Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века



Во всех рассмотренных учениях утверждается:

♦ Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в том числе культурного прогресса.

♦ Исторический прогресс однолинеен: все страны и народы идут по одному пути — через ряд закономерно сменяющих друг друга стадий развития, каждая из которых характеризуется определенным типом культуры.

♦ В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Европейская культура — наиболее передовая культура эпохи, образец для остальных народов {европоцентризм).

Н. Данилевский: Россия и Европа

Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должна принять все народы. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов всех народов Земли.

Жизненный цикл культурно-исторических типов — 4 этапа:

подготовительный — смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;

складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;

период расцвета — реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;

застой жизни — «апатия» культуры.

Прогресс — движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.

Способы взаимодействия культур:

«прополка» — насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры;

«прививка» — пересадка в культуру элементов чужой цивилизации;

«почвенное удобрение» — усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.).

О. Шпенглер: Закат Европы

Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. «Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская.

Приложение

Душа культуры — особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления.

Прасимвол античной культуры — ограниченное материальное тело; душа культуры — аполлоническая.

Прасимвол арабской культуры — мир-пещера; душа культуры — магическая.

Прасимвол западной культуры — бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, — фаустова душа.

Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия — цивилизацию.

Цивилизация — умирающая культура.

Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.

А. Тойнби: Постижение истории

Всемирная история — история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

Существующие ныне цивилизации: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (в Корее и Японии), 6) иранская, 7) арабская.

Основные элементы цивилизации: политика, культура и экономика.

Вызов-и-Ответ — механизм эволюции цивилизаций.

Вызов — стимул к развитию общества: резкое ухудшение условий жизни.

Ответ — изменение общества, которое обеспечит его существование в новых условиях.

История любой цивилизации — последовательность актов Вызова-и-Ответа.

Ответ на вызов — это творческий акт, к которому способно творческое меньшинство; для изменений необходимо, чтобы инертное большинство за последовало за активным меньшинством.

Стадии развития цивилизаций: генезис, рост, надлом и разложение.

Цивилизации и религии

1.Возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации — несовершенные, языческие формы религии.

2. Вторичные цивилизации: формирование высших религий — буддизма, иудаизма, христианства, ислама.

3. Третичные цивилизации — современные цивилизации, в которых зарождаются элементы новых высших религий; в перспективе они. должны слиться в единую «религию будущего».

Создавая религии, люди ищут ответ на главный вызов истории — вызов Бога: «быть человеком». Подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию.

Приложение 457

П. Сорокин: Социальная и культурная динамика

Типология культуры: в основе ее — различие представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения.

1. Идеационная культура: реальность имеет сверхчувственную природу, т. е. в основе окружающего мира лежит сверхъестественное, божественное начало; подлинная реальность — сверхъестественное бытие; главные потребности — духовные; способ удовлетворения потребностей — не столько изменение внешней среды, сколько трансформация личности, минимизация физических нужд, аскетизм.

2. Сенсетивная культура — реальность обладает чувственной природой, т. е. никакой сверхъестественной реальности не существует; то, что представлено в наших органах чувств, и принимается за подлинную реальность; потребности и стремления главным образом материальные; способ их удовлетворения — приспособление и эксплуатация внешней среды.

3. Идеалистическая культура — реальность частично является чувственной, материальной и частично — сверхчувственной, духовной; важны и духовные, и материальные потребности, но духовные ценности выше; способ удовлетворения потребностей — и трансформация внешней среды, и совершенствование духовного мира личности.

В этих типах культур различны:

♦ мировоззрение;

♦ система истины;

♦ формы искусства и эстетические ценности;

♦ этические ценности и принципы;

♦ правовая система.

Циклическая смена доминирующих культурных суперсистем:

—> идеационная —> идеалистическая — > сенсетивная —>

Общая картина культурно-исторического процесса в европейском регионе на протяжении трех тысячелетий:

Эпоха Время Тип культуры
Крито-микенская Конец И века до н. э. Сенсетивная
Ранняя античность IX-VI века до н. э. Идеационная
Классическая античность V-IV века до н. э. Идеалистическая
Эпоха эллинизма и Рима III век до н. э. — IV век н. э. Сенсетивная
Средневековье V-XII века Идеационная
Пред- Возрождение XII-XIV века Идеалистическая
От Возрождение до современности XV-XX века Сенсетивная

Современная сенсетивная западная культура переживает кризис. На смену ей должна прийти новая идеационная культура.

М. Каган: культура как саморазвивающаяся система

Движущие силы изменения культуры лежат в ней самой.

Приложение

Антропосоциокультурогенез

Аттрактор, определивший направленность этого процесса, — облавная охота на крупного зверя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.008 с.)