О смысле понятия «духовная культура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О смысле понятия «духовная культура»



В данной книге духовная культура как особая область культурного пространства выделяется не по признаку «нематериальности», а по ее положению относительно «когнитивной», «ценностной» и «регулятивной» осей. Область духовной культуры отделяется от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей — технологической и социальной культуры. Мифология, религия, искусство, философия — основные формы духовной культуры, наиболее очевидным образом принадлежащие к ней. Их можно представить как пласты культурного пространства, параллельные «ценностной» и «когнитивной» осям (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Основные формы духовной культуры как пласты духовного пространства

X — «когнитивная» ось Y — «ценностная» ось Z — «регулятивная» ось

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

Часть II. Анатомия культуры

1. В отличие от технической и социальной культуры, духовная культура неутилитарна, по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни — «радости духа» — красота, знание, мудрость. Она нужна людям прежде всего сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней прагматических задач.

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный никакими практическими соображениями, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Безграничный простор для творчества предоставляет искусство.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой действительности существуют образы небывалых явлений: невиданные страны и планеты, ад для грешников и рай для праведников, мифические духи и боги, литературные герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь — может быть, даже больше, чем реальный мир.

4. Духовная культура — наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе и потому является самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, и потому духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Духовная культура нуждается в заботе и поддержке общества, сохранение и развитие ее требует от него усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она утрачивает внутреннее напряжение и движение, отступает на полки библиотек и в музейные запасники, покрывается там пылью и превращается в забытую, мертвую культуру.

В следующих разделах этой главы рассматриваются основные формы духовной культуры — мифология, религия, искусство1.

Курс философии читается во всех вузах, и поэтому нет необходимости на ней здесь останавливаться.

Глава 7. Духовная культура 155

Мифология

Сущность мифа

Миф — зародыш всей духовной культуры. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

Слово «миф» (от греч. myphos)буквально означает сказание, предание. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким-либо народом (или разными народами). Но миф — сказание, предание особого рода: миф — это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс, выражающий сущность мифа. Ведь люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла; а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других. Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, которая дает им «иные глаза» — иное в[и]дение мира.

В более поздней культуре миф нередко воспринимается как сказка. Но сказка — это уже не миф, поскольку она не претендует на то, чтобы быть достоверным описанием реальности. Даже маленькие дети не верят, что в сказке все «взаправду». Миф же по своей сути предназначен служить подлинным знанием того, что есть на самом деле. В этом принципиальное отличие мифа от сказки, а также от всякого художественного вымысла. Почему же люди, сочиняя мифы, верят в истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы — они живут в том мире, который описывается их мифами. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаружатся существенные расхождения.

Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Часть II. Анатомия культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.)