Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к понятию «культура»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Просветительское понимание культуры: культура — мир разума. Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному. Два аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей. Аксиологический подход (из первого аспекта): культура — мир ценностей. Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но — в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности. Антропологический подход (из второго аспекта): культура — мир человека. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон). Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют сущности. Информационно-семиотическая концепция культуры Культура выступает как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности. Артефакты — продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий). Человеческая деятельность отличается от действий животных: ♦ свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда; ♦ созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием. Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями. Приложение 419 2) мир смыслов. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое — наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры. Виды смыслов: Знания — информация о свойствах объекта. Ценности — фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту. Регулятивы — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. 3) мир знаков. Знак — предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Явления культуры — знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми значение, смысл. Культура — особый тип информационного процесса. Культура в человеческом обществе — то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы. Культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Функции культуры 1. Информационная — культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта. 2. Адаптивная — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры. 3. Коммуникативная — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей. 4. Интегративная — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой. 5. Социализации — культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли, и результат этого процесса. Приложение Значения термина «культура» Под понятием «культура» могут подразумеваться: ♦ общечеловеческая культура; ♦ локальные культуры; ♦ этнические и национальные культуры; ♦ субкультуры — культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, легенды, иерархия); ♦ отдельные компоненты национальной культуры (культура труда, быта, художественная, правовая и т. п.); ♦ исторические типы культуры, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов; ♦ надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т. п.). Глава 2. Семиотика культуры Типы знаков Естественные знаки — вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления — «знак-признак»). Функциональные знаки: предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления. Иконические знаки — знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей Символы — знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом. Конвенциональные знаки — для них знаковая функция является главной. ♦ Сигналы — знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора). ♦ Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид (показания приборов, школьные оценки). Вербальные знаковые системы — естественные языки. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т. п.). Возникновение письменности: ♦ предметное письмо; ♦ рисуночное письмо (пиктография); Приложение 421 ♦ иероглифическое письмо; ♦ алфавитное письмо. Значение письменности: ♦ увеличение словарного состава языка; ♦ возникновение языковых норм и правил; ♦ возрастание объема циркулирующей в обществе информации; ♦ расширение возможностей передачи информации; ♦ возможность сохранения оригинальных мыслей — расширение возможностей для творчества; ♦ начало книгопечатания — демократизация знаний. Функции языка в культуре Когнитивные функции — язык как средство мышления. Коммуникативные функции — язык как средство общения. Язык как средство мышления. Функции: 1) номинативная — называние предмета мышления; 2) конструктивная — слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения; 3) аккумулятивная — результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке. Гипотеза Сепира—Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному. Но содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления. Язык как средство общения Функции: 1) референтная — передача информации о предмете сообщения; 2) экспрессивная — средство самовыражения коммуникатора; 3) импрессивная — средство воздействия на адресата; 4) поэтическая (эстетическая) — характеристика самого сообщения, его эстетических свойств. Культура речи определяется: ♦ соответствием литературным нормам; ♦ индивидуальным стилем. Отклонения: ♦ просторечие - неправильное построение слов и фраз; ♦ жаргоны — особенности языка отдельных социальных групп; 422 Приложение ♦ диалекты, говоры, наречия — особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе. Социокультурная дифференциация языков: ♦ языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский); ♦ национальные языки; ♦ племенные разговорные языки, не имеющие письменности; ♦ бесписьменные «одноаульные» языки с узкой сферой обращения. Глава 3. Культуры и народы Этническая и национальная культура Народ — объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти — культуре. ♦ Этногенетическая общность — этнос: социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями группы (историческая наследственность). ♦ Этносоциальная общность — нация: этносоциальная общность, имеющая общее семиотическое поле — систему общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, нормы поведения, символика и т. п.), которые обеспечивают взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Сравнение национальной и этнической культуры
Этнокультурные стереотипы Этнокультурный стереотип — упрощенное, зачастую искаженное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Приложение 423 Автостереотипы — представления о своем народе. Формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Важная часть национального самосознания. ♦ Народ всегда идеализирует себя, вносит все позитивные черты, необходимые для выживания в данные социально-географических условиях. ♦ Включаются черты, которыми люди пытаются оправдать недостатки образа жизни. Гетеростереотипы — представления о другом народе. ♦ Всегда более критичны, чем автостереотипы. ♦ Служат источником национальных предрассудков и предубеждений.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.007 с.) |