Реформы местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы местного самоуправления



Земская реформа. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения других реформ, в частности, создания органов местного самоуправления у бывших владельческих крестьян. Если раньше вся власть над ними сосредотачивалась в руках помещика, то после освобождения крестьян он ее утратил.

На уровне уездов и губерний институт самоуправления вводили «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», изданные 1 января 1864 года. В губерниях и уездах «Положения» на выборной основе создавали исполнительные – уездные и губернские земские управы и распорядительные – уездные и губернские земские собрания – земские органы самоуправления. И те и другие избирались на 3 года.

Выборы проходили по куриям и на основе имущественного ценза. Все избиратели делились на три категории (курии): 1) уездных землевладельцев, имевших не менее 200 десятин земли или недвижимость на сумму не менее 15 тысяч рублей (сюда в основном входили дворяне-помещики и торгово-промышленная буржуазия); 2) городских избирателей (купцы трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах, обладатели городской недвижимости); 3) выборных от сельских обществ (если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей, не предполагавшей имущественного ценза – многоступенчатыми: первоначально сельский сход выбирал представителей на волостной сход, затем волостной сход избирал выборщиков, которые, в свою очередь, на своем уездном съезде выбирали гласных уездного земского собрания). Многоступенчатость выборов по третьей курии правительству была нужна для того, чтобы провести в земства наиболее состоятельных и благонадежных представителей крестьянской среды. Она позволяла снизить возможность прямого влияния сельских и волостных крестьянских сходов на процедуру выборов, а, следовательно, предоставляла наибольшее влияние в земствах представителям от первых двух курий.

Основные функции земств лежали в плоскости хозяйственных и культурно-просветительских вопросов: образования, организации медицинской помощи на селе, ведения статистики, дорожного строительства, почтовой службы, социального попечения, страхового дела, и других. Для обеспечения этой деятельности земства нанимали соответствующих специалистов: врачей, учителей, агрономов и т.д. Они стали так называемым «третьим элементом» в земствах наряду с земскими гласными – депутатами земских собраний и членами земских управ.

Основным источником финансовых поступлений для осуществления земской деятельности были местные земские однопроцентные сборы с доходности земли и торгово-промышленных заведений.

Земства за период своего существования в сферах своей компетенции сделали не мало. Именно на плечи земств в пореформенный период легли вся тяжесть борьбы с эпидемиями, трудности строительства земских школ, создание стационарной системы медицинского обслуживания на селе и т.д.

Однако степень самостоятельности земств как органов самоуправления была очень ограниченной. Земства не имели права заниматься политическими проблемами. Председатели земских собраний напрямую зависели от мнения и распоряжений губернатора и министра внутренних дел, получивших право вмешиваться и даже определять ход деятельности земских учреждений. По указу 1867 года запрещалось межземское общение, по каким бы то ни было вопросам. Земства вводились только в великорусских губерниях. То есть лишь половина регионов получила органы самоуправления.

Тем не менее, реформа стимулировала усиление активности общества, общественной инициативы на местах. В 1870-1880-е гг. земские учреждения становятся центрами либеральной общественно-политической оппозиции, а земский либерализм – заметным явлением общественной жизни страны.

Городская реформа. Реформа городского самоуправления проводилась на тех же основаниях, что и Земская. «Городовое положение» от 16 июня 1870 года вводило местное самоуправление в 509 городах России. В первую очередь, на местах создавались распорядительные органы – городские думы, избираемые на 4 года на всесословных основаниях. Городские думы, в свою очередь, избирали на тот же срок состав исполнительных органов – городских управ во главе с городским головой. Последний являлся председателем как городской управы, так и городской думы.

Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались только мужчины с 25 лет, обладавшие имущественным цензом, плательщики городских налогов. Городские избиратели также делились на три курии, в зависимости от размера уплачиваемых в городскую казну сборов.

Круг вопросов, решаемых органами городского самоуправления, также ограничивался хозяйственной и культурно-просветительской сферами.

В целом, реформы самоуправления имели огромное общественное значение, так как ими был заложен «первый камень» в здание гражданского общества и демократического государства в дореволюционной России.

Судебная реформа

Судебная реформа являлась одним из самых последовательных и завершенных правительственных мероприятий 60-70-х годов XIX века. 20 ноября 1864 года были утверждены проекты судебных уставов. Они вводили новые принципы судопроизводства. Работа суда строилась на принципах бессословности, независимости от местной администрации, несменяемости судей, судебных следователей, равенства всех сословий перед законом, состязательности и гласности судебного процесса. Теперь судопроизводство предполагало участие присяжных заседателей и присяжных поверенных – адвокатов. Органы следствия отделялись от учреждений полиции.

