Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи внутренней политики Николая IСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Николая I во многом определились в ходе следствия над декабристами. Вырабатывая свой внутриполитический курс, новый царь понимал необходимость преобразований в России. В Манифесте по случаю коронации (лето 1826 года) император обещал провести усовершенствование внутреннего состояния государства. Будучи достаточно образованным, волевым, прагматически мыслящим человеком, Николай I стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. Поэтому почти все министры и почти все губернаторы назначались из военных. Одной из первоочередных задач внутренней политики являлось укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Последовательное проведение принципов бюрократизации, централизации и милитаризации рассматривалось как эффективное средство борьбы с революционным движением и укрепления самодержавных порядков. При этом создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. Вместе с тем император ставил задачу подчинения всех сфер управления личному контролю, сосредоточения в своих руках решений как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства. Для решения различных вопросов учреждались секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства. Существенно ограничивалась компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их рассмотрению, решались также в специально созданных комитетах и комиссиях. 3.2 С.Е.И.В.К. [7] Усиление режима личной власти монарха проявлялось в деятельности разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Уже в первой год своего царствования Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала I отделением С.Е.И.В.К., в обязанности которого входила подготовка бумаг для императора и контроль за исполнением его повелений. В январе 1826 года было организовано II отделение Канцелярии для совершенствования и упорядочения законов, получившее название «кодификационного». В июле 1826 года создано III отделение (высшая полиция). В 1828 году к этим структурам прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими «благотворительными» учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя). В 1835 году для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. В 1843 году появилось VI (временное) отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение для политического режима имели II и III отделения С.Е.И.В.К. Во главе III отделения стоял генерал А.Х. Бенкендорф, являвшийся также шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. III отделение собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело сеть тайных агентов, а с 1840-х гг. тайную агентуру за рубежом для слежки за политическими эмигрантами. В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений, проверка состояния мест заключения, рассмотрение просьб и жалоб от населения. В результате очень жесткой внутренней политики император укрепил и стабилизировал государственную систему России. При этом самодержавие должно было опираться на прочную правовую основу, поэтому Николай I придавал большое значение кодификации законов. Кодификация законов Николай I был убежден, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства. Эту работу организовал возвращенный из ссылки М.М. Сперанский. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 года. Их опубликовали в 1830 году в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В 1832 году был издан 15-томный «Свод законов Российской империи», включавший в себя 40 тыс. статей действующего законодательства, расположенных в систематическом порядке. Кроме того, в 1839-1840 гг. были изданы подготовленные М.М. Сперанским (уже после его смерти) 12 томов «Свода военных постановлений», «Свод законов Великого княжества Финляндского», корпус законов для остзейских и западных губерний. Кодификация законодательства имела значение для усовершенствования юридических механизмов функционирования Российского государства. 3.4 Реформа образования Рассматривая события 14 декабря 1825 года как «пагубное последствие ложной системы воспитания», Николай I отдал распоряжение министру народного просвещения А.С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. 19 августа 1827 года последовал рескрипт Шишкову о запрещении принимать в гимназии и, тем более, в университеты крепостных крестьян. Усилился надзор за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 году Уставе учебных заведений. По новому Уставу начальное и среднее образование было разделено на три категории: 1) для детей «низших» сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой обучения (четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий); 2) для «средних сословий» (мещан и купцов) – трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история); 3) для детей дворян и чиновников – семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Этим, с одной стороны расширялась возможность получения образования – постоянно увеличивалось число гимназий и уездных училищ, а также количество учащихся в них. Но, с другой стороны, четко определялось социальное положение учащегося и соответственно получаемый им уровень образования. В Уставе учебных заведений говорилось, что деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться». В целом, в сфере образования ставилась конкретная цель – создание такой системы обучения и воспитания, которая исключала бы возможность развития революционных настроений и обязательно была бы направлена на формирование у учащихся верноподданнических и охранительных взглядов. Исполнителем этого курса становится министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Именно он в 1834 году создал известную социально-политическую доктрину – теорию «официальной народности». Основная формула этой теории: «православие – самодержавие – народность» стала идеологической основой всей системы гуманитарного образования и воспитания в России в XIX