Определение размера убытка и страхового возмещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение размера убытка и страхового возмещения



При признании факта наступления страхового случая страховщик обязан возместить страхователю убыток, возникший вследствие утраты, повреждения или гибели транспортного средства или отказа в работе отдельной его системы. Возмещение убытков производится путем выплаты суммы страхового возмещения.

Величина убытка определяется страховщиком или по его поручению экспертной организацией, имеющей соответствующую лицензию. В случае угона или хищения транспортного средства, застрахованного по риску «Угон», страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы по риску «Угон», действующей на дату наступления страхового случая.

В случае повреждения транспортного средства, застрахованного по риску «Ущерб», величина причиненного убытка признается равной стоимости выполнения ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих устранение повреждений, возникших в результате наступления страхового случая, и определяемой путем суммирования: расходов по оплате запасных частей, уменьшенных на процент износа, указанного в страховом полисе; расходов по оплате расходных материалов, необходимых для выполнения ремонтных работ; расходов по оплате выполнения необходимых ремонтных работ; расходов по оплате перевозки (эвакуации) транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, зарегистрированного органами ГИБДД, в результате которого транспортное средство получило повреждения, при которых его эксплуатация запрещена или технически не возможна.

Если договор страхования заключен на условии выплаты страхового возмещения «Без учета износа», то при определении величины убытка расходы по оплате запасных частей, необходимых для проведения ремонтных работ, учитываются в полном объеме.

Расходы по оплате запасных частей и расходных материалов, необходимых для проведения ремонтных работ, а также по оплате самих работ не могут превышать соответствующие среднерыночные цены, сложившиеся на дату наступления страхового случая в регионе эксплуатации транспортного средства, еслииное не предусмотрено договором страхования.

Расходы по оплате ремонтных работ определяются путем умножения трудоемкости работ, определенной в нормо-часах согласно нормативным документам завода-изготовителя, на стоимость одного нормо-часа, установленную на дату наступления страхового случая.

Если страхователь не согласен с величиной убытка, которая была определена страховщиком, то страхователь вправе провести за свой счет дополнительную экспертизу. При не достижении соглашения в отношении величины убытка, определенного в результате проведения дополнительной экспертизы стороны вправе обратиться в суд.

Если страховая сумма оказывается равным страховой стоимости транспортного средства, то страховое возмещение выплачивается в размере причиненного убытка, но не более страховой суммы, уменьшенной на сумму ранее произведенных выплат по соответствующему риску. Если страховая сумма меньше страховой стоимости, указанной в страховом полисе (договоре страхования), то возмещается только часть причиненного убытка пропорциональная отношению страховой суммы к страховой стоимости, но не более страховой суммы, уменьшенной на сумму ранее произведенных выплат по соответствующему риску.

Если в договоре страхования по какому-либо риску предусмотрены выплаты страхового возмещения на условии «По первому риску», то страховое возмещение выплачивается в размере причиненного убытка, но не более страховой суммы, уменьшенной на сумму ранее произведенных выплат по соответствующему риску.

Если величина убытка превышает страховую стоимость транспортного средства, то такое состояние поврежденного транспортного средства классифицируется как «конструктивная гибель», а страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы, установленной по риску «Ущерб», если на дату заключения договора страхования страховая сумма, установленная по риску «Ущерб», равна страховой стоимости транспортного средства, не производилось выплат сумм страхового возмещения по риску «Ущерб» и страхователь в установленном порядке оформил прекращение права собственности на поврежденное транспортное средство в пользу страховщика.

В остальных случаях размер страхового возмещения определяется путем вычитания из страховой суммы части остаточной стоимости неповрежденных деталей, узлов и элементов конструкции, пропорциональной отношению страховой суммы к страховой стоимости и ранее выплаченных сумм страхового возмещения по риску «Ущерб».

