Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к понятию «культура»

Поиск

Просветительское понимание культуры: культура — мир разума.

Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному. Два аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей.

Аксиологический подход (из первого аспекта): культура — мир ценностей.

Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но — в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

Антропологический подход (из второго аспекта): культура — мир человека.

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).

Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют сущности.

Информационно-семиотическая концепция культуры

Культура выступает как:

1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности. Артефакты — продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий). Человеческая деятельность отличается от действий животных:

♦ свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;

♦ созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.

Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями.

Приложение 419

2) мир смыслов.

Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое — наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры.

Виды смыслов:

Знания — информация о свойствах объекта.

Ценности — фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту.

Регулятивы — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь.

3) мир знаков.

Знак — предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Явления культуры — знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми значение, смысл.

Культура — особый тип информационного процесса.

Культура в человеческом обществе — то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.

Культурасоциальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Функции культуры

1. Информационная — культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта.

2. Адаптивная — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры.

3. Коммуникативная — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей.

4. Интегративная — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой.

5. Социализации — культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли, и результат этого процесса.

Приложение

Значения термина «культура»

Под понятием «культура» могут подразумеваться:

общечеловеческая культура;

локальные культуры;

этнические и национальные культуры;

субкультуры — культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, легенды, иерархия);

отдельные компоненты национальной культуры (культура труда, быта, художественная, правовая и т. п.);

исторические типы культуры, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов;

надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т. п.).

Глава 2. Семиотика культуры

Типы знаков

Естественные знаки — вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления — «знак-признак»).

Функциональные знаки: предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

Иконические знаки — знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают; искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей

Символы — знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом.

Конвенциональные знаки — для них знаковая функция является главной.

Сигналы — знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора).

Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легкообозримый вид (показания приборов, школьные оценки).

Вербальные знаковые системы — естественные языки.

Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним (письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т. п.).

Возникновение письменности:

♦ предметное письмо;

♦ рисуночное письмо (пиктография);

Приложение 421

♦ иероглифическое письмо;

♦ алфавитное письмо. Значение письменности:

♦ увеличение словарного состава языка;

♦ возникновение языковых норм и правил;

♦ возрастание объема циркулирующей в обществе информации;

♦ расширение возможностей передачи информации;

♦ возможность сохранения оригинальных мыслей — расширение возможностей для творчества;

♦ начало книгопечатания — демократизация знаний.

Функции языка в культуре

Когнитивные функции — язык как средство мышления. Коммуникативные функции — язык как средство общения. Язык как средство мышления.

Функции:

1) номинативная — называние предмета мышления;

2) конструктивная — слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения;

3) аккумулятивная — результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке.

Гипотеза Сепира—Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному. Но содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления.

Язык как средство общения

Функции:

1) референтная — передача информации о предмете сообщения;

2) экспрессивная — средство самовыражения коммуникатора;

3) импрессивная — средство воздействия на адресата;

4) поэтическая (эстетическая) характеристика самого сообщения, его эстетических свойств.

Культура речи определяется:

♦ соответствием литературным нормам;

♦ индивидуальным стилем. Отклонения:

просторечие - неправильное построение слов и фраз;

жаргоны — особенности языка отдельных социальных групп;

422 Приложение

диалекты, говоры, наречия — особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе. Социокультурная дифференциация языков:

языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский);

национальные языки;

племенные разговорные языки, не имеющие письменности;

бесписьменные «одноаульные» языки с узкой сферой обращения.

Глава 3. Культуры и народы

Этническая и национальная культура

Народ — объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти — культуре.

♦ Этногенетическая общность — этнос: социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями группы (историческая наследственность).

♦ Этносоциальная общность — нация: этносоциальная общность, имеющая общее семиотическое поле — систему общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, нормы поведения, символика и т. п.), которые обеспечивают взаимопонимание и повседневное взаимодействие.

Сравнение национальной и этнической культуры

Этническая культура Национальная культура
  Исходный базис национальной культуры; зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства. Усваивается с детства в жизненном опыте общества.   Развивается на основе письменности и образования, воплощается литературе, искусстве, науке, философии, социально-политичес- ком и технологическом развитии. Овладение национальной культурой не достигается само собой, а требует обучения.
Средоточие — деревня. Средоточие — город.
Сохраняет, архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости. Открыта переменам, впитывает достижения других культур.
Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т. п. Нивелирует локальные различия.

Этнокультурные стереотипы

Этнокультурный стереотип — упрощенное, зачастую искаженное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

Приложение 423

Автостереотипы — представления о своем народе. Формируют нормы поведения, способствуют самоутверждению и объединению народа. Важная часть национального самосознания.

♦ Народ всегда идеализирует себя, вносит все позитивные черты, необходимые для выживания в данные социально-географических условиях.

♦ Включаются черты, которыми люди пытаются оправдать недостатки образа жизни.

Гетеростереотипы — представления о другом народе.

♦ Всегда более критичны, чем автостереотипы.

♦ Служат источником национальных предрассудков и предубеждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.007 с.)