Реформа создавала новую структуру судебных органов. Новая система была представлена судами двух видов – коронным и мировым. Ее структура копировала лучшие образцы европейского судопроизводства и ставила судебную систему России на уровень мировых стандартов. Верхней судебной инстанцией, обладающей правом кассации и апелляции судебных решений, становился Сенат. Решения Сената были обязательны для суда нижней инстанции – Окружной судебной палаты, занимавшейся как гражданскими, так и крупными уголовными делами. Юрисдикция судебной палаты распространялась, как правило, на территорию сразу нескольких губерний, являвшихся одновременно судебными округами. Центральным звеном судебной системы становился окружной губернский суд. Решения окружных губернских судов могли быть обжалованы в судебной палате только при условии, что они принимались в отсутствие суда присяжных заседателей.

Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких уголовных преступлений в уездах и городах учреждался мировой суд, состоявший из одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенной процедурой судопроизводства. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях сроком на 3 года. В губерниях, где не было земств, они назначались местной администрацией. Высшей, по отношению к мировому судье, инстанцией был уездный съезд мировых судей. Эта инстанция составляла мировой судебный округ. Мировой судья мог приговаривать к денежному штрафу на сумму не более 300 рублей, к аресту до 6 месяцев или к тюремному заключению на срок не более 1 года. Мировой суд с его ускоренным процессом, пользовался большой популярностью.

Функции судебного надзора передавались Министерству юстиции во главе с генерал-прокурором.

В ходе реформы отменялась такая средневековая черта российского судопроизводства, как телесные наказания. Их применение сохранилось только в волостном крестьянском суде, для податных сословий и солдатских арестантских подразделений.

Судебная реформа распространялась на 44 губернии, охватив чуть более половины регионов страны. Ее реализация затянулась на годы по причине недостатка финансовых средств и кадров профессиональных судебных чиновников. В регионах образование новых судов завершилось только к 1896 году.

Актуальность судебной реформы заключалась в том, что она формировала судебную структуру, соответствующую новым социальным и экономическим отношениям, построенным на принципах частной собственности. Та же отмена крепостного права порождала огромнейший слой мелких земельных собственников, расширяла пределы предпринимательской деятельности крестьян, тем самым, формируя множество нитей новых имущественных отношений, требующих адекватного судебного обеспечения.

Военная реформа

Реформа разрабатывалась и проводилась рядом военных деятелей во главе с Дмитрием Алексеевичем Милютиным – почетным членом Петербургской академии наук, профессором Военной академии, занимавшим должность военного министра с 1861 по 1881 гг.

Преобразования армии, реализуемые в 1860-1870-е гг., представляли собой целый комплекс мероприятий, осуществляемых по нескольким направлениям.

Первое направление военной реформы касалось системы преподавания в военных учебных заведениях. Процесс получения военного образования становился трехступенчатым. Начальный этап обучения проходил в военных гимназиях, созданных на базе кадетских корпусов в 1863 году. По программе общеобразовательных дисциплин они были приближены к реальным училищам. Воспитанники военных гимназий поступали в военные училища, созданные в 1864 году. Для специальной подготовки инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы 16 юнкерских училищ с трехлетним сроком обучения. Высшее военное образование было представлено сетью военных академий. Будущие высшие и штаб-офицеры получали образование в Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и Военно-юридической академиях.

Второе направление реформы было связано с реорганизацией военного управления и введением новой системы комплектования армии. Вся территория страны в 1864 г. разделялась на 15 военных округов со своим окружным командованием. Такое деление вводилось с целью повышения оперативности управления частями. Вместо принципа рекрутирования, с 1874 г. устанавливалась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, без различия сословий. Срок службы был сокращен с 25 лет до 15, а затем и до 6 лет в сухопутных войсках и до 7 – на флоте. Вводился институт резервистов. Отслужившие в сухопутных войсках уходили в запас на 9 лет. На флоте пребывание в запасе равнялось 3 годам. Сроки действительной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза.

Третье направление касалось технического перевооружения армии. С 1866 года гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. Первой винтовкой, поступившей в 1868 году на вооружение русской армии, стала т.н. «берданка» - однозарядная винтовка системы американского инженера Х. Бердана. Постепенно меняется и артиллерийский парк: на вооружение поступают стальные нарезные артиллерийские орудия. Начинается строительство военного парового флота.

В целом, военная реформа способствовала повышению боеспособности русской армии, что не замедлило сказаться на результатах Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.