Определение стоимости АМТС на примере автомобиля «TOYOTA - VISTA»

Рассмотрим оценку автотранспортного средства на примере автомобиля «TOYOTA - VISTA». В результате проведенной работы, необходимо определить стоимость данного транспортного средства с учетом технического состояния, естественного износа, комплектности и дополнительной оснащенности.

Первым этапом оценки является описание объекта оценке:

1. Марка (модель) - «TOYOTA - VISTA»

2. Цвет – белый

3. Год выпуска – 1997

4. Общий пробег – 107200 км.

5. Длительность эксплуатации – 6,7 лет

Для расчета стоимости транспортного средства необходимо определить рыночную стоимость нового аналогичного транспортного средства и скорректировать полученную стоимость на величину износа.

На основании РД 37.009.015-98 «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического износа на момент предъявления»; «Цены на автотранспортные средства, трактора, автомобильные двигатели, мотоциклы, краны, автопогрузчики, шины. Отдел ценообразования НАМИ. «Союз НАМИ» М (2001)»; а также статистических данных и анализе регионального рынка, вычислена рыночная стоимость транспортного средства со следующими допущениями: в стоимости не учтены все скрытые дефекты узлов, агрегатов и кузова (кабины, рамы).

Рыночная стоимость нового аналогичного транспортного средства стандартной комплектации составляет 393 300, 00 р.

Для расчета величины износа транспортного средства, необходимо определить следующие параметры:

Общий пробег – 107200 км.

Среднегодовой пробег – 16,0 тыс. км.

Показатель износа по пробегу – 0,26 % на 1000 км пробега.

Год выпуска – 1997.

Длительность эксплуатации – 6,7 лет.

Показатель старения – 0, 91 % за год.

Коэффициент корректирования износа в зависимости от природно – климатических условий – 1,12.

Коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды – 1,07.

Коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось автомобильное транспортное средство – 1,075.

В соответствии с РД 37.009.015-98 износ (в %) при оценке транспортного средства может быть рассчитан по формуле:

Итр =(И1ф2ф),

где Пф – фактический пробег с начала эксплуатации или после капитального ремонта на дату осмотра, тыс. км;

Дф – фактическая длительность эксплуатации, лет;

И1 – показатель износа по пробегу, %/1000 км пробега;

И2 – временной показатель старения, % /год;

А2 – коэффициент корректирования износа в зависимости от природно – климатических условий;

А3 – коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды;

А4 – коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС.

Иф = (0,26*107200/1000+0,91*6,7)*1,12*1,07*1,075 = 43,8 %

Таким образом, остаточная стоимость транспортного средства с учетом всех факторов износа составляет:

393000*(100% - 43,8%) = 220248,00 р.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

В качестве рекомендации для оптимизации процесса оценки, оценщику необходимо учитывать ряд особенностей, отличающих машины и оборудование как объекты оценки от других видов имущества, прежде всего от зданий и сооружений; и, как правило, затрудняющих процесс оценки.

Во-первых, в данной предметной области нет таких обобщающих технико-экономических показателей как стоимость 1 кв. м площади, 1 куб. м объема, 1 погонного метра длины и т.д., широко используемых при оценке зданий, сооружений, передаточных устройств и облегчающих их оценку. Использование при оценке машин и оборудования удельных весовых стоимостей (стоимости 1 тонны веса, например), если и приемлемо, то в крайне редких случаях.

Во-вторых, номенклатура машин и оборудования, их функциональные конструктивные и эксплуатационные характеристики, а, следовательно, и ценовые параметры изменяются более динамично и радикально. Это обстоятельство резко сужает возможности и границы применения в целях оценки средних цен или индексов средних цен.

В-третьих, машины и оборудование редко воспроизводятся в виде точных копий, что во многих случаях делает невозможным прямое определение их восстановительной стоимости как стоимости воспроизводства. Она трактуется в этих случаях расширительно, т.е. не как стоимость воспроизводства, а как стоимость замещения, или (при отсутствии приемлемых аналогов) определяется индексными методами с учетом только что отмеченной ограниченности этого определения.

