ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



Перспективы развития рынка машин, оборудования и транспортных средств огромны. Экономика России постепенно растет и крепнет. А это значит, что рынок также будет расти. Тем более, что основные фонды большинства наших предприятий крайне изношены, а значит требуют пополнения и обновления.

И поскольку, во второй главе были более подробны рассмотрены такие сегменты рынка машин, оборудования и транспортных средств, как рынок сельскохозяйственной техники и рынок легковых автомобилей, то и в данной главе хотелось бы остановиться на перспективах развития этих сегментов рынка.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

 

Как уже отмечалось выше, спрос на сельхозтехнику постепенно растет, рынок развивается. Отечественные производители занимают на данном рынке достаточно прочные позиции, и все же угроза завоевания большей доли рынка иностранными компаниями имеется. Со временем цены на нашу сельхозтехнику будут приближаться к мировым, и тогда производителям тракторов и комбайнов ничего не останется, как под угрозой иностранного вторжения объединятся в многопрофильные корпорации. Тем более, что мировой опыт показывает: объединение тракторных и комбайновых мощностей в рамках одной компании позволяет занять более устойчивые позиции на рынке, в частности из-за разницы по времени колебаний спроса на тракторы и комбайны.

Есть и другой резон для интеграции отечественных производителей: чтобы создать новый трактор или комбайн, способный на равных конкурировать с иностранным, необходимы значительные инвестиции. А их проще выделить более крупной структуре. Поэтому центростремительные силы в российском сельхозмашиностроении рано или поздно приведут к созданию двух-трех, а может быть даже одной сверхкрупной сельхозмашиностроительной корпорации. Кроме того, управление компаниями должно стать более совершенным. Некоторые производители сельхозтехники для обеспечения большей гибкости своих предприятий уже отсекли все, что не имеет прямого отношения к производству (социальную сферу, ТЭЦ и так далее). Также решению этой задачи способствует разделение заводов на несколько бизнесов, у каждого из которых будет свое локальное управление. Например, на Волгоградском тракторном заводе таких бизнесов выделили четыре: тракторное производство, завод машиностроительных компонентов, производство военных заказов и эксплуатационные службы.

А для того, чтобы отечественная продукция была более привлекательной для потребителей, необходимо не забывать о гарантийном и сервисном обслуживании, а также о совершенствовании форм лизинга и кредита.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В предыдущей главе мы пришли к выводу, что отечественное автомобилестроение отстало от мирового как минимум на десять-пятнадцать лет, и наши машины не могут конкурировать с иномарками. Российское правительство пытается улучшить положение отечественного автопрома введением заградительных таможенных пошлин на подержанные иномарки, но это не выход, тягаться с иностранными гигантами наши компании не могут. Так, может быть, стоит просто поставить крест на национальном атопроме, открыв настежь рынок для иномарок. Нет, за отрасль необходимо побороться. Уж слишком важна она для экономики в смысле занятости, квалифицированного спроса на продукцию смежных производств. Закрывать важнейшие в технологическом смысле отрасли недопустимо, если мы не хотим скатиться на уровень второсортной страны. Да, надо отдавать себе отчет в том, что от автомобильной промышленности в том виде, в каком она существует сегодня, нам придется отказаться. Чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, без альянса с иностранными автогигантами нам уже не обойтись. Неизбежно сильное масштабирование, предстоит избавиться от неконкурентоспособных, избыточных, дублирующих производств, в лучшем случае нам удастся сохранить конкурентоспособные производства части комплектующих для западных моделей на совместных с иностранцами сборочных заводах. Ведь компании, производящие комплектующие, играют критическую роль в создании новых моделей – сегодня до половины и более инженерного времени при создании новых машин затрачивается на разработку комплектующих. И это будет достойный выход из создавшейся ситуации. Англичане, например, отказались от собственного производства, продали брэнды и производства иностранцам, и ничего. Государство должно стимулировать спрос все еще бедного в массе своей потребителя на качественные авто местной сборки. Опыт ряда развивающихся стран, в частности Бразилии – страны с самым быстрорастущим авторынком в мире, свидетельствует, что одной из важнейших составляющих успеха совместных с автограндами производств является массовое распространение продаж новых автомобилей в кредит. Конечно, не нужно организовывать кредитные распродажи на бюджетные деньги. Речь идет о включении соответствующих программ в качестве обязательных при создании сборочных производств в России. Пусть деньги ищут зарубежные автогранды, наши банки заодно научат работать с частником. Иначе собранные в России качественные иномарки будут просто экспортироваться на более богатые рынки. Ведь если наладить должную систему контроля качества, в России можно производить высококачественные автомобили иностранных моделей себестоимостью 6-9 тыс. долларов и продавать их на экспорт в два-три раза дороже.

