Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормирование труда на тракторно - транспортные работы.

Поиск

Задание 1. Установить норму выработки на транспортировки зеленой массы на силос аналитически – экспериментальным способом.

Исходная информация

Вид работы: перевозка зеленой массы на силос.

Состав транспортного средства: МТЗ – 82 + 2 ПТС – 4.

Конструктивная грузоподъемность прицепа – 4 т.

Расстояние перевозки – 3 км. Группа дорог – 2.

Механизированная погрузка от комбайна, механизированная разгрузка. Сменная выработка комбайна – 35 т.

Средняя скорость движения транспортного средства:

¨с грузом – 17 км\час;

¨без груза – 20 км\час.

 

Таблица 12. - Материалы фотохронометражного наблюдения

 

  № п\п   Элементы трудового процесса в порядке последовательности их выполнения Текущее время   Продол-жительность   Шифр
час мин мин  
1. Начало работы        
2. Подготовка трактора к работе        
3. Заправка трактора        
4. Переезд на поле        
5. Простой        
  Подъезд под погрузку        
7. Погрузка        
8. Транспортировка груза        
9. Выгрузка        
10. Очистка прицепа        
11. Переезд на поле        
12. Погрузка        
13. Транспортировка груза        
14. Выгрузка        
15. Перерыв на личные надобности        
16. Переезд на поле        
17. Погрузка        
18. Транспортировка груза        
19. Выгрузка        
20. Простой        
21. Обед        
22. Переезд под погрузку        
23. Погрузка        
24. Простой        
25. Транспортировка груза        
26. Выгрузка        
27. Переезд на поле        
28. Перерыв на личные надобности        
29. Погрузка        
30. Транспортировка        
31. Выгрузка        
32. Очистка прицепа        
33. Переезд на поле        
34. Простой        
35. Погрузка        
36. Транспортировка        
37. Выгрузка        
38. Очистка прицепа        
39. Переезд на поле        
40. Погрузка        
41. Транспортировка        
42. Выгрузка        
43. Очистка прицепа        
44. Простой        
45. Переезд в гараж        
46. Технический осмотр        
47. Конец работы        

 

Инструментарий для выполнения задания 1:

Расчет норм выработки по этому способу осуществляется на основе материалов фотохронометражных наблюдений, проведенных в конкретных производственных условиях. В процессе наблюдения необходимо записывать:

¨ основные нормообразующие факторы – состав, грузоподъемность и скорость движения транспортного средства, вид и состояние груза, способ и средство выполнения погрузочно – разгрузочных работ, дорожные условия, расстояние перевозки;

¨ материалы выполнения трудового процесса по форме указанной в таблице 8.

Обработка материалов фотохронометражного наблюдения начинается с определения продолжительности каждой трудовой операции (элемента трудового процесса). Шифровка затрат времени смены на транспортных работах осуществляется следующим образом:

Тпз - подготовительно – заключительное время, куда входят затраты времени агрегата к переезду, переезд в начале и в конце смены, обслуживание прицепа, получение наряда, приемку и сдачу транспортного средства, подготовка исполнителя.

Тр – основное время работы составляет время движения тракторно-транспортного агрегата с грузом.

Тв – вспомогательное время включает затраты времени на движение агрегата без груза.

t\п и t\р – затраты времени на погрузку и разгрузку транспортного средства (погрузка и разгрузка прицепа, открывание и закрытие бортов, отправка, увязывание, развязывание и взвешивание груза, очистка кузова, маневрирование агрегата при подъезде под погрузку и разгрузку, прицепка и отцепление прицепа и др.).

Т пто – время перерывов, обусловленных технологией и организацией процесса, которое характеризует взаимные ожидания разнотипных агрегатов. Это может быть организационное ожидание, если связано с организационными причинами (ожидание транспортными средствами погрузчиков, комбайнов и др.) и случайное ожидание, если на работы влияют множество случайных факторов.