веке. Университетский устав 1835 года поставил задачу сблизить университеты с «коренными и спасительными началами русского управления» и ввести в них порядок военной службы при строгом соблюдении установленных форм, чиноначалия и точности в исполнении постановлений. Университеты попали в полную зависимость от попечителей учебных округов, а в Виленском, Харьковском и Киевском округах (как в наиболее «беспокойных») находились в ведении генерал-губернаторов. Устав 1835 года ограничил автономию университетов, хотя университетскому совету предоставлялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, утверждение избранных лиц на соответствующие должности становилось прерогативой министра народного просвещения. Устанавливался полицейский надзор за студентами. Вводились должности инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции. Вместе с тем Университетский устав 1835 года имел и ряд положительных сторон. Поднималось значение университетов и университетского образования. Восстанавливалось упраздненное в 1821 году преподавание философии. В Московском университете большое место заняли исторические дисциплины и изучение российского законодательства, в Петербургском – преподавание восточных языков и истории стран Востока, в Казанском университете – физико-математические дисциплины. Срок обучения в университетах увеличивался с трех до четырех лет. Вводилась практика двухгодичной стажировки молодых ученых из российских университетов за границей. Цензура Реакционная политика Николая I больше всего проявилась в области печати как важнейшего средства идеологического воздействия. Изданный в 1826 году цензурный устав получил у современников название «чугунного». По этому уставу цензоры обязывались не пропускать в печать ни одного произведения, в котором прямо или косвенно «колебалась христианская вера», порицалась монархия, высказывались мысли о необходимости преобразований и имелись рассуждения о конституциях. На цензуру возлагалась обязанность следить не только за политическим направлением печати, но даже и за литературными вкусами, так как «разврат нравов приуготовляется развратом вкусов». Введенные в 1828 года новые цензурные правила несколько смягчили требования цензурного устава 1826 года, сохранив основные положения. Результатом действия жесткой цензуры было прекращение изданий «Литературной газеты», журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп». Для борьбы с «крамольными идеями» с 1837 года властями осуществлялась проверка произведений, уже прошедших цензуру. В случае «недосмотра» цензор сам подвергался наказанию, в том числе ссылке. Поэтому проверяющие старались превзойти друг друга в служебном рвении, и придирались не только к словам, но и к тому, что подразумевалось между строк. Жестоко расправлялось царское правительство с раскольниками и сектантами, как вредными для общества элементами. Их арестовывали, ссылали в Сибирь, отдавали в солдаты, причем уничтожали целые поселения. По существу, отступление от официальной церковной организации рассматривалось как уголовное преступление. Польское восстание 1830 – 1831 гг. и его подавление дали повод Николаю I уничтожить элементы народного представительства и конституционализма в Польше. Вместо конституции, дарованной Александром I, в 1832 году вводился новый «Органический статут», по которому Царство Польское объявлялось «неотъемлемой частью» Российской империи, а российский император автоматически становился польским королем. Парламент (Сейм) прекращал свое существование, а польская армия распускалась. Управление Польшей возлагалось на Административный совет, возглавлявшийся российским наместником.
3.6 Сословная политика Для укрепления самодержавия Николай I стремился консолидировать его важнейшую опору – дворянство. В манифесте 1831 года предусматривались меры, направленные на достижение этой цели. Так, для лиц, имеющих право участвовать в выборах дворянских представителей на сословные и административные должности, повышались нормы имущественного ценза. Было установлено, что непосредственно в выборах могли принимать участие только те, кто имел в пределах губернии 3 тыс. десятин земли или не менее 100 душ крепостных. Дворяне, владевшие меньшим имуществом, могли выбирать только уполномоченных, а имевшие 5 душ или менее 150 десятин земли вообще к выборам не допускались. Ужесточался регламент присвоения дворянских званий (ценз повышался с VIII до V класса чинов государственной службы). Закон 1832 года ограничивал возможности проникновения в среду дворянства нарождающейся буржуазии. Для последней создавалась новая привилегированная сословная категория – «почетных граждан». Задачу уменьшить число лиц, получающих статус дворянина через выслугу согласно петровской Табели о рангах, решал Указ 1845 года о порядке приобретения дворянского звания. Если ранее личное дворянство полагалось дослужившимся по шкале государственной службы до 12-го ранга, а потомственное – достигшим 8-го, то теперь речь шла о 9-м и 5-м рангах соответственно. Чтобы приостановить дробление дворянских имений, в том же году издается указ о майоратах. По этому указу дозволялось учреждать (с согласия помещика) в имениях, насчитывающих свыше 1000 душ крестьян, майораты, т.е. владения, которые целиком передавались старшему сыну в семье и не дробились между другими наследниками. По существу Указ не получил практического применения. Всего к моменту отмены крепостного права было создано 17 майоратов. В целом, указанные меры в сословной политике Николая I были направлены на усиление позиций наиболее богатой, консервативно-привилегированной части дворянства. Экономические реформы В период правления Николая I, наиболее успешные преобразования проводились в экономико-финансовой сфере. Неоценимую роль в этом сыграл Е.