсменов графику.

Положение о том, что стиль может приводить к достижению одинаковых результатов разными путями, будет правильным только в тех случаях, когда прочие факторы, влияющие на эффективность деятельности, будут у людей одинаковыми, прежде всего, будут одинаковыми способности.

Именно в спортивной деятельности разная выраженность способностей, одаренности дает различия в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельности не может компенсировать отсутствие способностей. Поэтому и не снимается проблема отбора талантов, которая существует рядоположено с проблемой стиля деятельности.

Неудовлетворенность имеющимися результатами способствовала поиску новых подходов, один из которых был предложен Б. Г. Ананьевым как комплексные исследования. Такой подход заключается в том, что регистрируются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности. При этом учитывалось и различие в состояниях человека (спокойное, стрессовое). Показатели продуктивности деятельности (например, интеллект) часто имеют нелинейные связи с психофизиологическими характеристиками.

Одновременно, физиологические и психофизиологические исследования обнаружили, что интенсивность психофизиологических реакций может отличаться некоторыми физиологическими предпосылками, и связана с уровнем активации. При этом реакции активации у человека могут быть ситуативными – относиться к его временному состоянию. Но есть и уровень активации, который как бы устойчиво присущ определенному индивиду. В этом случае говорят уже не о состоянии, а о свойстве – об активированности, которое определяет соотношение энергетических и информационных характеристик у данного индивида, т. е. свидетельствует, о том, каким должен быть уровень активации для того, чтобы деятельность была максимально продуктивной. Отмечается, что активированность имеет значительные индивидуальные различия. Оптимумы продуктивности у каждого испытуемого достигаются при разном уровне активации, схематично это представлено на рис. 12, где показано, что оптимум продуктивности наблюдается у испытуемого А при меньшем уровне активации, у испытуемого В – при значительно большем, у испытуемого Б – при среднем уровне активации.

 

Рис. 12 Связи между уровнем активации и продуктивностью деятельности

(по М. Е. Егоровой, 1997)

 

Остается спорным главный вопрос о роли типологических особенностей проявления свойств нервной системы в достижении высокого спортивного результата. Попытки некоторых исследователей в этом направлении не увенчались положительным результатом. По Е. П. Ильину, применительно к типологическим особенностям можно прогнозировать способности и стиль деятельности как основу достижения успеха, но не степень этого успеха. Последнее зависит от социальных факторов (воспитания, обучения, тренировки). Это нашло подтверждение и в производственной сфере, в частности В. Д. Шадриков отмечает: «тип высшей нервной деятельности не определяет распределения рабочих по уровню квалификации». Все это подтверждает гипотезу, сформулированную в свое время Б. М. Тепловым, что типологические особенности определяют не степень приспособления человека к внешней среде, а различные формы уравновешивания организма со средой. Это подтверждается и нашими данными, показывающими, что изменения результата на различных этапах спортивной подготовки (начальной, спортивной специализации, спортивного совершенствования) в соответствии с особенностями индивидуальности связаны с постоянным переструктурированием корреляционных плеяд под влиянием различных факторов личности и структуры тренировочного процесса. На каждом конкретном этапе ведущие признаки могут меняться, следовательно, эффективность спортивной деятельности возможна при определенной согласованности между индивидуальными свойствами различных иерархических уровней.

 

Темы рефератов

 

1 Психофизиологические особенности и выбор вида спортивной деятельности.

2 Психофизиологические и социально-психологические факторы, обусловливающие высокие спортивные достижения.

3 Индивидуальный стиль деятельности в спорте.

 

Литература

 

1 Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983.

2 Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001.

3 Общая и спортивная психология: учебник для физкультурных вузов / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000.

4 Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2000.

5 Сальников, В. А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В. А. Сальников. – Омск: СибАДИ, 2003.


Спортивной мотивации

Спортивная мотивация может быть описана (представлена) как сложное состояние личности, возникшее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: «Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю». Об этой необходимости указывал А. Н. Леонтьев: «Всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия. Изучение какого-нибудь свойства и есть изучение соответствующего взаимодействия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.126 с.)