5. 7. Реформа образования

Развитие промышленности и сельского хозяйства, создание новых органов власти и внедрение новых принципов управления, наконец, механизм проведения самих реформ требовали увеличения числа образованных специалистов. Прежде всего, на реализацию этой задачи и была направлена реформа образования.

Реформа начального образования. Четырнадцатогоиюля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Оно предоставляло право с разрешения властей открывать начальные учебные заведения, как общественным организациям, так и частным лицам, которые брали на себя задачу их материального обеспечения. Руководство учебным процессом отдавалось в руки уездных и губернских училищных советов. Программа начальных училищ состояла изобучения чтению, письму, четырем правилам арифметики, «Закону Божьему» и церковному пению. Во второй половине XIX в. существовало 4 вида народных училищ: частные (учрежденные на деньги частных лиц), министерские (учрежденные Министерством народного просвещения), земские (учрежденные земствами), церковно-приходские, учрежденные при сельских храмах.

Реформа среднего образования. В 1864 году был издан «Устав гимназий и прогимназий», определявший характер и структуру среднего образования. Гимназии делились на классические и реальные. Обучение в них длилось 7 лет, и было бессословным, хотя и платным. Классическая гимназия давала гуманитарное образование, в котором упор делался на древние языки – латинский и древнегреческий. Окончившие классическую гимназию могли поступить в университет без экзаменов. В реальных гимназиях основными были дисциплины математического и естественнонаучного циклов. Выпускники таких гимназий могли поступать в высшие технические учебные заведения. Реформа создавала также женские гимназии с сокращенным образовательным курсом.

Уставом 1864 года учреждались также прогимназии – четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии. Окончившие прогимназию могли поступать в пятый класс классической гимназии.

Реформа высшего образования. Реформа университетского образования реализовывалась через Университетский устав 1863 года, оказавшийся самым либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. На основании Устава в университетах создавались четыре факультета: физико-математический, юридический, историко-филологический и медицинский.

Расширялась университетская автономия: совет университета получал право решать самостоятельно все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Университет сам присуждал ученые степени и звания, распределял государственные финансовые средства по факультетам, открывал и разделял кафедры, отправлял сотрудников на стажировку, в том числе и за границу, выписывал любые зарубежные книги, газеты, журналы. Новый Устав утверждал выборность ректора и деканов факультетов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Права студенческого самоуправления Уставом не были предусмотрены. Студенты подлежали дисциплинарному суду, избираемому из профессорского состава университетским советом. Хотя женщины не получили права поступления в университеты, реформа позволила открывать частные высшие женские курсы.

Общий вывод. Великие реформы 1860-1870-х гг.,затронув почти все сферы общественной жизни: образование, экономику, местное самоуправление, армию, правовые отношения, заложили основы развития буржуазно-капиталистического индустриального общества в России. Однако преобразования в этих сферах не подкреплялись изменениями в политической структуре общества, кардинальной перестройкой государственной системы, органов и принципов центрального управления. Форма правления и политический режим остались без изменений. Предоставление характерной для классического капитализма свободы предпринимательства не сопровождалось развитием политических свобод. Буржуазные по своему характеру социальные отношения сохраняли пережитки феодальной эпохи. В этом и заключалось основное противоречие Великих реформ, содержавшее в себе зерна будущих социально-политических конфликтов. В целом, реформы, подтолкнувшие страну к большим переменам, носили компромиссный характер, а их результаты, в принципе, не устроили ни один из слоев общества.


VI. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС АЛЕКСАНДРА III

 

6.1 Идеология контрреформ

Период царствования императора Александра III (1881-1894 гг.) в истории называется временем контрреформ. Решающую роль в разработке идеологии контрреформ и их последую­щей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907гг.). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия. Однако в отличие от славянофильских идеологов К.П. Победо­носцев отвергал их тезис об особой роли земства в осуществлении единения царя с народом путем созыва земских соборов, так как видел в них угрозу ограничения самодержавной власти. Также идеологом контрреформ был М.Н. Катков, близкий по воззрениям К.П. Победоносцеву. Их взгляды оказали влияние на выработку внутренней политики рассматриваемого периода.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали не возврат к дореформенным порядкам, что было бы просто нелепостью, а консервацию и усечение прошлых преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и увеличение роли феодальных институтов типа общины. Это был ограниченно-консервативный вариант реформ, согласно которому предполагалось возвратить некоторые утраченные в период преобразований 1860 – 1870-х гг. сословно-феодальные элементы.

Программа Каткова – Победоносцева содержала идею укрепления экономической базы самодержавной власти через развитие национальной промышленной сферы. С их точки зрения экономическая политика должна была предусматривать протекционистские меры в области развития отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополий как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне.