В-четвертых, для машин и оборудования гораздо более актуальной, чем для недвижимости, более трудной в определении и более значимой по своим последствиям является проблема физического и функционального (как морального, так и технологического) износа и обесценения. Здания и сооружения служат значительно дольше, чем машины и оборудование; смена поколений здесь происходит гораздо реже и с существенно меньшими экономическими потерями для собственников; к тому же устаревшие объекты недвижимости гораздо легче (путем реконструкции и расширения) приспособить к изменившимся условиям эксплуатации или даже к другому функциональному назначению, чем модернизировать устаревшие объекты техники.

В-пятых, при определении оценочной стоимости машин и оборудования, особенно сложных видов техники, необходимо учитывать степень их комплектности, а также соответствие стоимости требованиям стандартов, технических условий или другой нормативно-технической документации, внося соответствующие поправки. Нарушение условий комплектности снижает оценочную стоимость товара. Необходимо при этом различать частичную и полную потерю работоспособности в связи с некомплектностью оцениваемого оборудования. Так, отсутствие принтера оставляет персональный компьютер работоспособным, но снижает его оценочную стоимость. С оценкой сложной техники связана еще одна проблема — необходимость и возможность оценки этой техники не только в целом как единой системы или одной инвентарной единицы, но и по основным ее составляющим — узлам и агрегатам, которые на бухгалтерском учете рассматриваемого предприятия как самостоятельные инвентарные единицы могут и не состоять. Здесь возможны различные рассмотренные выше методические подходы.

В-шестых, при оценке машин и оборудования необходимо учитывать наличие или отсутствие системы гарантийного и постгарантийного (ремонтного) обслуживания, а также степень ремонтопригодности оцениваемых объектов в случае осуществления ремонта собственными силами пользователя. При этом следует иметь в виду, что она определяется не только «технической возможностью ремонта и сложностью его технологии, но и возможностью приобретения необходимого комплекта запасных частей. Так, для машин и оборудования, снятых с производства, как правило, прекращается и выпуск запчастей.

В-седьмых, перед всеми агентами товаропроводящей сети машин и оборудования (как на первичном, так и на вторичном рынках продаж) остро стоят задачи продвижения товара и расширения рынков сбыта. Поэтому они далеко не всегда ориентируются на его себестоимость, цену приобретения или остаточную балансовую стоимость при определении нижней границы цены предложения. В силу отмеченного обстоятельства она может быть и заниженной, что следует иметь в виду при ориентации на цены аналогов.

В-восьмых, в целях решения предыдущей задачи, у наиболее активных и, следовательно, наиболее массовых продавцов доля рекламных и маркетинговых затрат в цене единицы машины (оборудования) достигает достаточно больших величин, не позволяющих игнорировать их, что в некоторых случаях бывает необходимо, например, при оценке дефицитной продукции. В то же время определение оценщиком этих элементов продажной цены объектов-аналогов далеко не всегда возможно, что существенно усложняет процесс оценки.

В-девятых, при оценке стоимости машин и оборудования методами, относящимися к сравнительному подходу, необходимо учитывать ту стадию жизненного цикла», на которой находится в момент оценки либо сам оцениваемый объект, либо объект-аналог, внося соответствующие коррективы в определяемую величину стоимости.

В-десятых, оценку стоимости машин и оборудования, особенно простыми методами оценки (затратный и сравнительный подходы) затрудняет высокий удельный вес импортного оборудования, как в составе действующего машинного парка, так и особенно на сегодняшнем российском рынке машин: отечественные и импортные машины, как правило, не сопоставимы не только по техническому уровню и уровню качества, но и по ценам; монопольное, в ряде случаев, положение импортеров приводит к неоправданному завышению цен и т.д. Таким образом, в этой предметной области ситуация принципиально иная, чем в области оценки недвижимости, для которой характерно «естественное» ограничение иностранной конкуренции.