Получается, что на нашем рынке в будущем лидерами станут автомобили, собранные на совместных предприятиях. Наши производители в кооперации с иностранными лидерами освоят новые технологии и в отдаленной перспективе уже на этой основе смогут самостоятельно выйти на мировой рынок. Примером такого опыта служит Япония. После второй мировой войны японцам пришлось начинать все с нуля, и они не постеснялись приобрести лицензии у американцев. А для дизайна своих автомобилей японцы приглашали итальянцев. Создав фундамент, они стали упорно доводить приобретенные продукты до совершенства и за весьма короткое время смогли сделать свои автомобили конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на мировом рынке. У нашего автопрома есть все шансы возродиться из пепла, просто для этого нужно постоянно самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной теме было рассмотрено современное состояние и перспективы развития рынка машин, оборудования и транспортных средств, в частности таких его сегментов, как рынок сельхозтезхники и рынок легковых автомобилей. Последние тенденции показывают, что спрос на данных сегментах рынка, да и на всем рынке в целом будет расти. А значит, у наших производителей есть все шансы увеличить свое производство и повысить прибыль. Но для того, чтобы занять большую заметную долю на рынке, необходимо обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Что является большой проблемой для нашей промышленности, не знавшей, что такое конкуренция и ограниченность в ресурсах долгие годы советской власти, а также изрядно потрепанной и разграбленной в годы перестройки и рыночных реформ.

И если в отрасли сельскохозяйственного машиностроения у наших производителей есть все шансы вообще вытеснить иностранных производителей с рынка, то в автомобилестроении ситуация гораздо сложнее. Наша продукция не выдерживает конкуренции с иномарками, даже не новыми. И здесь выход виден в сотрудничестве с зарубежными производителями. Тогда встает другая проблема. Как сделать так, чтобы западные компании развивали здесь свой бизнес, задействуя наши возможности. С этой точки зрения, по мнению экспертов, введение пошлин – правильный шаг. Для развития российского автопрома, привлечения инвестиций, совместных разработок введение заградительных пошлин – необходимый шаг. Иностранцы не захотят работать в России, если пошлины на подержанные авто будут ниже 30-35 %. Наша же задача – наладить совместное производство автомобилей в дешевом сегменте рынка, пять-семь тысяч долларов, и насытить ими рынок. Однако пошлины – это необходимый, но не достаточный шаг. Должен быть инвестиционный климат.

Инвентаризация состояния и помощь в развитии важнейших отраслей – это задача правительства, к решению которой оно медленно и с большой неохотой подступается. Государство просто обязано заниматься промышленной политикой. Это не значит, что нужно вкачивать куда-то деньги. Но выработать стратегию, дать четкие ориентиры отраслевому бизнесу по целям и срокам решения конкретных задач крайне необходимо. Иначе процесс утраты целых отраслей промышленности – на очереди авиапром, энергетическое машиностроение – будет продолжаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безверхов А. Вопреки географии. // Эксперт, № 21, 2003, с. 90-96.

2. Безверхов А. Некомплект. // Эксперт, № 25, 2003, с. 78-82.

3. Борисов В. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. // Экономист, № 7, 1999.

4. Борисов В., Балагурова Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, № 12, 2001.

5. Борисов В. Перспективы машиностроения. // Экономист, №1, 1998.

6. Верлин Е. Понятная игра. // Эксперт, № 14, 2002, с. 94-98.

7. Виньков А. Дети лизинга. // Эксперт, № 31, 2002, с. 58-62.