 

6.2 Содержание контрреформ

В августе 1881 года был принят специальный закон – «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он вводился сроком на три года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но его действие постоянно продлялось вплоть до 1917 года. По данному закону уве­личивался штат жандармов, создавались охранные отделения, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам, вводился политический сыск.

В августе 1882 года вступили в действие новые «Временные прави­ла о печати», по которым лю­бое периодическое издание навсегда закрывалось, если его дея­тельность по решению одного из четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции, обер-прокурора Святейшего Синода) признавалась вредной для общества.

Университетский устав 1884 года упразднил внутреннюю автономию университетов, сократил права ученых советов. Назначение ректоров и замеще­ние профессорских вакансий теперь осуществлялось министром народного просвещения. При этом усиливалась роль попечителя учебного округа, который получил возможность вмешиваться в работу университетов. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд, увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 руб. в год.

Указанные меры составили своеобразный первичный блок контрреформ. Затем эта деятельность была продолжена Д.А. Толстым, который в декабре 1886 года представил Александру III программу пересмотра реформ, проведенных в годы предыдущего правления. Программа состояла из следующих пунктов:

- создание административных органов управления крестьянскими делами;

- сведение до минимума общественного самоуправления земских и городских учреждений;

- усиление власти министра внутрен­них дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими организациями;

- ограничение выборного начала при замещении должностей в структурах местного самоуправления и замену его системой государственного характера;

- предоставление значительных полномочий дворянству в вопросах местного управления;

- передача дел «по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью».

Александр III одобрил программу. Первым шагом по ее реализации стало введение 12 июля 1889 года института земских участковых началь­ников. В губерниях создавались земские участки (по 4-5 в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые заменяли мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь рассматривались или самими земскими начальниками или волостными судами, находившимися в их подчинении. Земские участковые начальники обладали полномочиями контроля над общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из местных дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших по­мещиков над сельскими крестьянскими обществами.

Следующим шагом в ограничении сферы земской деятельности явилось новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденное в 1890 году. Главной его целью являлось усиление в земствах позиций дворянства как самой благонадеж­ной категории населения. Задача решалась за счет изменения земской изби­рательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону заново де­лились на три разряда:

- крестьяне;

- дворяне, независимо от места владения имуществом (деревня или город);

- прочие сельские и го­родские сословия.

В результате общее число уездных гласных сократилось (с 13329 до 10229 человек), при этом дворянам отдавалось больше поло­вины мест, а крестьянам – всего 3167 (вместо прежних 5357). Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. Право участия в выборах теперь давало лишь владение землей или недвижи­мым имуществом на сумму не менее 15 тыс. руб. Таким образом, многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. Крестьяне выбирали в гласные по одному кандидату от волости. Позднее из числа кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных. То есть крестьянская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вы­нуждена проходить процедуру утверждения в административных ин­станциях.

Перед выборами составлялись избирательные списки, затем в назначенные губернатором дни проходили волостные сходы, а также съезды представителей прочих сословий. Гласные избирались на три года. Выбранные депутаты собирались на уездное земское собрание, которое, в свою очередь выбирало гласных на уровне губернии.

К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездных и 89,5% – в губернских земских собраниях. Но это не смогло серьезно уменьшить оппозиционность земств по отношению к самодержавию; в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.

Одиннадцатого июня 1892 года было принято новое «Городовое положение», предусматривавшее значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наи­более состоятельной части населения. Налоговый ценз заменялся имущественным, что уменьшало число лиц допущенных к выборам. Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав. По сравнению с «Городовым положением» 1870 года существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления. Все существенные решения городских дум, а также избранный руководящий состав (городской глава, члены управ) подлежали утверждению царской администрацией.

Сторонники контрреформ пытались серьезно поправить и судебные уставы 1864 года. Но их попытки практически не удались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом проводимой политики был курс на укрепление крестьянской общины как через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, так и за счет консервации правовых основ патриархального строя в деревне.

Закон 18 марта 1886 года затруднял крестьянские семейные разделы, так как теперь для этого тре­бовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 году были приняты постановления, ограничивающие права общины на передел зем­ли и закрепление наделов за крестьянами. С этого момента интервал между передела­ми не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него прого­лосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры имели целью защитить интересы зажиточной части крестьянства. Также в 1893 году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли и ограничивавший продажу крестьянских земель.