Оценщику следует также иметь в виду, что, согласно действующему законодательству, стоимость импортного товара складывается из его таможенной стоимости, суммы акцизов по подакцизным товарам, таможенной (импортной) пошлины, сборов за таможенное оформление, а также прочих накладных расходов по импорту без учета уплаченного НДС.

Что касается таможенной стоимости товаров, в том числе машин и оборудования, то состав этих стоимостей и методы их расчета определяются таможенным законодательством.

И, наконец, последней особенностью оценки машин и оборудования является «проблема размерности», порождаемая наложением трех взаимосвязанных факторов:

· многообразием видов, типов, и марок;

· многообразием производителей и продавцов;

· наличием на каждом предприятии большого числа инвентарных единиц техники (как разноименной, так и однотипной).

При этом каждое сочетание первых двух факторов (производителя, продавца и вида техники) порождает свою цену предложения. И профессиональный оценщик должен уметь ориентироваться в этом море цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы была подробно изучена ситуация на рынке оценочной деятельности и, главным образом, оценки машин, оборудования и транспортных средств. На основании исследования удалось выяснить, прежде всего, то что, начальная стадия развития рынка машин, оборудования и транспортных средств характеризовалась низкими ценами. Это было обусловлено массовым предложением движимого имущества приватизированных предприятий, новые собственники которых избавлялись от ненужного оборудования, и низкой остаточной стоимостью старого оборудования. Современное же состояние рынка движимого имущества характеризуется преобладанием оборудования в возрасте старше 10 лет и неуклонным ростом такого оборудования (с 42% в 1990 г. до 75% в настоящее время). Это объясняется низкими темпами обновления парка движимого имущества, в результате чего удельный вес оборудования в возрасте до 5 лет сократился с 29% в 1990 г. до 4% в настоящее время. Кроме того, критическое положение сложилось в сельском хозяйстве. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет 45 — 60% от нормативной потребности. Средний срок службы активной части фондов сельскохозяйственных предприятий приблизился к 30 годам, что вдвое выше эксплуатационных норм.

В отличие от рынка машин и оборудования, рынок автотранспортных средств находится на стадии развития, а вследствие этого все возрастает потребность в оценке для различных целей, (в том числе и страхования) и различных заказчиков (как юридических, так и физических лиц).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ;

2. Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001 года № 519 «Об утверждении стандартов оценки»;

3. РД 37.009.045-98 «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», с изменениями №1, №2;

4. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 31.12.97 г. №157 – ФЗ

5. Журнал Коммерсант «Деньги» №15(319) от 18.04.01.

6. Толковый словарь оценщика//Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: РОО, 1998. – 60 с.

7. Основы оценочной деятельности// Ф.Б. Риполь-Сарагосси, М.: «Приор», 2001 г., 240 с.

8. Оценка и налогообложение имущества предприятий//Бердникова Т.Б., М., 2003 г.

Организация и методы оценки предприятия (бизнеса)//Кошкин, М., 2002 г.

Тема 4. Классификация и идентификация машин, оборудование и транспортных средств.

 

Классификация – это система распределения по конкретным отличительным признакам. Классификация необходима: при проведении переоценки о/ф, оценке объекта при применении сравнительного подхода, когда известны технические характеристики оцениваемого и базового объекта.

Применяются следующие способы классификации объектов оценки:

А) по виду основных средств – на производственные или непроизводственные в зависимости от их вхождения в состав соответствующих подразделений предприятия;

Б) по этапу жизненного цикла объектов:

- недавно поступившие и подготавливающиеся к эксплуатации, монтирующиеся, отлаживающиеся, проходящие пробную эксплуатацию;

- находящиеся в эксплуатации;

- временно не эксплуатирующиеся;

- находящиеся на консервации, модернизации, переоснащении и т.д.;

- подготавливаемые к выбытию для продажи.

 

В) по праву собственности:

- относящиеся к собственным средствам предприятия;

- безвозмездно полученные во временное пользование;

- арендуемые у другого владельца;

- собственные, сданные в аренду.

