Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК

Поиск

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Учебно-методическое пособие

для практических занятий и самостоятельной работы

Бакалавров профиля «финансы и кредит»

По направлению «Экономика»

Орел – 2012

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

Учебно-методическое пособие

для практических занятий и самостоятельной работы

Бакалавров профиля «финансы и кредит»

По направлению «Экономика»

Орел – 2012

УДК

ББК

С

Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы по курсу «Экономика и социология труда» для бакалавров профиля «финансы и кредит», обучающихся по направлению «Экономика», разработанное д.э.н., профессором Прока Н.И., к.э.н., доцентом Сухочевой Н.А., к.э.н., доцентом Кравченко Т.С.

Рецензенты:

Третьякова Л.А., д.э.н., доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

Учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы бакалавров профиля «финансы и кредит» по направлению «Экономика», рассмотрено и одобрено на заседании кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК (Протокол № 15 от 02.04.2012 г.); на заседании методической комиссии экономического факультета (Протокол №10 от 18.05.2012 г.) и рекомендовано к изданию методическим советом ФГБОУ ВПО Орел ГАУ (Протокол № 8 от 07.06.2012 г.).

Издательство Орел ГАУ

СО Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Предисловие 5

Цели и задачи дисциплины «Экономика и социология» 6

Место дисциплины в структуре ООП 6

Практическое занятие 1:

«Методы сбора первичной социологической информации» 10

«Освоение методики разработки социологической анкеты» 15

Практическое занятие 2:

«Методика проведения включенного наблюдения» 18

«Составление и анализ баланса рабочего времени» 20

Практическое занятие 3 «Социометрический опрос» 25

Практическое занятие 4. Нормирование труда

На тракторно - транспортные работы. 29

Практическое занятие 5.

«Уровень и качество жизни населения» 41

Практическое занятие 6.

Тема: «Методика начисления заработной платы» 54

Практическое занятие 7

«Показатели уровня заработной платы работников

Организации АПК» 66

Практическое занятие 7.

«Рынок труда» 72

«Кадровое обеспечение системы управления персоналом» 78

Практическое занятие 8

«Трудовой договор, должностная инструкция, штатное расписание, положение по оплате труда» 81

Практическое занятие 9

«Модели мотивации и их использование

Для стимулирования работников» 90

«Основные правила подготовки и составления резюме» 93

Практическое занятие 10

«Тестирование студентов» 96

Темы рефератов 140

Вопросы к зачету 141

Глоссарий 142

Список литературы 143

Приложения 145

Предисловие

Рост наукоёмкости производства, быстрое обновление технологий и видов продукции, усиление ценовой конкуренции новизны и качества выдвигают на уровне производства на первый план интеллект, способности, талант, профессионализм работника. Однако, руководители сельскохозяйственных организаций находятся лишь на подступах к пониманию важности этой проблемы. Сегодня уже недостаточно простого заполнения вакансий для поддержания производства на должном уровне. Необходима система работы с персоналом, которая бы удовлетворяла растущие потребности в высококвалифицированных работниках, способных решать стратегические задачи. Характерная особенность сегодняшнего времени – это постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение и какие в нем происходят изменения. Бурно развивающиеся в нашей стране экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни населения, что приводит к осознанию значимости общения, взаимодействия и взаимоотношений в регулировании жизни и деятельности людей.

Недооценку важности человеческого фактора в управлении и развитии агросферы можно считать одной из главных причин ее неблагополучного экономического состояния. Важнейшая из наук, стремящаяся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, - экономика и социология труда. Эта отрасль современной науки, позволяющая ознакомиться с системой понятий и упорядоченных базовых представлений о поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Также социология труда формирует представления о взаимоотношениях социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Предметом изучения социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда.

Предметом изучения экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

Учебная дисциплина «Экономика и социология труда» сочетает в себе элементы управления персоналом, психологии управления, трудового права. Данное учебно – методическое пособие ставит своей целью вооружить студентов знаниями и представлениями о социально-экономических отношениях, складывающимися в рыночной среде, от эффективности, использования которых во многом зависят результаты деятельности и конкурентоспособность организации.

1. Цели освоения дисциплины

 

Дисциплина «Экономика и социология труда» ставит перед собой цель – систематизация знаний студентов по проблемам экономики и социологии труда на основе изучения актуальных проблем в сфере социально-трудовых отношений, ознакомления студентов с изменениями, происходящими на рынке труда и занятости, с достижениями мировой и отечественной науки и практики.

Задачи дисциплины вытекают из целей и методологии подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика» профиль «Финансы и кредит».

Задачи дисциплины:

ознакомить студентов с теоретической основой и законодательной базой социально-трудовых отношений;

сформировать комплекс теоретических знаний о социально-экономических факторах и ресурсах повышения эффективности аграрного труда;

вооружить студентов знаниями методологии и методик формирования человеческого капитала, мотивации, стимулирования, социальной политики в сфере труда;

сформировать знание и умение выявлять взаимосвязь социальных взаимоотношений в труде с экономикой;

ознакомить студентов с наиболее распространенными методами социологических и экономических исследований в сфере труда;

обобщить и изучить положительный опыт коллективов, отраслей, регионов, и разработать практические рекомендации по управлению социальными вопросами в сфере социологии труда;

сформировать системный комплекс знаний о структуре и динамике качества жизни и качества рабочей силы;

расширить теоретические знания о умениях и навыках, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях;

развить у студента стратегическое мышление, видение сложившихся ситуаций на уровне организации, понимания необходимости изучения взаимосвязей свойств индивида, отношений личности и государственного регулирования как факторов успешного и безопасного труда

.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Курс входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин направления «Экономика». Является дисциплиной профиля «Финансы и кредит».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для изучения дисциплины. Студент должен обладать следующими компетенциями:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

Дисциплинами предшествующими экономики и социологии труда являются Экономика предприятия, Эконометрика, Статистика, Менеджмент, Бизнес – планирование.

Дисциплина «Экономика и социология труда» является последующей для следующих дисциплин: Финансы предприятий, Финансовый менеджмент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.011 с.)