Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная земельная реформаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исключительная государственная собственность на землю, сплошная коллективизация сельского хозяйства обнаружили к середине 1980-х гг. глубокие противоречия в развитии земельных отношений. Бесплатный характер использования земли землепользователями имел своим последствием бесхозяйственность. Эти причины предопределили необходимость проведения комплекса экономических, правовых и иных мероприятий, направленных на коренное изменение земельного строя. 1 СЗСССР. 1935. № 11. Ст. 82. 2 СЗ СССР. 1935. № 34. Ст. 300. 3 ВВС СССР. 1968. № 51. Ст. 485. 10 Начало земельной реформе в Союзе ССР было положено принятием в 1990 г. Закона «О собственности в СССР»1, «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле»2. Этими нормативными актами была ликвидирована монополия союзного государства на землю; субъектами права собственности были признаны союзные и автономные округа, республики, автономные области и округа. Земельная реформа в России получила развитие с принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе»3. Указанным Законом и Республиканской программой проведения земельной реформы, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г.4, был определен механизм ее проведения. Земельная реформа была направлена на повышение эффективности использования земель, укрепление прав субъектов на землю, формирование эффективного механизма регулирования земельных отношений, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. В содержании земельной реформы можно выделить несколько направлений земельных преобразований: • меры правового характера (принятие значительного массива • меры экономического характера (в частности, реорганизация • меры организационного характера (создание специального В соответствии с упомянутым Законом земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационально- 1 ВВС СССР. 1990. № 11. Ст. 164. 2 ВВС СССР. 1990. № 10. Ст. 129. 3 ВВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327. 4 СП РСФСР. 1991. № 10. Ст. 134. 11 го использования и охраны земель на территории РФ. Входе реформы осуществляется наделение землей граждан, организаций с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РФ. Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе должно было произойти закрепление за местными органами прав по распоряжению землей, с одновременным уточнением административных границ, выявлением потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формированием специального фонда земель для их последующего перераспределения, установлением ставок земельного налога и цены земли. На втором этапе осуществляются передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение граждан и юридических лиц. В соответствии с положениями Земельного кодекса РСФСР 1991 г. в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись: • колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционер • гражданам РСФСР — в собственность, пожизненное наследу • гражданам РСФСР и других союзных республик — в пожиз Иностранным гражданам земельные участки в собственность и пожизненное наследуемое владение не передавались. Решения об изъятии и предоставлении земельных участков принимали местные Советы народных депутатов (с 1993 г. — местные администрации). Право частной собственности на землю было впервые предусмотрено в Законе РСФСР от 15 декабря 1990 г. № 423—1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного закона) РСФСР». Продажа или иное отчуждение земельных участков, кроме передачи по наследству, возможны были только государству (в лице Совета народных депутатов), на территории которого располо- 12
жен земельный участок. В течение 10 лет с момента приобретения прав собственности на земельный участок его купля-продажа не допускалась. Земельным кодексом РСФСР 1991 г. было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения (без согласия трудового коллектива) колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем. Кроме того, у колхозов и совхозов изымалась часть земель в районный фонд для создания других фермерских хозяйств. Был определен порядок их создания, наделения землей, выхода из хозяйств с земельными долями и имущественными паями. Постепенно право частной собственности на землю расширялось. Указом от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»1 собственникам земельных долей было предоставлено право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока: при выходе на пенсию, при передаче по наследству, переезде в другую местность и при вложении средств в местную перерабатывающую промышленность. Доли продавались членам колхоза (работникам совхоза) либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз. Существенное значение в развитии правового регулирования земельных отношений имел Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которым собственникам земельных участков были предоставлены широкие права по распоряжению участками. Конституция РФ 1993 г. закрепила частную, государственную, муниципальную и иные формы. Основные направления государственной земельной политики на современном этапе были определены в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999—2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июля 1999 г. № 6942. Правительство констатировало, что в России завершен только первый этап земельных преобразований. К январю 1999 г. в России произошли значительные изменения: • ликвидирована монополия государственной собственности • проведена реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, 1 ВВС. 1992. № 14. Ст. 761. 2 СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379. 13 мирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств; • сельским и городским жителям бесплатно переданы в соб • собственниками приватизированных предприятий и иных • зарегистрированы права граждан и юридических лиц на • введена плата за пользование землей, обеспечены поступ • количество сделок с землей постоянно растет и достигло В современный период происходит дальнейшее развитие изменений земельного строя. Так, по сведениям государственной статистической отчетности о сделках с землей только за 2006 г. в России было осуществлено 3921,4 тыс. сделок с государственными, муниципальными землями (105 214,8 тыс. га), более 623,7 тыс. сделок с частными земельными участками (1231, 8 тыс га). Наряду с положительными результатами заметно и то, что процессы реформирования в целом протекают непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В основном земельная реформа коснулась земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленная приватизация земли в городах не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель в соответствии с требованиями рынка и развитием городов. Для дальнейшего реформирования земельных отношений необходимо было принятие земельного законодательства, адекватно регулирующего сложившиеся общественные отношения. Для приведения устаревшего, противоречивого земельного законодательства в соответствие с новыми социально-экономическими условиями, сложившимися в Российской Федерации, был принят новый Земельный кодекс, который вступил в силу с 30 октября 2001 г. — со дня его официального опубликования. Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» признаны утратив- 14 шими силу многие нормативные акты, регулировавшие земельные отношения, в том числе и Земельный кодекс РСФСР 1991 г. Принятие Земельного кодекса РФ знаменует собой новую веху в развитии земельной реформы. Наличие значительного количества норм, позволяющих достаточно детально регулировать земельные отношения на федеральном уровне, не исключает и принятия нормативных актов по отдельным вопросам субъектами РФ ЗК РФ имеет несомненные достоинства, но также и целый ряд недостатков (в частности, противоречивые нормы, содержащиеся в нем, не всегда позволяют реализовать их правила на практике). Литература Быстрое Г. Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика // Государство и право. 2000. № 4. Голиченков А. К. Новый Земельный кодекс Российской Федерации: история, отличительные черты, значение // Экологическое право. 2003. № 1. Жариков Ю. Г., Шейнин Л. Б. Из истории земельного законодательства России // Законодательство и экономика. 1995. № 5—6. Земельное право России: Учебник / Ю. Г. Жариков, В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин. М., 2003. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристь, 2001. Казанцев Н. Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2006. № 2. КассоЛ. А. Русское поземельное право. М., 1906. Клюканова Л. Г. Земельно-правовая реформа в Российской Федерации // Правоведение. 2002. № 4. Российское законодательство X—XX вв. Документы крестьянской реформы. Т. 7. М.: Юр. лит., 1989. Сыродоев Н. А. История земельного права // Правоведение. 1999. № 4. Хауке О. А. Крестьянское земельное право. М., 1914. 15 Глава 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.008 с.) |