8. Виньков А. Когда маленькие едят больших. // Эксперт, № 31, 2002, с. 63.

9. Ивантер А. Дорогу русской иномарке. // Эксперт, № 33, 2002, с. 43.

10. Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности. Материалы научно-практической конференции. Под ред. В. М. Чистякова. – Новосибирск, 2002.

11. Осипов О. Какой автопром нам нужен. // Эксперт, № 19, Приложение Эксперт-Авто № 3, 1999, с. 1-3.

12. Павлов С. Иномарки ставят рекорды. // Эксперт, № 30, Приложение Эксперт-Авто № 8(30), 2001, с. 59-62.

13. Павлов С., Саутин А. Кризис преодолен. // Эксперт, № 41, Приложение Эксперт-Авто № 10(41), 2001, с. 82-89.

14. Российская промышленность: институциональное развитие. Выпуск 1 / Под ред. Т. Г. Долгопятовой. – М,: ГУ ВШЭ, 2002.

15. У АвтоВАЗа опять появился шанс (интервью с президентом и генеральным директором АО «АвтоВАЗ») // Эксперт, № 19, Приложение Эксперт-Авто № 3, 1999, с. 3-5.

16. Шохина Е., Безверхов А. Костыли для автопрома. // Эксперт, № 33, 2002, с. 40-43.

17. Экономические проблемы развития машиностроения / Э. П. Амосенко, В. А. Бажанов, Г. Я. Курбатова, Л. Я. Шкрабин. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993.

 


ТЕМА 2 «Цели, задачи и особенности оценки машин, оборудования и транспортных средств»

Цели оценки

Цели оценки Виды стоимости и особенности ее определения
Инвестирование Рассчитывается инвестиционная стоимость, которая может превышать рыночную из-за резкого сокращения сроков покупки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств. Инвестиции считаются эффективными, если суммарная текущая стоимость поступлений от реализации проекта превышает текущую стоимость всех затрат на машины, механизмы, оборудование и транспортные средства за период осуществления проекта, поэтому прогнозная стоимость движимого имущества, включенного в инвестиционный проект, затраты на доставку оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы чаще занижаются, чем завышаются
Страхование Страховая стоимость, которая может быть определена как остаточная балансовая стоимость (без учета элементов, не подверженных страховому случаю, например, фундаментов машин, коммуникаций и т. д.), рассчитывается на основе рыночной стоимости за вычетом реального износа или стоимости замещения, так как после страхового случая страхователю придется восстанавливать свое имущество, приобретая новые или подержанные аналогичные образцы техники. Поскольку ущерб от страхового случая рассчитывается по отдельным частям застрахованного имущества и для разных видов имущества применяются разные ставки страховых взносов (что объясняется разной степенью риска), расчет страховой стоимости должен быть выполнен поэлементно, т. е. по отдельным машинам, единицам оборудования, агрегатам, установкам и т. д. При этом составляется перечень уничтоженного, поврежденного и неповрежденного имущества, определяется их количество и стоимость, производится расчет суммы убытков
Ликвидация В условиях вынужденной продажи устанавливается рыночная стоимость (цена на аукционе). При этом оборудование срочно продают «в том виде, как оно есть, и в том месте, где оно находится» без гарантий. У покупателя мало информации об объекте из-за срочности сделки. При заключении сделки не принимается во внимание наличие ноу-хау, изобретений, товарных знаков, часто имеет место неполная комплектация оснасткой, инструментом, запчастями и т. д. Покупатель обычно самостоятельно демонтирует и доставляет оборудование, при этом ему приходится решать проблему сохранности оборудования
Залог Определение обязательств должника и перевод его материальных активов в денежные средства через их распродажу
Утилизация Если оборудование достигло предельного состояния вследствие износа или чрезвычайного события (аварии, пожара, взрыва и т.п.) и его капитальный ремонт нецелесообразен или когда оборудование потеряло полностью свою полезность, на него невозможно найти покупателя, а его реконструкция нецелесообразна, данная единица оборудования будет разобрана, какие-то детали и узлы, еще не выработавшие свой ресурс, будут использованы при ремонте других машин, проданы в виде запчастей либо найдут вторичное применение, но после предварительного восстановления или ремонта
Сдача в металлолом Производится группировка деталей по группам материалов и рассчитывается их масса. Оставшиеся детали и узлы сортируются по маркам материалов и сдаются в металлолом. Детали, неподдающиеся вторичной переработке, становятся безвозвратными отходами. Уходит в отвалы вторичная стоимость основных материалов, из которых состоит машина или единица оборудования (сталь, чугун, цветные металлы и сплавы и др.), если затраты на демонтаж, подготовку и транспортировку лома превысят стоимость массы материала. Такие ситуации возникают, например, при ликвидации химических резервуаров, буровых вышек, мощных фундаментов и т. д. По каждой детали или узлу стоимость определяют либо на основе цен вторичного рынка запасных частей, либо по остаточной стоимости с добавлением затрат на разборку, очистку, покраску, смазку и подготовку к продаже
Импорт Таможенная стоимость импортируемых машин и оборудования используется для начисления таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, НДС, акцизов, а также для определения штрафов и других санкций за таможенные правонарушения, ведения таможенной и внешнеэкономической статистики, осуществления валютного контроля. Декларант (импортер) заявляет таможенную стоимость импортируемых товаров, а проверяет ее и далее применяет таможенный орган. Таможенная стоимость определяется путем последовательного применения следующих методов оценки: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания стоимости; 5) метода сложения стоимости; 6) резервного метода
Лизинг Лизинговая стоимость оборудования отражается в заявлении на лизинг, заказе-наряде на поставку оборудования, договорах купли-' продажи, финансового лизинга. При оформлении лизинговой сделки оценивают первоначальную стоимость (отпускную рыночную цену) приобретаемого оборудования, так как объектом финансового лизинга может быть только новое оборудование. В процессе выполнения лизингового договора оценщик может определять остаточную или ликвидационную стоимость лизингового оборудования в случаях расторжения или истечения срока договора, наступления неплатежеспособности лизингополучателя или при грубых нарушениях в использовании оборудования, его порче

