Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многообразие культурных сценариевСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как было сказано в гл. 5, п. 3.3, культурные сценарии — это эталонные программы жизнедеятельности, которые задаются людям социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и идеалами, нормами и правилами поведения. Любой культурный сценарий предполагает участие многих лиц в его осуществлении. Выбирая сценарий своего поведения, человек более или менее отчетливо представляет себе не только свою роль, но и роли других людей, с которыми он по ходу осуществления сценария должен будет вступать в контакт. Есть сценарии, предназначенные для реализации их какими-то группами людей (общинами, организациями, государствами), и сценарии поведения отдельной личности — «главного героя», который планирует (часто не осознавая того) свое личное поведение, рассчитывая на определенное поведение других «персонажей», участвующих в его сценарии. Э. Берн ввел понятие жизненного сценария. Это индивидуальный сценарий, в соответствии с которым личность организует ход своей жизни. Каждый сам планирует свою жизнь. Однако представления людей о том, как они хотели бы ее прожить, формируются под влиянием окружающей социальной среды, начиная с раннего детства. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают, согласно Берну, родители. И хотя индивидуальные жизненные сценарии чрезвычайно разнообразны, существуют некоторые типовые образцы культурных сценариев жизни, которым следуют люди, обитающие с детства в определенной социокультурной среде. Подобные сценарии Глава 10. Культурные сценарии деятельности 283 Культура учебы Всякий труд требует обучения. Чем сложнее труд, тем сложнее и дольше процесс обучения ему. В истории человеческого общества культурные сценарии учебы постепенно усложнялись и совершенствовались. Обыденно-практическое обучение Исторически первой, наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическое обучение, сценарий которого не предполагает специальной организации учебного процесса. Учеба происходит стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых. Взрослые учат младших в процессе решения своих трудовых задач, не отвлекаясь на организацию учебы как особого дела. При этом в первобытных племенах ритуалы инициализации юношей служили своего рода экзаменами на «аттестат зрелости»: успешно выдержавший испытания юноша считался полноправным членом племени, способным участвовать в его делах наравне со взрослыми. Обыденно-практическое обучение было главной, если не единственной, формой учебы в течение долгого исторического времени. В натуральном крестьянском хозяйстве дети с раннего возраста постепенно овладевали знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы заниматься земледелием и животноводством, охотой и рыбной ловлей, крестьянскими ремеслами и домоводством. Обыденно-практическое обучение сохраняется и доныне там, где труд не требует специального образо- Глава 10. Культурные сценарии деятельности 289 Культура игры Что такое игра? Игру наряду с трудом и учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Все мы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти, но роль их в разные периоды жизни неодинакова: в детстве на первом месте — игра, затем — учеба, а потом — труд. Неудивительно, что слово «игра» чаще всего ассоциируется с детскими забавами. Однако существует множество игр, в которые играют взрослые: футбол и шахматы, бильярд и карты, рулетка и лотерея; игра на бирже, актерская игра, Олимпийские игры, деловые игры и многие другие виды игр. Мир игры необъятен, так что трудно дать единое общее определение игры, охватывающее все ее разновидности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.008 с.) |