Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Теории культурно-исторического процесса 373Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закономерности культурно-исторического процесса Собрав громадный фактический и статистический материал, Сорокин использует его не только для обоснования типологии культуры, но и для раскрытия динамики культурно-исторического процесса. Опираясь на него, он приходит к общему выводу, что в истории наблюдается циклическая смена доминирующих культурных суперсистем в последовательности: —> идеационная —> идеалистическая — > сенсетивная —> Общая картина культурно-исторического процесса в европейском регионе на протяжении трех тысячелетий выглядит, по Сорокину, следующим образом (табл. 14.1). Часть III. Динамика культуры Таблица 14.1. Динамика культурно-исторического процесса
Сорокин, подобно Данилевскому, Шпенглеру и Тойнби, утверждает, что всякая культура имеет свой срок существования, она рождается, расцветает и умирает. «Как беспристрастный наблюдатель, я могу восхищаться всеми тремя типами культуры — идеационной, идеалистической и сенсетивной, но каждой только в период ее восхода и зрелости. В их упадке они заслуживают сожаления, а не восхищения»2. Причины гибели и смены культурных систем кроются в них самих, а не во внешних воздействиях. Каждая система ограничена и имеет свои пределы развития. Когда она молода, ее носители энергично реализуют заложенные в ней возможности. Но по мере исчерпания возможностей она утрачивает способность рождать новации. Израсходовавшая свой запас сил культурная система деградирует, становится инертной и вялой. Наступает кризис, который заканчивается тем, что разложившаяся и утратившая жизненные потенции система уступает доминирующее место другой, несущей в себе новые возможности. 1 В России господство идеационной культуры длилось до XVIII века. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русский философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. — С. 483-484. 2 Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. — N.Y., 1962. — Vol. 1. — P. xiii. Глава 14. Теории культурно-исторического процесса 401 Кризис современной культуры Изучение исторического прошлого дает Сорокину основание для оценки настоящего и будущего европейской цивилизации. Уже около шести столетий продолжается господство сенсетивной культуры в западном мире. Это было время колоссальных перемен в общественных отношениях, интенсивного, быстрого и плодотворного развития науки, техники, экономики, философии, искусства. Однако сенсетивная эпоха подходит к своему завершению. Сорокин перечисляет множество симптомов смертельной болезни сенсетивной культуры. Искусство становится «товаром для массовой продажи», «приложением к рекламе»1. Оно не возвышает личность, а принижает ее до уровня толпы. Размывается и теряет определенность система истины. В обществе происходит стирание грани между истиной и заблуждением, знанием и невежеством. Этические и юридические нормы девальвируются. Допустимым начинают считать все, что выгодно. Это позволяет оправдывать любое поведение. За деньги покупается все, включая и человеческую жизнь. Нравственность и право перестают объединять людей. Семья перестает быть нерушимым союзом мужа и жены, родителей и детей. Уменьшается безопасность жизни, исчезает духовный мир и счастье. В обществе под прикрытием демократии все больше воцаряется анархия. Свобода становится мифом для большинства и вседозволенностью для меньшинства. Идет «война всех против всех». Правительства делаются деспотичными (фашизм и сталинский социализм). Это движение назад, а не шаг к будущему. Все это, утверждает Сорокин, свидетельствует, что наша сенсетивная культура пережила себя. Это кризис почти всей нашей жизни, образа мыслей и поведения. Однако Сорокин не присоединяется к глобальному пессимизму Шпенглера. Согласно сорокинской схеме культурно-исторического процесса, вслед за эрой господства сенсетивной культуры наступает эра господства культуры идеационной. Речь должна идти не о гибели западной цивилизации, а о закономерной смене ее устаревшей формы на новую. 1 Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общества. — М., 1992.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.005 с.) |