 

 

Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности только для целей совершения сделок с объектами оценки. Однако на практике перечень целей оценки машин, оборудования и транспортных средств гораздо шире. Существует множество целей оценки, установленных финансовым, налоговым, таможенным, уголовным, семейным, гражданским и административным законодательством. В настоящее время оценка машин, оборудования и транспортных средств осуществляется в следующих целях: при разработке бизнес-планов, для целей налогообложения, в судебном, уголовном и гражданском производстве, в таможенных целях, в процессе приватизации, при нотариальном заверении сделок, страховании, переоценке основных фондов, купле-продаже, мене, проведении конкурсов, аукционов и торгов, аренде и лизинге, внесении имущества в уставный капитал и выделении вклада участника общества (акционера) при выходе из общества, реорганизации и ликвидации общества, разделе, наследовании, дарении, залоге, переуступке прав владения, составлении брачного контракта, разрешении имущественных споров, передаче в доверительное управлении, возмещении ущерба, конфискации, инвентаризации, списании и утилизации машин, оборудования и транспортных средств.

Закон РФ “Об оценочной деятельности в РФ”, принятый Госуд. думой 16 июля 1998 года определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности и объектов оценки для целей совершения сделок с объектами оценки. Ст.3 закона определяет понятие оценочной деятельности: под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. При этом, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки на отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах, объект оценки представлен на открытом рынке длительное время, цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

К объектам оценки относятся:

-отдельные материальные объекты (вещи);

-движимое и недвижимое имущество;

-право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

-права требования, обязательства (долги);

-работы, услуги, информация;

-иные объекты гражданских прав, в отношении которых Законодательством РФ установлена возможность на участие в гражданском обороте.

А субъектами оценки являются: юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, деятельность которых регулируется Законом об оценочной деятельности (оценщики), а с другой стороны- потребители их услуг (заказчики).

Закон об оценочной деятельности определяет, что результаты оценки и повторной оценки (переоценки) могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

При организации оценки объекта оценки определяется какая стоимость будет рассчитана. Если этого не указывается в правовом акте или договоре, то установлению подлежит рыночная стоимость

объекта.