Ф. Канкрин, занимавший с 1823 по 1844 гг. пост министра финансов России. Он являлся сторонником покровительства отечественной промышленности, выступал за протекционистскую таможенную политику, активно способствовал улучшению организации торговли. При нем в 1832 году были приняты новый Устав о векселях, Уставы о торговой несостоятельности, коммерческих судах, Петербургской бирже. Министру финансов удалось добиться пополнения казны за счет введения новых податей и сборов. Он восстановил систему винных откупов (1827), ввел уплату подушной подати инородцами (1827), снизил налог на соль и отменил внутренние судоходные пошлины. В 1839 – 1844 гг. Е.Ф. Канкрин провел масштабную финансовую реформу, направленную на укрепление положения российского рубля и стабилизацию финансовой системы страны. Денежная реформа последовательно прошла ряд основных этапов: - определение точного курса ассигнаций (бумажных денег) по отношению к серебряному рублю, который был официально объявлен главной денежной единицей: 3,5 рубля ассигнациями равнялось 1 серебряному рублю; - выпуск так называемых «депозиток», выдававшихся тем, кто сдавал государству металлические деньги или благородные металлы, и которые должны были храниться у государства и выдаваться по первому требованию; - выпуск кредитных билетов, обеспеченных серебряным фондом; - выкуп всех ассигнаций и замена их кредитными билетами, обеспеченными серебром и свободно размениваемыми на металлические монеты. В целом реформа прошла успешно, и финансовая система устойчиво действовала до Крымской войны. Главным в этот период оставался крестьянский вопрос, которым занималось множество секретных комитетов, создаваемых по указам императора в 1826, 1839, 1840, 1848 гг. с целью выработки вариантов постепенного облегчения «участи крестьян» и, в дальнейшем, отмены крепостного права. Но решить основную проблему российской действительности так и не удалось. Очень скоро в секретных комитетах перестали обсуждать проблемы глобальной отмены крепостного права, а рассматривали вопросы по упорядочению отношений между крестьянами и помещиками, улучшению управления удельными и государственными крестьянами. Акцент в крестьянском вопросе делался на государственных крестьянах, что не создавало угрозы недовольства со стороны помещиков. Эти крестьяне с давних пор жили общинами, которыми управляли выборные старосты и находились вне власти помещиков. С 1801 года они имели право приобретать в собственность землю, заключать договоры, свободно выбирать род занятий, переходить в городское сословие. Но их юридический статус не был гарантирован. Общины могли быть превращены в военные поселения, а сами государственные крестьяне – попасть в удельное ведомство (т.е. в собственность царской фамилии). Экономически они полностью зависели от государства, платили подати и несли повинности. Именно государственных крестьян Николай I решил сделать главным звеном при постепенном и осторожном разрешении крестьянского вопроса. В 1837 – 1841 гг. под руководством министра государственных имуществ П.Д. Киселева была осуществлена реформа управления государственными крестьянами. Считалось, что с помощью системы организационно-управленческих и правовых мер можно серьезно улучшить положение крестьянства. Было создано Министерство государственных имуществ, на местах – особые Палаты государственных имуществ, а в уездах – окружные управления. Основу их деятельности составляла реализация системы попечительства над крестьянами, суть которой заключалась в увеличении наделов малоземельных крестьян, налаживании равномерного оброчного обложения, организации переселения на свободные государственные земли, улучшении агротехники, строительство школ и пунктов медицинского обслуживания и др. Реформа не полностью оправдала возлагаемые на нее надежды и имела как негативные, так и позитивные последствия для государственных крестьян. Царское правительство через деятельность секретных комитетов пыталось найти новую форму освобождения крестьян от крепостной зависимости, которая заменила бы порядок отмены крепостного состояния, предусмотренный законом «О вольных хлебопашцах». Такой формой могла быть система инвентарей – специальных отношений, регламентирующих взаимодействие помещиков и крестьян, которые планировалось ввести в Западных губерниях. В итоге последовал царский указ «Об обязанных крестьянах» (1842 год), по которому помещики добровольно могли предоставлять крепостным личную свободу при условии аренды ими земли и несения четко обозначенных повинностей. Указ не имел серьезных практических последствий. Из 10 млн крестьянских душ лишь 24 тыс. заключили с помещиками соответствующие договоры. Последние правовые акты по крестьянскому вопросу в период царствования Николая I касались облегчения участи дворовых. В 1844 году помещики получили право отпускать крестьян на волю за выкуп. В 1847 году крестьянам предоставили возможность выкупаться с землей целыми семьями в случаях, когда имения продавались с торгов за долги. Но затем, все послабления относительно положения крестьян закончились. В 1848 году мощные революционные события охватили Европу, и Николай I под их влиянием прекратил всякие, даже непоследовательные, попытки преобразований в данном направлении. Во внутренней политике последних лет правления Николая I, с 1848 по 1855 гг., реакционно-репрессивная линия усилилась. В это время, особенно сильное влияние на политический курс оказывали революции 1848 – 1849 гг. в Европе. В результате Николаевская Россия стала образцом бюрократического полицейского государства, а российский император сыграл значительную роль в разгроме Венгерской революции. Общий вывод. Таким образом, преобразования, проведенные в России в первой половине ХIХ века, не затронули основ самодержавия. К концу Николаевской эпохи правительство не смогло полностью и всецело решить ни одного важного социального вопроса. Общественно-политический строй развивался по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Однако созданная в это время система государственного управления оказалась достаточно прочной и просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.015 с.) |