Тобс – время организационно – технического обслуживания транспортного средства в течение смены, включает время технических регулировок, смазки отдельных точек, подтяжки креплений, устранения неполадок, проверки качества работы, технологических регулировок.

Тотл – время на отдых и личные надобности исполнителя в течение смены.

П – простои по различным причинам.

После шифровки всех элементов трудового процесса суммируются одноименные затраты времени. Проверка правильности расчетов осуществляется следующим образом:

Тсм. факт. = Время окончания наблюдения – время начала наблюдения – обед = Тпз + Тр + Тв + t\п + t\р + Тобс Тпто +Тотл + П.

Далее составляется фактический баланс (Тсм факт.) и рассчитывают структуру времени смены (табл.13).

Таблица 13. - Фактический и рациональный баланс и структура затрат времени смены исполнителя на транспортных работах

 

  Затраты времени смены Баланс и структура
Фактический Рациональный
мин % мин %
Тпз     + +
Тр     - -
Тв     - -
t\п     - -
t\р     - -
Тобс     + +
Тпто     - -
Тотл     + +
Простои     - -
Тсм. факт.   100,0   100,0
Обед   - - -
Общая продолжительность наблюдения   - - -

 

Нормы выработки на транспортные работы, как и на других видах работ рассчитываются не на основе фактического, а рационального баланса времени смены. Поэтому после составления фактического баланса и структуры времени смены его внимательно анализируют и проектируют рациональный баланс. В рациональном балансе Тсм. должна соответствовать фактической продолжительности рабочей смены на конкретном предприятии.

При проектировании рационального баланса времени смены обычно сравнивают фактические затраты времени по видам с нормативными и устанавливают рациональную величину, применительно к конкретным условиям в которых выполняется работа.

В проектируемом балансе определяются рациональные затраты времени смены, только по тем видам, которые входят в расчет нормы выработки (в таблице они обозначены знаком «+»). Остальные затраты времени (обозначенные со знаком «-»), непосредственно связанные с выполнением производственного процесса, определяются при расчете нормы выработки как разница между продолжительностью времени смены и рациональными затратами времени, т.е.

Тр + Тв + t\п + t\р + Тпто = Тсм – (Тпз + Тобс + Тотл).

Сменная производительность транспортного средства измеряется количеством перевезенного груза в тоннах и определяется по формуле: Тсм – (Тпз + Тобс + Тотд)

Н выр = ---------------------------------------- х Груз. факт.

Т рейса

где, Тсм, Тпз, Тобс, Тотд – это затраты времени из рационального баланса (табл.9).

Т рейса – это среднее время одного рейса (продолжительность) транспортного средства, которое определяется по формуле:

2 L

Т рейса = t\п + t\р + (------- х 60) + t\пто

Vср.

где, t\п – среднее время одной погрузки транспортного средства, определятся на основе материалов фактического баланса:

Сумма t\п из фактического баланса

t\п = --------------------------------------------------;

n - количество рейсов

t\р – среднее время одной разгрузки транспортного средства, определяется на основе материалов фактического баланса по формуле:

Сумма t\р из фактического баланса

t\р = ----------------------------------------------------;

n – количество рейсов

t\пто – средняя продолжительность перерывов, обусловленных технологией и организацией процесса в расчете на один рейс, определяется аналогичным образом:

Сумма Тпто из фактического баланса

t\пто = ----------------------------------------------------;

n – количество рейсов

L – среднее расстояние перевозки грузов, км.

Средняя скорость движения транспортного средства (Vср.), определяется расчетным путем на основе фактической средней скорости с грузом (V c груз.) и без груза (V без груза), по материалам фотохронометражных наблюдений:

2 х Vс груз. х V без груза

Vср. = -----------------------------------------.

V с груз. + V без груза

60 – это переводной коэффициент часы в минутах.

Фактическая грузоподъемность транспортного средства (Груз. факт), определяется путем взвешивания. Если нет такой возможности, тогда - расчетным путем по формуле:

Груз.факт. = Груз. констр. х К исп. груз.