 

Г) по способу приобретений и происхождения:

- отечественные, приобретенные новыми;

- импортные, приобретенные новыми;

- отечественные, приобретенные подержанными;

- импортные, приобретенные подержанными;

- изготовленные собственными силами.

 

Д) по степени универсальности:

- универсальные;

- специализированные;

- специальные.

 

Е) по функциональному назначение:

- основные фонды;

- товары для внешнеэкономической деятельности;

- отраслевые.

 

Для многих видов техники элементы классификации содержатся в их марках. Так, для грузовых автомобилей их класс подразделяется по полной массе:

1 кл – менее 1, т

2 кл – 1,2 – 2,0 т

3 -2-8 т

4 8-14 т

5 14-20 т

6 20-40 т

7 более 40 т

 

Обозначение вида соответствует конструктивному исполнению:

3-бортовыя;

4-тягач;

5 – самосвал;

6- цистерна;

7– фургон;

8-специальное исполнение.

 

Обозначение ЗИЛ –4331 расшифровывается как грузовой бортовой автомобиль с полной массой 8-14 тонн, автозавода им. Лихачёва.

Для легковых автомобилей вид = 1, а класс соответствует рабочему объёму двигателя:

1- менее 1,2 л особо малый;

2- 1,2-2,0 л, малый;

3- 2-4 л, средний;

4- более 4 л, большой.

 

Обозначение ВАЗ – 2108 расшифровывается как легковой автомобиль малого класса ВАЗ

 

Для всех автобусов вид – 2., а класс зависит от длины автобуса:

Класс Длина

2- до 5 м.

3- 6-7,5 м

4- 8-9,5 м

5- 10,5-12 м

6- 16,5 – 24 м.

 

Обозначение ЛиАЗ –5256 расшифровывается как автобус длиной 10,5-12 метров Ликинского автобусного завода.

Индекс модели универсального металлорежущего оборудования включает четыре цифры и несколько букв. Первые две цифры обозначают соответственно группу 9вид обработки) и тип (конструктивное исполнение) станка. Буквенные обозначения между 1 и 2 цифрами или 2-и3 цифрами означают модификацию базовой модели, буквы в конце индекса модели – класс точности станка.

П- повышенная точность;

В – высокая точность;

А – особо высокая точность.

Наличие системы программного управления отмечается буквой «Ф» с соответствующими цифрами, магазин с инструментами – «М». Остальные цифры в индексе модели означают максимальный размер обрабатываемой заготовки или другой основной размерный параметр станка.

Установление при оценке соответствия между документацией на объект и его реальным состоянием носит название идентификации.

При идентификации следует дать описание (листинг) оцениваемого объект, которое имеет следующую структуру:

- наименование, марка (модель) объекта;

- назначение и принцип действия;

- масса и габариты;

- основные технические характеристики, позволяющие определить потребительские свойства объекта;

- характеристика системы управления;

- комплектация, включая приспособления, управляющие программы и инструмент;

- год изготовление и дату ввода в эксплуатацию;

- сведения об установке на фундамент и подключения к энергетическим и информационным сетям;

- сведения о ремонте и техническом обслуживании, замене его отдельных узлов и агрегатов;

- наименование и реквизиты изготовителя.

 

Идентификация проводится в два этапа. На первом этапе анализируется инвентарная запись, и уточняются его технико – экономические характеристики.

Второй этап проводится на месте установки объекта и предполагает изучение имеющихся документов на объект, его комплектности, работоспособности и фактического состояния.

 

Тема 5. Роль, основные принципы и задачи технической экспертизы машин, оборудования и транспортных средств.

Экспертиза - это вид научно-прак­тической деятельности экспертных организа­ций и специалистов по различным отраслям знаний, основанной на всестороннем иссле­довании, анализе и оценке технического состояния объекта оценки.