Ст.7 закона допускает определение и таких видов стоимости как:

“действительная стоимость”, “разумная стоимость”, “эквивалентная стоимость”, “реальная стоимость” и другие.

Закон предусматривает и обязательность проведения оценки объектов в случаях:

-при определении стоимости объектов федеральной или муниципальной собственности в целях приватизации, передаче в аренду, в долговременное управление;

-при использовании объекта оценки в качестве предмета залога;

-при продаже или ином отчуждении объектов оценки;

-при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки;

-при передаче объектов оценки в качестве уставного капитала, а также при возникновении спора о стоимости объекта, в том числе:

1) при национализации имущества;

2) при ипотечном кредитовании физических и юридических лиц, в случае возникновении спора о величине стоимости предмета ипотеки;

3) при составлении брачных контрактов и разделе имущества;

4) при выкупе или ином изъятии имущества;

5) при проведении оценки в целях уплаты налогов, в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы.

Основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком, либо решение судебных органов.

Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта либо долговременного обслуживания заказчика по его заявлениям.

При оценке объектов оценки по решению судебных органов суд вправе самостоятельно определять конкретного оценщика.

Договор оценки в обязательном порядке должен содержать:

-основания заключения договора;

-вид объекта оценки;

-вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

-денежное вознаграждение за проведение оценки;

-сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности и о сроке, на который эта лицензия выдана.

В договоре должен быть точно указан объект оценки, а также его описание.

В отношении объектов оценки принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям, договор об оценке заключается с лицом, уполномоченным собственником на совершения сделки.

По результатам оценки оценщик составляет отчет. Отчет об оценке не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, и другие сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

-дата составления и порядковый номер отчета;

-основания для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

-юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на оценку данного вида имущества;

-точное описание объекта оценки и реквизиты заказчика-юридического лица;

-стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки , перечень использованной при проведении оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при этом допущения;

-последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

-дата определения стоимости объекта оценки;

-перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет подписывается лично оценщиком и заверяется печатью.

Все споры возникающие по результатам оценки рассматриваются исключительно судебными органами.

Судебные органы вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством РФ.

Закон определяет права и обязанности оценщика. Так, одним из прав оценщика является его права на выбор метода проведения оценки в соответствии со стандартами оценки.

Оценщик имеет право требовать от заказчика доступа ко всем имеющимся у него документам, касающимся объекта оценки, запрашивать у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки, привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков или других специалистов. Если заказчик нарушает условия договора о проведении оценки, оценщик имеет право отказаться от проведения оценки.

Оценщик обязан:

-соблюдать требование закона “Об оценочной деятельности в РФ” и других нормативных актов;

-обеспечивать сохранность полученных у заказчика или третьих лиц документов;

-предоставлять заказчику информацию о требовании законодательных актов по проведению оценки и все другие документы, касающиеся деятельности оценщика, по требованию заказчика;

-не разглашать полученную у этих лиц конфиденциальную информацию;

-хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

-по требованию правоохранительных органов предоставлять им

копии отчетов об оценке.

Закон гарантирует независимость оценщика: не допускается вмешательство заказчика или иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результатов оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки не может зависеть от итогов величины стоимости объекта оценки.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.

 

Ст. 18 Закона предусматривает, что контроль за осуществлением оценочной деятельности в РФ осуществляют органы, уполномоченные Правительством РФ и субъектами РФ -(уполномоченные органы) в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством РФ. Функции этих органов заключаются в следующем:

-контроль за осуществлением оценочной деятельности;

-регулирование оценочной деятельности;

-взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

-согласование проектов стандартов оценки;

-согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством РФ.

Ст.20 Закона указывает, что Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с Законодательством РФ. Порядок лицензирования определяется Правительством РФ. Получатель лицензии должен иметь государственную регистрацию, наличие документа об образовании, уплатить сбор за лицензирование.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Для любого оценщика необходимо:

- Знание теоретических основ оценочной деятельности;

- Умение определять и анализировать полученные знания об основных понятиях оценки стоимости, регулируемых законом «об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- Умение анализировать и применять на практике основные принципы оценки стоимости.

