Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Осевые культурные формыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Когнитивные парадигмы Три типа когнитивных парадигм На основе необозримого множества случайных и разнородных сведений, наблюдений, мыслей во всякой культуре складываются характерные для нее когнитивные парадигмы — образцы, стандарты, в соответствии с которыми строятся знания о мире. В культуре сосуществуют три основных типа когнитивных парадигм и соответственно три типа знания — житейское, мистическое и рациональное. Каждый из этих типов знания имеет свою область обращения, но при определенных условиях между ними возникает борьба за «сферы влияния», в ходе которой одна парадигма может вытеснять другую из области, в которой та до этого царила. Житейские знания Этот слой человеческих знаний возникает еще в первобытном обществе. Его первоначальная сфера — быт, домашнее хозяйство, семейно-племенное общение людей. К нему относятся простейшие истины — что солнце входит и заходит, снег бел, огонь жжет, дерево плавает в воде, а камни тонут и т. д. Житейские знания отражают вещи и явления, с которыми люди сталкиваются в обычных жизненных условиях. Главные средства, с помощью которых они формируются, — это обыденный опыт, наблюдательность и здравый смысл. Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое и наглядное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и сложные логические конструкции. В течение долгого исторического времени деятельность человека была связана Глава 6. Осевые культурные формы 141 Часть II. Анатомия культуры Случайные девиации возникают из-за неудачного стечения обстоятельств, при котором человек оказывается вынужденным совершить ошибку. Нередко он сам раскаивается в содеянном и старается больше не допускать подобного. Регулярные девиации — это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей, более или менее часто встречающиеся в жизни общества. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм — от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Регулярные девиации подчиняются особым, специфическим регулятивам, которые расходятся с общепринятыми культурными нормами поведения («если нельзя, но очень хочется, то можно»). Наиболее очевидными девиациями являются преступления против закона, а также весь образ жизни уголовного мира. Сюда же относятся формы поведения, выключающие личность из нормальной жизни, — пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество. Однако девиацией может быть не только антисоциальное поведение, но и безвредное или даже полезное для общества: например, образ жизни «трудоголиков», работающих без отдыха, с точки зрения обывателя является девиантным. Когда какая-либо регулярная девиация становится массовым явлением, она превращается в норму. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регулярные — входить в норму. Так нередко возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды многие новинки сначала выступали как девиации, а затем становились нормой. С другой стороны, культурные нормы устаревают, выходят из употребления, и тогда следование им становится девиацией. Говорят, нет правил без исключений, что правила существуют для того, чтобы их нарушать. Общество, в котором все правила и законы скрупулезно выполнялись бы всеми его членами, было бы неспособным изменяться и совершенствоваться. Девиации выполняют в развитии общества такую же функцию, как мутации в развитии биологического вида. Чтобы общество развивалось, нормы и правила деятельности людей должны изменяться. Девиации — способ формирования новых норм и правил. Поэтому они неустранимы из культуры. Они всегда были, есть и будут. Так уж «устроена» культура, чтобы девиации в ней были возможны. По мнению Э. Дюркгейма, девиантность, в том числе и преступность, в некотором смысле является даже «нормальным» социальном явлением. Общество без преступников столь же невозможно, как поезд без последнего вагона. Глава 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.177 (0.006 с.) |