О смысле понятия «цивилизация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О смысле понятия «цивилизация»



Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis — гражданский, общественный, государственный. В XVII-XVIII веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Однако в XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах.

К концу XIX века вера в прогресс европейской цивилизации была поколеблена. Маркс, Ницше и другие философы стали говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как

Глава 4. Социокультурные миры 1 23

Часть I. Морфология культуры

Культурные особенности менее подвержены изменениям, чем экономические, политические или идеологические. Еще более резко, чем этническая принадлежность, людей разделяет религия. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом и даже одновременно гражданином разных стран, но куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином.

Хантингтон подчеркивает, что в центр выдвигаются взаимоотношения между Западом и незападными цивилизациями. Возможны три варианта дальнейшего поведения незападных цивилизаций: 1) курс на изоляцию от Запада (по примеру Северной Кореи), 2) попытки примкнуть к Западу («вскочить на подножку поезда»), 3) объединение и наращивание экономической и военной мощи с целью создать противовес Западу. Противостояние Запада и остального мира, по Хантингтону, станет в будущем центральной осью мировой политики. Главной опасностью является военная конфронтация между Западом и мусульманским миром.

В хантингтоновской концепции «столкновения цивилизаций» многое вызывает возражения. В частности, акцентируя внимание на столкновении цивилизаций, Хантингтон явно недооценивает силу противоположной тенденции — тенденции к культурному, экономическому и политическому сотрудничеству, которая постепенно, через трудности и противоречия, набирает силу в мире.

Однако опасения Хантингтона все же небеспочвенны. Есть реальные угрозы, с которыми надо считаться, чтобы обеспечить мирную жизнь человечества в условиях сосуществования разных цивилизаций. К прогнозам Хантингтона стоит прислушаться — хотя бы с целью сделать все необходимое для того, чтобы они не сбылись...


Часть II. АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 5. ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ

Трехмерная модель культуры

Под пространством культуры, или культурным пространством, понимается, конечно, не обычное физическое пространство, которое измеряется кубометрами, аршинами, световыми годами. Культурное пространство — это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

Подобно физическому пространству Вселенной, в котором существует множество разнообразных объектов, в том числе и целых космических миров, культурное пространство также является вместилищем множества объектов. К ним относятся и отдельные феномены культуры, и их различные комплексы и группировки, и, наконец, целые культурные миры — национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации.

По аналогии с физическим пространством в пространстве культуры тоже можно выделить три измерения. Этими измерениями служат три основных типа смыслов, содержащихся в социальной информации: 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы (гл. 1, § 2.2). Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная», 3) «регулятивная».

Расположенные в этом трехмерном пространстве культурные феномены группируются в комплексы и системы — подобно тому как звезды образуют на небе созвездия и галактики. Будем называть различные конфигурации феноменов культуры культурными формами человеческой жизнедеятельности (или формами культуры). Их можно рассматривать как своего рода пространственные «фигуры» или «тела» (рис. 5.1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.)