 

6.3 Модернизация экономики

В первой половине 80-х гг. XIX века в России удалось провести ряд экономических преобразований. Их инициатором стал Николай Христианович Бунге (министр финансов в 1881-1886 гг.) – один из последних, оставшихся во власти, сторонников политических идеалов 1860-х гг. По мнению Н.Х. Бунге, промышленное развитие тормозилось из-за отсутствия в стране совре­менного фабрично-заводского законодательства. Он стал инициатором его разработки и внедрения. Его усилиями был принят Закон 1 июня 1882 года, запрещавший труд малолетних детей на фабриках, а для подростков в возрасте от 12 до 15 лет, устанавливавший 8 часо­вой рабочий день. Также при Министерстве финансов была образована фабричная инспекция как орган надзора за соблюдением фабричного законодательства. Закон 3 июня 1886 года устанавливал правила найма и увольнения рабочих, а также условия оплаты труда. Одновременно в законодательстве предусматривались кара­тельные меры за участие в стачках, отказ от работы и угрозы в адрес фабрично-заводской администрации.

В 1881 году было ликвидировано временнообязанное состояние крестьян и понижены выкупные платежи.

Важной реформой стала проводимая в 1882 – 1886 гг. отмена подушной подати. Исключение этой повинности предполагало замену сословного налогообложения на­логами по имущественному признаку. В 1885 году были введены до­полнительные сборы к промысловому налогу: 3%-й с доходов акцио­нерных обществ и 5%-й с доходов от денежных капиталов.

Н.Х. Бунге пытался стабилизировать денежное обращение. При нем с 1881 года возобновилась чеканка серебряного рубля. Для кредитования народного хозяйства созданы Крес­тьянский (1882) и Дворянский земельные (1885) банки.

Следует отметить, что Н.Х. Бунге подвергался сильнейшему давлению со стороны партии контрреформ, так как его взгляды и дела расходились с ее экономичес­кими представлениями. В январе 1887 года он был снят с поста мини­стра финансов и назначен на почетный, но менее влиятельный пост председателя Комитета министров. Н.Х. Бунге сменил Иван Алексеевич Вышнеградский (1831–1895 гг.) – уче­ный-математик и предприниматель. По основным направлениям экономической политики он продолжил линию свое­го предшественника, направленную на увеличение косвенных налогов, поддержку промышленности.

Мероприятия, проведенные И.А. Вышнеградским (принятие нового повышенного таможенного тарифа (1891), повышение косвенных налогов и расширение налогообложения торговых и промышленных предприятий, усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности частного предпри­нимательства и др.) позволили в итоге достичь устойчивости финансовой системы.

И.А. Вышнеградский смог увеличить доходную часть бюджета с 958 млн до 1167 млн руб., а также не только ликвидировать финансовый дефицит, но и добиться некоторого превышения доходов над расходами.

В целях упорядочения железнодорожного хозяйства и унификации тарифов начался выкуп ряда частных дорог казной. К 1894 году в казенном управлении находилось уже 52% всех железных дорог.

В это время был создан золотой запас в размере свыше 500 млн руб., что позволило в дальнейшем сменившему Вышнеградского на посту министра финансов С. Ю. Витте провести денежную реформу (1897).

В плеяде российских реформаторов конца XIX – начала XX вв. Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915 гг.) занимал ключевое место. Начавший свою деятельность при Александре III, в историю России он вошел как крупный государственный деятель, способствовавший экономическому подъему страны. Его реформы (финансовая, налоговая и др.) до сих пор считаются образцовыми по формам и методам их осуществле­ния.

Проведенные С.Ю. Витте экономические мероприятия являлись продолжением политики протекционизма:

- защита промышленности от ино­странных конкурентов;

- финансовая реформа (1897);

- введение золотого обеспечения рубля;

- широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Его политика усиленного государственного регулирования промышленного развития страны, включала в себя также создание жесткой налоговой системы, повышение косвенных налогов, введение государственной винной монополии (1894), поддержку железнодорожного строительства.

Мероприятия, проведенные в экономической сфере стали важными для стабилизации внутренней ситуации в стране и модернизации ее экономики.

Общий вывод. В целом, курс Александра III и его окружения объективно не мог вернуть Россию к дореформенному устройству. Политикой контрреформ удалось лишь восстановить несколько утраченное дворянством сословное первен­ство в некоторых сферах жизнедеятельности общества, ограничить земско-либеральные выборные начала и укрепить неограниченную власть самодержавия. Проведенные же в это время мероприятия в экономической сфере имели существенное значение не только для рассматриваемого периода, но и для будущего развития страны, так или иначе, стимулируя буржуазно-капиталистические процессы, начатые в период Великих реформ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.044 с.)