где, Груз. констр. – конструктивная (номинальная) грузоподъемность транспортного средства в тоннах.

К исп. груз. – коэффициент использования грузоподъемности. который зависит от класса груза (табл.14).

При организации и нормирования транспортных работ грузы классифицируются по степени использования номинальной грузоподъемности транспортного прицепа, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности (К.исп. груз.) – отношение фактической грузоподъемности к номинальной:

К.исп. груз. = Груз.факт.: Груз. констр.

По физико-механическим свойствам грузы делят на: твердые; жидкие; полужидкие; газообразные. Большинство сельскохозяйственных грузов относят к твердым, важнейшим параметрам которых является объемный вес. В зависимости от объемного веса грузы подразделяют на четыре класса.

К 1 классу относят грузы, для которых коэффициент использования грузоподъемности (К исп.груз.) – отношение фактической грузоподъемности к номинальной, равен 1,0 (К исп. груз. = 1,0).

Для грузов: 2 класса К исп. груз. = 0,8;

3 класса К исп. груз. = 0,6;

4 класса К исп. груз. = 0,5.

Таблица 14. - Номенклатура и классификация грузов (извлечение)

 

Наименование груза Класс груза
Бобы бобовые в мешках  
То же, навалом  
Вода обыкновенная  
Деревья, кусты, саженцы  
Зерно  
Капуста свежая  
Картофель  
Комбикорм  
Лесоматериалы  
Навоз перепревший \ свежий соломистый 1\2
Песок  
Пиломатериалы  
Свекла  
Сено и солома пресованные  
То же, непресованные  
Сенажная масса  
Силосная масса свежесрезанная  
Удобрения минеральные  
Фрукты свежие  
Ягоды свежие всякие  

 

Номенклатура и классификация грузов имеется в приложениях в экономических и нормативных справочниках (табл.10).

Подставив данные в вышеприведенные формулы, определяют норму выработки на транспортные работы.

 

Задание 2. Установить норму выработки (сменную производительность тракторно-транспортного агрегата) расчетно-аналитическим способом.

 

Инструментарий для выполнения задания 2:

Для того чтобы расчетным путем установить норму выработки или сменную производительность любого транспортного средства необходимо знать основные нормообразующие факторы: состав и конструктивная грузоподъемность транспортного средства; вид и состояние груза; способ погрузки и разгрузки; расстояние перевозки и группу дорог. Методика расчета норм труда при расчетно - аналитическом способе аналогична той, что изложена при аналитически - экспериментальном:

Тсм – (Тпз + Тобс + Тотд)

Нвыр = ---------------------------------------- х Груз. факт.

Т рейса

Разница состоит в том, что если при аналитически - экспериментальном способе показатели расчета нормы выработки в формуле определяются по материалам фотохронометражных наблюдений (т.е. конкретных производственных условий), то при расчетно-аналитическом способе показатели устанавливаются на основе нормативов, изложенных в нормативных сборниках, содержащие нормативы на транспортных работах. Для этого необходимо найти в нормативных справочниках такие нормативы, которые соответствовали бы конкретным нормообразующим факторам и в максимальной степени отражали бы реальные организационно-производственные и технико-технологические условия на рабочем месте.

Далее, рассмотрим, как при данном способе расчета норм выработки определяются эти показатели.

Тсм – установленная продолжительность рабочей смены в минутах.

Тпз, Тобс, Тотл – устанавливаются по нормативам времени из типовых справочников.

Норматив на подготовительно – заключительное время (Тпз) за смену устанавливается на основе нормативов времени (табл. 15).