В соответствии с определени­ями, приведенными в законодательных актах при экспертизе используются следующие термины:

- экспертиза - действие, направ­ленное на получение объективных и полных данных о техническом состоянии объекта оценки;

-эксперт - лицо, обладающее специальными познаниями, навыком и опы­том, необходимыми для дачи объективного и полного заключения об оцениваемом объекте;

заключение страхового эксперта - подроб­ное описание проведенных исследований, сделанные в результате их расчеты, выводы и ответы на поставленные заказчиком экспер­тизы вопросы;

основные принципы, регулирующие экспертизу, - этические и профессио­нальные нормы, определяющие взаимоотно­шения эксперта (фирмы, оказывающей эк­спертные услуги) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться экспертами и фирмами, оказывающими экспертные услуги при оказании всех услуг по экспертизе и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих экспер­тизу.

Основными принципами экспер­тизы являются:

1) гарантирование объективности и досто­верности экспертизы для всех сторон, при­частных к объекту оценки;

2) компетентность и объективность лиц, учреждений и организаций, производящих экспертизу;

3) учет мирового уровня развития норм и правил проведения эксперти­зы международных соглашений;

4) сбалансированность экономических, технических и социальных интересов;

5) научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность, гласность;

6) безопасность и экономическая целесо­образность объектов экспертизы;

7) законность;

8) ответственность за достоверность и пол­ноту исследования, обоснованность рекомен­даций экспертизы.

Субъектами экспертизы являют­ся заказчики, организаторы экспертизы, а также эксперты.

Заказчиками страховой экспертизы могут быть органы государственной власти и само­управления, физические и юридические лица, заинтересованные в проведении такой эк­спертизы.

Заказчики могут вступать в отношения с экспертами непосредственно или через орга­низаторов экспертизы на основании догово­ров или поручений.

Организаторами экспертизы яв­ляются физические и юридические лица, которые на основании поручения или договора с заказчиками организовывают и производят экспертизу и представляют экспертные заключения. Экспертизу могут производить:

· специализированные экспертные орга­низации (учреждения, фирмы) по оказанию экспертных услуг, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности (ФЗ «Об оценочной деятельности»);

· органы, учреждения и предприятия ми­нистерств и ведомств - в части, касающейся экспертизы объектов, попадающих под спе­циализацию соответствующих ведомственных структур;

· общественные и профессиональные ор­ганизации или со­здаваемые ими специализированные форми­рования;

Потребителем услуг страховой экспертизы может быть физическое или юридическое лицо, которое по договору заказывает экспертизу или использует ее резуль­таты (выводы), а также имеет намерение заказать или использовать результаты экспертизы для собственных или обществен­ных нужд.

Процедура проведения экспер­тизы, осуществляемой поэтапно или в целом, предусматривает:

§ перед заключением сделки по купле –продаже собственности, сдаче в залог, аренду и т.д.;

§ в других необходимых случаях, касающихся оборотов собственности.

Основаниями для проведения страховой экспертизы являются:

-решения органов законодательной, госу­дарственной исполнительной власти и мес­тного самоуправления, принятые в пределах их полномочий;

-договоры на проведение экспер­тизы, заключенные между заказчиками, орга­низаторами экспертизы и экспер­тами.

Этапы проведения экспертизы транспортных средств:

1. идентификация транспортного средства

2. Внешний осмотр объекта оценки, который включает в себя следующую процедуру: идентификация транспортного средства; проведение внешнего осмотра с фиксацией замены или отсутствия базовых агрегатов; переоборудование тр-та; физического износа шин; неисправностей; эксплуатационных дефектов; следов ранее полученных повреждений.

3. Проведение инструментального контроля технического состояния ТС с привлечением специалистов и с использованием средств технического диагностирования.

4. Проверка работоспособности основных агрегатов, систем и приборов, а также функциональных качеств ТС на ходу.

5. Регистрация результатов осмотра в акте проверки технического состояния ТС.

 

В акте экспертизы фиксируются следующие сведения: (см. стр. 62 УМК)

Акт осмотра при аварии и для оценки составляется по разному. (там же)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.126 с.)