Также были подробно изучены принципы оценки машин, оборудования и транспортных средств и подходы, которые непосредственно на них базируются.

Список литературы

 

  1. Андрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2003 г.
  2. Андрианов Ю.В. Оценка стоимости подвижного состава автомобильного транспорта. Учебное пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2003 г.
  3. В. Есипов, Г. Маховиков, В. Терехова Оценка бизнеса. Учебник.-СПб: «Питер», 2001г.
  4. Основы оценочной деятельности. Учебное пособие / Под ред. Ф.Б. Риполь-Сарагоси.- М.: «Приор», 2001г.
  5. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) / Под ред. В.И. Кошкина.-М.: ИКФ «Экмос», 2002г.
  6. Оценка бизнеса / Под ред. А.Г. Грязновой М.А. Федотовой.-М.: Финансы и статистика, 2002г.
  7. Оценка недвижимости / Под ред. А.Г. Грязновой М.А. Федотовой.-М.: Финансы и статистика, 2002г.

 

Тема 3. Виды стоимости машин, оборудования и транспортных средств, принципы и процедуры её оценки.

 

Стоимость (оценочная) – это:

- денежное выражение ценности объекта собственности;

- текущая стоимость будущих выгод, которые приносит собственность её владельцу;

- количество одной вещи, которое можно получит в обмен на другую;

- текущая выгода в денежном выражении, которую владелец может получить от продажи собственности.

 

Цена – это:

- сумма, выплачиваемая за объект собственности, обычно отражающая уровень себестоимости и прибыли, и как правило, не равная оценочной стоимости.

 

В соответствии с международной практикой используют три разновидности рыночной стоимости для оценки машин и оборудования:

1. обоснованная рыночная стоимость при продолжающемся использовании – это оцененная величина в денежном выражении, на которую соглашаются готовые к совершению сделки покупатель и продавец, включающая затраты на установку, а также основывающаяся на предположении о том, что будущие прибыли достаточны для поддержания полученной величины стоимости;

2. обоснованная рыночная стоимость установленного оборудования – это оцененная величина установленной собственности в денежном выражении, на которую соглашаются готовые к совершению сделки покупатель и продавец, не испытывающие давления со стороны;

3. обоснованная рыночная стоимость при перемещении – это оценённая величина в денежном выражении, на которую соглашаются готовые к совершению сделки покупатель и продавец (причём обе стороны не испытывают никакого давления и действуют полностью осознанно), учитывающая затраты на перемещение собственности на другое место.

 

При оценке машин и оборудования широко используются следующие виды стоимостей:

1. полная стоимость воспроизводства – совокупность затрат, требующиеся на воспроизводство новой точной копии объекта собственности из тех же или очень похожих материалов, рассчитанная в текущих ценах;

2. полная стоимость замещения – текущая стоимость нового аналогичного объекта, эквивалентного по полезности оцениваемому объекту;

3. планомерная ликвидационная стоимость – расчётная валовая величина, выраженная в денежном эквиваленте, которую ожидается получить от продажи имущества при условии, что у продавца есть некоторый разумный период времени для поиска покупателя, и что он обязан продавать имущество в том виде, как оно есть, в том месте, где оно находится. Эту стоимость также называют стоимостью при упорядоченной ликвидации;

4. стоимость при ускоренной ликвидации – расчётная величина, выраженная в денежном эквиваленте, которую ожидается получить от открытой продажи имущества, проведённой должным образом с адекватной рекламой, при условии, что продавец обязан продать имущество срочно, в том виде как оно есть, и в том месте, где оно находится, (иногда эту стоимость называют вынужденной ликвидационной стоимостью);

5. утилизационная стоимость – её ещё называют «остаточной ликвидационной стоимостью) – это стоимость которую ожидается получить от продажи выбывших активов или их составных компонентов для альтернативного использования;

6. стоимость скрапа – это стоимость которую можно получить от продажи имущества, реализуемого не для продуктивного использования, а лишь как совокупность материалов, которые в нём находятся;

7. страховая стоимость замещения- полная стоимость замещения, отражённая в страховом полисе, за вычетом текущей стоимости тех элементов, исключение которых оговорено особо (если таковые есть);

8. страховая стоимость с учётом износа – это страховая стоимость замещения минус начисленный износ, учитываемый для целей страхования. Эту стоимость также называют остаточной страховой стоимостью;

9. восстановительная стоимость – это затраты на воспроизводство точной копии актива;

10. стоимость восстановления – величина затрат на ремонт, на восстановление до первоначального состояния.