Таблица 15. - Расстояние переезда и нормативы времени на выполнение операций подготовительно – заключительной работы

 

  Марка трактора Среднее расстояние переезда в начале и конце смены, км Подготовка агрегата к переезду, мин. Получение наряда, инструктаж, мин. Ежесменное техническое обслуживание трактора\ прицепа, мин.
К – 701       32\8
К – 700       30\8
Т – 150К       26\8
МТЗ – 80       20\5
ЮМЗ – 6Л, МТЗ – 50       18\5
Т – 40М       18\4
Т – 25А, Т – 16М       16\3
Т – 150, Т- 4М, Т- 4А       26\5
ДТ- 75М, ДТ – 75       24\5
Т – 54В       24\5
Т – 38М       18\4

 

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) прицепов грузоподъемностью 1 и 2 т. равно 4 и 6 мин; 9, 12, 4+4, 6+4, 6+6, 6+7, 6+9, 9+12 т. равно – 9 мин.

Таблица 16. - Нормативы времени на погрузку и разгрузку сельскохозяйственных грузов, мин.\1т

 

Класс груза   Способ Конструктивная грузоподъемность прицепа, т
погрузки разгрузки         4 + 4   9 + 12
Мех. Мех. 2,1 2,4 1,7 1,4 1,2 1,1 1,1
  Мех. Ручн. 11,4 7,9 6,2 5,1 3,3 - -
  Ручн. Мех.   13,5 9,8 7,7 5,4 - -
  Ручн. Ручн. 28,5   14,2 11,4 7,4 - -
  Мех. Мех. 2,5 3,1 2,1 1,8 1,4 1,3 1,3
  Мех. Ручн. 13,2 9,2 7,2   4,4 - -
  Ручн Мех. 21,2 13,2 10,9 8,6 6,5 - -
  Ручн. Ручн.   21,3   12,8 8,8 - -
  Мех. Мех. 4,7 4,8 3,9 3,5 3,7 3,6 3,5
  Мех. Ручн.   11,6 9,5 8,2 6,3 - -
  Ручн. Мех. 29,1 18,3 13,3 10,6 8,6 - -
  Ручн. Мех. 42,5     15,4 11,3 - -
  Мех. Мех. 6,5   7,7 7,5 7,8 7,7 7,6
  Мех. Ручн.     14,5 12,8 11,6 - -
  Ручн. Мех.   41,8   24,6 17,8 - -
  Ручн. Ручн.   48,6   29,6 21,8 - -

 

Нормативы времени на организационно – техническое обслуживание установлены для агрегатов с тракторами классов:

0,6 т и 0,9 т (Т – 16М, Т – 25А, Т – 40) Тобс = 5 мин;

1,4 т (МТЗ) Тобс = 6 мин.;

3 т (ДТ – 75, Т – 4, Т – 150, Т - 150 К) Тобс = 8 мин.;

более 3 т (К – 700, К – 701) Тобс = 10 мин.

Норматив времени на отдых и личные надобности исполнителей за смену во всех случаях принимается равным 5 мин и 10 мин., т.е. Тотл = 15 мин. при выполнении транспортных работ тракторами классов более 3т этот норматив увеличивается на 20%.

Время одного рейса определяется расчетным путем:

2 L

Т рейса = t\п + t\р + (------- х 60) + t\пто.

Vср.

Время на погрузку и разгрузку транспортного средства определяется на основе нормативов времени изложенных в таблице 16. Нормативы времени на погрузку и разгрузку сельскохозяйственных грузов даны в минутах на 1т. Тогда затраты времени на погрузку и разгрузку всего транспортного средства определяется по формуле:

t\п (t\р) = t\погруз.\1т (t\разгруз.\1т) х Груз. факт. + Доп.\ работа (мин\ прицеп) + t\пто.

Таблица 17. - Нормативы времени на элементы дополнительной

вспомогательной работы, мин на прицеп

Элемент вспомогательной работы Один прицеп Два прицепа
Взвешивание груза 1,5  
Очистка кузова   1,5
Открывание бортов 0,5 0,8
Увязывание и развязывание грузов    
Оформление документов    
Маневрирование агрегата    
Прицепление прицепа   -
Отцепление прицепа   -

Доп.\ работа (мин\ прицеп) – это нормативы времени на элементы дополнительной вспомогательной работы в минутах на прицеп, изложенные в таблице 13. Они включаются в расчетное время одного рейса в зависимости от технологии выполнения работ, то есть включаются только нормативы времени на те виды дополнительных работ, которые выполняются.

