Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Технологическая культураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность и содержание технологической культуры Технология как культурный феномен Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры: ♦ Техника. ♦ Наука. ♦ Инженерия. Становление и развитие технологической культуры 1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код — больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности. 2. Рост техники — умений и знаний, предметного инвентаря. 3. Технические знания. Сначала — о правилах, затем — о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий. 4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» — создаваемой с помощью науки. 5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой. 6. Сближение науки с практикой — ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры. Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука — ее интеллектуальную «душу», а инженерия — ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Особенности технологической культуры: 1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы). 2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре). 3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре. 4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология). Приложение 443 5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности. Техника Техника — любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное). Предметная — материальные средства человеческой деятельности. Исполнительская — способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология). Различия между приводными и техническими объектами:
Функции техники в культуре 1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры. 2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач — ответ на «социальный заказ» культуры. 3. Создание инструментария культуры — средств и способов деятельности. 4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи. Образ техники в культуре Образ техники — существующее в культуре представление о ней. ♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами. ♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант — дар богов. ♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов. ♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса. ♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм). ♦ Национальные различия образа техники. ♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян. ♦ После Октябрьской революции — восхваление могущества техники. ♦ В XX веке — борьба двух тенденций — техницизма (технофилии)и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм — как зло. Приложение Опасности технического прогресса: 1. Обеднение духовной жизни человечества. 2. Превращение человека в раба техники. 3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек — не часть природы, а ее господин. 4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой. 5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей. Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса: 1. Развитие науки и инженерии. 2. Развитие духовной и социальной культуры. 3. Совершенствование системы управления обществом. Наука Наука — три смысла: ♦ особая совокупность знаний; ♦ особый вид деятельности; ♦ особая отрасль общественного труда. Научное знание — его особенности: 1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой. 2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений. 3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях. 4. Логическая строгость, точность и однозначность. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука — логически упорядоченная система. Научная деятельность ♦ Главный вид — исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п. ♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания. ♦ Этика научной деятельности. Ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т. д. Наука как отрасль общественного труда ♦ Учреждения и организации — институты, лаборатории, академии... ♦ Система научных коммуникаций — научные издания, журналы, патентная служба, конференции... Приложение 445 ♦ Дифференциация профессий и специальностей. ♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция. Периодизация развития науки 1. Iвек до н. э. — XVI век н. э. — период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI-XVII века — эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон. 3. XVIII-XIX века — классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса. 4. XX век — постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века — огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения. Социокультурные ориентиры науки ♦ Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза. ♦ Автономия и социальный контроль. Автономия науки — для свободы выбора тем, методов, целей исследования — условие ее развития. Но социальный контроль — чтобы исследования не наносили вреда обществу. ♦ Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности. Отношение общества к науке ♦ До Нового времени наука в общественном мнении — занятие чудаковатое и непонятное. ♦ В Новое время — рост авторитета науки. ♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, — рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм — реакция на эту силу. Инженерия Специфика инженерной деятельности ♦ Практическая деятельность — знание применяется для изменения реальной действительности. ♦ Связана с решением технических задач. ♦ Требует научных знаний. Инженерия — соединение науки и практики. Приложение Историческая эволюция инженерной культуры ♦ Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы — мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука). ♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars — искусство созидать новое. ♦ Эпоха Возрождения — развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной — рационально-научная инженерия. ♦ В Новое время — рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии. ♦ XX век: инженерия — одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела: 1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе). 2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки. 3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми. Сфера современной инженерии В XX веке — выход инженерии за пределы ее традиционной сферы — промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д. Инженерия в широком смысле ♦ Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация. ♦ Инженерия в широком смысле — любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов. ♦ С XX века — «постклассическая» инженерия. Горизонты инженерной культуры Дальнейшая экспансия и универсализация — выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно — включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии. Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.008 с.) |