 

Принципы оценки

 

Теоретической основой процесса оценки является система оценочных принципов. В мировой практике принято выделять четыре группы оценочных принципов.

1-я группа: принципы, основанные на представлениях потенциального собственника;

2-я группа: принципы, вытекающие из процесса эксплуатации недвижимости;

3-я группа: принципы, обусловленные действием рыночной среды;

4-я группа: принцип лучшего и наиболее эффективного использования;

Три подхода к оценке имущества раскрывают различные аспекты полезности.

С точки зрения сравнительного подхода рациональный покупатель не заплатит за объект оценки выше цены сопоставимого объекта обладающего такой же полезностью.

С позиций затратного подхода за продаваемый объект оценки нецелесообразно платить больше, чем будет стоить производство нового объекта аналогичной полезности в приемлемые сроки.

С точки зрения доходного подхода стоимость объекта определяется возможностями инвестирования в другие объекты аналогичной полезности, то есть в объекты, приносящие примерно одинаковый поток доходов.

Для некоторых видов объектов наибольшая полезность достигается, если они оцениваются как отдельные элементы, другие могут оказаться более полезными в качестве составной части группы (например, многофункциональные центры).

Принцип замещения означает, что при наличии определенного количества однородных (по полезности или доходности) объектов недвижимости самым высоким спросом будут пользоваться объекты с наименьшей ценой.

Данный принцип исходит из возможности альтернативного выбора для покупателя. То есть стоимость объекта зависит от того, имеются ли на рынке аналогичные или замещающие объекты.

Принцип замещения наиболее полно реализуется при новом строительстве, в районах массовой жилой или дачной застройки, когда преобладают однотипные земельные участки и высок уровень стандартизации архитектурных и градостроительных проектов зданий.

Принцип ожидания определяется тем, какой подход (с учетом величины и сроков получения) или какие выгоды и удобства от использования объекта, включая выручку от последующей перепродажи, ожидает получить потенциальный собственник. Данный принцип лежит в основе оценки доходным подходом и характеризует точку зрения потенциального пользователя на будущие доходы и их текущую стоимость. Например, стоимость земельного участка в населенном пункте, отведенном под жилую застройку, будет отражать капитализированную величину арендной платы (реальной или потенциально возможной), которую ожидает получить собственник от эксплуатации жилого дома.

Вторая группа принципов оценки обусловлена процессом эксплуатации объектов оценки и включает принципы вклада, остаточной продуктивности, сбалансированности, разделения.

Принцип вклада – для оценки стоимости объекта необходимо определить вклад каждого фактора и его важнейших элементов в формирование полезности и стоимости объекта.

Доходность объекта, например, для недвижимости определяется комбинацией четырех групп факторов: земли со строениями (если участок незастроенный, то только земли), оборудования и технических средств (для незастроенного участка – также зданий и сооружений), рабочей силы и менеджмента. При этом стоимость каждой группы факторов зависит от того, насколько увеличивается стоимость всего объекта недвижимости от их использования, с учетом имеющихся количественных и качественных характеристик.

Другими словами, вклад – это добавление в стоимость объекта, которое является результатом наличия конкретного фактора или его элементов.

Если рассматривать действие данного принципа в динамике по отношению к расширяющемуся объекту, то величина каждого последующего вклада может и не соответствовать конкретным затратам на создание рассматриваемого компонента, поскольку общая стоимость всего объекта не всегда выступает простой суммой стоимостей отдельных составляющих элементов.

В данном случае проявляется действие закона предельной производительн



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.017 с.)