Время случайного ожидания на один рейс составляет в среднем 1 мин. (t\пто = 1 мин.).

Среднюю скорость движения тракторно-транспортного агрегата можно установить на основе нормативов, изложенной в таблице 14 по известной уже формуле. Фактическую грузоподъемность устанавливают расчетным путем.

Таблица 18. - Скорость движения тракторно-транспортных агрегатов

Нормативные показатели Марка трактора и конструктивная грузоподъемность прицепа
К-701 9т Т-150К 9т МТЗ-82 6т МТЗ-80 4т Т-150 6т Т-150 4т+4т
Скорость движения без груза с учетом группы дорог, км\час:            
          - -
  28,5       16,6 16,5
             
Скорость движения с грузом, км\час:            
Класс груза – 1, с учетом группы дорог:            
          - -
          16,3  
             
Класс груза - 2, с учетом группы дорог:            
          - -
          16,4  
             
Класс груза – 3, с учетом группы дорог:            
          - -
          16,5  
             
Класс груза – 4, с учетом группы дорог:            
          - -
             
             

Дорожные условия – характеризуются видом и состоянием покрытия дорог, определяющим скорость движения транспортных средств и их производительность. Все типы дорог по их состоянию делятся на 3 группы:

1 группа – дороги с твердым покрытием, грунтовые проселочные дороги в хорошем состоянии и снежные укатанные дороги;

2 группа – дороги гравийные, дороги щебенчатые разбитые, дороги проселочные, грунтовые разъезженные после дождя, стерня зерновых;

3 группа – дороги разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашня нормальной влажности и замершая, поле после уборки корнеклубнеплодов, переувлажненное, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу, снежный покров глубиной до 15 см.

 

Задание 3. Установить норму выработки на тракторно – транспортных работах на основе нормативных сборников по труду.

 

Инструментарий для выполнения задания 3:

Нормативно – исследовательскими станциями разработан нормативный сборник по труду, содержащий типовые нормы выработки и расхода топлива на тракторно - транспортные работы (6). Сборник состоит из двух частей: нормы и нормативы на общие транспортные работы и нормы и нормативы на перевозку сельскохозяйственной продукции при обслуживании бункерных и безбункерных и других мобильных агрегатов.

Нормы выработки дифференцированы в зависимости от следующих показателей: марка трактора и прицепа;

количество прицепов (состав агрегата);

способа погрузки и разгрузки транспортного средства;

группы дорог;

конструктивной грузоподъемности транспортного средства;

класс груза, вид груза;

расстояние перевозки.

Для технологического транспорта нормы выработки дифференцированы также и от сменной выработки комбайна. Поэтому для того, чтобы найти в типовом сборнике необходимую норму выработки для конкретных производственных условий необходимо знать величину указанных нормообразующих факторов (табл. 19).

Таблица 19. - Типовые нормы выработки и расхода топлива на тракторно – транспортные работы *

Транспортировка силосной массы от безбункерных комбайнов.

Тракторы МТЗ – 80, МТЗ – 82

(конструктиная грузоподъемность прицепа 4 т)

Группа дорог 2.

Расстояние перевозки, км Сменная норма выработки комбайна, т
24,9 – 30,0 30,1 – 36,4 36,5 – 44,2
Норма выработки, т\ расход топлива, л\т
2,6 – 3,5 16,5\2,8 18,2\2,3 19,8\2,0
3,6 – 4,5 15,0\3,1 16,4\2,6 18,0\2,3

 

* Извлечение из типового сборника (6, с. 338-356).

 

Задание.4. Сравнить установленные нормы выработки тремя способами и сделать соответствующие выводы.

Проанализировать фактический баланс времени смены исполнителя и разработать предложения по улучшению организации труда на транспортировки тракторно-транспортным агрегатом зеленой массы на силос.

Практическое занятие 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.)